Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 140
Скачиваний: 2
Введение
Социально обеспечение – это комплексность общественных отношений, в которых идет распределение внебюджетных фондов социального страхования и перераспределение части государственного бюджета в целях удовлетворения различных потребностей физических лиц в случаях утраты заработка или трудового дохода, несения дополнительных расходов по содержанию и воспитанию детей, при отсутствии средств в объеме прожиточного минимума по объективным социально значимым причинам, а также по оказанию медицинской помощи и социальному обслуживанию, несение дополнительных расходов на воспитание детей и близких родственников, нуждающихся в уходе.
Идея социальной защиты населения употребительно к новым политическим и экономическим условиям в данное время находится в процессе разработки. В большинстве ее положений среди специалистов нет единого мнения. Под социальной защитой понимают деятельность государства, направленную на обеспечение на обеспечение процесса формирования и развития полноценной личности, выявление и нейтрализацию негативных факторов, воздействующих на личность, создание условий для самоопределения и утверждения в жизни.
Так же социальную защиту рассматривают как совокупность законодательно закрепленных экономических и правовых гарантий, которые обеспечивают выдерживание важнейших социальных прав граждан и достижение социально-приемлемого уровня жизни.
Тема исследования – финансирование социального обеспечения.
Актуальность темы данной курсовой работы вызвана тем, что новая система финансирования государственной системы социального обеспечения в настоящее время практически сформирована. Денежные средства на выплату трудовых пенсий, социально-страховых пособий и медицинскую помощь по ОМС концентрируются в централизованных внебюджетных фондах социального страхования.
Государственная социальная помощь, социальное обслуживание, льготы предоставляются за счет бюджетов различных уровней. Внебюджетные фонды представляют из себя самостоятельные финансово-кредитные учреждения. Финансы фондов находятся в государственной собственности и не входят в состав бюджета РФ, бюджетов субъектов РФ и административно-территориальных образований, поэтому и не могут быть изъяты.
Средства фондов состоят из:
- страховых взносов работодателей;
- финансирования из государственного бюджета;
- доходов от инвестиций;
- добровольных взносов.
Наемные работники платят взносы в пенсионный фонд РФ. Лица, которые занимаются предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, должны вносить взносы в пенсионный фонд и фонды ОМС.
Цель данной курсовой работы – исследовать механизм управления и финансирования социального обеспечения.
Основные задачи:
- изучение правоотношений в сфере социального обеспечения и основных фондов источников финансирования социального обеспечения;
- федерального фонда ОМС
- фонда социального страхования;
- изучение пенсионного фонда;
- негосударственных пенсионных фондов.
Объект исследования – правоотношения в сфере социального обеспечения.
Предмет – механизм финансирования социального обеспечения.
Глава 1. Правоотношения в сфере социального обеспечения
Правоотношения выражают ту точку зрения жизненного отношения между людьми, которое определяется нормами права. К тому же, не многие общественные отношения бывают юридическими. Отношения способны принять правовой характер лишь тогда, когда затрагивается тема об актах поведения, которое имеет социальную значимость. Если же дело касается мыслей и чувств, которые не отражают их действия, говорить об их юридической природе нельзя.
Правоотношение – это только одна сторона реального общественного отношения, которую можно определить нормой права, специфическая форма ее выражения[1].
Правоотношение посредством перевода общих установлений правовых норм в конкретных права и обязанности участников общественных отношений. Право в объективном смысле представляет собой совместность правовых норм, определяющих содержание прав и обязанностей не определенного круга субъектов. В них содержаться инструкции, которые относятся к множеству лиц, находящихся в сфере действия правовой нормы.
Правоотношение в сфере социального обеспечения — это улаженное правовыми нормами общественное отношение, которое возникает между государственными органами и физическими лицами по поводу предоставления денежных средств, услуг и льгот.
«Элементами правоотношений по социальному обеспечению являются:
- субъекты правоотношения;
- объекты правоотношения;
- содержание правоотношения;
- основания возникновения, изменения или прекращения правоотношений.
Субъекты правоотношений в сфере социального обеспечения:
- физические лица;
- государственные органы.
В качестве субъектов правоотношений являются следующие физические лица: граждане Российской Федерации, лица без гражданства, иностранцы, беженцы и переселенцы, семья в целом»[2].
Государство представляет собой субъект правоотношений по социальному обеспечению в лице своих органов: социальной защиты населения, здравоохранения, образования, службы занятости, внебюджетных социальных фондов.
Объекты социальных правоотношений
Серьезным предметом обсуждения в теории является научное определение объекта правоотношения. На ряду с этим «переплетаются» несколько концепций: интересов, благ, поведения.
Большей частью, положено различать объект (предмет) права и объект правоотношения. «Объект права — это общественные отношения, координируемые системой норм (правил)»[3].
Объект правоотношения — это всевозможные блага, которые стремятся получить ответственные субъекты, это состояния, которые они стремятся достичь и поведение, которого они ждут от обязанных субъектов. Говоря другими словами, теория на современном этапе утверждает о многомерности объектного содержания правоотношений. Это предметы материального мира, в том числе такие важные, как средства производства, и объекты духовной жизни. Сюда относятся и требуемое поведение субъектов, и результат этого поведения.
Объектами правоотношений по социальному обеспечению представляются, обычно, конкретные блага, по поводу которых они возникают. В ипостаси основных объектов правоотношений возможно выделить пенсии, пособия, компенсации и др.
«Пенсия — это денежное обеспечение, которое выплачивается каждый месяц за счет средств Пенсионного фонда РФ в качестве основного источника средств к существованию лицам, достигшим определенного возраста, потерявшим кормильца, за выслугу лет, при потере трудоспособности»[4].
«Государственные пособия представляют собой безмездные единовременные или периодические денежные выплаты, назначаемые гражданам за счет средств федерального и иных бюджетов Российской Федерации либо внебюджетных фондов в целях предоставления им содержания или оказания материальной помощи в случаях, установленных законом»[5].
Компенсация — это денежная выплата, выдаваемая гражданам в качестве дополнительной материальной поддержки с целью компенсации расходов, связанных с воплощением ими права на социальное обслуживание.
Юридические факты представляют собой объективные обстоятельства, с которыми законодательство связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношения, в том числе правоотношения в сфере социального обеспечения.
Способы социального обеспечения каждой страны имеют свои отличительные особенности в связи с конкретными социально-экономическими условиями. Привилегия на социальное обеспечение фиксирована в Конституции Российской Федерации и представляет собой сочетание взаимосвязанных организационных и законодательных мер.
Преимущественно в Российской Федерации социальная защита нетрудоспособных и малообеспеченных групп населения реализовывается по направлениям - социальное обеспечение и социальная помощь.
«Социальное обеспечение в России включает в себя следующие виды:
- пенсии (по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальные):
- пособия (временной нетрудоспособности, беременности и родам, многодетным и одиноким матерям, на детей в малообеспеченных семьях и военнослужащих срочной службы, инвалидов детства и др.);
- содержание и обслуживание престарелых и инвалидов в специальных учреждениях (домах-интернатах):
- профессиональное обучение и трудоустройство инвалидов:
- протезно-ортопедическую помощь, врачебно-трудовую экспертизу и реабилитацию инвалидов
- льготы и преимущества инвалидам»[6].
И хотя полагается, что всей системе социального обеспечения типичны общие черты, между тем каждый вид имеет свои особенности.
Действенность работы социальной системы по большей части зависит от доказанности механизма финансирования. Плату по социальному страхованию получают из страховых фондов, в которых размещаются собранные в виде налогов средства. Государственные капиталовложения выполняются за счет финансирования из бюджетных средств (местных и республиканских бюджетов). В конце концов, средства на социальное обеспечение сосредоточиваются, предпочтительно, в государственной службе, а так же фонде социального страхования.
Нынешняя система социальных служб включает в свой состав государственную, муниципальную и негосударственную службу. Все социальные службы направлены, предпочтительно, на обеспечение остронуждающихся лиц различными видами социальных услуг.
«В зависимости от направления социальных служб различаются функции ими выполняемые, которые были сгруппированы следующим образом:
1. функция социальной помощи, включающая в себя как учет, раскрытие лиц и профилактику бедности, и надомные услуги нуждающимся и т. д.;
2. функция консультирования включающая консультации специалистов по различным вопросам, касающихся социальных аспектов;
3. функция информирования населения, изучения и прогнозирования социальных нужд;
4. функция участия, которая предусматривает разработку чрезвычайных программ и помощь по преодолению последствий стихийных бедствий и социальных конфликтов»[7].
Надлежит отметить немаловажность следующих четырех принципов:
- принцип приоритета государственных начал в организации социальной службы и гарантировании прав граждан на получение социальных услуг:
-принцип опоры на общественное участие:
-принцип территориальности:
-принцип информированности: означающего право на сбор информации и сведений, необходимых социальным службам для выполнения их функций.
Также необходимо подчеркнуть для успешной деятельности системы социального обеспечения, роль системы управления социальной службой.
«В настоящее время управление социальной службой осуществляется органами социальной защиты населения совместно с органами здравоохранения, народного образования, культуры, физической культуры и спорта, правоохранительными органами, государственными службами по делам молодежи и занятости и иными органами управления, а также с общественными, религиозными, благотворительными организациями и фондами»[8].
В планах на будущее: большая помощь по координации деятельности по социальному обслуживанию населения может реализовывать местная администрация, состоящая из депутатов, представителей причастных организаций, финансовых и спонсорских кругов.