Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 142
Скачиваний: 2
2.1 Структура, задачи и средства фонда социального обеспечения
«Правовое положение Фонда социального страхования Российской Федерации определяется соответствующим Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. № 101 (в ред. Постановления Правительства РФ от 23 декабря 1999 г. № 1431)»[9].
Фонд социального страхования представляет из себя специализированное финансово-кредитное учреждение при Правительстве РФ, управляющее средствами государственного социального страхования Российской Федерации. Денежные средства и иное имущество, находящееся в оперативном управлении Фонда, а также имущество, зафиксированное за подведомственными Фонду учреждениями, являются федеральной собственностью.
«В состав Фонда социального страхования входят следующие исполнительные органы:
- центральные отраслевые отделения, управляющие средствами государственного социального страхования в отдельных отраслях хозяйства;
- региональные отделения, управляющие средствами государственного социального страхования на территории субъектов Российской Федерации;
- филиалы отделений, создаваемые региональными и центральными отраслевыми отделениями Фонда по согласованию с председателем Фонда»[10].
Работой Фонда занимается его председатель.
Для того, чтобы обеспечить непрерывную работу Фонда необходимо, чтобы было создан центральный аппарат Фонда, а в региональных и центральных отраслевых отделениях и филиалах — аппараты органов Фонда.
При Фонде намечается правление, при региональных и центральных отраслевых отделениях — координационные советы, которые являются коллегиальными совещательными органами.
«Задачами Фонда социального страхования являются:
- обеспечение государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, которые встали на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг, санаторно-курортное обслуживание работников, а так же их детей;
- участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования;
- осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость Фонда;
- разработка совместно с Министерством труда и социального развития РФ и Министерством финансов РФ предложений о размерах тарифа страховых взносов на государственное социальное страхование;
- организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов для системы государственного социального страхования, разъяснительной работы среди страхователей и населения по вопросам социального страхования;
- сотрудничество с аналогичными фондами (службами) других государств и международными организациями по вопросам социального страхования»[11].
Средства Фонда социального страхования формируются за счет:
- доходов от вложения части временно свободных средств Фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады;
- страховых взносов работодателей;
- добровольных взносов граждан и юридических лиц;
- страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью;
- финансирование из федерального бюджета и прочих поступлений.
«Средства Фонда используются только на целевое финансирование таких операций, как:
- выплата пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет; социальное пособие на погребение пли возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг;
- оплата путевок для работников и их детей в санаторно-курортные учреждения;
- оплата дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет;
- частичное содержание находящихся на балансе страхователей санаториев-профилакториев;
- оплата проезда к месту лечения и обратно;
- обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата управления Фонда;
- проведение научно-исследовательской работы по вопросам социального страхования и охраны труда;
- участие в финансировании программ международного сотрудничества по вопросам социального страхования и т.д.
Контроль за полнотой и своевременностью начисления и уплаты страхователями страховых взносов и иных платежей осуществляется Фондом социального страхования совместно с налоговыми органами Российской Федерации, а за правильным и рациональным расходованием этих средств на предприятиях — Фондом с участием профессиональных союзов»[12].
2.2 Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, его средства и задачи
«Правовое положение Федерального фонда обязательного медицинского страхования Российской Федерации регламентируется Уставом Федерального фонда, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29 июля 1998 г. № 857.
Федеральный фонд является самостоятельным государственным некоммерческим финансово-кредитным учреждением, реализующим государственную политику в области обязательного медицинского страхования граждан как составной части государственного социального страхования»[13].
Денежные средства и то некоторое имущество, которое находится в собственности оперативного управления Фонда, являются федеральной собственностью, они не входят в состав бюджетов других фондов и поэтому не могут быть изъяты.
Основные задачи Федерального фонда:
- обеспечение финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования и создание условий для стабилизации объема и качества медицинской помощи, предоставляемой гражданам на всей территории России;
- финансовое обеспечение прав граждан на медицинскую помощь за счет средств ОМС;
- накапливание финансовых средств Федерального фонда для обеспечения финансовой стабильности системы обязательного медицинского страхования.
Функции ФФОМС:
- формулирует и вносит предложения о размере взносов на ОМС;
- осуществляет аккумулирование финансовых средств Федерального фонда;
- выполняет согласование финансовых условий деятельности территориальных фондов ОМС;
- производит выделение средств территориальным фондам ОМС;
- вносит предложения по усовершенствованию нормативных правовых актов по вопросам обязательного медицинского страхования;
- обеспечивает организацию научно-исследовательских работ в области ОМС;
- осуществляет комплексно с территориальными фондами и налоговыми органами Российской Федерации контроль за перечислением страховых взносов;
- участвует в международном сотрудничестве по вопросам ОМС.
Финансовые средства Федерального фонда образуются из:
- страховых взносов на ОМС;
- добровольных взносов юридических и физических лиц;
- доходов от использования временно свободных финансовых средств;
- нормированного страхового запаса Федерального фонда;
- финансирования из федерального бюджета;
- поступления из иных источников.
Финансовые средства Федерального фонда находятся в государственной собственности Российской Федерации и не входят в состав бюджетов, других фондов и в таком случае не могут быть изъяты.
«В бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования входят:
1. Налоговые доходы:
А. Единый социальный налог - по ставке, установленной Налоговым кодексом Российской Федерации в части, зачисляемой в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
Б. Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, поступающие от уплаты следующих налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:
- Налог, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 0,5 процента;
- Налог, взимаемый в виде стоимости патента в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 0,5 процента;
- Минимальный налога, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу2 процента;
- Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности - по нормативу 0,5 процента;
- Единый сельскохозяйственный налог - по нормативу 0,2 процента.
2. Неналоговые доходы:
- Недоимки, пени и штрафы по взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
- Доходы от размещения временно свободных средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования;
- Недоимки, пени и штрафы по взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
- Штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба.
3. Безвозмездные поступления:
- Межбюджетные трансферты из федерального бюджета, передаваемые Федеральному фонду обязательного медицинского страхования.
4. Прочие поступления.
Имущество Федерального фонда обязательного медицинского страхования является федеральной собственностью и закрепляется за ним на праве оперативного управления. Фонд вправе осуществлять приносящую доход деятельность. Доход такой деятельности, а так же доходы от использования имущества фонда поступают в распоряжение фонда и используются для реализации вложенных в фонд задач»[14].
К примеру, временно свободные финансовые средства фонда в целях защиты от инфляции могут быть использованы для размещения банковских депозитов и приобретения высоколиквидных государственных ценных бумаг.
В это то время расходы ФФОМС осуществляются исключительно на цели, определенные непосредственно законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного медицинского страхования, соразмерно с бюджетами указанных фондов, утвержденных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Исполнительный директор возглавляет исполнительную дирекцию, которая в свою очередь, руководит деятельностью фонда. Исполнительный директор фонда определяется на должность правительством Российской Федерации.
Контроль за деятельностью фонда осуществляет ревизионная комиссия.
Специализированная организация, имеющая соответствующую лицензию, в случае необходимости, но не реже одного раза в год, осуществляет аудиторскую проверку, назначенную правлением Фонда. Отчет о результатах данной проверки предоставляется на рассмотрение правительства Российской Федерации.
Федеральный фонд ведет учет и отчетность в установленном порядке.
В соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации проводятся и осуществляются ликвидация и реорганизация фонда.
«Управление Федеральным фондом осуществляется коллегиальным органом — правлением и постоянно действующим исполнительным органом — директором.
Состав правления Федерального фонда в количестве 11 человек утверждается Правительством РФ. Срок права правления составляет 3 года.
Правление возглавляет председатель. Председатель правления имеет одного заместителя. Председатель правления и его заместитель избираются правлением Федерального фонда.
В состав правления могут входить представители федеральных органов законодательной и исполнительной власти и общественных объединении.
Заседания правления проводятся не реже одного раза в 3 месяца. Заседание правления считается правомочным, если в нем участвуют не менее правления. Решение правления принимается простым большинством голосов»[15].
Директор Федерального фонда, равно как и его первый заместитель назначаются на должность и освобождаются от должности Правительством РФ. Директор Федерального фонда осуществляет руководство действующей деятельностью, несет самоличную ответственность за ее результаты и подотчетен правлению Федерального фонда.
Ревизионная комиссия осуществляет контроль за деятельностью Федерального Фонда.
2.3 Пенсионный фонд, его средства и функции
«Правовое положение Пенсионного фонда Российской Федерации определяется соответствующим Положением, утвержденным Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 2122-1 (в ред. ФЗ от 5 августа 2000 г. № И8-ФЗ).»