Файл: Понятие социального обеспечения (Правовое регулирование защиты прав граждан в области социального обеспечения).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 168
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ГРАЖДАН В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
1.1.Понятие и функции социального обеспечения в РФ
1.2.Гарантии реализации защиты прав граждан в области социального обеспечения
1.3 Классификация видов социального обеспечения
2.1 Проблемные аспекты функционирования социально-реабилитационных центров в современных условиях
Занятия с детьми проводятся с учетом индивидуальных возможностей здоровья и психического развития каждого ребенка, что в дальнейшем дает основания на успешную реабилитацию детей и родителей.
С целью достижения устойчивого результата работы психологами Реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями «Преодоление» разработаны и апробированы программы реабилитации, которые включают: организацию благоприятного окружения ребенка (включая обстановку, специальное оборудование, способы взаимодействия, стиль общения), приобретение новых знаний и навыков родителями ребенка.
В Реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями «Преодоление» работа ведется с использованием методов арт-терапии, песочной терапии, водной терапии, цветотерапии, игротерапии, сказкотерапии, ароматерапии, которые направлены на снятие эмоционального напряжения, формирование позитивных установок, развитие творческих способностей, коммуникативных навыков, развитие крупной и мелкой моторики.
Эффективная реабилитация ребёнка, конечно же, невозможна без активного включения родителей в реабилитационный процесс, поэтому работа с родителем, а это, как правило – мать, является одним из направлений деятельности специалистов отделения, ведь от эмоционального состояния и настроения мамы зависит успешность реабилитационного процесса: снижение агрессивного и беспокойного поведения ребенка, улучшение эмоционального состояния, снятие стресса, снижение тревожности, восстановление коммуникативной функции, развитие.
Социально-педагогическая реабилитация детей-инвалидов в Реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями «Преодоление» осуществляется через включение детей в игровую и социокультурную деятельность через программу «Технология добра», в основе которой многообразие педагогических приемов и методов, как традиционных, так и не традиционных. Специалистами отделения в работе используются такие формы занятий, как занятие-путешествие, занятие-игра, занятия с элементами психотерапии – рисования, сказки, аппликации, лепки. Основной целью этих практических упражнений является развитие мелкой моторики, координации движений, самостоятельности, привыкание к выполнению множества мелких операций в определенной последовательности.
Не менее важным моментом является возможность объединять детей в группы, проводить групповые занятия. Во время занятий в группе реализуется склонность детей к подражанию, а элементы соревнования, присутствующие на занятиях, подталкивают ребенка на освоение новых двигательных навыков, требующих значительных активных волевых усилий.
Опыт работы с детьми с разными проблемами позволяет предположить, что игровая терапия – нередко единственный путь помощи детям, которые еще не освоили мир слов, взрослых ценностей и правил. Одной из инновационных форм работы с детьми, нуждающимися в сопровождении, является их включение в совместную деятельность со здоровыми детьми стационарного отделения реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями. Взаимоотношения детей-инвалидов и здоровых детей – мощнейший фактор социальной адаптации. А у нормально развивающихся детей формируется толерантное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья.
Одна из задач, стоящих перед специалистами отделения – выявить, какие виды деятельности интересуют детей-инвалидов, и по возможности организовать их реализацию. Эта задача решается через деятельность творческих лабораторий, использующих методики работы с соленым тестом, бисером, техник выжигание, валяние, энкаустика, модульное конструирование из бумаги, салфеток; дети с удовольствием посещают мультстудию, танцевальную студию, музыкально-ритмические занятия.
Родители детей также вовлечены в социокультурный процесс реабилитации. Они, как и дети, существуют в узком жизненном пространстве, часто находятся в состоянии хронической усталости, эмоционального выгорания. И, конечно, с не меньшим удовольствием, чем ихдети, участвуют в линейках, концертах, конкурсах рисунков, вместе с детьми поют песни и учат стихи, участвуют в театрализованных представлениях и в коллективно-творческих мероприятиях, посещают экскурсии, общаются в «Семейной гостиной».
Практика показала эффективность и результативность выбранных специалистами Реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями «Преодоление» направлений работы в реабилитации детей-инвалидов. Эти приёмы помогают детям поверить в свои силы, развивают творческие способности, улучшают социальную адаптацию, создают ситуации общения. Их вклад гораздо более значим, чем может показаться на первый взгляд: это возможность не потерять связь с внешним миром, сделать его близким и понятным.
2.2 Предложения по расширению функций социально-реабилитационных центров в рамках реализации социальной политики государства
В качестве предложений по расширению функций социально-реабилитационных центров в рамках реализации социальной политики государства можно определить, что Реабилитационному центру для детей и подростков с ограниченными возможностями «Преодоление» требуется повышение полномочий относительно адаптации воспитанников.
Социальная реабилитация – это процесс постижение ребенком определенной системы знаний, ценностей и определенных норм, которые квалифицируют культуру, свойственную социуму либо социальной группе в целом. В итоге социальной реабилитации дети-инвалиды могут функционировать в качестве активных субъектов социальных взаимоотношений[21].
Наиважнейшей проблемой детей-инвалидов считается нарушение их связи с окружающим миром, скудность контактов с ровесниками, ограничение мобильности и общения с природой, недоступность национальных ценностей и иных аспектов образования. Цель любой реабилитации, в частности и социальной, представляется в формализации среды, которая исполняет реабилитационную функцию, и которая непосредственно способствуют развитию потенциала ребенка[22].
Несмотря на наличие определенной работы с семьями, воспитывающими детей-инвалидов, ощущается недостаток комплексного подхода в оказании социальной и медицинской поддержки данной категории семей. Важным условием организации эффективной работы является активное участие родителей детей-инвалидов и социальных партнеров в жизни местного сообщества. Однако родители чаще всего не проявляли инициативы, а занимали пассивную позицию в организации и проведении мероприятий. Вместе с тем восстановлению социального статуса детей-инвалидов, развитию их творческого потенциала во многом содействует активное включение родителей в совместную деятельность.
В связи с этим, необходимо в рамках деятельности Реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями «Преодоление» осуществить организацию комплексного сопровождения семей, воспитывающих детей-инвалидов, посредством осуществления межведомственного взаимодействия – в качестве проекта «Мой успех!».
Цель проекта – создание условий для успешной социализации семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи проекта:
-содействие социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов посредством развития когнитивной сферы, формирования социально-бытовых и коммуникативных навыков;
-социально-психологическая и физическая реабилитация детей-инвалидов посредством применения методов кондуктивной педагогики;
-активное включение родителей детей-инвалидов в совместную деятельность; приобретение ими психологических, педагогических, медицинских знаний, необходимых для раскрытия творческого потенциала детей;
-создание условий для оказания партнерской поддержки детям-инвалидам в местном сообществе, повышения толерантности населения по отношению к людям с ограниченными возможностями здоровья.
Подготовительный этап. В соответствии с программой реализации проекта необходимо создать межведомственный исполнительный комитет, сформировать целевую группу и провести ее медико-психологическое обследование, определить задачи и степень участия в проекте родителей детей-инвалидов, уточить состав группы волонтеров, провести их обучение.
Основной этап. Организация и проведение ключевых мероприятий этапа необходимо осуществить в целях приостановления дисфункций посредством комплексного развития личности ребенка, способствующего его адаптации и интеграции в общество (в том числе осознанию стоящих перед ним задач путем формирования сознательного отношения к обучению и творчеству).
На этом этапе необходимо мобилизовать и скоординировать все имеющиеся в Реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями «Преодоление» ресурсы.
В социально-реабилитационную программу необходимо включить не только проведение индивидуальной работы с детьми, но и их включение в деятельность той или иной творческой секции, в составе которой они занимались наряду со здоровыми детьми.
Необходимо отметить, что проект, реализуемый на основе межведомственного взаимодействия (т. е. широкого круга соисполнителей) обладает более высокой степенью устойчивости (в случае, если тот или иной участник по какой-либо причине не сможет осуществлять деятельность в рамках проекта, имеется большая вероятность выполнить намеченный объем работы.
Итоговый этап. Необходимо проанализировать результаты мониторинга физического и психологического состояния участников целевой группы, подвести итоги реализации проекта, обозначить перспективы работы Реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями «Преодоление» с семьями, воспитывающими детей-инвалидов.
В ходе исследования было выявлено, что значительной проблемой для специалистов Реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями «Преодоление» является социально-бытовая подготовка детей-инвалидов.
В аспекте разработки предложений по расширению функций социально-реабилитационных центров в рамках реализации социальной политики государства рассмотрим данный вопрос более подробно.
Наиважнейшей проблемой ребенка с ограниченными возможностями здоровья, считается психологическая неготовность к жизнедеятельности в сформировавшейся концепции социальных взаимоотношений. Ребенок-инвалид входит на путь к жизни с уже сокращенным уровнем адаптационных и интеграционных способностей. Данное продиктовано типом заболевания, направленностью имеющихся отклонений в развитии, характерными специфическими особенностями течения заболевания, характером поражения разных органов и систем, направленностью и выраженностью дефектов. Не возможность ребенка-инвалида индивидуально себя обслуживать, иметь самоконтроль, само развиваться в длительности всей свой жизнедеятельности продиктовано вещественными ограничениями его жизнедеятельности в детстве[23].
Общественно-бытовая адаптация означает, что ребенку с ограниченными возможностями здоровья необходимо не только владеть опытом индивидуального самообслуживания, но и уметь ориентироваться в условиях своего места проживания, знать основополагающие объекты инфраструктуры (больница, почта, продовольственный магазин и др.), в частности уметь принимать собственные решения в бытовых процессах.
Дети, которые имеют нарушение развития испытывают потребность в комплексном реабилитационном подходе, который включает в себя медицинские, психолого- педагогические, социальные мероприятия. Когда мы рассуждаем о социальном аспекте реабилитации, то вкладываем смысл, в первую очередь, касательно восстановления ребенка с ограниченными возможностями в правах на наследование культурно-национального и социального опыта. В любом социуме наличествует собственное социально и культурно продиктованное пространство. Какие-либо отклонения в развитии ребенка обуславливают разрыв его непосредственной связи с культурой, окружающей средой, к тому же на самых ранних этапах, потому что взрослый, как носитель культуры, не в состоянии и не знает, как, каким методом передать ребенку социальный опыт без конкретно организованных, дополнительных и особенных усилий, путей и методов обучения[24].