Файл: Понятие социального обеспечения (Правовое регулирование защиты прав граждан в области социального обеспечения).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 171
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ГРАЖДАН В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
1.1.Понятие и функции социального обеспечения в РФ
1.2.Гарантии реализации защиты прав граждан в области социального обеспечения
1.3 Классификация видов социального обеспечения
2.1 Проблемные аспекты функционирования социально-реабилитационных центров в современных условиях
Разрешение проблемы общественно-бытовой адаптации дает возможность перейти к новейшему уровню деятельности – общественно-средовой ориентации. Она представляется в подготовке ребенка-инвалида к спонтанному общению с окружающими, установлению личных жизненных перспектив и мер по их осуществлению, развитию навыков понимания окружающей обстановки и разрешения повседневных ситуаций.
Разрешению данных сложных задач могут благоприятствовать практические занятия с детьми-инвалидами. Они формируются и сопровождаются профессионалом по социальной работе и дают возможность закрепить уже имеющиеся социальные умения и навыки, в частности сформировать «точки роста» для будущей работы Реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями «Преодоление».
В силу того чтобы социально-психологическое сопровождение инвалида продолжается в длительности всей его жизни, то уже на самом раннем этапе специалисты знакомят его с учреждениями социального обслуживания и реализуют подготовку к самостоятельной семейной жизнедеятельности.
Наиважнейшей формой социально-бытовой адаптации и социально-средовой ориентации детей-инвалидов считаются экскурсии.
Экскурсия-наблюдение может осуществляться для ознакомления с изучаемым объектом. У детей-инвалидов во время ее совершения формализуются представления относительно социальной инфраструктуры (магазин, почта, библиотека и другие учреждения социальной области).
Экскурсия-практикум предусматривает организацию применения ребенком-инвалидом социальных умений и навыков в реальной ситуации. Развитие социальных умений и навыков такого ребенка происходит в социально-культурной среде.
Социально-средовая реабилитация направлена на интеграцию ребенка-инвалида в общество путем обеспечения его необходимым набором технических средств реабилитации, обучению пользования ими, созданием доступной среды в ближайшем окружении ребенка-инвалида.
Мероприятия по социально-средовой реабилитации ребенка-инвалида заключаются в восстановлении (формировании) или компенсации следующих элементов активности и участия: в обычных общественных взаимоотношениях (встречи с друзьями, родственниками, общение по телефону и др.), вовлеченности в данные отношения, ролевое положение в семье, умение распоряжаться деньгами, посещать магазины, производить покупки, учреждения сферы услуг, делать иные расчеты и др.), умения пользоваться транспортом, транспортными коммуникациями, преодоление препятствий - лестниц, бордюров, умения пользоваться средствами связи, информацией, газетами, чтение книг, журналов, проведение досуга, физической культуры, спорта, творчества, возможность посещения культурно-массовых учреждений и пользование их услугами[25].
Таким образом, проблемы социально-бытовой адаптации и социально-средовой ориентации детей-инвалидов занимают ведущее место в деятельности специалистов реабилитационных центров. Однако, несмотря на предпринимаемые меры социальной поддержки инвалидов, данная проблема остается достаточно острой. Для ее решения в современных условиях может применяться комплекс мероприятий, реализуемых на базе Реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями «Преодоление».
Данный комплекс включает различные формы реабилитационной работы, деятельность специалистов по ознакомлению детей-инвалидов с социальной инфраструктурой города, психолого-педагогическое сопровождение деятельности. Результатом данной деятельности станет овладение ребенком-инвалидом навыками самообслуживания и ориентирования в социальной среде.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Государственные гарантии социально - экономических прав и свобод человека и гражданина включают в себя широкую систему форм воздействия на их реализацию. К важнейшим социальным правам относятся: право на труд, свободный выбор места работы, на защиту от безработицы, на справедливое вознаграждение и равную оплату за труд; право на свободу передвижения и выбор места жительства в пределах государства; право на жизненный уровень, необходимый для подержания здоровья, благосостояния человека и его семьи , на отдых и досуг, на образование, на социальную и медицинскую помощь.
Являясь гарантом социальных прав населения, государство имеет основополагающее значение в жизнедеятельности страны с помощью последовательно осуществляемой социальной политики. Формализация стабильного общества и единого социального пространства предполагает для граждан существование политических, экономических и правовых гарантий в сфере социального обеспечения.
Юридические гарантии занимают особое место в системе гарантий права на социальное обеспечение и включают в себя все правовые средства, которые обеспечивают осуществление и охрану прав.
Потребность в защите права на социальное обеспечение возникает, как правило, в случае его нарушения: если создаются препятствия на пути реализации, отказано в признании за лицом этого права, не исполняются обязанности по предоставлению права.
По результатам исследования приходим к выводу, что социальное обеспечение - это совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых правовых, социально-экономических мер, направленных на возмещение и минимизацию последствий, связанных с социальными рисками граждан и иных физических лиц.
В настоящее время в России выделяют следующие формы социального обеспечения:
- государственное пенсионное обеспечение;
- государственное (обязательное) социальное страхование;
- государственная социальная помощь.
Также в качестве форм социального обеспечения выделяют централизованные, региональные, муниципальные и локальные.
Система государственного пенсионного обеспечения может осуществлять в форме обязательного социального страхования, либо добровольного социального страхования или за счет прямых ассигнований из бюджета (военнослужащих, федеральным судьям и другим категориям граждан).
Видами социального обеспечения является способ предоставления материальной помощи или способ, при помощи которого государство содействует гражданину в удовлетворении той или иной потребности. Принято говорить о таких видах социального обеспечения, как пенсии, пособия различных видов, льготы, социальное обслуживание и натуральное обеспечение.
Также социальное обеспечение можно разделить на две группы: виды социального обеспечения, предоставляемые в денежном выражении (денежной форме) и виды социального обеспечения, предоставляемые в натуральном выражении (натуральной форме).
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные правовые акты
- Всеобщая «Декларация прав человека и гражданина» от 22 ноября 1948г. .
- Конвенция о правах ребенка от 15.09.1990 года. Электронный ресурс. Режим доступа:
- Конституция Российской Федерации от 12. 12. 1993 (Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) с учетом поправок, внесенных законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ и от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ // Российская газета. – № 27. – 14.02.2014.
- Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 №223-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2017. – № 994. – ст. 429.
- Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»// "Собрание законодательства РФ", 17.12.2001, N 51, ст. 4832
- Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ ("О трудовых пенсиях в Российской Федерации"// "Собрание законодательства РФ", 24.12.2001, N 52 (1 ч.), ст. 4920.
- Федеральный закон от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2016. – № 1347. – ст. 124.
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2017. – № 1044. – ст. 1421.
Научная и специальная литература
- Анохина Н.В. Основные факторы построения модели психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья // Воспитание и обучение детей младшего возраста. – 2016. – № 5. – С. 382.
- Беляева Ю.Н. О социальных функциях государства // Журн. рос. права. - 2016. - N 1. - С.99-106.
- Басов Н.Ф. Социальная работа с инвалидами: учебное пособие / Под редакцией доктора педагогических наук, профессора Н.Ф. Басова. – М.: КНОРУС, 2012. – С. 156.
- Захарова Н.А. Право социального обеспечения / Н.А Захарова, А.В. Горшков. - Л.: ОМЕГА , 2015. - 286 с
- Законодательство в социальной сфере: проблемы измерения эффективности / Н.С.Волкова, О.Ю.Еремина // Журн. рос. права. - 2016. - N 9. - С.44-54.
- Завражнов В. В., Каморкина А. В. Социально-психологические аспекты обслуживания детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях социального центра // Молодой ученый. – 2014. – №21. – С. 117.
- Григорьев И.В. Право социального обеспечения /И.В. Григорьев. – М: ЮРАЙТ, 2015. - С. 233 - 240
- Гусев А.Ю. Формы и способы защиты прав граждан в сфере социального обеспечения // Журн. рос. права. - 2016. - N 7. - С.120-128.
- Киреева А.В. Государственно-частное партнерство в социальной сфере: анализ эффективности существующих моделей / А.В.Киреева, А.Б.Золотарев // Право и политика. - 2016. - N 10. - С.1251-1257.
- Медведев А.В. Принципы социальной поддержки // «Черные дыры» в рос. законодательстве. - 2016. - N 2. - С.48-50.
- Методика и технологии работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Б.Н. Алмазов, М.А. Беляева, Н.Н. Бессонова и др.; Под ред. М.А. Галагузовой, Л.В. Мардахаева. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – С. 80.
- Низова Л.М., Пирогова М.В. Проблема детской инвалидности и реабилитация детей-инвалидов на примере Республики Марий Эл // Гуманитарные научные исследования. – 2013. – №10. – С. 184.
- Полякова А.Г. Государственное управление в контексте проблемы модернизации экономики региона // Гуманитарные и социально-экономические науки. — 2016. — № 1. — С. 128—131.
- Саитгалиева Г.Г., Матвеева Л.Д. Формирование социальной среды для реабилитации индивидуальной жизненной траектории людей с инвалидностью в современном обществе // Журнал научных статей Здоровье и образование в XXI веке. – 2016. – № 3. – С. 141.
- Ударцев С.Ф. Экономический кризис и защита социально-экономических прав граждан: международный опыт // Рос. юрид. журнал. - 2016. - N 4. - С.21-27.
- Харитонова Ю.Н. Реформирование пенсионной системы РФ // Экономика, социология и право. - 2015. - № 1. - С. 158 - 161.
- Чернусь Н.Ю. Правовое обеспечение оказания социальных услуг // Вестник НГУ. Сер. Право. - 2015. - Т.11, вып.2. - С.32-38.
- Шайхатдинов В. Ш. Право социального обеспечения/ В. Ш. Шайхатдинов. – М.: Юрайт, 2014. - 717 с.
-
Шайхатдинов В. Ш. Право социального обеспечения/ В. Ш. Шайхатдинов. – М.: Юрайт, 2014. – С.67 ↑
-
Чернусь Н.Ю. Правовое обеспечение оказания социальных услуг // Вестник НГУ. Сер. Право. - 2015. - Т.11, вып.2. - С.32-38. ↑
-
Харитонова Ю.Н. Реформирование пенсионной системы РФ // Экономика, социология и право. - 2015. - № 1. - С. 158 - 161. ↑
-
Ударцев С.Ф. Экономический кризис и защита социально-экономических прав граждан: международный опыт // Рос. юрид. журнал. - 2016. - N 4. - С.21-27. ↑
-
Полякова А.Г. Государственное управление в контексте проблемы модернизации экономики региона // Гуманитарные и социально-экономические науки. — 2016. — № 1. — С. 128—131. ↑
-
Медведев А.В. Принципы социальной поддержки // «Черные дыры» в рос. законодательстве. - 2016. - N 2. - С.48-50. ↑
-
Конституция Российской Федерации от 12. 12. 1993 (Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) с учетом поправок, внесенных законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ и от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ // Российская газета. – № 27. – 14.02.2014. ↑
-
Всеобщая «Декларация прав человека и гражданина» от 22 ноября 1948г. . ↑
-
Киреева А.В. Государственно-частное партнерство в социальной сфере: анализ эффективности существующих моделей / А.В.Киреева, А.Б.Золотарев // Право и политика. - 2016. - N 10. - С.1251-1257. ↑
-
Беляева Ю.Н. О социальных функциях государства // Журн. рос. права. - 2016. - N 1. - С.99-106. ↑
-
Гусев А.Ю. Формы и способы защиты прав граждан в сфере социального обеспечения // Журн. рос. права. - 2016. - N 7. - С.120-128. ↑
-
Захарова Н.А. Право социального обеспечения / Н.А Захарова, А.В. Горшков. - Л.: ОМЕГА , 2015. – С.123 ↑
-
Григорьев И.В. Право социального обеспечения /И.В. Григорьев. – М: ЮРАЙТ, 2015. - С. 233 - 240 ↑
-
Законодательство в социальной сфере: проблемы измерения эффективности / Н.С.Волкова, О.Ю.Еремина // Журн. рос. права. - 2016. - N 9. - С.44-54. ↑
-
Конвенция о правах ребенка от 15.09.1990 года. Электронный ресурс. Режим доступа: https://40.мвд.рф/ ↑
-
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ, от 05.02.2014 №2-ФКЗ, от 21.07.2014 №11-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2014. – № 831. – ст. 144. ↑
-
Федеральный закон от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2016. – № 1347. – ст. 124. ↑
-
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2017. – № 1044. – ст. 1421. ↑
-
Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 №223-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2017. – № 994. – ст. 429. ↑
-
Саитгалиева Г.Г., Матвеева Л.Д. Формирование социальной среды для реабилитации индивидуальной жизненной траектории людей с инвалидностью в современном обществе // Журнал научных статей Здоровье и образование в XXI веке. – 2016. – № 3. – С. 141. ↑
-
Анохина Н.В. Основные факторы построения модели психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья // Воспитание и обучение детей младшего возраста. – 2016. – № 5. – С. 382. ↑
-
Низова Л.М., Пирогова М.В. Проблема детской инвалидности и реабилитация детей-инвалидов на примере Республики Марий Эл // Гуманитарные научные исследования. – 2013. – №10. – С. 184. ↑
-
Завражнов В. В., Каморкина А. В. Социально-психологические аспекты обслуживания детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях социального центра // Молодой ученый. – 2014. – №21. – С. 117. ↑
-
Методика и технологии работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Б.Н. Алмазов, М.А. Беляева, Н.Н. Бессонова и др.; Под ред. М.А. Галагузовой, Л.В. Мардахаева. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – С. 80. ↑
-
Басов Н.Ф. Социальная работа с инвалидами: учебное пособие / Под редакцией доктора педагогических наук, профессора Н.Ф. Басова. – М.: КНОРУС, 2012. – С. 156. ↑