Файл: Понятие социального обеспечения (Правовое регулирование защиты прав граждан в области социального обеспечения).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 174
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ГРАЖДАН В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
1.1.Понятие и функции социального обеспечения в РФ
1.2.Гарантии реализации защиты прав граждан в области социального обеспечения
1.3 Классификация видов социального обеспечения
2.1 Проблемные аспекты функционирования социально-реабилитационных центров в современных условиях
ВВЕДЕНИЕ
Необходимость в социальном обеспечении возникла в одно и то же время с появлением человеческого социума. В каждом социуме, не имея зависимости от его экономической и политической слаженности всегда существуют граждане, которые ввиду естественных, не зависящих от них причин, не могут личными усилиями получать источник средств собственного существования. К ряду данных граждан определяют, в первую очередь, детей и стариков. Первые «еще», а вторые «уже» нетрудоспособны. Помимо этого, ряды нетрудоспособных может пополнить любой гражданин, утративший способность вести трудовую деятельность на временной либо постоянной основе ввиду расстройства здоровья.
По мере развития общества и усложнения социальных связей к числу причин нуждаемости человека в социальной помощи прибавляются и те, которые обусловлены характером господствующих в обществе экономических отношений, порождающих безработицу, инфляцию, бедность.
Социальное обеспечение как определенная форма жизнеобеспечения людей имеет конкретные исторические типы, поскольку оно осуществляется в рамках той или иной общественно-экономической формации.
Актуальность данной работы собственно и обуславливается существующей в нашей стране проблеме невнимания государства к обществу.
Так же актуальность темы исследования продиктована и тем, что задача защиты права населения относительно социального обеспечения получила особенное важное значение на данный момент. Систематические изменения законодательства в сфере социального обеспечения, обуславливают проблемы в его использовании.
Цель работы - комплексный анализ видов социального обеспечения.
Для достижения указанной автором цели поставлены следующие задачи:
Раскрыть понятие и функции социального обеспечения;
Изучить гарантии реализации защиты прав граждан в области социального обеспечения;
Рассмотреть виды социального обеспечения;
Показать актуальные вопросы функционирования социально-реабилитационных центров как элемента социального обеспечения
Объект исследования: общее отношение, складывающееся по поводу и в связи с реализацией прав граждан на достойный уровень жизни в сфере социального обеспечения.
Предметом данного исследования является комплексность общественных взаимоотношений, которые складываются в ходе защиты не соблюденных прав граждан в сфере социального обеспечения.
Теоретическая и практическая значимость темы данного исследования продиктована не только особенной значимостью этого юридического института на нынешнем этапе развития социума, потребностью усовершенствования регламентирования на законодательном уровне, но и недостаточной разработанностью темы в теоретическом плане.
Методологическую основу исследования составили труды отечественных ученых относительно идей, общих представлений о правовом, демократическом, социальном государстве.
В ходе исследования применялись общие, частно-научные и специальные методы познания.
Эмпирическая основа исследования представлена данными статистики и материалами судебной практики.
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, разбитых на параграфы, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ГРАЖДАН В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
1.1.Понятие и функции социального обеспечения в РФ
Сущность понятия социального обеспечения, его критерии, формализовались на постепенной основе по мере развития самой системы социального обеспечения в нашей стране.
В экономической и правовой науке понятие социального обеспечения воспринимается многозначно и до настоящего времени не считается общепризнанным. В семантическом восприятии социальное обеспечение предполагает «предоставление достаточных финансовых ресурсов к жизни кому-либо со стороны социума». По-другому говоря, разные формы помощи общества собственным членам в данном определении трактуются как социальное обеспечение.[1]
Наряду с этим, формы и разновидности данной помощи могут быть самыми различными. Отталкиваясь от данного, в науке сформировались две основополагающие концепции содержания данного понятия — экономическая и юридическая. Приверженцы экономической концепции включали в социальное обеспечение все разновидности помощи членам социума с посредством общественных фондов потребления (в частности безвозмездное среднее, среднее специальное и высшее образование, бесплатное предоставление жилья на безвозмездной основе (или же соответствующих жилищных субсидий), бесплатные физкультура и спорт, обслуживание организациями культуры, все разновидности пенсий, пособий, социальное обслуживание, медицинская помощь и лечение, в частности разного типа льготы для обособленных категорий населения). Базу этой концепции составлял метод разделения благ через общественные фонды потребления.[2]
Ход формализации нынешней отечественной государственной системы социального обеспечения осуществляется на базе учета указанных основополагающих положений межгосударственных норм. В развитие данного Конституция Российской Федерации 1993 г. провозгласила Россию социальным государством, политика которого ориентирована на формирование условий, которые обеспечивают достойную жизнь и свободное развитие гражданина. Ввиду данной политики охраняется здоровье граждан, реализуется государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых людей, модернизируется система социальных служб, утверждаются государственные пенсии, пособия и другие гарантии социальной защиты.
Следовательно, под социальным обеспечением на данный момент необходимо представлять форму выражения социальной политики страны, ориентированной на финансовое обеспечение обособленных категорий населения из ресурсов государственного бюджета и специальных внебюджетных государственных фондов в обстоятельствах возникновения условий, признаваемых государством на этом этапе своего развития социально значимыми, с целью выравнивания социального положения данных граждан по сравнению с другими участниками социума.[3]
Отталкиваясь от данного определения к системе социального обеспечения нынешней страны необходимо относить все разновидности пенсий, пособий| компенсационных выплат, социальное обслуживание, медицинскую помощь и лечение, в частности разные льготы для обособленных категорий населения. В понятие социального обеспечения не отнесено право на безвозмездное образование и обеспечение жилищным помещением — по причине отсутствия события как одного из потребных факторов, с которым связывается социальное обеспечение.[4]
Социальное обеспечение - форма выражения социальной политики страны, ориентированная непосредственно на финансовое обеспечение обособленной категории населения из ресурсов государственного бюджета и особенных внебюджетных фондов в обстоятельствах возникновения событий, признаваемых страной социально значимыми (на настоящем этапе его развития) с целью выравнивания социального состояния людей по сравнению с другими участниками социума. Значение и роль социального обеспечения в жизнедеятельности общества продиктована тем, какие функции оно осуществляет, какие базовые проблемы общества дает возможность разрешить. Главнейшей функцией социального обеспечения считается выплата населению пенсий — ежемесячных финансовых выплат нетрудоспособным лицам в связи с их предыдущей трудовой либо же другой общественно продуктивной деятельностью.[5]
Итак заключим следующее: роль и место социального обеспечения в жизнедеятельности социума продиктована тем, какие функции оно осуществляет, какие основополагающие проблемы общества дает возможность разрешить. Данное обстоятельство отмечает большинство учёных, причем каких-либо вещественных разногласий во взглядах специалистов относительно ряда функций социального обеспечения и их содержания не имеется.
1.2.Гарантии реализации защиты прав граждан в области социального обеспечения
Право социального обеспечения в обстоятельствах перехода к рыночным взаимоотношениям располагает весьма трудоемкой системой правовых источников, что продиктовано направленностью юридического регламентирования данной сферы права. Указанный выше предмет данной сферы включает различные общественные взаимоотношения, а точнее; взаимоотношения касательно финансовых выплат; взаимоотношения относительно натуральных разновидностей социального обеспечения; отношения процедурной и процессуальной направленности.
Огромное количество и многообразие источников права социального обеспечения предопределяют возможность охарактеризовать лишь важнейшие, основные акты, в которых закрепляются права граждан на какие-либо разновидности социального обеспечения, отображаются требования и критерии их предоставления, регулируется организационно-юридический порядок реализации данных предписаний сопутствующих правовых актов.[6]
Первую группу источников права социального обеспечения формируют непосредственно нормы межгосударственных актов.
В согласии с п. 4 ст. 15 Конституции РФ[7] общепринятые принципы и нормы межгосударственного права и межнациональные договоры Российской Федерации считаются составляющей частью ее юридической концепции. В тех обстоятельствах, если межгосударственным соглашением РФ утверждены другие правила, нежели чем установленные действующим законодательством, то используются правила межнационального договора.
Соответственно, необходимо подвести итог, что нормы межнациональных договоров должны иметь наивысшую правовую силу относительно законов Российской Федерации. Сюда включены нормы Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах человека и гражданина, который был ратифицирован Президиумом Верховного Совета СССР 18 сентября 1973 г. Наиважнейшее значение предоставляется Всеобщей декларации прав гражданина 1948 г.[8]
Статья 41 Конституции РФ дает любому законное право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных организациях здравоохранения предоставляется населению на безвозмездной основе м посредством финансовых ресурсов сопутствующего бюджета, страховых взносов, иных вложений.[9]
Наиважнейшая роль отводится Основам законодательства РФ «Об охране здоровья граждан», они утверждены 22 июля 1993 г. (ред. от 18.10.2007), которые включены в действие с 1 сентября 1993 г. Данный правовой акт утверждает законное право каждого субъекта на охрану здоровья разных категорий общества, а точнее: семьи, малолетних, стариков, инвалидов, беременных женщин, в частности женщин-матерей. Необходимо заметить, что Основы закрепляют гарантии обеспечения данного права, среди которых - право на безвозмездное получение разных видов медико-социальной помощи.
В области же нрава социального обеспечения существует огромный ряд законов. Но все же для этой сферы свойственным считается то, что нет единого кодифицированного источника, которые регулировал бы весь ряд общественных взаимоотношений, составляющий предмет права социального обеспечения.
Таким образом следует заключить что Необходимо заметить, что имеется огромный ряд федеральных законов, регламентирующий обеспечение населения социальными пособиями и соответствующими выплатами.
Существует перечень федеральных законов, который закрепляет отдельные типы социальных услуг, которые предоставляются населению по системе социального обеспечения.
Индивидуальную группу формируют законы РФ и федеральные законы, которые закрепляют систему льгот для инвалидов, ветеранов.
1.3 Классификация видов социального обеспечения
В настоящее время в науке права социального обеспечения отсутствует единая классификация социально - обеспечительных явлений. Исходя из этого требуется поиск и вычисление критерий типизации разновидностей социального обеспечения с целью формализации структуры, в наибольшей мере соответствующей рассматриваемому объекту[10]. Критериями для типизации социально - обеспечительных явлений могут быть разные признаки: круг обеспечиваемых субъектов; источники и методы формализации фондов для финансового обеспечения сопутствующих мероприятий; условия и объемы обеспечения граждан; органы, оказывающие обеспечение, и др. В согласии с другим критерием выделены ниже приведенные, к тому же разновеликие, роды (надвидовая форма типизации, которая объединяет в себе ряд разновидностей) социального обеспечения: