Файл: Понятие социального обеспечения (Правовое регулирование защиты прав граждан в области социального обеспечения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 173

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1)социальное страхование;

2)государственное пенсионное обеспечение;

3)социальная поддержка;

4)социальная помощь;

5)социальное обслуживание .

Следует отметить, что любой из выделенных типов социального обеспечения, помимо всего, разделяется на виды, которые наделены специальным юридическим статусом: пенсии, пособия, субсидии, единовременные финансовые выплаты, компенсационные выплаты, социальные услуги и т.д. Критериями внутриродового разделения социального обеспечения стали правовой факт и определенные финансовые блага. Например, социальное страхование делится на: пенсию по старости; пенсию по инвалидности; пенсию в обстоятельствах утраты кормильца; пособие по временной нетрудоспособности и т.д[11].

И в то же время, если мы обратимся к В.С. Андрееву, который считается основоположником науки социального обеспечения в России, является выделение форм социального обеспечения с учетом:

1) круга обеспечиваемых субъектов;

2) оснований обеспечения, т.е. тех конкретных жизненных обстоятельств, с которыми связывается право на обеспечение;

3)видов обеспечения, т.е. форм предоставления нуждающимся средств к существованию либо иных социальных благ;

4) способов создания финансовой основы, аккумулирования финансовых средств, необходимых для предоставления обеспечения нуждающимся;

5) органов, предоставляющих обеспечение либо иным образом участвующих в нем[12]

Невозможно назвать какой - то один, определяющий критерий. Все они тесно связаны, и ни один из них в отрыве от остальных не может быть признан достаточным для классификации форм социального обеспечения. На основании совокупности названных признаков, а также учитывая то обстоятельство, что негосударственное социальное обеспечение в настоящее время в России не достигло высокого уровня своего развития, можно выделить следующие виды социального обеспечения:

1) обязательное социальное страхование;

2) государственное социальное обеспечение за счет бюджетов всех уровней бюджетной системы; 3) негосударственное социальное обеспечение. В литературе встречаются и иные классификации форм социального обеспечения[13].

Например, Е.Е. Мачульская, наряду с государственным страхованием и социальным обеспечением за счет прямых ассигнований из бюджета, определяет такую самостоятельную форму социального обеспечения как государственная помощь (поддержка), предоставляемая лицам и семьям с низким уровнем дохода (ниже прожиточного минимума).


Солидаризируется с ней М.Ю.Федорова. Г.В.Сулейманова называет государственное и негосударственное обеспечение видами социального обеспечения, а в рамках государственного социального обеспечения в зависимости от порядка формирования денежных средств выделяет государственное социальное страхование, государственное социальное обеспечение и государственную помощь[14].

Дополнительную классификацию форм социального обеспечения, обогащающую классификацию традиционную, предлагают М.Л. Захаров и Э.Г.Тучкова: по степени распространения, централизации они выделяют централизованные (федеральные), региональные и местные. На основе вышеизложенного, более состоятельной является следующая классификация социального обеспечения:

1)социальное страхование;

2)государственное пенсионное страхование;

3)социальная поддержка; 4)социальная помощь;

5)социальное обслуживание. Представляется, что именно по критерию формы предоставления социальных выплат, предложенным В.С. Андреевым, разделение социального обеспечения наиболее будет эффективно способствовать правовому развитию не только вышеназванных видов, но и социальному обеспечению в как отрасли права в целом

Следует отметить что социальное обеспечение  всегда занимало и занимает одно из ключевых, определенных мест в жизни  государства и общества.

Оно непосредственно  зависит от развития экономики и  теснейшим образом связано с политикой и социальным благополучием людей и неработающих слоев населения.

ГЛАВА 2. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫХ ЦЕНТРОВ КАК ЭЛЕМЕНТА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

2.1 Проблемные аспекты функционирования социально-реабилитационных центров в современных условиях


Проблемные аспекты функционирования социально-реабилитационных центров в современных условиях будут рассмотрены на примере деятельности Реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями «Преодоление» города Череповца.

Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Преодоление» города Череповца находится по адресу Вологодская область, г. Череповец, ул. Юбилейная, д. 47.

Свою деятельность социальные педагоги Реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями «Преодоление» осуществляет в соответствии со следующими нормативными документами:

- Конвенцией о правах ребенка от 15.09.1990 года[15];

- Конституцией Российской Федерации от 12.12.1993 года[16];

- Федеральным Законом Российской Федерации от 24.07.1998 года №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»[17];

- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»[18];

- Семейным кодексом Российской Федерации от 15.12.2007 года[19] и другими.

Все услуги Реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями «Преодоление» предоставляются бесплатно.

Основными целями деятельности учреждения являются оказание детям и подросткам с ограниченными возможностями здоровья квалифицированной социально-медицинской, социально-психологической и социально-педагогической помощи, обеспечение их максимально полной и своевременной социальной адаптации к жизни в обществе.

Основными задачами работы учреждения являются:

1. Оказание социальных услуг семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья, в соответствии с государственными стандартами Российской Федерации;

2. Реабилитация детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья от рождения до 18 лет;

3. Постреабилитационное сопровождение молодых людей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 17 до 18 (включительно) лет.

Главной целью социокультурной реабилитации в Реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями «Преодоление» является социализация личности ребенка, приспособление к окружающей среде.

Привлечение детей и родителей к участию в культурных и спортивных мероприятиях, способствуют формированию у них здорового образа жизни, положительного отношения к жизни, а также воспитанию духовности и нравственности, патриотизма и любви к близким.


Совместные выезды на экскурсии, спектакли, концерты оказывают положительное влияние на психофизическое и эмоциональное состояние детей с ограниченными возможностями и их родителей, расширяют круг общения. Особое место выделяется сотрудничеству с различными организациями. Совместные концерты и спектакли со студентами, школьниками, воспитанниками детских садов демонстрируют существенное повышение у детей чувства самопринятия и самоуважения, основанных на чувстве ценности собственной личности – дети с ограниченными возможностями убеждаются, что они могут делать то же, что делают здоровые люди. Дети могут выразить себя в различных образах и во время ролевых игр. Это помогает им адаптироваться к различным ситуациям и почувствовать себя полноценным членом общества.

Социальная реабилитация также предполагает формирование начальных необходимых навыков самообслуживания, освоения жизненно важного пространства (приборов домашнего обихода, транспорта, магазинов), ознакомление с профессиями через игровые формы (ролевые игры или создание бытовых ситуаций), освоение начальных трудовых навыков, ориентацию на определенный вид надомного труда, что в конечном итоге должно обеспечивать практическую готовность детей-инвалидов к самостоятельной жизни и значительно расширить их реабилитационное пространство.

Основными направлениями работы социального педагога в Реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями «Преодоление»: диагностическое, коррекционно-образовательное, социокультурное, функционально-организаторское, профилактическое, правовое.

В качестве конечной цели социально-педагогической деятельности по социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках работы Реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями «Преодоление» выдвигается их интеграция в общество.

В данных обстоятельствах наиважнейшей является проблема общественно-бытовой подготовки детей-инвалидов. Социальным педагогом в Реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями «Преодоление» сформирована и осуществлена программа социально-бытовой подготовки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Социально-бытовая направленность деятельности по социально-педагогической адаптации ориентирована на практическую подготовку детей с ограниченными возможностями к индивидуальной жизнедеятельности, на увеличение уровня их общего развития.


Социальная деятельность по реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья в данном направлении сформирована непосредственно с целью разрешать следующие задачи:

- формализации у воспитанников знаний и умений бытового труда (личная гигиена, организация питания, уход за домом, одеждой, обувью и иными предметами обихода);

- формализация умений применять услуги разных учреждений (торговли, службы быта, связи, культуры, медицинской помощи), транспорта;

- формализация экономико-бытовых навыков;

- формализация навыков организовывать собственный досуг;

- формализация представлений и знаний о нормах культуры, взаимных отношений с разными гражданами, накопление соответствующего опыта;

- формализация эмоционально благоприятного отношения к окружающим.

В пределах данного направления осуществлялись нижеприведенные разновидности мероприятий:

- фронтальные занятия, ориентированные главным образом на вычисление существующих у детей представлений, знаний и опыта относительно темы и восполнения дефицита существующих знаний и умений, в частности сообщение новейших знаний;

- занятия-практикумы по обучению детей навыкам бытового труда (уходу за одеждой, обувью, помещением, приготовлению классических блюд);

- массовые и индивидуальные занятия, осуществляемые с детьми, которые не усвоили определенный материал;

- дидактические и сюжетно-ролевые игры и др.

Детская инвалидность представляет собой важную государственную проблему. Она оказывает существенное влияние на здоровье и трудоспособность населения, не только в настоящее время, но и на многие годы вперёд.

Инвалидность у детей – это ограничение их жизнедеятельности, социальная дезадаптация, неспособность или частичная способность к самообслуживанию. Это также масса проблем, связанных с уходом за ребёнком-инвалидом, социальные трудности матери и семьи в целом[20].

Реабилитация детей-инвалидов в Реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями «Преодоление» представляет собой систему педагогических, медицинских, психологических, социально-экономических, бытовых и других мероприятий.

Медицинская реабилитация – это начальное звено в системе комплексной реабилитации. Все другие формы реабилитации – психологическая, педагогическая, социально-экономическая, творческая, бытовая - проводятся наряду с медицинской и в прямой связи с ней.

Психолого-педагогические коррекционные мероприятия являются обязательной составляющей реабилитационного процесса.