Файл: Организационные структуры(Понятие и сущность проектирования).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 117

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Функции управления деятельностью предприятия реализуются подразделениями аппарата управления и отдельными работниками, которые при этом вступают в экономические, организационные, социальные, психологические и другие отношения друг с другом.

Актуальность темы курсовой работы «Организационные структуры» заключатся в том, что правильно подобранная организационная структура создает условия для воплощения предприятием собственной деятельности и достижения установленных целей. Она развивается и меняется под действием особенностей стратегии компании, его внутренней сложности и изменений во внешней среде.

Организационные отношения, которые складываются между подразделениями и работниками аппарата управления предприятия, характеризуют его организационную структуру.

Под организационной структурой управления предприятием понимается состав отделов, служб и подразделений в аппарате управления, системная их организация, характер соподчиненности и подотчетности друг другу и высшему органу управления фирмы, а еще набор координационных и информационных взаимосвязей, порядок распределения функций управления сообразно разным уровням и подразделениям управленческой иерархии.

Построение структуры управления организацией представляет собой главную составную часть общей функции управления - организовывания, для которой очень важной задачей выступает создание необходимых условий для исполнения всей системы планов организации. Научно обоснованное формирование организационных структур управления - актуальная задача современного этапа адаптации хозяйствующих субъектов к рыночной экономике. В новых условиях необходимо широко использовать принципы и методы проектирования организации управления на основе системного подхода.

Без развития методов проектирования структур управления затрудняются совершенствование управления и повышение эффективности производства.

В новых условиях в большинстве случаях невозможно оперировать старыми организационными формами, которые не удовлетворяют требованиям рыночных отношений, создают опасность деформации самих задач управления; в сферу хозяйственного управления невозможно переносить закономерности управления техническими системами.

Простота и четкость функционирования организационной структуры

должны обеспечить ее понимание средой, уменьшать издержки и ориентировать членов организации на результаты деятельности, а не на затрачиваемые усилия. Лучшая организационная структура создает подходящие условия для процесса принятия управленческих решений, ее стабильность делает организацию стабильной и в то же время дозволяет удачно реагировать на изменения внутренней и внешней среды.


Организационное проектирование достаточно широко рассмотрено в литературе. Данную тему изучают такие российские ученые как: Т.А. Акимова, В.Г. Алиева, Б.З. Мильнер, М.Г. Миронов, В.И. Подлесных, С.В. Рогожин, Т.В.Рогожина, В.Н. Родионова, Э.А. Смирнов, В.Л. Семиков, О.Г.Туровец и др.

Целью курсовой работы является ознакомление с понятием, этапами методами организационных структур.

В задачи курсовой работы входит ознакомление с понятием организационного проектирования; основными подходами и методологическими принципами построения организационных структур; этапами и методами организационного проектирования; оценкой эффективности организационных проектов.

Для достижения указанной цели установлены следующие задачи:

- выявить требования к построению действенной организационной структуры,

- рассмотреть разновидности организационных структур;

- изучить проектирование организационных структур;

- рассмотреть интеграционные процессы и делегирование полномочий.

1 Понятие организационного проектирования и требования к построению организационных структур

1.1 Понятие и сущность проектирования

Проектирование рассматривается как процесс составления описания, нужного для создания еще не существующего объекта, алгоритма его функционирования либо алгоритма процесса. Но надлежит иметь в виду, что проектирование не сводится лишь к созданию идеи построения объекта, оно подразумевает еще надобность предвидеть последствия, к коим приведет появление объекта, и найти меры сообразно реализации проекта [2, с.25].

Проектирование связано с инженерной деятельностью, коия нацелена на создание новых объектов, методов, теорий, которые совершенствуют среду, окружающую человека. Предметом проектирования могут быть модели машин и приборов, шахты, корабли, новые материалы, системы управления, организационные системы.

Этот процесс охватывает деятельность не лишь конструкторов, архитекторов и остальных работников проектного профиля, однако и тех специалистов, кто стремится внести изменения в работу производственных систем, в экономическую деятельность[2, с.38].


Целью проектирования считается постановка начала изменениям в окружающей человека искусственной среде. Результатом же проектирования считается описание будущего объекта и тех конфигураций, которые возникнут после его появления.

Принципиальной особенностью современной науки считается стремление представить проблему формирования и улучшения производственных систем как научную задачу организационного проектирования.

Как процесс, организационное проектирование представляет собой упорядочение организационно-структурных характеристик системы для достижения, либо усовершенствования их эффективности, адаптивности и результативности.

Предметом организационного проектирования в низовом звене народного хозяйства - на предприятии, в учреждении - выступает система организации производства, труда и управления в организации в целом, в ее подразделениях или отдельных видах деятельности.

В этих условиях целью организационного проектирования становится разработка новых организационных систем или предложений по изменению существующих систем, а результатом - комплект технической, организационной и планово-экономической документации, необходимой для создания и осуществления на практике организационной, производственной систем.

1.2 Подходы и методы проектирования организационных структур

Проектирование организационных систем выступает как социалное действие. Высокий динамизм конфигураций, происходящих в сфере общественных взаимоотношений, привел к возрастанию роли организационного фактора в современном индустриализованном мире при иных одинаковых критериях повышающего эффективность функционирования создаваемых систем. Это придает необыкновенную значимость проектированию организационных систем, либо способу формальной организации целостных систем. На современном этапе становления общества ни одно из целостных образований, будь то экономика, политика, образование, наука, культура и т. п., не в состоянии встроиться в имеющиеся структуры в отсутствии проектирования его организационной системы. Иначе говоря, всевозможные нововведения структурного и процессного характера настоятельно просят подготовительного проектирования их организации.

Можно отметить 4 подхода к решению задачи проектирования организационных структур: нормативно-функциональный, организационного прогнозирования, функционально-технологический и системно-целевой.


Нормативно-функциональный подход (способ аналогий) базируется на обобщении опыта управления передовыми ПХС (производственно-домашними системами), использовании организационных форм и устройств управления, которые оправдали себя в похожих критериях (цели, характер продукции, вид технологии и т. п.). Другими словами, данный подход базируется на способе аналогии и прототипов, на допущении, что высоким результатам деятельности обязательно подходит разумная организационная структура, однако это никак не всегда так.

Нормативно-функциональный подход, ориентирующийся на положительный опыт организации управления, не содержит фактически способа проектирования рациональной структуры управления. Он оправдан в силу общности принципов и способов управления. Использование стандартных структур явилось главным шагом на пути введения основ научно аргументированного построения организационных структур и способствовало унификации организационных структур управления в конкретных отраслях экономики.

По последнего времени нормативно-функциональный подход имел наибольшее распространение и был положен в базу методических рекомендаций сообразно построению организационных структур ПХС. Но в настоящее время смысл данного подхода снижается. Причина содержится в том, что он нацелен на типовую номенклатуру функций управления и структурных управленческих подразделений. В критериях значительного разнообразия видов организаций и определенных условий их деятельности возможности этого подхода ограничены.

Функционально-технологический подход к построению организационных структур базируется на рационализации потоков инфы и технологии ее обработки. Для определения характеристик организационной структуры: численности управленческого персонала, количества уровней управления, степени централизации, структуризации и спектра управления и др. — предполагается определить корреляционные зависимости данных характеристик от внутренних и наружных причин и рационализировать функции сообразно вертикали и горизонтали. Но рассчитанные на базе данных зависимостей характеристики направляют на некоторый сложившийся уровень организации управления в отрасли. При данном подходе можно достаточно полно учесть особенности определенной организации. Он универсален, однако вместе с тем сложен, ориентируется на устойчивую номенклатуру сформировавшихся функций правления, подчинение организационной структуры схеме документооборота в ПХС. Это ограничивает возможности применения предоставленного способа.


В критериях действующего предприятия пробы совершенствовать организационную структуру будут наталкиваться на стремление управленческих работников сберечь сформировавшуюся, обычную для них схему документооборота, коия не всегда разумна. В критериях проектирования нового объекта внедрение функционально-технологического подхода вызовет серьезные проблемы из-за отсутствия инфы, нужной для его реализации.

Способ организационного моделирования представляет собой исследование формализованных математических, графических, других отображений распределения возможностей и ответственности в субъекте управления, что считается основанием для построения, анализа и оценки разных разновидностей организационных структур сообразно связи их переменных. В управленческой практике обширно используются последующие разновидности организационных моделей[12, с.76]:

-математико-кибернетические модели иерархических управленческих структур, обрисовывающие организационные взаимосвязи и отношения в виде систем математических уравнений либо же с помощью машинных имитационных языков;

-графоаналитические модели организационных систем, представляющие собой сетевые, матричные и иные графические и табличные отображения распределения функций, полномочий, ответственности, организационных связей. Они дают возможность анализировать их направленность, характер, причины возникновения, оценивать различные варианты группировки взаимосвязанных видов деятельности в однородные подразделения.

До последнего времени способы построения управления, характеризовались чрезвычайно нормативным характером, недостаточным разнообразием, что приводило к механическому переносу применявшихся в прошлом организационных форм в новые условия[12, с.115].

С точки зрения общества главное предназначение большинства производственных организаций определяется целями удовлетворения рыночной потребности в производимой продукции и услугах. Совместно с тем соотношение меж системой целей и организационной структурой управления не может быть однозначным. В единой системе обязаны рассматриваться и разные способы формирования организационных структур управления. Данные способы имеют разную природу, любой из их в отдельности не позволяет решить все фактически принципиальные проблемы и должен использоваться в органическом сочетании с другими.

Процесс организационного проектирования состоит в очередности приближения к модели разумной структуры управления, в котором способы проектирования играют дополнительную роль при рассмотрении, оценки и принятия к фактической реализации более действенных вариантов организационных решений.