ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 47
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Методы профессионального обучения
Учебник или учебное пособие для обучения лиц с нарушением слуха
Противопоказания к профессиональной деятельности для лиц с нарушениями слуха (слабослышащих)
Противопоказания к профессиональной деятельности для лиц с нарушениями речи
Противопоказания к профессиональной деятельности для лиц с нарушениями зрения (слабовидящих)
Противопоказания к профессиональной деятельности для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Специальные образовательные условия для лиц с ОВЗ
Метод учебного сотрудничества (корпоративное обучение, работа в малых группах)
Коллективный способ обучения (КСО)
Правила создания интеллект-карт
Методы анализа учебной информации
Практическая работа Создаем методическую копилку приемов
Реабилитация
Процесс профессионального образования лиц с ОВЗ является процессом профессиональной реабилитации в единстве профессиональной ориентации, профессионального обучения, профессионально-производственной адаптации и трудоустройства.
Согласно определению Комитета экспертов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), реабилитация включает в себя «все меры, направленные на уменьшение воздействия инвалидизирующих факторов и условий, приводящих к физическим и другим дефектам, а также на обеспечение возможности для инвалидов достичь социальной интеграции».
Реабилитация рассматривается как процесс возвращения утраченных возможностей, «восстановления в правах» и приведения к состоянию, обеспечивающему независимую жизнь.
1. Стратегия адаптивности - для обучающихся, ограничения жизнедеятельности которых нерезко выражены или в достаточной степени скомпенсированы (с нормальным интеллектуальным развитием).
Основной акцент в образовательном процессе - на рациональной организации и индивидуализации учебной и учебно-профессиональной деятельности обучающихся.
Распространенная форма - обучение в гетерогенной (или смешанной, интегрированной, инклюзивной) учебной группе наравне со сверстниками
2. Стратегия дифференциации - предусматривает сложение процессов профессиональной подготовки и коррекционной работы - для обучающихся с выраженными ограничениями жизнедеятельности
Формы профессиональной реабилитации :
- обучение в гомогенной (или специальной, коррекционной) учебной группе (очная, очно-заочная (вечерняя) формы организации образовательного процесса);
- обучение в коррекционном учреждении профессионального образования (очная, очно-заочная (вечерняя) формы организации образовательного процесса);
- обучение в образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (очная форма организации образовательного процесса);
- надомное обучение и др.
Методы профессионального обучения
должны выбираться на основе тщательного изучения образовательных потребностей и индивидуальных психофизических возможностей каждого обучающегося с ОВЗ.
группы методов:
педагогические –непосредственно связанны с УВП и обеспечивающие академическую успеваемость и освоение выбранной профессии/ специальности обучающимися с ОВЗ;
коррекционно-педагогические – предполагающие проведение групповой, подгрупповой или индивидуальной коррекционно-педагогической работы с обучающимися в соответствии с характером и степенью тяжести нарушений психофизического развития;
технические/эргономические – обеспечивающие комфортность среды жизнедеятельности и обучения;
психолого-педагогические - адаптирующие обучающихся с ОВЗ в учебном коллективе, развивающие/корректирующие их личностные качества в процессе групповых, подгрупповых или индивидуальных занятий с психологом;
социально-педагогические - помогающие оптимизировать связи лиц с ОВЗ в микро- и макросоциуме;
медицинские – направленные на укрепление здоровья обучающихся с ОВЗ
Методы | Стратегия адаптивности | Стратегия дифференциации |
1. Педагогические | Индивидуализация процесса обучения, разработка специальных УМК по отдельным учебным предметам, использование дистанционных образовательных технологий и др. | Дифференциация обучения (группировка обучающихся с учетом индивидуальных особенностей и специальных образовательных потребностей); индивидуализация содержания образования (адаптация учебных планов и учебных программ или разработка индивидуального учебного плана, разработка УМК по всем учебным предметам); индивидуализация процесса Обучения (отбор форм, методов и приемов обучения) |
2. Коррекционно- педагогические | Индивидуальные и подгрупповые слухоречевые занятия | Индивидуальные и подгрупповые слухоречевые занятия, занятия по развитию двигательной и интеллектуальной сферы |
Методы | Стратегии |
3. Технические / эргономические | Обеспечение средствами коммуникации, звукоусиливающей аппаратурой коллективного пользования, индивидуальными слуховыми средствами; оборудование специального рабочего (учебного) места – при необходимости; соблюдение СанПиНов к оборудованию учебных и производственных помещений по таким показателям, как воздухообмен, температурный режим, освещенность, шумо- и вибропоглощение, организация питания и др. |
4.Психолого- педагогические | Диагностика, коррекция и профилактика ситуаций и состояний риска адаптационных нарушений |
5.Социально- педагогические | Диагностика, коррекция и профилактика негативного влияния факторов микро- и макросреды, оказание помощи в социальной адаптации, правовое просвещение, представление интересов обучающихся от имени ОУ в органах государственной власти и др. |
6. Медицинские | Обследование и динамическое наблюдение сурдологом, невропатологом, психиатром и др. |
Специфика реализации методов и содержания профессиональной реабилитации обучающихся с нарушениями слуха
В связи с отсутствием языкового обмена – нужна помощь сурдопереводчика, освоение педагогом дактильной речи и жестового языка.
Организация обучения должна опираться на наглядные методы, дополнительное представление учебной информации (опорные конспекты лекций и практических занятий, адаптированный раздаточный материал, методические рекомендации, интеллект - карты, электронные УМК). Видео –показ в динамике, с подписями, с бегущей строкой.
Увеличение доли практических занятий.
Усиление межпредметных связей.
Приоритет модульному обучению и разноуровневым заданиям.
Временной режим – щадящий, строгая дозировка умственной и зрительной нагрузки.
Требуются специальные средства «коммуникаторы» с текстовым вводом неоднократное повторение, причем фраза должна повторяться без изменения слов и порядка их следования;
Коррекция произносительной стороны речи (спец.комп.программы)
Учебник или учебное пособие для обучения лиц с нарушением слуха
Можно считать адаптированным если имеются:
пропедевтические или дополнительные разделы, фрагменты содержания, предназначенные для восполнения пробелов в знаниях, необходимых для усвоения профессионально значимой информации;
средства актуализации знаний и личного опыта;
четко структурированное в виде компактных модулей содержание учеб.м-ла;
презентация структуры каждого модуля (план) и краткое его содержание;
изложение материала простыми предложениями, без сложных грамматических конструкций, с выделением главных идей, положений, правил, требований и т.п.;
средства активизации познавательной деятельности и мотивации учения;
средства, направленные на развитие профессионально-значимых свойств мышления, терминологического профессионального словаря (в каждой теме);
задания, упражнения, обеспечивающие деятельностное усвоение и закрепление учебного материала;
достаточное количество иллюстративного материала, с гиперссылками
Профессии
Вышивальщица, гончар, изготовитель художественных изделий из лозы/кожи/ керамики/дерева, слесарь-инструментальщик, слесарь механосборочных работ, монтажник радиоэлектронной аппаратуры, контролер станочных и слесарных работ, токарь, фрезеровщик, переплетчик, пекарь, портной, швея, обувщик по ремонту обуви, плотник, столяр , формовщик, лаборант химико-бактериологического анализа.
Противопоказания к профессиональной деятельности для лиц с нарушениями слуха (слабослышащих)
1. Для лиц с нарушениями слуха не пригодны профессии, предполагающие слуховой контроль (настройщик аппаратуры и др.), а также не рекомендуются производства с акустической сигнализацией опасности.
2. Недостаточно точная координация и неуверенность движений, замедленная скорость выполнения отдельных движений и низкий темп деятельности в целом наряду с нарушениями вестибулярного аппарата приводят к ограничениям, связанным с работой на высоте, у непрерывно движущихся автоматических линий, а также с приборами и аппаратами, работающими под током высокого напряжения.
Как правило, необходимость пространственной ориентации и различная деятельность, требующая дифференциации или локализации источников звуков (например, определение направления звука), развивает слуховую чувствительность. Однако повышенный уровень шума, вибрации, длительные звуковые воздействия способствуют усталости слухового анализатора и дезориентации слабослышащих в пространстве.
Противопоказания к профессиональной деятельности для лиц с нарушениями речи
Профессиональные ограничения лиц с НР связаны с недостаточно развитой функцией коммуникации, что не позволяет выстраивать развернутые монологи и диалоги. Им противопоказаны:
все виды преподавательской деятельности;
профессии, требующие многочисленных и разнообразных социальных контактов;
профессии, предъявляющие повышенные требования к грамотной письменной речи (корректор, нотариус, социальный работник, секретарь, секретарь-референт, коммерческий агент, страховой агент, агент по продаже недвижимости и т.п.).
2. В связи с нарушениями пространственной ориентации лицам с ТНР, особенно отягощенными нарушениями слуха, не рекомендуется ряд профессий, требующих сложной ориентировки и быстрого реагирования в пространстве (водительские профессии, регулировщик, диспетчер железнодорожных путей и авиалиний и т.п.).
3. При выраженных нарушениях речи также не рекомендованы профессии, связанные с необходимостью производить точные математические расчеты (бухгалтер и т.п.).
Методы | Стратегия адаптивности | Стратегия дифференциации |
1. Педагогические | Индивидуализация процесса обучения, разработка специальных УМК по отдельным учебным предметам, использование дистанционных образовательных технологий и др. | Дифференциация обучения (группировка обучающихся с учетом индивидуальных особенностей и специальных образовательных потребностей); индивидуализация содержания образования (адаптация учебных планов и учебных программ или разработка индивидуального учебного плана, разработка УМК по всем учебным предметам); индивидуализация процесса Обучения (отбор форм, методов и приемов обучения) |
2. Коррекционно- педагогические | Индивидуальные и Подгрупповые по развитию ориентировки в пространстве и зрительного восприятия, социально-бытовой ориентировке | Индивидуальные и подгрупповые по формированию ориентировке в пространстве и зрительного восприятия, социально-бытовой ориентировке, занятия по развитию двигательной и интеллектуальной сферы |
Методы | Стратегии |
3. Технические / эргономические | Обеспечение оптическими средствами коррекции зрения (тифлотехническими устройствами), средствами коммуникации; оборудование специального рабочего (учебного) места – при необходимости; соблюдение СанПиНов к оборудованию учебных и производственных помещений, по таким показателям как воздухообмен, температурный режим, освещенность, шумо- и вибропоглощение, организация питания и др. |
4.Психолого- педагогические | Диагностика, коррекция и профилактика ситуаций и состояний риска адаптационных нарушений |
5.Социально- педагогические | Диагностика, коррекция и профилактика негативного влияния факторов микро- и макросреды, оказание помощи в социальной адаптации, правовое просвещение, представление интересов обучающихся от имени ОУ в органах государственной власти и др. |
6. Медицинские | Обследование и динамическое наблюдение офтальмологом, невропатологом, психиатром и др. |
Специфика реализации методов и содержания профессиональной реабилитации обучающихся с нарушениями зрения
Организация учебного пространства и рабочего места определяются не только остротой зрения, но и сопутствующими (двигательными, психическими и/или интеллектуальными) нарушениями в развитии. Специальное рабочее место д.б. безопасным и комфортным.
Особые требования предъявляются к освещению рабочего места. Недопустимы резкие изменения освещенности в течение рабочего дня. Местные светильники д.б. оснащены устройствами для регулирования направления и интенсивности светового потока.
Временной режим обучения - щадящий. Требуется строгая дозировка зрительной нагрузки. Чередовать и дозировать формы предъявления учебной информации – например: устное сообщение – работа с текстом - работа со схемой – работа с макетом (моделью), работа с аппаратурой …
Учебные материалы д.б. адаптирован к зрительным возможностям слабовидящих ( более крупный плоскопечатный шрифт, адаптированные цветные иллюстрации с отсутствием мелких деталей и выделением четко контуров изображений).
Необходимо наличие аудиокниг на различных носителях
Противопоказания к профессиональной деятельности для лиц с нарушениями зрения (слабовидящих)
1. Затруднения при работе с объектами, состоящими из множества деталей, со сложными механизмами или невозможность работать с такими объектами, снижение точности движений, оценки координации собственных движений и степени мышечного напряжения в процессе выполнения рабочих движений и производственных операций приводят к тому, что лицам с нарушениями зрения противопоказаны все рабочие профессии, где объектом труда являются станки, травмоопасные механизмы, механизмы, манипулирование с которыми требует скоординированности движений и зрительной ориентации (слесарь, механик, ремонтник и т.п.).