ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 48
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Методы профессионального обучения
Учебник или учебное пособие для обучения лиц с нарушением слуха
Противопоказания к профессиональной деятельности для лиц с нарушениями слуха (слабослышащих)
Противопоказания к профессиональной деятельности для лиц с нарушениями речи
Противопоказания к профессиональной деятельности для лиц с нарушениями зрения (слабовидящих)
Противопоказания к профессиональной деятельности для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Специальные образовательные условия для лиц с ОВЗ
Метод учебного сотрудничества (корпоративное обучение, работа в малых группах)
Коллективный способ обучения (КСО)
Правила создания интеллект-карт
Методы анализа учебной информации
Практическая работа Создаем методическую копилку приемов
2. Слабовидящим свойственна замедленная скорость зрительного восприятия, поэтому им противопоказаны профессии, требующие быстрого реагирования на зрительные сигналы (оператор, диспетчер), управления движущимися механизмами, работы на конвейере.
3. В связи с нарушениями восприятия перспективы и глубины пространства и бинокулярного зрения не рекомендуются профессии, требующие пространственной ориентации (маркшейдеры, диспетчеры и т.п.), а также профессии, предъявляющие повышенные требования к зрительному анализатору или функции цветоощущения (декоратор, ювелир, оператор ЭВМ, корректор, преподаватель начальных классов и т.п.).
Однако при определении профессиональной пригодности слабовидящего человека необходимо учитывать способность таких людей к компенсации, которая выражается в высокой автоматизации движений и повышенной тактильной чувствительности.
Методы | Стратегия адаптивности | Стратегия дифференциации |
1. Педагогические | Индивидуализация процесса обучения, разработка специальных УМК по отдельным учебным предметам, использование дистанционных образовательных технологий и др. | Дифференциация обучения (группировка обучающихся с учетом индивидуальных особенностей и специальных образовательных потребностей); индивидуализация содержания образования (адаптация учебных планов и учебных программ или разработка индивидуального учебного плана, разработка УМК по всем учебным предметам); индивидуализация процесса обучения (отбор форм, методов и приемов обучения) |
2. Коррекционно- педагогические | Индивидуальные и подгрупповые по развитию по социально-бытовой ориентировке, развитию двигательной сферы | Индивидуальные и подгрупповые по формированию по социально-бытовой ориентировке, развитию двигательной и интеллектуальной сферы, коррекции речевых нарушений |
Методы | Стратегии |
3. Технические / эргономические | Доступность помещений; оснащение учебного места вспомогательными техническими средствами обучения с учетом специфики двигательных ограничений; соблюдение СанПиНов к оборудованию учебных и производственных помещений, по таким показателям как воздухообмен, температурный режим, освещенность, шумо- и вибропоглощение, организация питания .. |
4.Психолого- педагогические | Диагностика, коррекция и профилактика ситуаций и состояний риска адаптационных нарушений |
5.Социально- педагогические | Диагностика, коррекция и профилактика негативного влияния факторов микро- и макросреды, оказание помощи в социальной адаптации, правовое просвещение, представление интересов обучающихся от имени ОУ в органах государственной власти и др. |
6. Медицинские | Обследование и динамическое наблюдение ортопедом, невропатологом, психиатром, врачом ЛФК, медикаментозное лечение, лечебно-физкультурные занятия и др. |
Специфика реализации методов и содержания профессиональной реабилитации обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Среди всех групп инвалидов с нарушением функций ОДА можно выделить три, которым по уровню ОПФР рекомендовано дистанционное обучение:
инвалиды с тяжелыми нарушениями манипулятивной функции рук (спастика, гиперкинез, миопатия), передвигающиеся самостоятельно или с помощью вспомогательных ортопедических средств и имеющие ПФР близкое к нормальному;
инвалиды с поражением нижних конечностей, лишенные возможности самостоятельно передвигаться, с разборчивой речью и близким к норме или ЗПР;
инвалиды с тяжелыми нарушениями речи (тяжелая дизартрия и анартрия) при разной степени выраженности нарушений функций верхних и/или нижних конечностей.
Оснащение рабочего места должно осуществляться с учетом тяжести инвалидности, обеспечивать инвалиду деятельность с незначительными или умеренными (тренирующими) нагрузками, исключать возможность ухудшения здоровья или травматизма инвалида. Элементы оборудования и мебель должны быть трансформируемыми, регулируемыми, эргономичными. Выполнение рабочих операций - в пределах зоны досягаемости.
Временной режим обучения – щадящий, требующий чередования (смены) интеллектуальной, физической нагрузки и отдыха.
Вспомогательные удерживающие устройства.
Адаптированные учебные пособия, ИКТ.
Противопоказания к профессиональной деятельности для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата
1. Нарушение двигательных функций у лиц с НОДА делает недоступными для них профессии, требующие развитой координации и разнообразия движений, значительных физических нагрузок (слесарь-ремонтник, фрезеровщик, монтажник, сборщик, станочник и т.п.).
2. Лица с НОДА часто проявляют особую чувствительность к интенсивным раздражителям, особенно зрительным. Зрительные нагрузки (мелькание объектов или необходимость отслеживания движущего объекта в течение длительного времени) оказывают неблагоприятное воздействие на нервную систему. Кроме того, для лиц с НОДА вредны звуковые и зрительные сигналы, имеющие ритмическую структуру (ритмические повторения).
3. Таким лицам противопоказаны работы, связанные с возможным травматизмом, работы у движущихся станков и механизмов, работы на высоте (монтажник, крановщик, слесарь и т.п.).
4. Нарушение пространственного восприятия, свойственное лицам с НОДА
, накладывает ограничения в освоении профессий, требующих ориентировки в пространстве, на местности, сложных манипуляций с предметами (официант, бармен, продавец, портной, повар, кондитер, ювелир, изготовитель художественных изделий и т.п.).
Специфика реализации методов и содержания профессиональной реабилитации обучающихся с нарушениями интеллекта/УО
Методы | Стратегия адаптивности | Стратегия дифференциации |
1. Педагогические | Дифференциация обучения (группировка обучающихся с учетом индивидуальных особенностей и специальных образовательных потребностей); индивидуализация содержания образования (адаптация учебных планов и учебных программ или разработка индивидуального учебного плана, разработка УМК по всем учебным предметам); индивидуализация процесса обучения (отбор форм, методов и приемов обучения) | |
2. Коррекционно- педагогические | Коррекционные занятия по социально-бытовой ориентировке, саморганизации, развитию речевых, интеллектуальных и двигательных возможностей |
Методы | Стратегии |
3. Технические / эргономические | Соблюдение СанПиНов к оборудованию учебных и производственных помещений, по таким показателям как воздухообмен, температурный режим,освещенность, шумо- и вибропоглощение, организация питания и др. |
4.Психолого- педагогические | Диагностика, коррекция и профилактика ситуаций и состояний риска адаптационных нарушений |
5.Социально- педагогические | Диагностика, коррекция и профилактика негативного влияния факторов микро- и макросреды, оказание помощи в социальной адаптации, правовое просвещение, представление интересов обучающихся от имени ОУ в органах государственной власти и др. |
6. Медицинские | Обследование и динамическое наблюдение невропатологом, психиатром и др. |
Специфика реализации методов и содержания профессиональной реабилитации обучающихся с нарушениями интеллекта
Организовать свою работу в целом они не способны, следовательно требуется присутствия в мастерских умственно полноценных специалистов.
На предварительную ориентировку в задании затрачивается меньше времени, т.к. совершают поверхностное ознакомление без существенного анализа изделия.
Могут четко выучить отдельное простое действие, но не устанавливают причинно-следственных или пространственно-временных связей. Опора на подражание. сложные операции разбивать на простые с использованием пошаговых технологий
Слабое словесно-логическое мышление не способствует развитию словесно-логической памяти, следовательно на нее не стоит ориентироваться – и показ выполнения действий д.б. наглядным.
Уч. труд должен опираться на готовый развернутый план, инструкцию (наглядную, не многословную).
Необходимы стимулирующие методы, учащийся надеется на помощь в ходе выполнения задания (не старается запомнить), надо развивать самоконтроль
Методы | Стратегия адаптивности | Стратегия дифференциации |
1. Педагогические | Обеспечение щадящего режима учебных нагрузок, внутригрупповая и вертикальная индивидуализация учебной работы, использование дистанционных образовательных технологий и др. | |
2. Коррекционно- педагогические | - |
Методы | Стратегии |
3. Технические / эргономические | Доступность помещений, строгое соблюдение СанПиНов к оборудованию учебных и производственных помещений, по таким показателям как воздухообмен, температурный режим, освещенность, шумо- и вибропоглощение, организация питания; рациональное оборудование учебного места |
4.Психолого- педагогические | Диагностика, коррекция и профилактика ситуаций и состояний риска адаптационных нарушений |
5.Социально- педагогические | Диагностика, коррекция и профилактика негативного влияния факторов микро- и макросреды, оказание помощи в социальной адаптации, правовое просвещение, представление интересов обучающихся от имени ОУ в органах государственной власти и др. |
6. Медицинские | Динамическое медицинское наблюдение, медикаментозное и санаторно-курортное лечение в соответствии с профилем заболевания |
Специфика реализации методов и содержания профессиональной реабилитации обучающихся с соматическими заболеваниями
Поэтапное разъяснение заданий
Последовательное /пошаговое выполнение действий
Повторение (3-5)инструкции выполнения действий
Обеспечение мультимедийными и ТСО
Чередование видов деятельности (не переутомлять) с Физминутками, и подготовка с мене видов деятельности
Предоставление дополнительного времени
Использование индивидуальных листов с упражнениями, составленными для минимального заполнения
Индивидуальное оценивание работ (формирующее)
Возможность переделать задание для усовершенствования
Компенсирующие элементы (средствам) реабилитационного пространства :
*любовь к ребенку (забота, гуманное отношение, душевное тепло и ласка)
*понимание детских трудностей и проблем; принятие ребенка таким, какой он есть, со всеми его достоинствами и недостатками
*сострадание, участие, необходимую помощь
*обучение элементам саморегуляции (учись учиться, учись владеть собой).
* использование ориентировочной основы действий (опорных сигналов) формулирование определений по установленному образцу, применение алгоритмов, взаимообучение, диалогические методики, дополнительные упражнения, оптимальность темпа с позиции полного усвоения и др.
Организация учебного пространства и рабочего места должна жестко соответствовать всем санитарно-гигиеническим требованиям.
Временной режим обучения - щадящий. Требуется чередование умственной и физической нагрузки для того, чтобы избежать чрезмерного переутомления обучающегося.
Технические средства обеспечения комфортного доступа к образованию – те же, что и при организации дистанционных курсов для обучающихся без ограничений в здоровье.
Учебные материалы (учебники, рабочие тетради и дидактические материалы) – те же, что у обучающихся без ограничений в здоровье.
Общие условия
непрерывность и преемственность комплексной коррекционной работы в учреждениях общего, специального и профессионального образования;
вариативность моделей и условий профессиональной реабилитации лиц с ОВЗ на основе учета их индивидуальных психофизических особенностей, образовательных потребностей, интересов и склонностей;
создание в СПО образовательно-реабилитационной среды, учитывающей специальные образовательные потребности данной группы обучающихся и отражающей специфику их профессионального обучения;
оптимистический прогноз в проектировании индивидуального образовательного маршрута всех и каждого обучающегося с ОВЗ.
Специальные образовательные условия для лиц с ОВЗ
медицинская (лечебная и профилактическая) помощь;