ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 48

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Реабилитация

Методы профессионального обучения

Учебник или учебное пособие для обучения лиц с нарушением слуха

Профессии

Противопоказания к профессиональной деятельности для лиц с нарушениями слуха (слабослышащих)

Противопоказания к профессиональной деятельности для лиц с нарушениями речи

Противопоказания к профессиональной деятельности для лиц с нарушениями зрения (слабовидящих)

Противопоказания к профессиональной деятельности для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Специфика реализации методов и содержания профессиональной реабилитации обучающихся с нарушениями интеллекта/УО

Общие условия

Специальные образовательные условия для лиц с ОВЗ

Практическая работа

Коррекционные технологии

Образовательные технологии

МЕТОДЫ

ПАССИВНЫЕ АКТИВНЫЕ

Метод учебного сотрудничества (корпоративное обучение, работа в малых группах)

Коллективный способ обучения (КСО)

Игровые методы

Метод кейсов

интеллект – карты

Правила создания интеллект-карт

«Рыбьи кости» (Фишбоун)

Фишбоун - Диаграмма Исикавы

Методы анализа учебной информации

Построение кластеров / Коллаж

Инсерт-анализ

«Толстые» и «тонкие» вопросы

Таблицы сравнений

Таблица вопросов. Зигзаг.

Практическая работа Создаем методическую копилку приемов

Этап о. Орг. момент

Этап О. Орг момент

Этап Г. Выполнение, закрепление

«Шесть шляп» — это прием групповой познавательной активности, помогает рационально организовать изучение проблемы (текста, новой информации) и выявить разные стороны восприятия и оценки.

Этап Д. Рефлексия


2. Слабовидящим свойственна замедленная скорость зрительного восприятия, поэтому им противопоказаны профессии, требующие быстрого реагирования на зрительные сигналы (оператор, диспетчер), управления движущимися механизмами, работы на конвейере.


3. В связи с нарушениями восприятия перспективы и глубины пространства и бинокулярного зрения не рекомендуются профессии, требующие пространственной ориентации (маркшейдеры, диспетчеры и т.п.), а также профессии, предъявляющие повышенные требования к зрительному анализатору или функции цветоощущения (декоратор, ювелир, оператор ЭВМ, корректор, преподаватель начальных классов и т.п.).
Однако при определении профессиональной пригодности слабовидящего человека необходимо учитывать способность таких людей к компенсации, которая выражается в высокой автоматизации движений и повышенной тактильной чувствительности.


Методы


Стратегия адаптивности


Стратегия дифференциации


1. Педагогические


Индивидуализация процесса обучения, разработка специальных УМК по отдельным учебным предметам, использование дистанционных образовательных технологий и др.


Дифференциация обучения
(группировка обучающихся с учетом индивидуальных особенностей и специальных образовательных потребностей);
индивидуализация содержания образования (адаптация учебных планов и учебных программ или разработка индивидуального учебного плана, разработка УМК по всем учебным предметам);
индивидуализация процесса обучения (отбор форм, методов и приемов обучения)


2. Коррекционно- педагогические


Индивидуальные и подгрупповые по развитию по социально-бытовой ориентировке, развитию двигательной сферы


Индивидуальные и подгрупповые по формированию по социально-бытовой ориентировке, развитию двигательной и интеллектуальной сферы, коррекции речевых нарушений


Методы


Стратегии


3. Технические /
эргономические


Доступность помещений; оснащение учебного места вспомогательными техническими средствами обучения с учетом специфики двигательных ограничений; соблюдение СанПиНов к оборудованию учебных и производственных помещений, по таким показателям как воздухообмен, температурный режим, освещенность, шумо- и вибропоглощение, организация питания ..


4.Психолого- педагогические


Диагностика, коррекция и профилактика ситуаций и состояний риска адаптационных нарушений


5.Социально- педагогические


Диагностика, коррекция и профилактика негативного влияния факторов микро- и макросреды, оказание помощи в социальной адаптации, правовое просвещение, представление интересов обучающихся от имени ОУ в органах государственной власти и др.


6. Медицинские


Обследование и динамическое наблюдение ортопедом, невропатологом, психиатром, врачом ЛФК, медикаментозное лечение, лечебно-физкультурные занятия и др.



Специфика реализации методов и содержания профессиональной реабилитации обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата


Среди всех групп инвалидов с нарушением функций ОДА можно выделить три, которым по уровню ОПФР рекомендовано дистанционное обучение:
инвалиды с тяжелыми нарушениями манипулятивной функции рук (спастика, гиперкинез, миопатия), передвигающиеся самостоятельно или с помощью вспомогательных ортопедических средств и имеющие ПФР близкое к нормальному;
инвалиды с поражением нижних конечностей, лишенные возможности самостоятельно передвигаться, с разборчивой речью и близким к норме или ЗПР;
инвалиды с тяжелыми нарушениями речи (тяжелая дизартрия и анартрия) при разной степени выраженности нарушений функций верхних и/или нижних конечностей.


Оснащение рабочего места должно осуществляться с учетом тяжести инвалидности, обеспечивать инвалиду деятельность с незначительными или умеренными (тренирующими) нагрузками, исключать возможность ухудшения здоровья или травматизма инвалида. Элементы оборудования и мебель должны быть трансформируемыми, регулируемыми, эргономичными. Выполнение рабочих операций - в пределах зоны досягаемости.
Временной режим обучения – щадящий, требующий чередования (смены) интеллектуальной, физической нагрузки и отдыха.
Вспомогательные удерживающие устройства.
Адаптированные учебные пособия, ИКТ.

Противопоказания к профессиональной деятельности для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата


1. Нарушение двигательных функций у лиц с НОДА делает недоступными для них профессии, требующие развитой координации и разнообразия движений, значительных физических нагрузок (слесарь-ремонтник, фрезеровщик, монтажник, сборщик, станочник и т.п.).
2. Лица с НОДА часто проявляют особую чувствительность к интенсивным раздражителям, особенно зрительным. Зрительные нагрузки (мелькание объектов или необходимость отслеживания движущего объекта в течение длительного времени) оказывают неблагоприятное воздействие на нервную систему. Кроме того, для лиц с НОДА вредны звуковые и зрительные сигналы, имеющие ритмическую структуру (ритмические повторения).
3. Таким лицам противопоказаны работы, связанные с возможным травматизмом, работы у движущихся станков и механизмов, работы на высоте (монтажник, крановщик, слесарь и т.п.).
4. Нарушение пространственного восприятия, свойственное лицам с НОДА

, накладывает ограничения в освоении профессий, требующих ориентировки в пространстве, на местности, сложных манипуляций с предметами (официант, бармен, продавец, портной, повар, кондитер, ювелир, изготовитель художественных изделий и т.п.).

Специфика реализации методов и содержания профессиональной реабилитации обучающихся с нарушениями интеллекта/УО


Методы


Стратегия адаптивности


Стратегия дифференциации


1. Педагогические


Дифференциация обучения (группировка обучающихся с учетом индивидуальных особенностей и специальных образовательных потребностей);
индивидуализация содержания образования (адаптация учебных планов и учебных программ или разработка индивидуального учебного плана, разработка УМК по всем учебным предметам);
индивидуализация процесса обучения (отбор форм, методов и приемов обучения)


2. Коррекционно- педагогические


Коррекционные занятия по социально-бытовой ориентировке, саморганизации, развитию речевых, интеллектуальных и двигательных возможностей


Методы


Стратегии


3. Технические /
эргономические


Соблюдение СанПиНов к оборудованию учебных и производственных помещений, по таким показателям как воздухообмен, температурный режим,освещенность, шумо- и вибропоглощение, организация питания и др.


4.Психолого- педагогические


Диагностика, коррекция и профилактика ситуаций и состояний риска адаптационных нарушений


5.Социально- педагогические


Диагностика, коррекция и профилактика негативного влияния факторов микро- и макросреды, оказание помощи в социальной адаптации, правовое просвещение, представление интересов обучающихся от имени ОУ в органах государственной власти и др.


6. Медицинские


Обследование и динамическое наблюдение невропатологом, психиатром и др.


Специфика реализации методов и содержания профессиональной реабилитации обучающихся с нарушениями интеллекта


Организовать свою работу в целом они не способны, следовательно требуется присутствия в мастерских умственно полноценных специалистов.
На предварительную ориентировку в задании затрачивается меньше времени, т.к. совершают поверхностное ознакомление без существенного анализа изделия.

Могут четко выучить отдельное простое действие, но не устанавливают причинно-следственных или пространственно-временных связей. Опора на подражание. сложные операции разбивать на простые с использованием пошаговых технологий
Слабое словесно-логическое мышление не способствует развитию словесно-логической памяти, следовательно на нее не стоит ориентироваться – и показ выполнения действий д.б. наглядным.
Уч. труд должен опираться на готовый развернутый план, инструкцию (наглядную, не многословную).
Необходимы стимулирующие методы, учащийся надеется на помощь в ходе выполнения задания (не старается запомнить), надо развивать самоконтроль


Методы


Стратегия адаптивности


Стратегия дифференциации


1. Педагогические


Обеспечение щадящего режима учебных нагрузок, внутригрупповая и вертикальная индивидуализация учебной работы, использование дистанционных образовательных технологий и др.


2. Коррекционно- педагогические


-


Методы


Стратегии


3. Технические /
эргономические


Доступность помещений, строгое соблюдение СанПиНов к оборудованию учебных и производственных помещений, по таким показателям как воздухообмен, температурный режим, освещенность, шумо- и вибропоглощение, организация питания; рациональное оборудование учебного места


4.Психолого- педагогические


Диагностика, коррекция и профилактика ситуаций и состояний риска адаптационных нарушений


5.Социально- педагогические


Диагностика, коррекция и профилактика негативного влияния факторов микро- и макросреды, оказание помощи в социальной адаптации, правовое просвещение, представление интересов обучающихся от имени ОУ в органах государственной власти и др.


6. Медицинские


Динамическое медицинское наблюдение, медикаментозное и санаторно-курортное лечение в соответствии с профилем заболевания


Специфика реализации методов и содержания профессиональной реабилитации обучающихся с соматическими заболеваниями


Поэтапное разъяснение заданий
Последовательное /пошаговое выполнение действий
Повторение (3-5)инструкции выполнения действий
Обеспечение мультимедийными и ТСО

Чередование видов деятельности (не переутомлять) с Физминутками, и подготовка с мене видов деятельности
Предоставление дополнительного времени
Использование индивидуальных листов с упражнениями, составленными для минимального заполнения
Индивидуальное оценивание работ (формирующее)
Возможность переделать задание для усовершенствования


Компенсирующие элементы (средствам) реабилитационного пространства :
*любовь к ребенку (забота, гуманное отношение, душевное тепло и ласка)
*понимание детских трудностей и проблем; принятие ребенка таким, какой он есть, со всеми его достоинствами и недостатками
*сострадание, участие, необходимую помощь
*обучение элементам саморегуляции (учись учиться, учись владеть собой).
* использование ориентировочной основы действий (опорных сигналов)   формулирование определений по установленному образцу, применение алгоритмов,   взаимообучение,  диалогические методики,   дополнительные упражнения,   оптимальность темпа с позиции полного усвоения и др.


Организация учебного пространства и рабочего места должна жестко соответствовать всем санитарно-гигиеническим требованиям.
Временной режим обучения - щадящий. Требуется чередование умственной и физической нагрузки для того, чтобы избежать чрезмерного переутомления обучающегося.
Технические средства обеспечения комфортного доступа к образованию – те же, что и при организации дистанционных курсов для обучающихся без ограничений в здоровье.
Учебные материалы (учебники, рабочие тетради и дидактические материалы) – те же, что у обучающихся без ограничений в здоровье.

Общие условия


непрерывность и преемственность комплексной коррекционной работы в учреждениях общего, специального и профессионального образования;
вариативность моделей и условий профессиональной реабилитации лиц с ОВЗ на основе учета их индивидуальных психофизических особенностей, образовательных потребностей, интересов и склонностей;
создание в СПО образовательно-реабилитационной среды, учитывающей специальные образовательные потребности данной группы обучающихся и отражающей специфику их профессионального обучения;
оптимистический прогноз в проектировании индивидуального образовательного маршрута всех и каждого обучающегося с ОВЗ.

Специальные образовательные условия для лиц с ОВЗ


медицинская (лечебная и профилактическая) помощь;