Файл: Коммерческая деятельность оптового торгового предприятия и ее совершенствование (на примере ООО «Форвард»).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 297
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты коммерческой деятельности оптового торгового предприятия
1.1. Коммерческая деятельность: понятие, сущность и содержание
1.2. Содержание и значение оптовой коммерческой деятельности
1.3. Классификация оптовых торговых предприятий
Глава 2. Анализ коммерческой деятельности оптового торгового предприятия на примере ООО «Форвард»
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2. Анализ организации и эффективности коммерческой деятельности ООО «Форвард»
Глава 3. Направления совершенствования коммерческой деятельности ООО «Форвард»
3.1. Разработка рекомендаций по оптимизации коммерческой деятельности предприятия
3.2. Оценка экономического эффекта от предложенных мероприятий
Таким образом, деятельность оптово-посреднических предприятий можно назвать движущей силой развития промышленности и экономики в целом, в связи с чем приобретает особую актуальность эффективная оценка и управление коммерческой деятельностью предприятия в оптово-посреднической торговле. Наличие оптовой торговли в условиях рыночного хозяйства является объективной реальностью и необходимостью.
1.3. Классификация оптовых торговых предприятий
Оптовые торговые предприятия можно классифицировать следующим образом:
1. По масштабу и характеру деятельности:
- общенациональные (федеральные) предприятия – I уровень. Они формируют каналы товародвижения для крупных производителей продукции и создают условия для выхода на российский рынок зарубежных поставщиков;
- межрегиональные предприятия – II уровень. В целях бесперебойного снабжения товарами в связи с географическими особенностями страны эти предприятия осуществляют досрочный завоз товаров в районы Крайнего Севера, Дальнего Востока;
- региональные оптовые предприятия закупают товары у оптовых предприятий федерального уровня и у местных товаропроизводителей и доводят их до розничных торговых предприятий, так как наиболее точно определяют зону своего влияния на рынке.
2. По количеству сотрудников:
- малые (до 50 работников);
- средние (от 50 до 100 человек);
- крупные (свыше 100 человек) [15, c. 161].
3. По товарной специализации с товаром:
- специализированные предприятия осуществляют закупку и продажу товаров одной или нескольких товарных групп, объединенных однородными потребительскими свойствами и назначением. Если оптовое торговое предприятие специализируется на торговле определенным товаром, то его называют дилером, если специализируется на торговле товарами определенного производителя – официальным дилером;
- узкоспециализированные предприятия осуществляют закупку и продажу отдельных подгрупп или даже видов товаров;
- универсальные оптовые торговые предприятия осуществляют закупку и продажу универсального ассортимента (разные товарные группы товаров);
- смешанные занимаются реализацией как продовольственных, так и непродовольственных товаров;
- комбинированные производят закупку и продажу нескольких товарных групп, которые связаны комплексностью (общим спросом) – товары для сада и огорода [15, c. 162].
4. По роли в оптовой торговле и характеру совершаемых операций:
- независимые оптовые торговые предприятия, приобретающие право собственности или право хозяйственного ведения на товар, реализуемый с их участием;
- посреднические организации, не приобретающие вещных прав на товар, а оказывающие услуги по доведению товара от изготовителя до потребителя;
- организации - специальные участники оптового оборота – товарные биржи, оптовые ярмарки, выставки, аукционы, торги, оптовые рынки.
5. По формам собственности и ведомственной принадлежности:
- коллективные;
- частные [3, c. 3].
6. По сфере территориального обслуживания оптовые предприятия подразделяются на районные, межрайонные, городские, областные, краевые, республиканские, межобластные и межреспубликанские.
Оптовая торговля располагает обширной сетью предприятии, которые являются основными рыночными структурами. Они осуществляют коммерческую и посредническую деятельность по купле-продаже товаров и оказывают различные услуги по организации оптового оборота.
Оптовая торговля осуществляется через:
- оптовые базы;
- склады;
- мелкооптовые предприятия [2, c. 107].
Мелкооптовые предприятия представляют собой помещения, где наряду с хранением товаров осуществляются расчетные операции с покупателями. Они позволяют приблизить товары к потребителю, организовать их продажу в удобном для покупателя месте. Мелкооптовые предприятия ориентированы на владельцев небольших магазинов, павильонов, палаток, ларьков, закупающих товары небольшими партиями [6, c. 135].
Итак, в настоящее время существует обширная классификация оптовых торговых предприятий, которая основывается на использовании определенных критериев.
Таким образом, в заключение рассмотрения теоретических аспектов можно подвести следующие итоги. Коммерческая деятельность представляет из себя комплекс правовых, финансово-экономических и организационных познаний и действий, которые совместно направлены на усовершенствование процессов купли-продажи товаров и услуг для наилучшего удовлетворения спроса покупателей и получения ожидаемой прибыли. Освоение и использование передовых методов в коммерческой деятельности позволит специалисту эффективно выявлять и решать существующие проблемы производственного предприятия. Передовые методы позволяют специалистам оказывать реальное воздействие на коммерческие процессы.
Управление коммерческой деятельностью направлено на усовершенствование всей организационной системы организации и позволяет в значительной степени увеличить прибыль компании.
Глава 2. Анализ коммерческой деятельности оптового торгового предприятия на примере ООО «Форвард»
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия
Общество с ограниченной ответственностью (далее сокращенно - ООО) «Форвард» образован и зарегистрировано 1 декабря 2014 г. в соответствии с российским законодательством.
Юридический адрес: 660127, Красноярский край, город Красноярск, улица Мате Залки, дом 3, помещение 2-05.
Директор - Кырмаков Павел Павлович.
Основной вид деятельности согласно ОКВЭД: (46.39) «торговля оптовая неспециализированная пищевыми продуктами, напитками и табачными изделиями».
Форма собственности компании - частная, организационно-правовая форма - общество с ограниченной ответственностью. Общество является юридическим лицом, действует на основании Устава и законодательства Российской Федерации, создано без ограничения срока его деятельности. Учредителями предприятия являются физические лица – граждане Российской Федерации.
В соответствие с уставом общества, цель его коммерческой деятельности заключается в удовлетворении спроса и потребностей покупателей на рынке продовольственной продукции.
ООО «Форвард» занимается снабжением пищевыми продуктами оптовых и розничных предприятий, в том числе торговые сети, предприятий общественного питания, кроме того, является одним из лидеров российского рынка поставок продуктов питания и сопутствующих товаров в сегмент HoReCa. Кроме этого, ООО «Форвард» поставляет продукты для более чем 250 домов и организаций в округе. В каталоге присутствуют более 6 200 наименований продуктов питания.
Целью организации является получение прибыли благодаря осуществлению своей коммерческой деятельности. Компания обладает гражданскими правами, несет правовую ответственность и выполняет обязательные требования, необходимые для ведения любых не запрещенных видов деятельность российским законодательством.
Организационная структура компании ООО «Форвард» линейно-функциональная структура, представленная на рисунке 4.
Рис. 4. Организационная структура управления ООО «Форвард»
Из рисунка 4 можно сделать вывод, что для рационального управления компанией была создана структура, соответствующая целям и задачам функционирования организации, которая максимально к ним приспособлена. Следовательно, организационную структуру управления ООО «Форвард» можно отнести к таким видам структур, как линейно-функциональная. Соответствующая организационная структура управления предприятием необходима для того, чтобы все протекающие в ней процессы проходили вовремя и качественно.
Ассортимент товаров, в которых работает ООО «Форвард» как торговая компания»: мясо, полуфабрикаты; мясо птицы, полуфабрикаты; овощи, фрукты; рыба, морепродукты; яйцо. Это основные товарные группы, которые реализуются оптом. Рассмотрим эффективность финансовой деятельности компании (таблица 4).
Таблица 4
Основные показатели хозяйственной деятельности ООО «Форвард» 2017-2019 гг., тыс. руб.
Наименование показателя |
2017г. |
2018г. |
2019г. |
Темп роста, % |
Отклонение (+;-) |
||
2018 к 2017 |
2019 к 2018 |
2018 от 2017 |
2019 от 2018 |
||||
Товарооборот в действующих ценах, тыс. руб. |
25662 |
47849,5 |
51936,5 |
186,5 |
108,5 |
22187,5 |
4087 |
- в сопоставимых ценах |
25662 |
45098,5 |
45920,9 |
175,7 |
101,8 |
19436,5 |
822,4 |
- Индекс цен |
1,000 |
1,061 |
1,131 |
- |
- |
- |
- |
Валовой доход, тыс. руб |
7586,0 |
11541,3 |
13373,6 |
152,1 |
115,9 |
3955,3 |
1832,3 |
в % к обороту |
29,56 |
24,12 |
25,75 |
- |
- |
-5,44 |
1,63 |
Издержки обращения |
6024,0 |
8416,7 |
9125,2 |
139,7 |
108,4 |
2392,7 |
708,5 |
в % к обороту |
23,47 |
17,59 |
17,57 |
- |
- |
-5,88 |
-0,02 |
Прибыль от продажи |
1562,0 |
3124,6 |
4248,4 |
200,0 |
135,9 |
1562,6 |
1123,8 |
в % к обороту |
6,09 |
6,53 |
8,18 |
- |
- |
0,44 |
1,65 |
Среднесписочная численность - работников, чел., в т. ч.: |
21 |
22 |
22 |
104,8 |
100,0 |
1 |
- |
Товарооборот на 1 среднесписочного работника, тыс. руб./чел. |
1222,000 |
2174,977 |
2360,750 |
177,9 |
108,5 |
952,977 |
185,773 |
Товарооборот на 1 кв.м. склада, тыс. руб. |
320,775 |
598,119 |
649,206 |
186,5 |
108,5 |
277,344 |
51,087 |
Средние товарные запасы, тыс. руб. |
5923,7 |
6937,3 |
8696,1 |
117,1 |
125,4 |
1013,6 |
1758,8 |
Уровень запасов в процентах к товарообороту, % |
23,08 |
14,50 |
16,74 |
- |
- |
-8,58 |
2,24 |
Данные таблицы 4 свидетельствуют о том, что объем продаж увеличился в 2018 году по сравнению с 2017 годом на 86,5%, а в 2019 году – на 8,5%. При этом нужно отметить, что растет и оборот в сопоставимых ценах: в 2018 году – на 75,7%, а в 2019 году – на 1,8%.
Сумма дохода от продажи также возросла в 2018 году на 3955,3 тыс. руб., или на 52,1%, а в 2019 году - на 15,9%, или на 1832,3 тыс. руб. Превышение темпа роста чистого дохода над ростом товарооборота в 2019 году привело соответственно к росту уровня доходности на 1,63% к обороту по сравнению с 2018 годом (в 2019 году наблюдалось его снижение на 5,44%). Повышение уровня доходности в 2019 году повлекло за собой рост суммы чистого дохода на 846,56 тыс. руб.
Таким образом, результаты оценки данных позволяют сделать вывод о том, что основную задачу получения прибыли организация выполняет успешно. Рост прибыли от продаж заметнее роста издержек обращения, что говорит об эффективности торговой деятельности.
2.2. Анализ организации и эффективности коммерческой деятельности ООО «Форвард»
Деятельность ООО «Форвард» считается оптово-посреднической компанией, так как товары закупаются у производителей для последующей оптовой перепродажи. Предприятие постоянно расширяет собственную сбытовую сеть, оснащенную современным складским комплексом, чтобы обеспечить максимально оперативную работу.
Коммерческая работа по закупкам в ООО «Форвард» состоит из следующих этапов:
- изучение и прогнозирование спроса;
- исследование рынка поставщиков;
- выбор производителя;
- установления хозяйственных связей.
ООО «Форвард» используют следующие критерии выбора поставщика товаров: цена, качество, условия поставки и надежность партнеров. При получении одинаковых критериев у нескольких поставщиков для выявления наиболее выгодных условий поставок используются дополнительные критерии: финансовое положение поставщика; цена за единицу товара; сроки выполнения экстренных заказов; организация управления качеством; удаленность поставщика от организации; общее качество сервиса.
Обобщим анализ существующих поставщиков на основе оценки по пятибалльной шкале:
- «5» - соответствует всем требованиям ООО «Форвард»;
- «4» - соответствует, но не всем требованиям;