Файл: Электронная коммерция как прогрессивная форма развития торговли.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 156
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты электронной коммерции при организации торговой деятельности.
1.1 Понятие «электронная коммерция», ее сущность и функции.
1.2 Методы продаж в электронной коммерции
1.3 Особенности электронной коммерции как прогрессивной формы развития
Глава 2. Анализ практической деятельности в сфере электронной коммерции (на примере компании Amazon)
2.1 Общая характеристика интернет-предприятия Amazon.
2.2 Анализ торговой деятельности Amazon
Развитие сети Интернет привело к резкому росту популярности этой технологии торговли среди всех торговых фирм и граждан. Интернет стимулировал развитие электронной торговли на уровне отдельного хозяйствующего субъекта. Малые предприятия и граждане получили возможность вести свои коммерческие сделки и другие операции в оперативном электронном режиме - в режиме реального времени (on-line).
Интернет позволяет снизить затраты на проведение торговых и прочих сделок, поэтому пользователи Интернета стали переводить свои данные в цифровую форму. Оперирование цифровой информацией в компьютерных сетях значительно расширяет возможности бизнеса. Любую информацию можно представить и сохранить в виде цепочки бит.
Интернет дает возможность продавцу:
- прорекламировать свою продукцию и товар, как на региональном, так и на международном уровнях. При этом реклама может носить не только общий характер, но и быть последовательно детализирована до показа фотографий товара, описания упаковки, условий отгрузки и т. п., причем номенклатура может быть сколь угодно большой;
- прорекламировать свою фирму (предприятие) с целью привлечения к взаимодействию отечественных и зарубежных партнеров;
- оперативно следить за ценовой конъюнктурой рынка;
- прорекламировать свои проекты для привлечения инвесторов;
- организовать систему заказов продаваемого товара, как своими торговыми представителями, так и покупателями;
- организовать оперативное взаимодействие с торговыми представителями с помощью электронной почты и прямого доступа к информационным ресурсам партнеров;
Как следствие:
- расширяется рынок сбыта, поскольку огромное число людей в стране и за рубежом познакомятся с фирмой, ее продукцией и услугами;
- увеличивается объем продаж, так как создается дополнительная торговая точка;
- уменьшаются производственные издержки, поскольку затраты на продвижение и торговлю товарами в электронном магазине меньше, чем в обычном;
- удается опередить конкурентов, потому что реклама о товарах в электронном магазине более оперативна и массова;
- появляется возможность торговать с любыми странами, не открывая классического магазина в каждой из них;
- можно работать в магазине, находясь в любом месте, например в домашнем офисе или в автомобиле;
- можно работать в любое время дня и ночи.
Преимущества использования Интернет-магазина для покупателя:
- найти фирмы, реализующие нужный товар;
- оценить конъюнктуру рынка и выбрать подходящую фирму-продавца нужного товара;
- сделать уточняющие запросы к фирмам-продавцам с помощью электронной почты и получить ответы;
- заказать товар;
- выбрать поставщика транспортных и экспедиторских услуг; е) заказать доставку груза;
- произвести платежи.
Вместе с тем, покупки через Интернет-магазин несут некоторые риски для покупателей:
- соответствие продукции и доверие поставщику;
- доступ к послепродажному обслуживанию;
- цены могут быть и больше среднерыночной стоимости.
Риски продавцов:
- потеря контроля над механизмами ценообразования;
- увеличение конкуренции;
- более сложная логистика
Электронная торговля имеет сетевую инфраструктуру. Под инфраструктурой электронной торговли понимается комплекс операций (процессов), имеющих по отношению к ней подчиненный и вспомогательный характер, который обеспечивает условия для нормального функционирования электронной торговли. Электронная торговля базируется на нескольких уровнях сетевой инфраструктуры: производственная инфраструктура, инфраструктура перемещения, инфраструктура сбыта, инфраструктура обслуживания.
Производственная инфраструктура электронной торговли направлена на производственный процесс и создание продукции, а также условия, его окружающие. Она включает в себя товар и услуги, базу данных, мультимедийный продукт, информационный продукт и услуги.
Инфраструктура перемещения включает в себя Интернет, кабельное телевидение, телефонную сеть и защищенную сеть для электронного обмена деловыми документами между компьютерными программами разных фирм в стандартной форме - VAN (Valueaddednetwork).
Инфраструктура сбыта имеет целью довести товар или услугу до покупателя. В эту инфраструктуру входят электронная почта, Web-сервер, открытые базы данных, электронные каталоги и др.
Инфраструктура обслуживания включает в себя такие операции, как платеж (банковские карты, цифровые деньги и др.), безопасность, электронная почта, Web-сервер, различные каталоги, послепродажное обслуживание и др.
Электронная коммерция состоит из трёх тесно связанных компонент: бизнес-субъектов (участников), процессов, и сетей (посредством которых связываются участники и обеспечиваются процессы).
Таким образом, на основе проведенного анализа определений понятия электронная торговля можно дать следующее определение сущности данного явления: электронная торговля - это деятельность экономических субъектов по осуществлению коммерческих операций с использованием электронных средств обмена данными. При этом можно подчеркнуть, что торговля может происходить как товарами (материальными/нематериальными), так и услугами (страховые, банковские и др.). Под электронными средствами обмена данных понимаются любые электронные средства обмена данных (сети EDI, телефон, телеграф и др.), а не только Интернет.
1.2 Методы продаж в электронной коммерции
В электронной торговле в основном участвуют два типа субъектов: частный бизнес - компании и домашние хозяйства. Третье действующее лицо - государство как хозяйствующий субъект в силу экономических законов и, с некоторым отставанием от вышеназванных субъектов в основании электронного экономического пространства, слабо вовлечен в коммерческие сделки, но в нескольких развитых странах уже были организованы, например, государственные закупки с использованием глобальной сети.
Каждый из этих типов субъектов имеет свое название, которое иногда не переводят с английского: фирма - business (сокращенно b), потребитель - consumer (с), государство, правительство, органы государственной власти - government или administration (g или a).
В процессе изучения структуры сетевой экономики были рассмотрены следующие сегменты:
В2С - система электронной коммерции (бизнес-клиент), в которой в качестве продавца выступает юридическое лицо (компания), а в качестве покупателя - физическое лицо, то есть это реализация товаров и услуг непосредственному потребителю, которому она адресована. По данной информационной схеме функционируют сегодня в России крупные производители товаров промышленного потребления.
Во многом успех «бизнеса для клиента» (B2C) связан с развитием телекоммуникаций, поскольку позволяет вести прямые продажи с минимальным количеством посредников. Телекоммуникационные решения B2C являются одним из звеньев в цепи бизнес-процессов
·сайты-витрины;
·Интернет-магазины;
·торговые Интернет-системы.
Государство GovernmentЧастный бизнес BusinessПотребитель ConsumerГосударство GovernmentG2G (координация работы госучреждений, в том числе муниципальных органов власти)G2B (информирование об изменениях в законодательстве, госзакупки)G2C (социальные выплаты, предоставление информации населению)Частный бизнес BusinessB2G (развитие систем обеспечения государственных органов, уплата налогов)B2B (коммерческие сделки, оптовая торговля, субконтракты, отношения с поставщиками и др.)B2C (розничная торговля, электронные услуги, послепродажное обслуживание и др.)Потребитель ConsumerC2G (подача налоговой декларации, уплата налогов и сборов, другие операции)С2В (участие в опросах и других маркетинговых исследованиях, поиск работы, сравнение цен продавцов)C2C (акционная торговля, доски объявлений и др.)
С точки зрения посетителя сайта все три решения могут выглядеть одинаково. Связано это с тем, что он имеет дело с внешним оформлением сайта: каталогом товаров, системой навигации и поиска, системой оформления заказов и т.д. Предпочтения покупателя зависят в большей степени от удобства использования каталога и системы навигации.
Различия становятся заметными, как только покупатель начинает оформлять заказ. На этом этапе он обычно убеждается в преимуществах Интернет-магазина. Ему сразу выписывается счет с учетом налогов, скидки и стоимости доставки, а также предоставляется возможность оплатить покупку с помощью системы онлайн оплаты.
Факторы, определяющие масштабы В2С в России:
- недостаточное количество пользователей Интернет;
- слабая телекоммуникационная инфраструктура;
- малое распространение средств безналичных расчетов для физических лиц;
- низкий средний уровень доходов.
При решенных проблемах с доступом в сеть Интернет в регионах, надежной работе платежных систем и служб доставки сектор В2С полезен для устранения различий между крупными городами и удаленными регионами в плане доступности товаров и услуг для потребителя. В2С создает новую технологию продаж, которая облегчает доставку товаров и услуг потребителям в любой части мира. Еще один плюс В2С - прямые продажи с минимальным количеством посредников, что дает возможности устанавливать конкурентные цены на местах.B (BusinesstoBusiness) - «бизнес для бизнеса», межкорпоративный сегмент электронной коммерции подразумевает электронное взаимодействие двух юридических лиц. В современном понимании это организация комплексного информационного и торгового взаимодействия между компаниями посредством электронных коммуникационных сетей (Интернета, Интранета, мобильных и других сетей связи). Компания может проводить тендеры, торги, заключать контракты, получать, оплачивать счета, опубликовывать документы и проводить множество других операций в электронном виде. B-системы различаются по набору предлагаемых функций:
- корпоративный сайт компании: предназначен для общения с партнёрами и контрагентами, содержит информацию о компании, персонале, руководстве, продукции, описание услуг;
- интернет-магазин.
Сегодня основой построения межкорпоративного бизнеса в Интернете нередко является электронная торговая площадка (B2B-площадка) - место, где заключаются сделки купли-продажи между предприятиями - покупателями и продавцами. Кроме непосредственной возможности опубликовать заявки на покупку/продажу товаров и услуг участники площадок платно или бесплатно получают множество дополнительных услуг: новости и аналитику, мини-сайт, импорт каталога товаров непосредственно из учетной системы предприятия, маркетинговые услуги (реклама, рассылка по электронной почте и т. д.), финансовые услуги - онлайновые платежные системы, заявки на финансовые продукты (страхование, кредитование, лизинг и т. п.) и др. G (Business - to - Government, бизнес - правительство) - система электронного бизнеса между юридическим лицами и государственными структурами. Эта система в настоящее время достаточно успешно развивается и имеет значительные перспективы. Предполагается, что именно развитие этой системы позволит концептуально изменить деловую практику в глобальном масштабе.
В последнее время все чаще встречается понятие «электронное правительство», переход к которому начинается с использования Интернета различными государственными организациями. Направления развития этой модели предусматривают использование электронных технологий в налоговой, таможенной сферах (подача и обработка электронных налоговых и таможенных деклараций), системе государственных закупок (проведение тендеров на электронных торговых площадках), социальной сфере (мониторинг и осуществление социальных программ), информационном обеспечении деятельности государственных служб и некоторых других.
В настоящее время из 191 государства члена Организации Объединенных Наций (ООН) в Интернете присутствует 173.
Процедуры государственных закупок отличаются от тех, к которым привыкло большинство поставщиков, работающих на межкорпоративном секторе электронной торговли. Рынок государственных закупок - это не совсем частнокапиталистический рынок, где конкуренция продавцов и личная заинтересованность покупателя оказываются мощнейшим экономическим стимулом. Этому способствует тот факт, что государственный чиновник не похож на типичного субъекта рынка: ему проще приобретать товары у одного, возможно давно знакомого ему поставщика. У чиновника практически нет стимулов для тщательного отбора выгодных для государства предложений. Более того, при отсутствии четкой регламентации процесса закупок этот сектор государственной деятельности нередко становиться питательной средой для злоупотреблений и коррупции.
Менее распространенными схемами ведения бизнеса в Сети являются такие группы как С2С (Consumer-to-Consumer) - «потребитель для потребителя» и C2B (Consumer-to-Business) - «потребитель для бизнеса».
Компонент С2С направлена на ведение электронной коммерции, при котором главными действующими лицами являются сами потребители, одновременно являющиеся и распределителями продукта, в то время как сама компания остается в стороне, а большинство покупок производится «по совету друг друга».
Наиболее распространенными продуктами при этом являются автомобили, предметы коллекционирования и подержанные компьютеры, а наиболее популярной формой осуществления сделок является аукцион.
С2С имеет место в случае, когда одни потребители продают товары другим потребителям. Потребители могут легко заключать сделки между собой и развивать свое присутствие он-лайн с помощью третьего лица - провайдера.
Таким ведущим провайдером в США является ebay.com, который революционизировал концепцию С2С, предоставив хостинг торговли напрямую между потребителями в формате аукциона в Интернете. В России одним из ведущих компаний в этой области является molotok.ru. Данное направление позволяет людям, испытывающим те или иные ограничения, заключать сделки в любой удобный для них момент; в итоге уменьшаются накладные расходы, что, в свою очередь, экономит средства конечного потребителя.