Файл: Арбитражных судов в Российской Федерации.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 1287

Скачиваний: 29

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание



Введение…………………………………………………………………...………3
Глава 1. Система арбитражных судов в Российской Федерации……………..5
Глава 2. Полномочия арбитражных судов……………………………………..26
Заключение……………………………………………………………………….41
Список использованной литературы…………………………………………...43





































Введение


Происходящие в России преобразования в экономике и социальной сфере, проводимая административная реформа и другие изменения в жизни государства вызывают закономерный интерес теоретиков и практиков в об-ласти права к организации деятельности различных институтов власти, в том числе судебных органов. Необходимость построения правового общества и государства, создания эффективных юридических механизмов защиты прав граждан и организаций показали, что общество нуждается в независимом суде, свободном от политического и социального давления. Обеспечить это условие возможно только в условиях реального разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную.

Конституция Российской Федерации, установившая систему органов правосудия, отводит арбитражным судам функции судебного органа по раз-решению экономических споров, поэтому арбитражные суды в правовой литературе называют специальными по отношению к судам общей юрис-дикции.

В течение многих десятилетий разрешение имущественных споров между юридическими лицами было обособлено от разрешения споров с учас-тием граждан. Характер дел, рассматриваемых арбитражными судами, осо-бенности споров, возникающих в предпринимательской деятельности, значи-мость быстрого и правосудного разрешения сложных конфликтов в сфере экономики обусловили существование арбитражных судов наряду с судами общей юрисдикции, а также особенности их процессуальной деятельности.

Наряду с совершенствованием самой судебной процедуры и принятием арбитражных процессуальных кодексов и Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» была реформирована система государственных судов, изменены принципы разграничения их ком-петенции с тем, чтобы не применялась альтернативная подведомственность. В связи с этим и возникла проблема изменения системы арбитражных судов.


Основной проблемой создания системы арбитражных судов было изменение инстанционности, т.е. необходимо было решить, каково должно быть соотношение судов всех четырех инстанций (первой, апелляционной, кассационной, надзорной). В результате судебной реформы компетенция ар-битражных судов распространяется на все сферы экономической жизни об-щества, позволяя юридическим лицам и гражданам-предпринимателям за-щищать в суде права и свободы, предусмотренных российским законода-тельством.

В 2014 году Президент Российской Федерации В.В. Путин подписал Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Фе-де-рации «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Россий-ской Федерации» и Федеральный конституционный закон «О Верховном Су-де Российской Федерации». Этими двумя законами объединены два из трёх существовавших ранее судов высшей инстанции – Высший Арбитражный Суд РФ и Верховный Суд РФ.

Перечисленные обстоятельства свидетельствуют об актуальности данной работы.

Цель данной работы – это изучение системы и полномочий арбитраж-ного суда.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

- ознакомиться с понятием и системой арбитражных судов Российской Федерации;

- изучить полномочия арбитражных судов Российской Федерации;

Объект исследования – это арбитражный суд Российской Федерации.

Теоретическую базу исследования составили труды таких ученых, как В.В. Антонов, А.Ф. Изварвина, О.А. Егорова, Н.П. Печников и др.

Структура данной работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Система арбитражных судов в Российской Федерации

Арбитражные суды представляют собой особую разновидность судеб-ных органов, осуществляющих судебную власть путем разрешения эконо-мических споров и иных дел, отнесенных к их ведению.

Арбитражные суды имеют собственную подведомственность, порядок судопроизводства в них имеет специфику, установленную Арбитражным процессуальным кодексом РФ.

Арбитражный суд - одно из звеньев судебной власти в Российской Федерации. В соответствии со ст. 1 Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей.

Прототипом арбитражных судов в дореволюционной России были коммерческие суды, рассматривающие торговые и вексельные дела, дела о торговой несостоятельности.



В первые годы после Октябрьской революции в условиях слабораз-витых товарно-денежных отношений, судебные споры между казенными учреждениями не допускались. Возникающие же разногласия между пред-приятиями и организациями решались в административном порядке выше-стоящими органами управления1.

Однако с развитием хозяйственных отношений возникла необходи-мость в создании специального органа по разрешению споров между госу-дарственными учреждениями и организациями. С этой целью в 1922 г. в Российской Федерации были созданы Арбитражные комиссии.

Имущественные споры между государственными учреждениями и предприятиями разных ведомств решались высшей Арбитражной комиссией при Совете Труда и Обороны (СТО) и Арбитражными комиссиями при обла-стных экономических совещаниях (ЭКО СО), а затем Арбитражными комис-сиями при Совнаркомах автономных социалистических республик, Арбит-ражными комиссиями областей и губерний. В системе органов управления отдельными отраслями экономики создавались также ведомственные арбит-ражные комиссии.

Дальнейшее развитие арбитража связано с внедрением хозрасчетных отношений и оформлением хозяйственных связей на договорной основе.

Постановлениями ВЦИК и СНК СССР, принятыми в марте 1931 г., все государственные, хозяйственные и кооперативные органы и предприятия были обязаны оформлять свои взаимоотношения по поставке товара, производству работ и оказанию услуг путем заключения договоров и нести за их невыполнение установленную законом ответственность.1

В мае 1931 г. в системе органов государственного управления был об-разован государственный арбитраж, призванный разрешать имущественные споры между учреждениями, предприятиями и организациями социали-стического хозяйства в направлении, обеспечивающим укрепление договор-ной и плановой дисциплины и хозяйственного расчета.

С момента образования, арбитраж существовал в двух видах - госу-дарственный и ведомственный. В государственном арбитраже разрешались споры предприятий и организаций различного подчинения, в ведомственном - подчиненные одному ведомству и комитету и т.д.).

В течение шестидесятилетней истории существования государствен-ного арбитража (с мая 1931 - по октябрь 1991 г.) государством неоднократно принимались попытки модернизации его устройства и деятельности, приспо-собление к изменяющимся экономическим условиям, повышение его роли в народном хозяйстве.
2

На арбитраж возлагались все новые и новые задачи. В 1960 г. Совет Министров СССР отменил Положение о государственном арбитраже 1931 г. и утвердил новое Положение о государственном арбитраже при Совете Министров СССР.

В августе 1970 г. Совет Министров СССР принял постановление “О повышении роли органов государственного арбитража и арбитражей ми-нистерств и ведомств в народном хозяйстве, согласно которому арбитраж должен был содействовать повышению эффективности общественного про-изводства, рационализации хозяйственного расчета, усилению роли договора в хозяйственных отношениях.

До 1974 г. нижестоящие арбитражи не подчинялись вышестоящим, а состояли при исполнительных органах, то есть система была несопод-чиненной. 17 сентября 1974 г. Госарбитраж СССР был преобразован в союз-но-республиканский орган и было утверждено новое Положение о Госу-дарственном Арбитраже при Совете Министров СССР.1

Последний этап развития Госарбитража связан с принятием законода-тельства о нем после принятия Конституции СССР 1977 г. Арбитраж был признан конституционным органом.

Организация и порядок деятельности органов государственного ар-битража впервые определялись Законом «О государственном арбитраже в СССР», принятым Верховным Советом СССР 30 ноября 1979 г. На основе этого законодательства были приняты Положения о государственном арбит-раже при Совете Министров СССР и Правила рассмотрения хозяйственных споров государственными арбитражами.2

В Российской Федерации государственный арбитраж руководствовался в своей деятельности Положение об органах государственного арбитража, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 5 декабря 1980 г.

Система арбитражей была упразднена с 1 октября 1991 года. В п.2 Постановления Верховного Совета РСФСР о введении в действие Закона РСФСР «Об арбитражном суде», принятом 4 июля 1991 г., с изменениями и дополнениями, внесенными Законом РФ от 24 июня 1992 г.

Замена системы арбитражей арбитражным судом предопределялась но-выми экономическими условиями перехода к рыночной экономике, суще-ствования нескольких форм собственности.

В разрешении споров между равными субъектами хозяйствования прежними способами и методами, которые применялись в условиях админи-стративно-командной системы арбитражами, стало невозможным. Потому арбитраж был преобразован в суд, деятельность которого по рассмотрению и разрешению споров протекали в арбитражно-процессуальной форме, соз-дающей устойчивые гарантии защиты прав в равной мере: предпринимателя, приватизированного предприятия, государственного предприятия, другой организации и учреждения.


Принятие 12 декабря 1993 г. Конституции РФ, первой части нового ГК РФ, вступившего в действие с 1 января 1995 г. другого законодательства, а также внутренние потребности дальнейшего совершенствования, вызвали потребность в принятии нового Закона «Об арбитражных судах в РФ» и нового Арбитражного процессуального кодекса РФ, которые в настоящее время и определяет систему, состав и структуру арбитражных судов и процессуальную форму их деятельности.
1.2.

Правосудие в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности осуществляется арбитражными судами в Российской Федера-ции, образованными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом (далее - арбитражные суды), пу-тем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесен-ных к их компетенции Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (далее АПК РФ) и другими федеральными законами, по прави-лам, установленным законодательством о судопроизводстве в арбитражных судах.

Соответственно, субъекты Российской Федерации не вправе создавать какие-либо судебные органы, рассматривающие экономические споры, отне-сенные к подведомственности арбитражных судов.

Задачами судопроизводства в арбитражных судах являются:

1) защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, а также прав и законных интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, органов госу-дарственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц в указанной сфере;

2) обеспечение доступности правосудия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

3) справедливое публичное судебное разбирательство в установленный законом срок независимым и беспристрастным судом;

4) укрепление законности и предупреждение правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

5) формирование уважительного отношения к закону и суду;

6) содействие становлению и развитию партнерских деловых отно-шений, формированию обычаев и этики делового оборота.1

Обращение в арбитражный суд осуществляется в форме: