Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 1288
Скачиваний: 29
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
будет привлечен гражданин, не имеющий статуса инди-видуального предпринимателя.
В настоящее время система арбитражных судов подверглась рефор-мированию. В Конституцию РФ внесены поправки, согласно которым Выс-ший Арбитражный Суд РФ упразднен. В соответствии с Федеральным кон-ституционным законом от 5 февраля 2014 г. № 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации» все полномочия ВАС РФ переданы Верховному Суду РФ, в составе которого создана судебная коллегия по экономическим спорам.
Как мы уже указывали, в 2014 г. в целях формирования единообразной судебной практики и укреплении единого правового пространства была проведена реформа высших судебных инстанций страны, сущность которой заключалась в объединении Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ путем создания в Верховном Суде РФ нового структурного под-разделения - Судебной коллегии по экономическим спорам. Тем самым ар-битражные суды, по сути, из самостоятельной ветви судебной системы пе-решли в подветвь судов общей юрисдикции, но по-прежнему выступая в качестве специализированных судов по разрешению экономических споров.
В подсистеме арбитражных судов действуют два суда кассационной инстанции - арбитражные суды округов и Судебная коллегия по экономи-ческим спорам Верховного Суда РФ.
На данный момент времени Верховный Суд РФ действует в следу-ющем составе:
– Пленум;
– Президиум;
– Апелляционная коллегия;
– Судебные коллегии по административным, гражданским и уголов-ным делам;
– по экономическим спорам;
– по делам военнослужащих;
– дисциплинарная коллегия.1
Верховный суд РФ (далее – ВС РФ) возглавил систему арбитражных судов. На основании Федерального конституционного закона от 4 июня 2014 №8-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации» федеральные арбитраж-ные суды переименованы в арбитражные суды округов.
Правила и сроки рассмотрения документов в надзорной инстанции ана-логичны кассации второго уровня. Вначале их рассматривает судья ВС РФ, а затем решает вопрос о передаче в Президиум ВС РФ. Кроме того, заинтере-сованное лицо может обратиться с надзорной жалобой непосредственно к председателю Верховного Суда РФ или к его заместителю. Такую жалобу нужно мотивировать тем, что по делу были допущены фундаментальные на-рушения норм материального или норм процессуального права.
Некоторые эксперты уверены, что данная коллегия по своему функци-оналу и значимости практически в полном объеме сможет заменить Вер-ховный Арбитражный Суд РФ.1
Однако, немалое количество и тех, которые считают, что это невоз-можно. Отечественные ученые-юристы придерживаются точки зрения, что, находясь в структуре Верховного Суда Российской Федерации, теряет шансы на свою самостоятельность. Объяснить это можно тем, что Судебная кол-легия по экономическим спорам является одним из подразделений Верхов-ного Суда РФ. Данный факт понижает шансы на ее самостоятельность. У Высшего Арбитражного Суда формального начальства не было, а у коллегии будет.
Верховный Суд РФ теперь состоит из 170 судей. На основании ст. 1 Федерального закона Российской Федерации от 5 февраля 2014 года №16-ФЗ «О порядке отбора кандидатов в первоначальный состав Верховного Суда Российской Федерации, образованного в соответствии с Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации» для избрания первоначального состава суда была создана Специальная квали-фикационная коллегия по отбору кандидатов на должности судей Верхов-ного Суда РФ, состоявшая из 27 членов.
В нее входили по одному представителю от Президента РФ, председа-телей общественной палаты РФ, общероссийских общественных объедине-ний юристов. Остальные же члены коллегии избирались советами судей субъектов РФ из числа членов этой коллегии по 3 члена из каждой. На осно-вании данного закона, судебная коллегия по экономическим спорам насчи-тывает 30 судей.
Таким образом, происходит концентрация судебной власти в одном высшем судебном органе. Идея объединения была претворена в жизнь в достаточно короткие сроки, что породило ряд проблем и последствий. Система арбитражных судов в том виде как она сформировалась, начиная с 1991 г. перестала существовать, однако экономическое правосудие, естест-венно, сохранилось. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации был упразднен. В Верховном Суде Российской Федерации образована судебная коллегия по экономическим спорам, которая занимается выполнением ряда функций упраздненного ВАС РФ. Федеральные арбитражные суды переиме-нованы в арбитражные суды округов.
При рассмотрении дела в порядке кассационного производства Судеб-ная коллегия Верховного Суда Российской Федерации проверяет правиль-ность применения и (или) толкования норм материального права и (или) норм процессуального права арбитражными судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов, изложенных в кассационных жалобе, представле-нии.
В интересах законности Судебная коллегия Верховного Суда Российс-кой Федерации вправе выйти за пределы доводов, изложенных в кассацион-ных жалобе, представлении. При этом Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации не вправе проверять законность судебных актов в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных актов, которые не обжалуются.
При рассмотрении дела в порядке кассационного производства Судеб-ная коллегия Верховного Суда Российской Федерации не вправе устанав-ливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установ-лены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, либо предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какой судебный акт должен быть принят при новом рассмот-рении дела.
Указания Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, в том числе на толкование закона, изложенные в определении об отмене су-дебного акта, обязательны для арбитражного суда, вновь рассматривающего дело.
Судебное решение, перед тем как стать предметом кассационного рассмотрения в Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ, должно обязательно быть обжаловано в арбитражный окружной суд. И только после этого заинтересованная сторона вправе подать касса-ционную жалобу в Судебную коллегию по экономическим спорам Верхов-ного Суда РФ.
В свою очередь решение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ может быть обжаловано в порядке надзора в Президиум Верховного Суда РФ.
Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ формируется в составе председателя коллегии, который одновременно явля-ется заместителем Председателя Верховного Суда РФ, и судей этих кол-легий.
1. Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации по ре-зультатам рассмотрения кассационных жалобы, представления вместе с де-лом вправе:
1) оставить решение суда первой инстанции, постановление или опре-деление суда апелляционной или кассационной инстанции без изменения, кассационные жалобу, представление без удовлетворения;
2) отменить решение суда первой инстанции, постановление или опре-деление суда апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий арбит-ражный суд. При направлении дела на новое рассмотрение Судебная кол-легия Верховного Суда Российской Федерации может указать на необходи-мость рассмотрения дела в ином составе судей;
3) отменить решение суда первой инстанции, постановление или опре-деление суда апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и оставить заявление без рассмотрения или прекратить производство по делу;
4) оставить в силе один из принятых по делу судебных актов;
5) отменить либо изменить решение суда первой инстанции, постанов-ление или определение суда апелляционной или кассационной инстанции и принять новый судебный акт, не передавая дело на новое рассмотрение, если допущена ошибка в применении и (или) толковании норм материального права;
6) присудить компенсацию за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или отказать в ее присуждении;
7) оставить кассационные жалобу, представление без рассмотрения по существу при наличии оснований, предусмотренных законодательством.1
Согласно АПК РФ Судебная коллегия по экономическим спорам Вер-ховного Суда РФ пересматривает в кассационном порядке вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов субъекта РФ и решения арбитражных апелляционных судов.
К полномочиям же арбитражного суда округов относятся:
- проверка в кассационной инстанции законности судебных актов по делам, рассмотренных арбитражными судами субъектов РФ и арбитражными апелляционными судами, а в случаях, установленных федеральными зако-нами, - судебных актов, принятых судами кассационной инстанции, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом;
- пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам принятых им и вступивших в законную силу судебных актов;
- обращение в Конституционный Суд Российской Федерации с запро-сом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в рассматриваемом им деле;
- изучение и обобщение судебной практики;
- подготовка предложений по совершенствованию законов и иных нор-мативных правовых актов;
- анализ судебной статистики;
- рассмотрение в качестве суда первой инстанции заявления о присуж-дении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок по делам, рассматриваемым арбитражными судами, или за нарушение права на исполнение судебных актов в разумный срок, принятых арбитраж-ными судами.1
Полномочия президиума арбитражного суда округа:
- утверждает по представлению председателя арбитражного суда ок-руга членов судебных коллегий и председателей судебных составов этого суда;
- рассматривает другие вопросы организации работы суда;
- рассматривает вопросы судебной практики.
К полномочиям Арбитражного апелляционного суда относятся:
- проверка в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов, не вступивших в законную силу, по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов РФ в первой инстанции, путем повторного рассмотрения дела;
- пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам принятых им са-мим вступивших в законную силу судебных актов;
- обращение в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке кон-ституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в апелляционной инстанции;
- изучение и обобщение судебной практики;
- подготовка предложений по совершенствованию законов и иных нор-мативных правовых актов;
- анализ судебной статистики.
Как указывалось выше, возглавляет работу арбитражного апелляцион-ного суд его председатель, одновременно являющийся судьей и осуществля-ющий все процессуальные полномочия.
Он обладает следующими полномочиями:
- организует деятельность данного суда;
- распределяет обязанности между своими заместителями;
- формирует из числа судей своего суда судебные составы;
- созывает президиум суда и председательствует на его заседаниях, а также выносит на рассмотрение президиума вопросы, относящиеся к его ведению;
- осуществляет общее руководство аппаратом своего суда, назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата суда;
- представляет арбитражный апелляционный суд в отношениях с госу-дарственными, общественными и иными органами. 1
Как указывалось выше, Арбитражный суд субъекта Федерации может:
- обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации с запро-сом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом им по любой инстанции;
- изучает и обобщает судебную практику;
- подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов;
- анализирует судебную статистику;
рассматривает в апелляционной инстанции повторно дела, прошедшие в этом суде рассмотрение по первой инстанции.
К полномочиям президиума относится утверждение, по представлению председателя суда, членов судебных коллегий и председателей судебных составов этого суда и вопросы перевода судей из одной судебной коллегии в другую, рассмотрение других вопросов организации работы данного суда, а также вопросов судебной практики. Обзоры судебной практики, одобренные президиумом арбитражного суда субъекта Российской Федерации, доводятся до сведения судей и работников аппарата этого суда.
В настоящее время система арбитражных судов подверглась рефор-мированию. В Конституцию РФ внесены поправки, согласно которым Выс-ший Арбитражный Суд РФ упразднен. В соответствии с Федеральным кон-ституционным законом от 5 февраля 2014 г. № 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации» все полномочия ВАС РФ переданы Верховному Суду РФ, в составе которого создана судебная коллегия по экономическим спорам.
Как мы уже указывали, в 2014 г. в целях формирования единообразной судебной практики и укреплении единого правового пространства была проведена реформа высших судебных инстанций страны, сущность которой заключалась в объединении Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ путем создания в Верховном Суде РФ нового структурного под-разделения - Судебной коллегии по экономическим спорам. Тем самым ар-битражные суды, по сути, из самостоятельной ветви судебной системы пе-решли в подветвь судов общей юрисдикции, но по-прежнему выступая в качестве специализированных судов по разрешению экономических споров.
В подсистеме арбитражных судов действуют два суда кассационной инстанции - арбитражные суды округов и Судебная коллегия по экономи-ческим спорам Верховного Суда РФ.
На данный момент времени Верховный Суд РФ действует в следу-ющем составе:
– Пленум;
– Президиум;
– Апелляционная коллегия;
– Судебные коллегии по административным, гражданским и уголов-ным делам;
– по экономическим спорам;
– по делам военнослужащих;
– дисциплинарная коллегия.1
Верховный суд РФ (далее – ВС РФ) возглавил систему арбитражных судов. На основании Федерального конституционного закона от 4 июня 2014 №8-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации» федеральные арбитраж-ные суды переименованы в арбитражные суды округов.
Правила и сроки рассмотрения документов в надзорной инстанции ана-логичны кассации второго уровня. Вначале их рассматривает судья ВС РФ, а затем решает вопрос о передаче в Президиум ВС РФ. Кроме того, заинтере-сованное лицо может обратиться с надзорной жалобой непосредственно к председателю Верховного Суда РФ или к его заместителю. Такую жалобу нужно мотивировать тем, что по делу были допущены фундаментальные на-рушения норм материального или норм процессуального права.
Некоторые эксперты уверены, что данная коллегия по своему функци-оналу и значимости практически в полном объеме сможет заменить Вер-ховный Арбитражный Суд РФ.1
Однако, немалое количество и тех, которые считают, что это невоз-можно. Отечественные ученые-юристы придерживаются точки зрения, что, находясь в структуре Верховного Суда Российской Федерации, теряет шансы на свою самостоятельность. Объяснить это можно тем, что Судебная кол-легия по экономическим спорам является одним из подразделений Верхов-ного Суда РФ. Данный факт понижает шансы на ее самостоятельность. У Высшего Арбитражного Суда формального начальства не было, а у коллегии будет.
Верховный Суд РФ теперь состоит из 170 судей. На основании ст. 1 Федерального закона Российской Федерации от 5 февраля 2014 года №16-ФЗ «О порядке отбора кандидатов в первоначальный состав Верховного Суда Российской Федерации, образованного в соответствии с Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации» для избрания первоначального состава суда была создана Специальная квали-фикационная коллегия по отбору кандидатов на должности судей Верхов-ного Суда РФ, состоявшая из 27 членов.
В нее входили по одному представителю от Президента РФ, председа-телей общественной палаты РФ, общероссийских общественных объедине-ний юристов. Остальные же члены коллегии избирались советами судей субъектов РФ из числа членов этой коллегии по 3 члена из каждой. На осно-вании данного закона, судебная коллегия по экономическим спорам насчи-тывает 30 судей.
Таким образом, происходит концентрация судебной власти в одном высшем судебном органе. Идея объединения была претворена в жизнь в достаточно короткие сроки, что породило ряд проблем и последствий. Система арбитражных судов в том виде как она сформировалась, начиная с 1991 г. перестала существовать, однако экономическое правосудие, естест-венно, сохранилось. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации был упразднен. В Верховном Суде Российской Федерации образована судебная коллегия по экономическим спорам, которая занимается выполнением ряда функций упраздненного ВАС РФ. Федеральные арбитражные суды переиме-нованы в арбитражные суды округов.
При рассмотрении дела в порядке кассационного производства Судеб-ная коллегия Верховного Суда Российской Федерации проверяет правиль-ность применения и (или) толкования норм материального права и (или) норм процессуального права арбитражными судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов, изложенных в кассационных жалобе, представле-нии.
В интересах законности Судебная коллегия Верховного Суда Российс-кой Федерации вправе выйти за пределы доводов, изложенных в кассацион-ных жалобе, представлении. При этом Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации не вправе проверять законность судебных актов в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных актов, которые не обжалуются.
При рассмотрении дела в порядке кассационного производства Судеб-ная коллегия Верховного Суда Российской Федерации не вправе устанав-ливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установ-лены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, либо предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какой судебный акт должен быть принят при новом рассмот-рении дела.
Указания Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, в том числе на толкование закона, изложенные в определении об отмене су-дебного акта, обязательны для арбитражного суда, вновь рассматривающего дело.
Судебное решение, перед тем как стать предметом кассационного рассмотрения в Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ, должно обязательно быть обжаловано в арбитражный окружной суд. И только после этого заинтересованная сторона вправе подать касса-ционную жалобу в Судебную коллегию по экономическим спорам Верхов-ного Суда РФ.
В свою очередь решение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ может быть обжаловано в порядке надзора в Президиум Верховного Суда РФ.
Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ формируется в составе председателя коллегии, который одновременно явля-ется заместителем Председателя Верховного Суда РФ, и судей этих кол-легий.
1. Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации по ре-зультатам рассмотрения кассационных жалобы, представления вместе с де-лом вправе:
1) оставить решение суда первой инстанции, постановление или опре-деление суда апелляционной или кассационной инстанции без изменения, кассационные жалобу, представление без удовлетворения;
2) отменить решение суда первой инстанции, постановление или опре-деление суда апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий арбит-ражный суд. При направлении дела на новое рассмотрение Судебная кол-легия Верховного Суда Российской Федерации может указать на необходи-мость рассмотрения дела в ином составе судей;
3) отменить решение суда первой инстанции, постановление или опре-деление суда апелляционной или кассационной инстанции полностью либо в части и оставить заявление без рассмотрения или прекратить производство по делу;
4) оставить в силе один из принятых по делу судебных актов;
5) отменить либо изменить решение суда первой инстанции, постанов-ление или определение суда апелляционной или кассационной инстанции и принять новый судебный акт, не передавая дело на новое рассмотрение, если допущена ошибка в применении и (или) толковании норм материального права;
6) присудить компенсацию за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или отказать в ее присуждении;
7) оставить кассационные жалобу, представление без рассмотрения по существу при наличии оснований, предусмотренных законодательством.1
Согласно АПК РФ Судебная коллегия по экономическим спорам Вер-ховного Суда РФ пересматривает в кассационном порядке вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов субъекта РФ и решения арбитражных апелляционных судов.
К полномочиям же арбитражного суда округов относятся:
- проверка в кассационной инстанции законности судебных актов по делам, рассмотренных арбитражными судами субъектов РФ и арбитражными апелляционными судами, а в случаях, установленных федеральными зако-нами, - судебных актов, принятых судами кассационной инстанции, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом;
- пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам принятых им и вступивших в законную силу судебных актов;
- обращение в Конституционный Суд Российской Федерации с запро-сом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в рассматриваемом им деле;
- изучение и обобщение судебной практики;
- подготовка предложений по совершенствованию законов и иных нор-мативных правовых актов;
- анализ судебной статистики;
- рассмотрение в качестве суда первой инстанции заявления о присуж-дении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок по делам, рассматриваемым арбитражными судами, или за нарушение права на исполнение судебных актов в разумный срок, принятых арбитраж-ными судами.1
Полномочия президиума арбитражного суда округа:
- утверждает по представлению председателя арбитражного суда ок-руга членов судебных коллегий и председателей судебных составов этого суда;
- рассматривает другие вопросы организации работы суда;
- рассматривает вопросы судебной практики.
К полномочиям Арбитражного апелляционного суда относятся:
- проверка в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов, не вступивших в законную силу, по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов РФ в первой инстанции, путем повторного рассмотрения дела;
- пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам принятых им са-мим вступивших в законную силу судебных актов;
- обращение в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке кон-ституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в апелляционной инстанции;
- изучение и обобщение судебной практики;
- подготовка предложений по совершенствованию законов и иных нор-мативных правовых актов;
- анализ судебной статистики.
Как указывалось выше, возглавляет работу арбитражного апелляцион-ного суд его председатель, одновременно являющийся судьей и осуществля-ющий все процессуальные полномочия.
Он обладает следующими полномочиями:
- организует деятельность данного суда;
- распределяет обязанности между своими заместителями;
- формирует из числа судей своего суда судебные составы;
- созывает президиум суда и председательствует на его заседаниях, а также выносит на рассмотрение президиума вопросы, относящиеся к его ведению;
- осуществляет общее руководство аппаратом своего суда, назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата суда;
- представляет арбитражный апелляционный суд в отношениях с госу-дарственными, общественными и иными органами. 1
Как указывалось выше, Арбитражный суд субъекта Федерации может:
- обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации с запро-сом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом им по любой инстанции;
- изучает и обобщает судебную практику;
- подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов;
- анализирует судебную статистику;
рассматривает в апелляционной инстанции повторно дела, прошедшие в этом суде рассмотрение по первой инстанции.
К полномочиям президиума относится утверждение, по представлению председателя суда, членов судебных коллегий и председателей судебных составов этого суда и вопросы перевода судей из одной судебной коллегии в другую, рассмотрение других вопросов организации работы данного суда, а также вопросов судебной практики. Обзоры судебной практики, одобренные президиумом арбитражного суда субъекта Российской Федерации, доводятся до сведения судей и работников аппарата этого суда.