Файл: Арбитражных судов в Российской Федерации.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 1281

Скачиваний: 29

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


- искового заявления - по экономическим спорам и иным делам, воз-никающим из гражданских правоотношений;

- заявления - по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, по делам о несостоятельности (банкротстве), по делам особого производства, при обращении о пересмотре судебных актов в порядке надзора и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;

- жалобы - при обращении в арбитражный суд апелляционной и кас-сационной инстанций, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами;

- представления - при обращении Генерального прокурора Российской Федерации и его заместителей о пересмотре судебных актов в порядке надзора.

Если для определенной категории споров федеральным законом уста-новлен претензионный или иной досудебный порядок урегулирования либо он предусмотрен договором, спор передается на разрешение арбитражного суда после соблюдения такого порядка.

По соглашению сторон подведомственный арбитражному суду спор, возникающий из гражданских правоотношений, до принятия арбитражным судом первой инстанции судебного акта, которым заканчивается рассмо-трение дела по существу, может быть передан сторонами на рассмотрение третейского суда, если иное не установлено федеральным законом.

Нельзя не отметить независимость судей арбитражных судов. При осуществлении правосудия судьи арбитражных судов независимы, подчи-няются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.

Какое-либо постороннее воздействие на судей арбитражных судов, вмешательство в их деятельность государственных органов, органов местно-го самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц или граж-дан запрещаются и влекут за собой ответственность, установленную зако-ном.

Гарантии независимости судей арбитражных судов устанавливаются Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.

6 февраля 2014г. Президент Российской Федерации В.В. Путин под-писал Закон Российской Федерации о поправке к Конституции РФ «О Вер-ховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации» и Федеральный конституционный закон «О Верховном Суде Российской Фе-дерации». Этими двумя законами объединены два из трёх существовав-ших ранее судов высшей инстанции – Высший Арбитражный Суд РФ и Вер-хов-ный Суд РФ. Новый объединённый орган судебной власти называется Вер-ховный Суд РФ. Иными словами, распущен один из судов высшей инстанции - Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, все упоми-нания о нём изъяты из Конституции РФ, а все его полномочия переданы другому суду высшей инстанции - Верховному Суду Российской Федерации.


На пленарном заседании на Петербургском международном экономи-ческом форуме 21 июня 2013 г. В.В. Путин предложил: «в целях обеспечения единых подходов к разрешению споров с участием, как граждан, так и ор-ганизаций, а также споров с органами государственной власти и органами местного самоуправления предлагаю объединить Верховный суд Российской Федерации и Высший арбитражный суд, для чего будет необходимо внести поправки в Конституцию России».

Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ А.А. Иванов подчер-кнул, что «речь идёт именно об объединении, а не о присоединении одного суда к другому». Этими словами он обозначил, что объединение Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ в новый Верховный Суд РФ будет произведено на равных условиях.

Законопроект «О поправке к Конституции «О Верховном суде России и прокуратуре» был внесен в Государственную Думу Президентом РФ 7 октября 2013 г., 22 ноября пакет законопроектов был принят Государствен-ной Думой во втором чтении, а спустя пять дней его единогласно одобрил Совет Федерации.

До реформы функционировали три суда высшей инстанции: Конститу-ционный Суд РФ, проверявший (и проверяющий, так как его судебная ре-форма 2014 г. не коснулась) соответствие принимаемых новых нормативно-правовых актов действующей Конституции РФ; Верховный Суд РФ, отно-сившийся к федеральным судам общей юрисдикции (суды общей юрисдик-ции рассматривают уголовные, гражданские дела, дела по административ-ным правонарушениям); и Высший Арбитражный Суд РФ, рассматривавший экономические споры, регулировавший главным образом отношения в сфере предпринимательской деятельности.

После реформы остались два суда высшей инстанции: Конституцион-ный Суд РФ (его функции, полномочия, структура и т.д. остались прежними, его, как уже было сказано, рассматриваемая реформа никак не затронула) и Верховный Суд РФ, более не включённый в систему судов общей юрисдик-ции.

По делам, подсудным судам общей юрисдикции, Верховный Суд РФ осуществляет надзор за деятельностью этих судов, а также за военными судами, рассматривает уголовные, гражданские, административные дела, дела по экономическим спорам в качестве суда апелляционной и кассацион-ной инстанции.

Была изменена также численность судей Верховного Суда РФ: до при-нятия закона она устанавливалась федеральным законом о федеральном бюд-жете (ежегодно), но фактически последние годы неизменно составляла 125 человек. В ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации» в статье 3 «Состав ВС РФ» указано фиксированное число – 170 человек.



Функции по разрешению экономических споров, ранее подсудных Высшему Арбитражному Суду РФ, теперь осуществляет Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ, состоящая из 30 судей.

Вместо Дисциплинарного судебного присутствия (в его юрисдикции находились дела по жалобам на решения квалификационных коллегий судей о досрочном прекращении полномочий судей за дисциплинарные проступки – нарушения трудовой или служебной дисциплины), которое являлось самостоятельным судебным органом (однако в его состав входили судьи судов РФ Высшего Арбитражного и Верховного), создана Дисциплинарная коллегия Верховного Суда РФ, в чью юрисдикцию переданы дела, под-судные до этого Дисциплинарному судебному присутствию. Также вместо Военной коллегии ВС РФ создана Судебная коллегия по делам военно-служащих.1

На такую реорганизацию судебной системы, на перенос дел, ранее рас-сматривавшихся Высшим Арбитражным Судом РФ, в ведомство нового Верховного Суда РФ выделили 6 месяцев, через 6 месяцев (180 дней) после подписания вступил в силу Федеральный конституционный закон «О Вер-ховном Суде Российской Федерации».

Также не сразу вступает в силу та статья этого закона, где местом постоянного пребывания Верховного Суда указан город Санкт-Петербург. Конкретная дата вступления в силу этой статьи указана не в законе, а будет установлена Президентом Российской Федерации по согласованию с Вер-ховным Судом РФ. До этого времени Верховный Суд РФ будет осуществлять свои полномочия по прежнему месту пребывания – в Москве.

Целью проведения данной реформы было, как пояснил В.В. Путин, когда озвучивал идею законопроекта, «обеспечение единых подходов» к спорам с участием физических, юридических лиц и спорам с органами государственной власти и местного самоуправления. Также председатель комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процес-суальному законодательству Павел Крашенинников прокомментировал, что реформа обусловлена «частыми дублированиями решений дел по похожим спорам, где принимаемые решения были совершенно разными». То есть, оче-видно, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ в аналогичных ситуациях, однако участниками, которых выступали различные лица (физи-ческие или юридические, или органы власти), проводили отдельные друг от расследования и принимали разные решения. Значит, чтобы упорядочить решения аналогичных дел, но с различными участниками, и чтобы можно (и удобнее) было ссылаться на решения предыдущих дел и была проведена реформа.


Стоит отметить, что подобных изменений структуры судебной власти в России не проводилось с самого принятия Конституции РФ 1993. Три суда высшей инстанции функционировали: Конституционный Суд РФ с 1991 г., Высший Арбитражный Суд РФ с 1992 г., и Верховный Суд РФ с 1993 г. и в эту структуру не вносилось изменений вплоть до 2014 года и до рассмат-риваемой реформы.

В соответствии со ст. 2 ФЗ РФ «Об арбитражных судах в РФ» в Систему арбитражных судов в Российской Федерации составляют:

1) арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды);

2) арбитражные апелляционные суды;

3) арбитражные суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах (далее - арбитражные суды субъектов Российской Федерации);

4) специализированные арбитражные суды.1

Арбитражные суды округов являются судами по проверке в кассацион-ной инстанции законности вступивших в законную силу судебных актов ар-битражных судов субъектов РФ и арбитражных апелляционных судов, а в случаях, установленных федеральными законами, - судебных актов, приня-тых судами кассационной инстанции. Арбитражные суды округов являются также судами первой инстанции по рассмотрению заявлений о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок по делам, рассматриваемым арбитражными судами, или за нарушение права на исполнение судебных актов в разумный срок, принятых арбитражными судами.

Арбитражный суд округа действует в составе:

- президиума арбитражного суда округа;

- судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из граж-данских и иных правоотношений;

- судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из адми-нистративных правоотношений.

- составы.2

Президиум арбитражного суда округа. Президиум арбитражного суда округа действует в составе председателя арбитражного суда округа, его за-местителей, председателей судебных составов и судей. Судьи арбитражного суда округа, входящие в состав президиума арбитражного суда округа, утвер-ждаются Пленумом Верховного Суда Российской Федерации по представ-лению председателя арбитражного суда округа.

Порядок работы президиума арбитражного суда округа. Президиум созывается председателем арбитражного суда округа по мере необходимости, правомочен при присутствии большинства членов, постановления прини-маются большинством голосов, голосование открытое, члены президиума не могут воздержаться от голосования, после принятия постановление подписы-вается председателем.


Деятельность арбитражного апелляционного суда регламентируется гл. 3.1 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в РФ».

Арбитражные апелляционные суды являются судами по проверке в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в пер-вой инстанции.

Арбитражный апелляционный суд действует в составе:

- президиума арбитражного апелляционного суда;

- судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из граж-данских и иных правоотношений;

- судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из адми-нистративных правоотношений.1

В президиум апелляционного суда входят:

- председатель арбитражного апелляционного суда;

- заместители;

- председатели судебных составов;

- наиболее опытные судьи.

Президиум утверждает по представлению председателя данного суда членов судебных коллегий и председателей судебных составов этого суда; рассматривает другие вопросы организации работы суда; рассматривает вопросы судебной практики.

Созыв заседаний президиума осуществляется его председателем по мере необходимости. Президиум правомочен решать вопросы при наличии большинства его членов. Принимаются постановления открытым голосова-нием большинства присутствующих членов президиума и подписываются председателем данного суда. Члены президиума не вправе воздерживаться от голосования.

Судебные коллегии формируются президиумом суда из числа судей этого суда по представлению председателя суда. Они возглавляются предсе-дателями коллегий, одновременно являющимися заместителями председа-теля суда. В случае необходимости председатель суда вправе привлекать су-дей одной коллегии для рассмотрения дел в составе другой судебной кол-легии.

В судебных коллегиях проверяется законность и обоснованность судеб-ных актов по делам, рассмотренным по первой инстанции арбитражными су-дами субъектов РФ путем повторного рассмотрения дел, изучается и обоб-щается судебная практика, разрабатываются предложения по совершенство-ванию законов и иных нормативных правовых актов, анализируется судебная статистика, а также осуществляются иные полномочия, предусмотренные регламентом арбитражных судов.1

В составе судебных коллегий могут образовываться судебные составы из числа судей, входящих в данную судебную коллегию, а при отсутствии коллегий - из числа судей этого суда.