Файл: Использование в деятельности менеджера современных концепций лидерства (Особенности практического применения модели И. Адизеса).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 120
Скачиваний: 2
Введение
Выбранная мной тема является актуальной, так как вопросы лидерства в организации с давнего времени волновали людей, а широкое изучение этого вопроса началось во времена Ф.Тейлора. Менеджер является главной фигурой в управлении любой организации, а управление тесно связано с лидерством. Менеджер должен обладать лидерскими качествами, чтобы достигать результатов в работе и деятельности организации.
В настоящее время политическое и экономическое состояние общества,
трудовых коллективов, благополучие миллионов семей зависят от решений,
принимаемых лидерами. Особенно актуальна проблема лидерства в России,
когда перспективы развития экономики зависят от уровня компетенции, от
морального состояния и личных качеств лидеров всех уровней – от
президента до руководителя небольшой фирмы.
Цель исследования курсовой работы является изучение современных концепций лидерства и использование их в работе менеджера или управленца.
Объектом исследования является практическое применение менеджером концепций лидерства.
Предметом исследования курсовой работы является лидерство.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи: изучить литературу по теме лидерства, выяснить какие теории и виды лидерства бывают, чем руководствуется менеджер в организации управления; выделить основные направления исследования лидерства; выявить характерные черты основных направлений исследования лидерства; рассмотреть на практике взаимодействие лидера и трудового коллектива.
Методы исследования: кроме общенаучных методов анализа и
синтеза, в работе был использован системный подход, а также: наблюдение,
изучение документов и опросы респондентов.
Глава 1. Базовые понятия теорий лидерства
Лидерство - это важнейшее качество эффективного руководства, средство, с помощью которого руководитель влияет на поведение людей, побуждая их вести себя определенным образом, работать для достижения целей.
Лидерство - это тип управленческого взаимодействия (в данном случае между лидером и последователями), основанный на наиболее эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей. Из этого и других определений лидерства следует, что лидерство является функцией лидера, последователей ситуационных переменных.
Лидер (от англ. leader - ведущий, руководитель) - символ общности и образец поведения группы, человек, чье право на постановку задач, принятие решений и делегирование признано группой.
В этом определении сознательно не конкретизируются источники и формы власти лидера, те причины, из-за которых группа признает за ним право решать и управлять. Лидер часто выдвигается снизу, преимущественно стихийно и принимается последователями. Сфера влияния лидера может
выходить за административные рамки формальной организации. Существуют понятия "формальный лидер" - руководитель, обладающий официальными полномочиями по управлению и проявляющий лидерские качества, и "неформальный лидер" - сотрудник организации, не наделенный властными полномочиями, но демонстрирующий лидерское поведение по отношению к своим коллегам по работе.
В основе поведенческого подхода к проблемам лидерства лежит предположение, что эффективность лидерства определяется не личными качествами руководителя, а его манерой поведения по отношению к подчиненным. В соответствии с этим подходом стиль руководства может
быть автократичным, демократичным или либеральным.
Автократичный лидер авторитарен , обладает достаточной властью навязывать свою волю исполнителям, использует директивный стиль руководства. Он намеренно апеллирует к потребностям низкого уровня подчиненных, как можно больше централизует полномочия и строго
структурирует работу подчиненных, почти не давая им свободы в принятии решений, плотно руководит всей работой в пределах своей компетенции, может оказывать психологическое давление и угрожать.
Авторитарность (от лат. autoritas - влияние, власть) - социально-психологическая характеристика личности, отражающая ее стремление максимально подчинить своему влиянию партнеров по взаимодействию и общению.
Директивный стиль характеризуется преобладанием таких методов управления, как приказы, наказания, замечания, выговоры, лишение различных льгот, очень строгий, детальный контроль и т.п.
Авторитарное руководство себя изжило. Нам приходится освобождаться от
начальственных манер.
Демократичный лидер старается сделать обязанности подчиненных более привлекательными, вкладывает усилия в создание атмосферы открытости и доверия, старается научить подчиненных вникать в проблемы организации. Он избегает навязывать свою волю подчиненным, поэтому часто использует механизмы влияния, которые апеллируют к потребностям более высокого уровня: потребности в принадлежности, высокой цели, самовыражении и т.п.
Либеральный стиль руководства характеризуется низкой требовательностью к подчиненным, беспринципностью руководителя, стремлением приобрести авторитет путем предоставления разных
льгот и послаблений, нежеланием принимать на себя ответственность за итоги деятельности. Преимущество либерального стиля заключается в групповом принятии управленческих решений, однако часто либеральный руководитель не имеет сильной воли, четкой цели, глубоких знаний, слишком увлечен своим хобби или семьей. Это достаточно неустойчивый стиль руководства, который вряд ли можно причислить к лидерству.
Таблица 1.
Дальнейшие исследования лидерства заставили исследователей и практиков сделать вывод, что ни подход с позиций личных качеств, ни поведенческий подход не смогли выявить однозначное соотношение между личными качествами или поведением руководителя, с одной стороны, и его
эффективностью - с другой, так как на эффективность лидерства решающее влияние оказывают разнообразные ситуационные факторы.
Лидерство не способно само по себе заменить менеджмент. Лучший вариант — дополнение друг друга. Когда руководитель коллектива — лидер, он выполняет свои полномочия и оказывает влияние на участников группы: ставит цели, вдохновляет, мотивирует. В противном случае руководитель может столкнуться с сопротивлением внутри коллектива — конкурировать с влиянием неформального лидера группы.
С точки зрения роли лидерства в организации выделяют 3 вида лидерства:
Деловое лидерство. Основа — реализация производственных задач. Лидер компетентен в профессиональной области и проявляет качества: способность решать сложные организаторские задачи, деловая хватка, эффективность. Данный стиль лидерства в инновационной деятельности опирается на опыт и деловой авторитет.
Эмоциональное лидерство. Реализуется на основе человеческих симпатий внутри коллектива. Эмоциональный лидер в группе, как правило, вызывает доверие окружающих, вселяет уверенность, способен снимать психологическую напряженность в коллективе.
Ситуативное лидерство. Проявляется неустойчиво в зависимости от конкретной ситуации. Может сочетать в себе признаки эмоционального и делового лидерства. Пример: организация вывода людей из здания при пожаре.
В своей книге «Справочник по лидерству» Р. Стогдилл классифицировал определения лидерства по 11 ключевым идеям. Данная классификация выглядит следующим образом:
1. Лидерство как центр групповых процессов и интересов. Лидер является духовно – эмоциональным центром группы, определяет ее структуру, идеологию, атмосферу.
2. Лидерство как проявление личностных черт. Лидер наделен качествами, отличающими его от других. Этот определенный набор качеств позволяет лидеру добиваться и удерживать лидерские позиции.
3. Лидерство как искусство достижения согласия. Главное внимание здесь уделяется способности лидера организовать людей на эффективное сотрудничество. Лидер должен уметь улаживать конфликты.
4. Лидерство как действие и поведение. Акцент делается на поведенческих особенностях лидерства, в том числе действиях, предпринимаемых лидером для координации работы группы.
5. Лидерство как инструмент достижения цели и результата. Согласно Р. Кеттелу , лидерство может быть определено на основе эффективного влияния индивида на действия последователей по достижению общей цели группы.
6. Лидерство как итог взаимодействия. Люди добровольно объединяются вокруг более успешного человека, признавая, что этот человек является носителем общей цели, метода действия, а также ценностей группы.
7. Лидерство как умение убеждать. Подчеркивается значение между лидерством и управлением. Если управление является искусством принуждения и применения силы для того, чтобы направить людей в определенном русле, то лидер управляет с помощью убеждения и поощрения.
8. Лидерство как осуществление влияния. Лидеры оказывают влияние на свое ближнее окружение. Большое значение придается анализу межличностных отношений.
9. Лидерство как отношения власти. Основная задача лидера – заставить других подчиниться и действовать в нужном для лидера/организации направлении.
10. Лидерство как ролевая дифференциация. Сторонники этого подхода уверены, что все члены общества, общественные организации занимают определенное место в системе социальных статусов.
11. Лидерство как инициация и конструирование структуры группы. Лидерство – процесс, порождающий и поддерживающий ролевую структуру группы. Сторонники этой позиции уверены, что процессы лидерства особенно важны на этапах становления новых коллективов, структура которых еще не устойчива.
Изучение лидерства на систематической основе было впервые предпринято в период между 1930 и 1950 гг. К настоящему времени в теории лидерства выделяют три подхода (направления): личностный, поведенческий и ситуационный.
Старейшей из теорий лидерства является теория черт, название которой происходит от словосочетания "черты характера". Эта теория также известна под названием "теория великих людей", так как для выявления лидерских качеств ученые изучали биографии известных полководцев, политических и государственных деятелей и других великих людей. Авторы теории черт преследовали цель выявить и описать качества, навыки и черты характера,
присущие лидерам: острый ум, твердая воля, целеустремленность, кипучая энергия, незаурядные организаторские способности, готовность брать на себя ответственность, компетентность, способность внушать людям доверие и т.п.
Например, по мнению американских исследователей Д. Ханта и Р. Осборна развивавших этот подход, эффективный лидер должен обладать такими
специальными навыками, как:
1) концептуальные навыки - способность анализировать и решать комплексные проблемы;
2) управленческие навыки - способность решать специальные задачи;
3) навыки планирования и организации - способность выбрать курс действий и сконцентрировать ресурсы для достижения цели;
4) навыки принятия решений - способность использовать информацию и логику для поиска альтернативных решений;
5) поведенческая гибкость - способность изменять личное поведение в соответствии с целями или реагировать на изменение ситуации;
6) коммуникативные навыки - способность эффективно взаимодействовать с людьми;
7) административные навыки - способность стимулировать и руководить (направлять) людьми или группами для достижения цели или выполнения задания;
8) объективность - способность объективно оценивать усилия персонала и его слабости;
9) личное влияние - способность производить хорошее впечатление;
10) речевые навыки и навыки письменных коммуникаций - способность ясно и убедительно выражать свои мысли в устной и письменной форме;
11) навыки снятия стресса - способность сохранять высокую работоспособность во время стресса.
Теория лидерских качеств появилась на раннем этапе изучения и объяснения лидерства. Первые концепции пытались выявить те особые качества, которые присущи великим людям. Исследователи полагали, что лидеры имеют уникальный набор достаточно устойчивых и не меняющихся во времени качеств, отличающих их от обычных людей. Ученые пытались определять лидерские качества, измерять их и использовать для выявления лидеров. Такой подход базировался на уверенности в том, что лидерами рождаются, а не становятся. Были проведены сотни исследований, породивших предельно длинный список выявленных лидерских качеств.