Файл: Понятие оперативно-розыскной деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 368

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Принцип соблюдения прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности, по причине его особой социальной значимости, помимо перечисления в общем перечне принципов отдельно сформулирован законодателем в рамках статьи 5 ФЗ «Об ОРД». Законодатель определяет, что органы (должностные лица), осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, при проведении оперативно-розыскных мероприятий должны обеспечивать соблюдение прав человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции. Думается, такое правоположение связано с тем, что в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности, особо с применением негласных средств и методов, угроза нарушения прав и свобод человека и гражданина достаточно велика.

Рассматривая принцип конспирации, особо следует отметить позицию исследователя Н. Ю. Пономаренко, которая предлагает следующее определение понятия конспирации, как элемента тактики оперативно-розыскной деятельности: сохранение в тайне сведений, относящихся к государственной и служебной тайне, а также любой информации, распространение которой может послужить причиной ее расшифровки, от лиц, способных использовать данную информацию против интересов правоохранительной деятельности [39, с. 399].

Исследователи В. Ю. Алферов, А. И. Гришин и Н. И. Ильин отмечают двоякую природу принципа конспирации оперативно-розыскной деятельности: с одной стороны, данный принцип обеспечивает негласный характер сотрудничества отдельных граждан и должностных лиц с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, и таким образом защищает их от физической и иной расправы со стороны преступных элементов. С другой – принцип конспирации имеет также тактическое значение, создавая благоприятные условия для упреждающего характера оперативно-розыскных мероприятий, и затрудняет противодействие проверяемых и разрабатываемых деятельности оперативных аппаратов по их разоблачению и привлечению к уголовной ответственности [25, с. 34].

Относительно принципа сочетания гласных и негласных методов и средств осуществления оперативно-розыскной деятельности, следует отметить позицию исследователей М. В. Ремизова и Р. Н. Ласточкиной, по мнению которых анализируемый принцип проявляется следующим образом:

  1. информация о целях, задачах и принципах осуществления оперативно-розыскной деятельности, основаниях и условиях для совершения конкретных оперативно-розыскных мероприятий, а также некоторые другие сведения, в соответствии с положениями действующего законодательства является открытой; в то же время не подлежит разглашению информация, которая составляет государственную, профессиональную или иную тайну, также как и информация, относительно личной жизни, чести и достоинства граждан, полученная в ходе оперативно-розыскной деятельности, кроме как в случаях и в порядке, установленных действующим законодательством;
  2. оперативно-розыскная деятельность в своей содержательной части предполагает проведение достаточно обширного перечня оперативно-розыскных мероприятий, характер и сочетание которых напрямую зависят от конкретных условий, а также установленных законодательных границ; проведение некоторых оперативно-розыскных мероприятий может быть как гласным (открытым для лиц, в отношении которых они проводятся), так и негласным (тщательно скрываемым от окружающих и самих объектов оперативно-розыскных мероприятий), так опрос может носить как гласный, так и негласный характер [30, с. 9-10].

Таким образом, следует сделать вывод о том, что задачи осуществления оперативно-розыскной деятельности, четко определенные законодателем, направлены на достижение основной стратегической цели реализации такой деятельности – защиту человека, общества и государства от преступных посягательств.

Общие принципы осуществления оперативно-розыскной деятельности, в свою очередь, устанавливают определенные законодательные и морально–этические границы реализации такой деятельности с целью недопущения нарушения прав и свобод человека и гражданина, а также соблюдения требований действующего законодательства РФ. Специальные принципы осуществления оперативно-розыскной деятельности направлены на повышение эффективности реализации оперативно-розыскных мероприятий, и как следствие, снижение уровня преступности в обществе.

ГЛАВА 2. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РФ

2.1 Оперативно-розыскные мероприятия: понятие, основания и условия проведения

Под оперативно-розыскными мероприятиями следует понимать закрепленные в ФЗ «Об ОРД» проводимые специально уполномоченными органами действия либо совокупность действий, в рамках которых применяются гласные и негласные силы, средства и методы, направленные на решение задач оперативно-розыскной деятельности [28, с. 5].

Необходимо отметить, что законодатель не формулирует определение понятия «оперативно-розыскные мероприятия», ограничиваясь лишь их перечислением. Отсутствие легального определения анализируемого понятия порождает отсутствие единства подходов к определению понятия и сущности оперативно-розыскных мероприятий и в научной среде. Наиболее верной представляется позиция исследователя А. Е. Чечетина, который под оперативно-розыскными мероприятиями предлагает понимать составной, структурный элемент оперативно-розыскной деятельности, состоящий из системы взаимосвязанных действий, направленных на решение конкретных тактических задач [48].


Оперативно-розыскные мероприятия, как уточняет исследователь, носят разведывательно-поисковый характер и направлены на получение информации о лицах, замышляющих, подготавливающих и совершающих преступления, а также о наличии материальных следов преступления.

По мнению В. П. Легостаева, оперативно-розыскные мероприятия – это действия разведывательного и контрразведывательного характера, основанные на законодательных и подзаконных нормативных правовых актах, направленные на поиск и добывание информации о лицах и фактах, представляющих оперативный интерес, и проводимые должностными лицами, уполномоченными на осуществление оперативно-розыскной деятельности [36].

Среди оснований для проведения оперативно-розыскных мероприятий, законодатель отмечает следующее:

  1. наличие возбужденного уголовного дела.
  2. Ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения:
    1. о признаках подготавливаемого, совершаемого либо совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, в случае если данные для решения вопроса о возбуждении уголовного дела отсутствуют в необходимом объеме;
    2. о событиях либо действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации;
    3. о лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания;
    4. о лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов.
  3. Поручения следователя, руководителя следственного органа, дознавателя, органа дознания либо определения суда по уголовным делам и материалам проверки сообщений о преступлении, находящимся в их производстве.
  4. Запросы других органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, по основаниям, определенным действующим законодательством об оперативно-розыскной деятельности.
  5. Постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц, осуществляемых уполномоченными на то государственными органами в порядке, предусмотренном законодательством РФ.
  6. Запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами РФ [12].

Как отмечает исследователь В. В. Кузнецов, значение вышеперечисленных оснований, достаточно велико, поскольку именно они порождают законные правоотношения для деятельности оперативно-розыскных мероприятий, либо предоставляют право оперативным сотрудникам осуществлять оперативно-розыскную деятельность [46].


Также законодатель определяет условия проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Гражданство, национальность, пол, место жительства, имущественное, должностное и социальное положение, принадлежность к общественным объединениям, отношение к религии и политические убеждения отдельных лиц не являются препятствием для проведения в отношении таковых оперативно-розыскных мероприятий на территории РФ, если иное не предусмотрено положениями действующего законодательства об оперативно-розыскной деятельности.

Проведение оперативно-розыскных мероприятий (включая получение компьютерной информации), осуществление которых ограничивает конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, допускается на основании судебного решения и при наличии следующей информации:

1. о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, по которому производство предварительного следствия обязательно;

2. о лицах, подготавливающих, совершающих либо совершивших противоправное деяние, по которому производство предварительного следствия обязательно;

3. о событиях либо действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности РФ [12].

В случаях, которые не терпят отлагательства, и могут впоследствии привести к совершению тяжкого или особо тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности РФ, на основании мотивированного постановления одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, допускается проведение вышеуказанных оперативно-розыскных мероприятий, с обязательным уведомлением суда либо судьи в течение 24 часов. В течение 48 часов с момента начала проведения оперативно-розыскного мероприятия орган, его осуществляющий, обязан получить судебное решение о проведении такого оперативно-розыскного мероприятия либо прекратить его проведение.

Прослушивание телефонных и иных переговоров допускается только в отношении лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений средней тяжести, тяжких или особо тяжких преступлений, а также лиц, которые могут располагать сведениями об указанных преступлениях. Фонограммы, полученные в результате прослушивания телефонных и иных переговоров, хранятся в опечатанном виде в условиях, исключающих возможность их прослушивания и тиражирования посторонними лицами.


В случае возбуждения уголовного дела в отношении лица, телефонные и иные переговоры которого прослушиваются в соответствии требованиями действующего законодательства об оперативно-розыскной деятельности, фонограмма и бумажный носитель записи переговоров передаются следователю для приобщения к уголовному делу в качестве вещественных доказательств. Дальнейший порядок их использования определяется Уголовно–процессуальным кодексом РФ [5].

В случае возникновения угрозы жизни, здоровью, собственности отдельных лиц по их заявлению или с их согласия в письменной форме разрешается прослушивание переговоров, ведущихся с их телефонов, на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, с обязательным уведомлением соответствующего суда (судьи) в течение 48 часов.

Проверочная закупка или контролируемая поставка предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен, а также оперативный эксперимент или оперативное внедрение должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а равно лиц, оказывающих им содействие, проводятся на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность.

Проведение оперативного эксперимента допускается только в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступления средней тяжести, тяжкого или особо тяжкого преступления, а также в целях выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших. Оперативно-розыскные мероприятия, обеспечивающие безопасность органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, проводятся в соответствии с требованиями действующего законодательства об оперативно-розыскной деятельности и исключительно в пределах полномочий указанных органов, установленных соответствующими законодательными актами РФ [12].

Таким образом, следует отметить тот факт, что законодатель достаточно подробно и детально регламентирует основания и условия осуществления оперативно-розыскных мероприятий, что обусловлено тем, что в результате некоторых оперативно-розыскных мероприятий нарушаются основополагающие, конституционные права и свободы человека и гражданина.