Файл: Понятие оперативно-розыскной деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 367

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.2 Виды оперативно-розыскных мероприятий

Ранее оперативно-розыскные мероприятия осуществлялись на основе ведомственных подзаконных нормативных актов, которые носили закрытый, секретный характер. Отдельные общие положения применения оперативно-розыскных мер определялись Уголовно–процессуальным кодексом РСФСР [21] и Законом «О милиции» [23].

В процессе развития и совершенствования законодательства об оперативно-розыскной деятельности граждане смогли впервые узнать наименования оперативно-розыскных мероприятий, закрепленных законодателем, в том числе ограничивающих их права [33, с. 314].

В преамбуле к ФЗ «Об ОРД» отмечено, что настоящий закон закрепляет систему гарантий законности при проведении оперативно-розыскных мероприятий. Статья 1 указанного закона определяет, что оперативно-розыскная деятельность осуществляется посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий, перечень которых определен в рамках статьи 6, где также отмечено, что данный перечень может быть изменен или дополнен только федеральным законодательством [42].

Законодатель определяет, что при осуществлении оперативно-розыскной деятельности проводятся следующие оперативно-розыскные мероприятия.

Опрос – представляет собой такое оперативно-розыскное мероприятие, которое заключается в сборе (добывании) информации в процессе непосредственного общения должностного лица, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, либо по его поручению другого лица с человеком, который осведомлен или может быть осведомлен о лицах, фактах и об обстоятельствах, имеющих значение для решения задач оперативно-розыскной деятельности [28, с. 56]).

Наведение справок – представляет собой оперативно-розыскное мероприятие, которое направлено на получение информации о физических лицах, о фактах и обстоятельствах, имеющих значение для решения задач оперативно-розыскной деятельности, путем непосредственного изучения документов, материалов, баз данных, направления запросов на предприятия, в учреждения и организации, другим юридическим, а также физическим лицам, которые располагают или могут располагать указанной информацией [31, с. 39].

Сбор образцов для сравнительного исследования представляет собой оперативно-розыскное мероприятие, состоящее в обнаружении и изъятии материальных носителей юридически значимой информации как объектов последующего сравнительного исследования в целях решения конкретных задач оперативно-розыскной деятельности [35, с. 44].


Проверочная закупка – это оперативно-розыскное мероприятие, состоящее в специальном возмездном приобретении (покупка, обмен, залог, аренда) товара либо получения услуги в сфере легального или нелегального их обмена в целях выявления преступлений. Анализируемое оперативно-розыскное мероприятие определено не только действующим законодательство об оперативно-розыскной деятельности, но также положениями федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» [11].

В целях предупреждения, выявления, пресечения и раскрытия преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также установления других обстоятельств органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, имеют право на проведение проверочной закупки. В ходе такой закупки с разрешения и под контролем оперативных подразделений допускается приобретение наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также инструментов или оборудования, используемых для их производства [28, С. 79-80].

Исследование предметов и документов представляет собой такое оперативно-розыскное мероприятие, которое проводится с привлечением специалистов, то есть лиц, обладающих специальными научными, техническими и иными познаниями, необходимыми для изучения указанных материальных объектов при решении задач оперативно-розыскной деятельности. Исследование предметов предполагает первоначальное изучение и при необходимости фиксацию их общего вида, общих признаков и индивидуальных особенностей (дефектов, наличия повреждений либо иных следов). В результате исследования документов выявляются такие их признаки, которые придают им значение вещественных доказательств, применительно к письменным документам устанавливаются удостоверенные ими либо изложенные в них обстоятельства и факты, имеющие значение как для решения задач оперативно-розыскной деятельности, так и в целом для производства расследования по делу [31, с. 44].

Наблюдение – это оперативно-розыскное мероприятие, представляющее собой слежение либо контроль со стороны уполномоченного действующим законодательством субъекта (оперативного работника и иного лица, действующего на основании его поручения) за поведением и действиями лица, направленное на получение информации о наличии признаков преступной деятельности, а также иной информации, необходимой для решения задач оперативно-розыскной деятельности, осуществляемое как с помощью технических средств, так и без таковых [32, с. 32].


Отождествление личности представляет собой такое оперативно-розыскное мероприятие, под которым понимается установление и идентификация лица (неопознанного трупа) по индивидуализирующим его статическим (пальцевым отпечаткам, составу крови и слюны, следам запаха и следам, оставленным на месте происшествия) и динамическим (походке, жестикуляции, мимике) признакам, а равно при помощи словесного портрета (фоторобота) и других способов, позволяющих с достаточной степенью вероятности опознать человека для решения конкретных задач оперативно-розыскной деятельности [44].

Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств – это оперативно-розыскное мероприятие, заключающееся в непосредственном либо опосредованном (с использованием технических средств) визуальном осмотре и изучении (исследовании) указанных объектов с целью выявления лиц, фактов и обстоятельств, имеющих значение для решения задач оперативно-розыскной деятельности [28, с. 68].

Относительно контроля почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушивания телефонных переговоров, а также снятия информации с технических каналов связи, законодатель определяет, что такие оперативно-розыскные мероприятия, реализация которых осуществляется путем подключения к станционной аппаратуре предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, физических и юридических лиц, предоставляющих услуги и средства связи, проводятся с использованием оперативно–технических сил и средств органов федеральной службы безопасности, органов внутренних дел в порядке, определяемом межведомственными нормативными актами либо соглашениями между органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность [19].

Оперативное внедрение – на практике такое оперативно-розыскное мероприятие осуществляется, например, в ситуации, когда есть обоснованные опасения за жизни конкретных людей, а следствие не располагает достаточной информацией, чтобы предотвратить совершение противоправных действий в отношении последних. Также оперативное внедрение может использоваться в качестве последнего шанса раскрытия уголовного дела, когда следствие по нему заходит в тупик, либо когда по-другому невозможно вывести на чистую воду высокопоставленное должностное лицо, занимающееся коррупцией. Оперативное внедрение чаще всего осуществляется сотрудниками полиции (оперативными работниками). Такие люди обязательно должны быть малоизвестными личностями и никогда в качестве оперативников не пересекаться с членами группировки. Внедряемый сотрудник должен быть психологически устойчив, уметь легко и быстро налаживать контакты с людьми, обладать знаниями о направлении деятельности преступной группы, куда его внедряют, чтобы не вызывать подозрений [45].


Контролируемая поставка представляет собой такое оперативно-розыскное мероприятие, которое заключается в негласном контроле над перемещением (перевозкой, пересылкой, передачей) предметов, веществ, иных материальных объектов, которые используются или могут быть использованы в качестве орудий; объектов (предметов) со следами совершения преступлений, в целях предупреждения, пресечения противоправных действий, изобличения виновных лиц и привлечения их к ответственности [28, с. 98].

Контролируемая закупка представляет собой одно из неоднозначных оперативно-розыскных мероприятий, поскольку нередки случаи, когда результаты такого мероприятия являются предметом судебного разбирательства. Достаточно интересным представляется следующий пример судебной практики.

В. В. Чернышов признан виновным в совершении преступления, при обстоятельствах, изложенных в приговоре: 05 августа 2014 года покушения на незаконный сбыт К.А.А., действовавшему в рамках оперативно-розыскного мероприятия «Проверочная закупка», наркотического средства – гашиш, массой 2,27 г. (в значительном размере); 27 августа 2014 г. покушения на незаконный сбыт Э.С.Т., действовавшему в рамках оперативно-розыскного мероприятия «Проверочная закупка», наркотического средства – гашиш, массой 3,47 г. (в значительном размере).

В кассационной жалобе осужденный выражает несогласие с приговором ввиду допущенного судом существенного нарушения уголовно–процессуального закона. Полагает, что в нарушение статьи 2 ФЗ «Об ОРД», сотрудники отдела УФСБ России после выявления первого факта сбыта им наркотического средства (от 05 августа 2014 года) не пресекли его преступную деятельность, чем спровоцировали совершение им нового преступления (27 августа 2014 года), путем проведения идентичного повторного оперативно-розыскного мероприятия, что является незаконным, поскольку оперативно-розыскное мероприятие было проведено не с целью выявления канала поступления наркотических средств, либо установления иных лиц, причастных к незаконному обороту наркотиков. Считает, что результаты оперативно-розыскного мероприятия от 27 августа 2014 г. не могут быть использованы в качестве доказательств, подтверждающих его виновность, поскольку получены с нарушением требований действующего законодательства об оперативно-розыскной деятельности.

Как следует из материалов уголовного дела, на основании постановления, утвержденного 29 июля 2014 года временное исполняющий обязанности начальника УФСБ России по Ставропольскому краю, с целью проверки оперативной информации о незаконном сбыте наркотических средств, 05 августа 2014 г. сотрудниками отдела УФСБ России по Ставропольскому краю в отношении В. В. Чернышова проведено оперативно-розыскное мероприятие «Проверочная закупка». После проведения указанной закупки была подтверждена полученная оперативная информация и выявлен факт сбыта В. В. Чернышовым наркотического средства – гашиш, массой 2,27 г.


Результаты оперативно-розыскного мероприятия могут быть положены в основу приговора, если они получены в соответствии с требованиями закона и свидетельствуют о наличии у виновного умысла, направленного на совершение преступления и сформировавшегося независимо от деятельности сотрудников оперативных подразделений, а также о проведении лицом всех подготовительных действий, необходимых для совершения противоправного деяния. При этом задачами оперативно-розыскной деятельности является, в частности, выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а так же выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших. После того, как сотрудники правоохранительных органов выявили факт сбыта В. В. Чернышовым наркотического средства 05 августа 2014 года, его действия пресечены не были, и 27 августа 2014 года было проведено аналогичное оперативно-розыскное мероприятие, при этом постановления от 29 июля 2014 года и 26 августа 2014 года о проведении оперативно-розыскном мероприятии содержат тождественные основания их проведения. При таких обстоятельствах, Президиум Ставропольского краевого суда считает, что проведение оперативно-розыскного мероприятия 27 августа 2014 года не вызывалось необходимостью, соответственно доказательства, добытые в результате его проведения получены с нарушением требований действующего законодательства об оперативно-розыскной деятельности [24].

Оперативный эксперимент – это оперативно-розыскное мероприятие, осуществляемое путем создания негласно-контролируемой и управляемой ситуации с целью выявления, а также задержания лиц подготавливающих, совершающих либо совершивших преступление [34, с. 120].

Получение компьютерной информации представляет собой совокупность средств и способов исследования компьютерной системы с целью обнаружения и документирования материальных следов, сопутствующих подготовке либо совершению преступлений, которые могут содержаться в компьютерной системе в форме электрических сигналов, независимо от средств их хранения, обработки и передачи [40, с. 170].

На основании вышеизложенного, можно сформулировать вывод о том, что отсутствие определения понятий конкретных оперативно-розыскных мероприятий невозможно признать благоприятным явлением в действующем законодательстве об оперативно-розыскной деятельности. Однако доступность получения информации об отдельных оперативно-розыскных мероприятиях населением РФ является положительной тенденцией, поскольку в настоящее время гражданине могут быть осведомлены каким образом при проведении того или иного оперативно-розыскного мероприятия могут быть ограничены либо нарушены их конституционные права и свободы.