Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 362
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Понятие и правовая основа оперативно-розыскной
1.2 Задачи и принципы оперативно-розыскной деятельности
ГЛАВА 2. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РФ
2.1 Оперативно-розыскные мероприятия: понятие, основания и условия проведения
В Конституции РФ содержится ряд положений, которые являются фундаментальными по отношению к осуществлению оперативно-розыскной деятельности. Так особого внимания заслуживают конституционные нормы, определяющие прав и свободы личности в РФ: право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений; неприкосновенность жилища и другие.
Также достаточно важным представляется установление законодателя о том, что в РФ права и свободы личности могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства [25, с.19].
ФЗ «Об ОРД» является основным нормативным правовым актом, регламентирующим осуществление оперативно-розыскной деятельности в РФ. Анализируемый федеральный закон состоит из следующих 6 глав:
- общие положения об оперативно-розыскной деятельности (определяется сущность оперативно-розыскной деятельности, ее задачи и принципы, правовая основа, а также соблюдение прав и свобод человека при осуществлении оперативно-розыскной деятельности);
- проведение оперативно-розыскных мероприятий (закрепляются виды оперативно-розыскных мероприятий, основания, условия и особенности их проведения, использование результатов оперативно-розыскной деятельности);
- органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность (содержится перечень органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, их правовой статус, а также гарантии социальной и правовой защиты должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность);
- содействие граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность (закрепляются формы содействия граждан в осуществлении оперативно–правовой деятельности, а также гарантии социальной и правовой защиты таких граждан);
- финансовое обеспечение оперативно-розыскной деятельности;
- контроль и надзор за оперативно-розыскной деятельность (осуществление оперативно-розыскной деятельности подконтрольно Президенту РФ, Федеральному Собранию РФ, Правительству РФ в пределах полномочий, определенных положениями действующего законодательства РФ; над осуществлением оперативно-розыскной деятельности в РФ установлен прокурорский надзор и ведомственный контроль).
Анализ вышеперечисленных глав федерального закона позволяет сделать вывод о том, что данным нормативным правовым актом определены основы осуществления оперативно-розыскной деятельности в РФ.
В научной литературе предлагается следующая классификация нормативной правовой базы, регламентирующей осуществление оперативно-розыскной деятельности в РФ:
- нормативные правовые акты, определяющие основные положения осуществления оперативно-розыскной деятельности (Уголовный кодекс РФ [7], Уголовно–процессуальный кодекс РФ [5], закон РФ «О государственной тайне» [15] и другие);
- нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность отдельных субъектов оперативно-розыскной деятельности (Уголовно–исполнительный кодекс РФ [6], федеральный закон «О полиции» [8], федеральный закон «О федеральной службе безопасности» [13], закон РФ «Об учреждениях и органах, осуществляющих наказания в виде лишения свободы» [14] и другие);
- нормативные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в процессе решения частных задач оперативно-розыскной деятельности (закон РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» [16], федеральный закон «О противодействии терроризму» [10], федеральный закон «О противодействии коррупции» [9] и другие).
Также правовую основу осуществления оперативно-розыскной деятельности в РФ составляют указы Президента РФ (например, указ «Об упорядочении организации и проведения оперативно-розыскных мероприятий с использованием технических средств» [17]), постановления Правительства РФ (например, «Об утверждении Правил отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности» [18]), а также нормативные акты органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, регламентирующие организацию и тактику проведения оперативно-розыскных мероприятий (например, приказ «Об утверждении Инструкции о порядке предоставления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд» [20]).
Необходимо отметить, что правовую основу оперативно-розыскной деятельности составляют не только нормативные правовые акты отечественного законодательства, но и международные правовые акты: Всеобщая декларация прав человека [1], Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания [2], Соглашение о взаимодействии министерств внутренних дел независимых государств в сфере борьбы с преступностью [3] и другие.
На основании вышеизложенного следует сделать вывод о том, что оперативно-розыскная деятельность представляет собой особый вид правоохранительной деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.
Столь детальное законодательное регламентирование оперативно-розыскной деятельности в РФ говорит об особом внимании со стороны государства по отношению к осуществлению такого вида правоохранительной деятельности, по причине ее особой социальной значимости для охраны правопорядка в обществе и борьбы с преступностью.
1.2 Задачи и принципы оперативно-розыскной деятельности
Для наиболее детального и осознанного проведения анализа задач оперативно-розыскной деятельности представляется логичным и обоснованным рассмотреть цель осуществления последней на территории РФ.
Как отмечают исследователи М. В. Ремизов и Р. Н. Ласточкина, целью оперативно-розыскной деятельности является защита человека, общества и государства от преступных посягательств [30, с. 4]. Безусловно, такую формулировку цели оперативно-розыскной деятельности следует считать верной, но более узкой в сравнении с тем определением, которое формулирует законодатель.
В рамках статьи 1 ФЗ «Об ОРД» закреплено, что оперативно-розыскная деятельность в РФ осуществляется в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств. Необходимо отметить, что цель осуществления оперативно-розыскной деятельности коррелирует с основной обязанностью РФ, закрепленной в рамках статьи 2 Конституции РФ [4], – признанием, соблюдением и защитой прав и свобод человека и гражданина.
Как отмечает исследователь О. М. Овчинников, с точки зрения философии цель означает идеальный или реальный предмет сознательного либо бессознательного стремления субъекта; финальный результат, на который направлен процесс. Любая цель имеет ближнюю и дальнюю перспективы, составляя единое движение к одной общей конечной цели [38, с. 467].
Относительно оперативно-розыскной деятельности, достижение поставленных целей исследователь С. С. Овчинский соотносит с приобретением определенных ценностей при получении и реализации оперативной информации. Изучение системы оперативно-розыскной деятельности показывает, что в качестве ближних целей могут выступать успешное завершение оперативно-розыскного мероприятия, оперативной комбинации или операции. В качестве последующих целей следует рассматривать раскрытие преступления, эффективное оперативное сопровождение уголовного дела, обеспечение безопасности участников уголовного процесса [26, с. 35].
Дальними (стратегическими) целями в оперативно-розыскной работе являются снижение уровня наиболее распространенных видов преступлений в определенном регионе или по России в целом, одновременное выявление ряда преступных организаций и сообществ, устранение наиболее явных причин и условий совершения преступлений в отраслях экономики или социальной жизни, иные значимые целевые установки. Как отмечают некоторые исследователи, задачи оперативно-розыскной деятельности представляют собой круг проблем, разрешение которых требует применения оперативно-розыскных мер.
Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, обеспечивают достижение стратегической цели ОРД, которой являются защита жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечение безопасности общества и государства от преступных посягательств [27, с. 44].
Необходимо отметить, что достижению поставленной цели осуществления оперативно-розыскной деятельности в РФ способствует решение возложенных на нее задач, которые определены законодателем в рамках статьи 2 ФЗ «Об ОРД»:
- выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;
- осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;
- добывание информации о событиях или действиях либо бездействии, создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности РФ;
- установление имущества, подлежащего конфискации.
На основании анализа цели осуществления оперативно-розыскной деятельности следует сделать вывод о том, что главенствующее место среди задач реализации такой деятельности занимает выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших. Эффективное решение таких превентивных задач в итоге должно позитивных образом повлиять на достижение цели осуществления оперативно-розыскной деятельности – защиту жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.
Помимо цели и задач осуществления оперативно-розыскной деятельности, законодателем сформулированы и определены основные принципы осуществления такой деятельности: оперативно-розыскная деятельность основывается на конституционных принципах законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а также на принципах конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств [12].
Под правовыми принципами следует понимать основные идеи, руководящие положения, которые определяют содержание и направления правового регулирования. Такие идеи и положения составляют основу создания и реализации действующего права, ориентированы на дальнейшую демократизацию всех сфер общественной жизни, формирование правового государства [29, с. 231-232].
В теории оперативно-розыскной деятельности принципы ее осуществления определяются как руководящие идеи, основополагающие начала, выработанные сыскной практикой, выраженные в нормах законодательных актов, регулирующих общественные отношения в области оперативно-розыскной деятельности. Под системой принципов оперативно-розыскной деятельности понимается интегрированная в структурно упорядоченное единство совокупность правовых норм, обладающих относительной самостоятельностью и обеспечивающих наиболее полное и эффективное решение задач по выявлению, предупреждению и раскрытию преступлений, розыску скрывшихся преступников и без вести пропавших лиц, а также реализацию иных задач правоохранительной деятельности с использованием оперативно-розыскных возможностей [25, с. 29].
Как достаточно обоснованно отмечают исследователи В. В. Ремизов и Р. Н. Ласточкина, если задачи оперативно-розыскной деятельности закрепляют, что необходимо сделать для реализации ее цели, то принципы определяют, каким образом следует осуществлять оперативно-розыскную деятельность. Определение принципов имеет не только теоретико-познавательное, но и прикладное значение. Принципы оперативно-розыскной деятельности в процессе ее реализации на практике приобретают значение императивных требований, вполне определенных правил и обязывают оперативных сотрудников и других участников оперативно-розыскной деятельности к соответствующему правомерному поведению либо устанавливают определенные запреты. Руководствуясь принципами, правоприменитель должен оценивать поведение субъектов оперативно-розыскной деятельности [30, с. 6].
Анализ принципов осуществления оперативно-розыскной деятельности позволяет выделить среди них общие и специальные. Так к общим принципам следует отнести принципы законности, а также уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина. К специальным принципам относятся принципы конспирации, а также сочетания гласных и негласных методов и средств.
Принцип законности применительно к оперативно-розыскной деятельности заключается в точном и безусловном соблюдении всеми органами и должностными лицами, ее осуществляющими, правовой основы осуществления такой деятельности [31, с. 17].