Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 360
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Понятие и правовая основа оперативно-розыскной
1.2 Задачи и принципы оперативно-розыскной деятельности
ГЛАВА 2. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РФ
2.1 Оперативно-розыскные мероприятия: понятие, основания и условия проведения
ВВЕДЕНИЕ
Настоящая курсовая работа посвящена изучению понятия оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации.
Данная тема была выбрана по причине ее несомненной актуальности. Оперативно-розыскная деятельность, как один из видов правоохранительной деятельности, имеет своей целью защиту жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств. Осуществление оперативно-розыскных мероприятий позволяет наиболее быстро и эффективно как раскрывать уже совершенные преступления, так и пресекать готовящиеся. Оперативно-розыскная деятельность, в силу ее особенностей, например использование средств и методов, как гласного, так и негласного характера, позволяет выявлять лиц, осуществляющих преступную деятельность, еще на стадии приготовления к совершению противоправного деяния, что, несомненно, является положительным моментом, поскольку позволяет избежать наступления неблагоприятных последствий либо даже человеческих жертв.
В настоящее время, когда средства массовой информации практически каждый день сообщают известия о случившихся террористических актах, повлекших гибель людей, осуществление оперативно-розыскных мероприятий, направленных на их предотвращение представляется одной из наиболее важных и социально острых задач, которые стоят перед правоохранительными органами. Так, на территории России за первые шесть месяцев 2018 года в результате успешно проведенных оперативно-розыскных мероприятий было предотвращено 19 террористических актов. Как отмечают представители генеральной прокуратуры РФ, атаки удалось предотвратить на стадиях приготовления и покушения. В 2017 году удалось предотвратить 25 терактов, в том числе готовящуюся атаку во время Кубка конфедераций по футболу. Кроме того, въезд на территорию страны запретили более 17,5 тысячам иностранцам, которые подозреваются в терроризме. Сотрудники спецслужб пресекли деятельность более 50 тайных террористических ячеек, было задержано более 1 тысячи бандитов. 90 боевиков были ликвидированы, поскольку оказали сопротивление [41].
Представленные статистические данные доказывают значимость и необходимость осуществления оперативно-розыскной деятельности в целях защиты и охраны правопорядка. Однако, вместе с тем, осуществление некоторых видов оперативно-розыскных мероприятий связано с ограничением либо нарушение конституционных прав и свобод человека и гражданина, соответственно проводиться такие оперативно-розыскные мероприятия должны в строгом соответствии с требованиями действующего законодательства РФ.
Объектом исследования в рамках настоящей курсовой работы выступаю общественные отношения, возникающие в связи и по поводу осуществления оперативно-розыскной деятельности в РФ.
Предметом исследования выступает оперативно-розыскная деятельность как вид правоохранительной деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.
Среди методов, используемых в процессе написания настоящей курсовой работы, особо следует выделить метод анализа (нормативной правовой базы, учебной, научной и периодической литературы), выявление имеющихся правовых пробелов и предложение путей их устранения, использование примеров судебной практики.
Нормативная правовая база исследования включает в себя Конституцию Российской Федерации, федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности», Уголовно-процессуальный кодекс РФ, положения федеральных законов и подзаконных нормативных правовых актов.
Практическая значимость изучения выбранной темы заключается в том, что оперативно-розыскная деятельность, проводимая в строгом соответствии с требованиями действующего законодательства, может оказать правоохранительным органам реальную помощь как в раскрытии уже совершенных преступлений, так и в пресечении совершения готовящихся преступлений.
Целью настоящей курсовой работы является изучение понятия оперативно-розыскной деятельности.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть общую характеристику оперативно-розыскной деятельности;
- проанализировать понятие оперативно-розыскных мероприятий;
- дать характеристику видов оперативно-розыскных мероприятий, осуществляемых на территории РФ.
Структура настоящей курсовой работы обусловлена предъявляемыми требованиями к оформлению и включает в себя содержание, введение, теоретическую часть, содержащую две главы, заключение и список использованных источников.
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Понятие и правовая основа оперативно-розыскной
деятельности
Понятие «оперативно-розыскная деятельность» впервые было введено в отечественное законодательство в Основах уголовного судопроизводства Союза CCP и союзных республик, принятых 25 декабря 1958 года, в соответствии с которыми на органы дознания было возложено «принятие необходимых оперативно-розыскных мер в целях обнаружения признаков преступлений и лиц, их совершивших».
Аналогичное определение анализируемого понятия содержалось в ч. 1 статьи 118 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР [21] и соответствующих статьях уголовно-процессуального законодательства других союзных республик СССР. Более детальная регламентация оперативно-розыскной деятельности определялась в положениях в «закрытых» нормативных актах Правительства СССР, МВД СССР и КГБ СССР, а также постановлениях ЦК КПСС [31, с. 12].
Необходимо отметить, что только в 1992 году в связи с принятием первого закона РФ «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации» [22] стало формироваться российское оперативно-розыскное законодательство, получившее свое логическое продолжение в рамках положений ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» [12] (далее – ФЗ «Об ОРД»), принятом в 1995 году и действующем в настоящее время.
Законодатель в рамках положений статьи 1 ФЗ «Об ОРД» определяет, что оперативно-розыскная деятельность представляет собой вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.
Как отмечают исследователи В. Ю. Алферов А. И. Гришин, Н. И. Ильин, оперативно-розыскная деятельность является таким видом правоохранительной деятельности, которая осуществляется с использованием негласных возможностей в интересах защиты общества и государства. В сферу таких интересов входит обеспечение государственной безопасности, суверенитета государства, его территориальной целостности, обороноспособности, экономики, борьбы с преступностью и коррупцией, защиты личности от преступных посягательств и других составляющих [25, с. 8].
Исследователи М. В. Ремизов и Р. Н. Ласточкина, на основании легального определения понятия «оперативно-розыскная деятельность» формулируют следующие такой деятельности [30, с. 3].
- представляет собой особый вид правоохранительной государственно–правовой деятельности, содержание и порядок осуществления который определено государством, регламентируется специальным законодательством;
- осуществляется специально уполномоченными государственными органами и оперативными подразделениями, исчерпывающий перечень которых определен действующим законодательством РФ;
- может носить как гласный, так и негласный характер; оперативно-розыскная деятельность осуществляется в отношении предоставляющих оперативный интерес лиц, путем проведения оперативно-розыскных мероприятий.
Исследователь В. Н. Дудулина выделяет следующие признаки оперативно-розыскной деятельности:
- носит социально обусловленный характер (оперативно-розыскная деятельность ориентирована на исполнение социально значимых задач, является разновидностью правоохранной функции государства);
- представляет собой одну из государственных правовых форм борьбы с преступностью;
- наличие специфических правоотношений: оперативно-розыскные отношения отличаются от иных правоотношений, прежде всего, субъектами (в качестве последних выступают специальные, уполномоченные государством органы, а также их должностные лица); особый юридический статус субъектов, специфичность реализации прав и обязанностей, которая заключается в применении специальных сил, методов и средств борьбы с преступностью;
- наделена ярко выраженным разведывательно-поисковым характером и может осуществляться как негласно, так и гласно;
- в настоящее время имеет открытую законодательную регламентацию, содержащую правовое обоснование деятельности оперативно-розыскных подразделений [43].
На основании вышеизложенных признаков, Н. В. Дудулина формулирует следующее определение оперативно-розыскной деятельности: рассматриваемый вид правоохранительной деятельности имеет в настоящее время открытую законодательную регламентацию, содержащую правовое обоснование деятельности оперативно-розыскных подразделений. Данное определение представляется достаточно верным, однако, более узким по сравнению с определением, данным законодателем.
Особый научный интерес вызывает статья исследователя К. В. Лиджаева «Проблемы и возможность совершенствования правового регулирования оперативно-розыскной деятельности» [37, с. 158], в рамках которой критическому анализу подвергается легальное определение понятия «оперативно-розыскная деятельность». Так автор указывает следующие неточности и противоречия законодателя:
- оперативно-розыскная деятельность на территории РФ осуществляется не только оперативными подразделениями государственных органов, но и другими должностными лицами (так оперативные подразделения органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, вправе проводить совместно с работниками уголовно–исполнительной системы оперативно-розыскные мероприятия в следственных изоляторах уголовно–исполнительной системы);
- оперативно-розыскная деятельность направлена не только на борьбу с преступностью, но в некоторых случаях на проверку лиц, поведение которых не связано с преступной деятельностью (так органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, в пределах своих полномочий вправе также собирать данные о допуске к сведениям, составляющим государственную тайну; о допуске к работам, связанным с эксплуатацией объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а также для окружающей среды и другие).
На основании вышеизложенного, К. В. Лиджаев предлагает следующее определение анализируемого понятия: оперативно-розыскная деятельность, прежде всего, направлена на собирание информации о лицах и фактах, представляющих оперативный интерес, и проводят ее в пределах своей компетенции должностные лица государственных правоохранительных органов. Думается, что замечания исследователя верны и обоснованны, в связи с чем, рекомендуется обратить внимание законодателя на указанное правовое несовершенство определения понятия «оперативно-розыскная деятельность».
Под правовой основой оперативно-розыскной деятельности следует понимать совокупность законодательных, а также иных нормативных актов, регламентирующих отношения, возникающие в сфере этой деятельности [47].
Законодатель определяет, что правовую основу оперативно-розыскной деятельности составляют Конституция РФ [4], ФЗ «Об ОРД», а также другие федеральные законы и принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, наделены правом издания в пределах своих полномочий в соответствии с законодательством РФ нормативные акты, регламентирующие организацию и тактику проведения оперативно-розыскных мероприятий.
Организация и тактика проведения органами внутренних дел РФ, таможенными органами РФ, Федеральной службой исполнения наказаний оперативно-розыскных мероприятий (за исключением наблюдения, проводимого на открытой местности, в транспортных средствах и общественных местах) с использованием специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, определяются ведомственными нормативными правовыми актами, которые подлежат обязательному согласованию с Федеральной службой безопасности РФ.