Файл: Факторы, влияющие на качество и конкурентоспособность товаров.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 108
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические и методические основы конкурентоспособности товара
1.1Конкурентоспособность предприятия как основа успешного развития бизнеса
1.2 Конкурентоспособность товара
1.3 Качество товара как важнейший фактор повышения конкурентоспособности
2 Исследования конкурентных преимуществ товара предприятия ООО «H&M»
2.1 Маркетинговая характеристика предприятия ООО «H&M»
2.2. Анализ основных конкурентов и оценка конкурентных преимуществ предприятия ООО «H&M»
- поиск лидеров на рынке;
- определение экономических драйверов (рыночные темпы роста, размер рынка, количество конкурентов и покупателей и т.д.);
- установление факторов, оказывающих влияние на конкурентоспособность;
- определение перспектив дальнейшего развития предприятия на рынке.
Таким образом, исследование конкурентов в условиях рыночной экономики занимает одну из главных задач маркетинга, ведь знание конкурентов необходимо для того, чтобы правильно построить стратегию фирмы на рынке потребителей, для того, чтобы вовремя предлагать товар потенциальным покупателям, все эти действия должны быть продуманы на несколько шагов вперед, чем у конкурентов.
В повседневной жизни мы очень часто употребляем понятие конкуренция, конкурентоспособность. Мы можем с легкостью назвать конкурирующие между собой фирмы и описать их примерную конкурентоспособность. Но что же мы подразумеваем под этим понятием, когда употребляем его в жизни? Для многих конкуренция − это соперничество между фирмами и их товарами. Понятие конкуренция существует примерно с того времени, когда у покупателя появилась возможность выбора взаимозаменяемых товаров у различных продавцов. На современном этапе конкуренции дано множество определений, рассмотрим самые популярные из них.
Конкуренция − это борьба между товаропроизводителями, поставщиками, продавцами за лидерство, за первенство на рынке.
Конкуренция – это борьба предпринимателей за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров в целях получения максимальной прибыли. [9, с 430]
Из данных определений можно сказать, что конкуренция− это некая борьба за выживание на рынке, это некое стимулирование для предпринимателей и рабочих, и это то, чем активно пользуется потребитель. Ведь покупателю предлагается огромный ассортимент товара, возможность выбора наилучшего для него. Зная определение конкуренции, мы можем ответить на 3 вопроса: «Между кем? За что? Во имя чего?» между производителями однотипных товаров и услуг; за привлечение как можно большего количества потенциальных и постоянных покупателей; для получения максимальной денежной прибыли.
Конкуренция− это экономический процесс, в котором есть свои плюсы и минусы. Плюсы: повышается эффективность хозяйственной деятельности, ускоряется процесс НТП. Минусы: обостряются производственные и рыночные отношения.
Предмет конкуренции − это либо товар, либо услуга, с помощью которой производитель пытается удовлетворить потребность своего потенциального покупателя, получить деньги, а так же сделать данного покупателя потенциальным, то есть завоевать его, расположить его к своему товару.
Объект конкуренции − это покупатель и потребитель. Именно он и играет главную роль, ведь его слово является последним и решающим. От того, какой товар приобретет потребитель и будет зависеть прибыль предприятия и ее конкурентоспособность.
Разделение в конкуренции на предмет и объект, говорит нам о том, что в конкурентной борьбе есть две главных стороны: потребитель и товар
1.2 Конкурентоспособность товара
В условиях рыночной экономики конкурентоспособность товара это главный фактор успеха. Конкурентоспособность товара предполагает оптимальное сочетание качества, цены, дизайна и возможности послепродажного обслуживания. В связи с чем, одним из важнейших показателей конкурентоспособности предприятия, особенно для производителя, является конкурентоспособность его продукции.
Конкурентоспособность товара определяется совокупностью только тех конкретных свойств, которые представляют несомненный интерес для данного покупателя и обеспечивают удовлетворение данной потребности. Товар с более высоким уровнем качества может быть менее конкурентоспособным, если значительно повысить его стоимость за счет придания товарам новых свойств, не представляющих существенного интереса для основной группы его покупателей.
Конкурентоспособность товара может быть определена только в результате его сравнения с другим товаром и является относительным показателем. Она отражает отличие данного товара от товара - конкурента по степени удовлетворения конкретной потребности. Для того, чтобы выяснить конкурентоспособность какого - либо товара, необходимо не просто сравнить его с другими товарами по степени их соответствия конкретной потребности, но и учесть при этом затраты потребителя на покупку и последующее использование для удовлетворения своей потребности.
Конкурентоспособность товара - комплекс потребительских стоимостных характеристик товара, определяющих его предпочтительность для потребителя по сравнению с аналогичными товарам: других отечественных и зарубежных предприятий. [3, с 31]
Конкурентоспособность определяется только теми свойствами, которые представляют существенный интерес для покупателя, поэтому она слагается из таких показателей как качество продукции, маркетинг и коммерческая деятельность, цена товара, имидж товара и престижность фирмы.
Существует много факторов, определяющих конкурентоспособность товара. Современному предпринимателю, чтобы выжить и процветать, необходимо постоянно следить за поставщиками, потребителями и другими силами, определяющими конкуренцию.
Технические параметры включают:
- параметры назначения — свойства товара, определяющие области применения и функции, которые он предназначен выполнять (например, пушно-меховое производство, перевозка грузов, обработка сельхозпродукции);
- эргономические параметры, характеризующие, соответствие товара свойствам человеческого организма в процессе выполнения различных операций (трудовых, отдыха);
- конструктивные параметры, отражающие конструктивно технологические решения, присущие данным изделиям и обеспечивающие определенные свойства товаров (надежность, долговечность, ремонтопригодность и т. п.);
- эстетические параметры, характеризующие внешнее восприятие товара (цвет, мода, стиль).
Нормативные параметры. Они характеризуют, свойства товара, регламентируемые обязательными нормами стандартов на рынке, где его предполагается продавать. В случае несоответствия товара действующим обязательным нормам он не может использоваться для удовлетворения существующей потребности. . [3, с 31]
Экономические параметры. Они связаны с затратами покупателя на продукцию. К ним относятся: цена товара, затраты на транспортировку и хранение, монтаж и наладку, а также все текущие эксплуатационные затраты.
1.3 Качество товара как важнейший фактор повышения конкурентоспособности
Конкурентоспособность товара, прежде всего, определяется его качеством. Качество - критерий оценки товара, объединяющий комплекс требований к нему. Понятие "качество" рассматривается как совокупность свойств, обуславливающих пригодность изделия (продукции) удовлетворять определенные потребности в соответствии с его назначением в определенных условиях эксплуатации. Качество является первоочередным фактором при определении цены. В зависимости от уровня качества изготовитель устанавливает стоимость товара.
Конкурентоспособность любого товара определяется совокупностью только тех его свойств, которые представляют интерес для покупателя и обеспечивают удовлетворение данной потребности. Прочие параметры, выходящие за указанные рамки, при оценке учитываться не должны. [9, с 176]
Для оценки конкурентоспособности вводится понятие интегрального показателя качества, под которым понимается отношение суммарного полезного эффекта от эксплуатации (потребления) продукции к суммарным затратам на ее создание и эксплуатацию (потребление). Однако параметры продукции, отражающие ее эффект для изготовителя, часто не представляют интереса для потребителя. Например, если при тех же эксплуатационных характеристиках и затратах на потребление изготовителю удалось снизить энергоемкость и трудоемкость производства изделия, то его качество, с точки зрения общего эффекта для экономики, возрастет, но привлекательность с точки зрения потребителя не повысится, поскольку полезные для него параметры не изменились (если, конечно, за счет экономии производственных затрат не будет снижена продажная цена).
Различие в оценке качества и конкурентоспособности связано также с тем, что с точки зрения качества сравнению подлежат лишь однородные товары. В этом случае группы изделий классифицируются по показателям, характеризующим не только основные, области их применения, но и ряд конструктивных и технологических особенностей, что еще больше сужает рамки классификации. С позиций же оценки конкурентоспособности, где за базу сравнения берется конкретная потребность, возможно сопоставление и неоднородных товаров, поскольку они представляют собой только различные способы удовлетворения одной и той же потребности.
Тем не менее, между понятиями «качество» и «конкурентоспособность» существует прямая связь. Оба понятия служат для оценки результатов конкретного труда, его общественной полезности. Общим для них является и то, что они определяются через совокупность свойств товара. Оба показателя представляют собой динамические характеристики, которые изменяются с развитием общественных потребностей и научно-технического прогресса, наиболее рациональному использованию, не предоставляется необходимая техническая документация. [9, с 176]
Категория качества в системе маркетинга рассматривается как одна из главных составных частей стратегии овладения рынком, повышения уровня обслуживания и обеспечения конкурентоспособности. Повышение качества - основной источник увеличения потребительной ценности, «полезности» материальных благ и услуг, а соответственно и роста прибыли.
Высокое качество - это самое надежное средство выхода на рынок. С точки зрения маркетинга, качество включает показатели своевременного обновления продукции, выпуска ее в ассортименте, в наиболее полной степени удовлетворяющем запросы, вкусы и требования потребителей. От купленного изделия люди должны получать максимальное удовлетворение, притом не только в соответствии со своими ожиданиями, но и сверх того, ибо многие потребители просто не знают о дополнительной пользе товара, которая часто и определяет окончательное покупательское решение.
Выделяют четыре уровня понятия качества:
- соответствие товара стандартам и нормативно - технической документации;
- соответствие товара его функциональному предназначению и эксплуатационным требованиям;
- соответствие фактическим требованиям покупателей;
- соответствие скрытым требованиям.
При планировании выхода на новый рынок в первую очередь следует получить информацию по утвержденным в законодательном порядке или принятым в торговой практике стандартам качества и учесть их в работе по совершенствованию продукта. Особенному ужесточению подлежат в настоящее время стандарты качества, обеспечивающие экологическую чистоту, высокую степень унификации продукции, меры безопасности и защиты здоровья человека.
Одним из важнейших критериев определения качества изделия соответственно его конкурентоспособности является обеспечение патентной чистоты и защиты товаров. Патентная чистота обеспечивается, если оригинальные технические решения, использованные при производстве данного товара осуществлены только разработчиками предприятия - изготовителя или основаны на приобретенной у других фирм соответствующей лицензии. Отсутствие патентной чистоты делает продукцию неконкурентоспособной на рынке.
Потребительский эффект зависит от функциональности изделий надежности их в эксплуатации, доступности для ремонта, высокого эстетического уровня и других факторов, определяющих качество. Поэтому одна из задач маркетинговой стратегии - довести до потребителя весь спектр потребительских свойств товара. [10]
На первоначальной стадии процесса формирования качества готовой продукции представляют проектные задания и товарные образцы, которые тоже должны соответствовать требованиям высокого качества. Являясь результатом научно - исследовательских разработок, определяющих технический уровень новой продукции, они должны учитывать все современные достижения научно - технического и социально - культурного прогресса.
Главным компонентом их конкурентоспособности является высокое качество проектов, товарных образцов, продукции производственного назначения, потребительских товаров.
При определении уровня качества товара следует учитывать нормативные составляющие: соответствие продукции обязательным стандартам качества, принятым в законодательном порядке. Из-за несоответствия выпускаемого изделия принятым на конкретном рынке стандартам качества продукция не может быть поставлена.