Файл: Факторы, влияющие на качество и конкурентоспособность товаров.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 101

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Немаловажным понятием объекта рынка является конкурентоспособность. На уровень конкурентоспособности влияет большое количество факторов, но качество в последнее время становится главным фактором завоевания международных рынков, оттесняя на второй план такой показатель в конкуренции товаров, как цена.

В современных рыночных условиях предложение превышает спрос и для того, чтобы продать свой товар, товаропроизводитель должен выиграть в конкурентной борьбе, завоевав потребителя путем постоянного повышения уровня качества. Даже организации, выпускающие известные и традиционные товары, уверенно чувствующие себя на рынке, благодаря стабильности, уделяют особое внимание повышению уровня качества, т.к. обеспечение конкурентоспособности любого предприятия невозможно без постоянного совершенствования его деятельности, направленной на повышение и обеспечение качества выпускаемой продукции.

В условиях рынка тяжело добиться стабильного успеха предприятия, а самое главное – стабильности и постоянного улучшения конкурентоспособности. Высокий уровень продаж предприятия обусловливается удовлетворенностью и готовностью потребителей повторно приобрести продукцию этой компании, что непосредственно ведет к стабильной прибыли, отсутствию претензий к предприятию со стороны общества, акционеров, партнеров, престижностью работы на данном предприятии.

Цель курсовой работы – на основе изучения теории и практики исследовать факторы, влияющие на качество и конкурентоспособность товаров на примере розничной торговой сети ООО «H&M».

Для достижения данной цели, перед нами ставятся следующие задачи:

  • рассмотрение методологические основы понятия «конкуренция», «конкурентоспособность товара»;
  • изучение факторов, влияющих на конкурентоспособность товара;
  • дать характеристику предприятия «H&M»;
  • дать оценку конкурентоспособности товаров предприятия «H&M»;

Объектом курсовой работы является компания «H&M» .

Предметом исследования – конкурентная среда предприятия «H&M» .

Структура и объем работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложений и списка литературы. Во введении обоснована актуальность темы, сформулированы ее цель и задачи, указана степень научной новизны, практическая значимость выполненной работы. В первой главе работы изучены и обобщены теоретические основы формирования конкурентной среды предприятия в рыночных условиях. Во второй главе проведен анализ маркетинговой деятельности предприятия, основных конкурентов и дана оценка конкурентных преимуществ ООО «H&M». В заключении сформулированы основные выводы и результаты работы.


1 Теоретические и методические основы конкурентоспособности товара

1.1Конкурентоспособность предприятия как основа успешного развития бизнеса

В условиях современной рыночной экономики постоянно появляются новые фирмы, которые составляют конкуренцию существующим. Кто-то выдерживает этот натиск и остается лидирующим на рынке и навсегда внесенным в историю, а кто-то не справляется с конкурентоспособностью. Так почему же многие фирмы уже давно записаны в историю мировой экономики, а кто-то и год не может продержаться на рынке? Этот вопрос встает перед каждым, кто хочет испытать себя и открыть свою долговечную фирму.

Конкурентоспособность предприятия — это его способность успешно соперничать на рынке и получать относительно конкурентов экономические выгоды.

Конкурентоспособность — комплексная характеристика, которая может выражаться через групповые, интегральные, обобщенные показатели. Целью опенки конкурентоспособности предприятия является определение положения предприятия на отраслевом, региональном или международном рынках.

Конкурентный статус предприятия (лат. status - состояние, положение) согласно формулировке, И. Ансоффа представляет собой характеристику конкурентных позиций предприятия на рынке. Конкурентный статус отвечает на вопрос: Какова позиция предприятия на рынке по сравнению с другими конкурентами? Конкурентные преимущества позволяют ответить на вопрос: Какие факторы вешнего и внутреннего характера повлияли на возможность достижения предприятием этой позиции? Конкурентный статус предприятия является функцией уровня его конкурентных преимуществ.

Конкурентный статус (конкурентная позиция) предприятия — совокупность сильных и слабых сторон организационно-экономического положения предприятия на отраслевом и региональных рынках товаров и услуг относительно главных его конкурентов, достигаемого методами и средствами, не противоречащими положениям антимонопольного законодательства Российской Федерации. Конкурентный статус — позиция в конкуренции, своеобразный измеритель положения на рынке.


Конкурентный статус предприятия непосредственно зависит от его конкурентных преимуществ, которые в большей своей части зависят от эффективности использования разных видов ресурсов в процессе производства, сбыта и последующего сервисного обслуживания покупателей.

Каждое предприятие обладает большим многообразием свойств (характеристик). Для оценки их необходимо свести в однородные группы, определить количественные и качественные показатели и методику их измерения. Учесть все характеристики предприятия невозможно, поэтому следует выбирать наиболее важные группы и наиболее важные свойства в группе. Поэтому оценка конкурентоспособности компании зависит от целей анализа; практической возможности получения нужной информации; используемой методики измерения показателей.

Принципы оценки конкурентоспособности аналогичны принципам оценки конкурентоспособности товаров: комплексность и относительность. Комплексность оценки означает необходимость анализа совокупности (комплекса) критериев. Относительность предполагает сравнительный характер оценки, сравнения с конкурентами.

Успех фирмы на рынке зависит от многих факторов, как объективных, так и субъективных, но одним из главных факторов является то, как фирма ведет конкурентную борьбу. Данный фактор особенно значим в наше время, когда рынок буквально перенасыщен однотипными товарами и услугами, и для того, чтобы как-то продержаться на рынке, приходится вести конкурентную борьбу.

На первый взгляд все кажется довольно таки легко и просто, но успех того, как фирма ведет данную политику зависит от многих факторов: качество управленческого персонала фирмы, его профессиональная подготовка, умение рассчитывать и предвидеть развитие ситуации на рынке и принимать верные решения.

Все компании, существующие в условиях рыночной конкуренции, имеют различные цели и ресурсы, именно от этого и зависит, какую позицию занимает фирма на целевом рынке. М. Портер предложил 4 стратегии которым могут и должны следовать фирмы: 3 стратегии – выигрышные и одна проигрышная.

Первая стратегия - лидерство по общим затратам.

То есть в данном случае фирма работает над снижением затрат производства, что приводит к снижению цен на рынке.

Вторая стратегия - дифференциация.

То есть компания создает дифференцированный продукт, благодаря чему и становится лидером отрасли в данной категории.

Третья стратегия - концентрация.

То есть компания сосредотачивает свои силы на обслуживании лишь нескольких сегментов, а не всего рынка


Четвертая- проигрышная стратегия.

То есть компания не придерживается ни одной из перечисленных стратегий, а используют всего и понемножку.

Конкурентами компании принято называть те фирмы, которые удовлетворяют одну и ту же потребность. Для того чтобы эффективно спланировать маркетинговую стратегию, фирма должна знать о своих конкурентов буквально все: цена, товар, канал сбыта, потенциальных потребителей, какие они преследуют цели, какие стратегии они используют, а также их сильные и слабые стороны. Это необходимо для того, чтобы четко и надежно зафиксироваться фирме на рынке и составить качественную конкуренцию другим компаниям. Ведь недаром говорят: «Кто владеет информацией, тот владеет миром». Компания должна во многом превосходить своих конкурентов, мыслить на несколько шагов вперед, и тогда успех будет точно гарантирован. Именно поэтому Майкл Портер выделил пять основных конкурентных сил (рисунок 1).

Угроза появления новых игроков

Рыночная власть поставщиков

Высокая конкуренция в отрасли

Рыночная власть покупателей

Угроза появления товаров-заменителей

Рисунок 1− Пять конкурентных сил Майкла Портера[1]

Первая сила - угроза вторжения новых участников. Она касается легкости или трудности, с которой сталкивается новый конкурент. Чем труднее конкуренту войти в отрасль, тем меньше конкуренция и тем больше вероятность получения доходов в долгосрочной перспективе.

Вторая сила- угроза появления товаров-заменителей или услуг-заменителей. Она касается легкости, с которой потребитель может заменить один товар другим (аналогичным).

Третья сила - рыночная власть потребителей. Покупатели между собой не равны, и они могут влиять на процесс.

Четвертая сила - рыночная власть продавца. Способность поставщиков добиваться повышению цен, аналогична способности покупателей добиваться снижению цен.

Пятая сила - отрасль. Всеми средствами добиваться выгодного положения среди текущих конкурентов. Именно борьба между существующими конкурентами определяет уровень конкуренции в отрасли.

Главный ключ к более качественному выявлению конкурентов− это сочетание анализа отрасли и анализа рынка, а также выделение товарно-рыночного сегмента.

Но что же значит сочетание анализа отрасли и рынка? Почему нельзя сделать только анализ отрасли или только анализ рынка? И что такое сегмент? Ответы на эти вопросы на самом деле очень просты, если углубится в саму суть конкурентоспособности.


Отрасль – это всего лишь группа компаний, предлагающий какой-либо продукт или же группу продуктов, которые взаимосвязаны между собой. Если же, к примеру, в пределах какой-либо отрасли цена повышается, это приводит к повышению спроса на другой продукт. Отсюда, следует сказать, что если фирма стремится быть эффективной в условиях рыночной экономики, то она должна максимально стремится к тому, чтобы четко определить конкурентные тенденции.

Так же конкурентов можно выявлять с точки зрения рынка. В данном случае конкуренты – это те компании, которые выполняют аналогичные задачи, точно так же стремятся удовлетворить нужды потенциальных потребителей или же предоставить им определенные услуги. Главный плюс рыночной концепции конкурентов состоит в том, что компания охватывает более общий масштаб ее реальных конкурентов, что способствует более длительному и эффективному рыночному планированию. [7, с 127]

Сегмент рынка – это определенная группа потребителей, которая аналогично реагирует на определенный набор маркетинговых стимулов. [23]

Сегментирование рынка – это разделение рынка на определенные группы покупателей, у которых значительно различаются потребности и характер поведения.

Пожалуй, главным ответом является то, что именно при сегментировании увеличиваются конкурентные преимущества организации. То есть, если бы у всех людей были одинаковые вкусы, желания и предпочтения, то сегментирование рынка было бы бесполезной тратой времени и денег. Но все люди разные, у нас разные вкусы, желания, потребности и предпочтения, и именно это оказывает влияние на процесс принятия решения и поведения при покупке того или иного товара.

Существуют некоторые параметры сегментирования [8, с 53]

  • географический;
  1. Государство;
  2. штат;
  3. область;
  4. регион;
  5. город;
  6. район;
  • демографический;
  1. пол;
  2. возраст;
  3. раса;
  4. национальность;
  5. вероисповедание;
  6. наличие семьи;
  • социально-экономический;
  1. образование;
  2. уровень доходов;
  3. род занятий;
  • психографический;
  1. стиль жизни;
  2. социальный класс;
  3. личные характеристики;
  • поведенческие;
  1. отношение к товару;
  2. уровень знания товара;

К сожалению, на сегодняшний день не существует никаких четких критериев к анализу конкурентоспособности. Каждая фирма разрабатывает свой собственный алгоритм, который должен содержать следующие этапы [8, с 55]: