Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 122
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОБЕСЕДОВАНИЯ
1.1 Типология проведения собеседования
1.2 Подготовка к собеседованию
1.3 Методика проведения собеседования
2. ТАКТИКА ПРОВЕДЕНИЯ СОБЕСЕДОВАНИЯ
2.1. Техника задания вопросов в процессе собеседования при приеме на работу
Для структурирования информации о кандидатах, прошедших собеседования, Менеджер по подбору персонала ведет базу данных.
Интервью проводится на основе профилей должностей сотрудников. Профиль должность - это набор обязательных и желательных компетенций и требований к кандидату.
Компетенция - это набор поведенческих характеристик, необходимых сотруднику для успешного выполнения той или иной работы или каких-либо функций.
При подборе сотрудников менеджер по персоналу также должн опираться на 4-критерия выбора:
Может. Критерий направлен на выявление возможностей кандидата. Это интеллектуальные и коммуникативные способности, необходимый профессиональный опыт, сформированные установки и стереотипы поведения, способности к обучению и изменению привычных форм работы. Список может быть составлен только на основании требований вакансии. Показатели несоответствия кандидата критерию «может»:
- требованиям вакансии не соответствует образование, опыт работы, сфера деятельности,
- внешний вид и поведение кандидата не соответствуют уровню должности,
- личностные качества, убеждения противоречат требованиям вакансии.[13]
Хочет. Желание и готовность выполнять профессиональную деятельность в конкретной организации является очень значимым критерием. Низкий уровень готовности к профессиональной деятельности в организации снижает КПД сотрудников. При недостаточной сформированности критерия «может», но высокой мотивированности к работе кандидат способен научиться и развить необходимые характеристики.
Показатели несоответствия кандидата критерию «хочет»:
- кандидат не демонстрирует заинтересованности в получении этой работы, на собеседовании ведет себя пассивно, не задает вопросов, ничего не знает о компании,
- у кандидата в данный момент происходят серьезные события в личной жизни (развод, переезд, болезнь или смерть родственников),
- уровень заработной платы на предыдущем месте значительно превышал уровень зарплаты на рассматриваемую вакансию,
- уровень образования и опыт работы явно не соответствуют вакансии,
- кандидат демонстрирует признаки «профессионального выгорания»: эмоциональная истощенность, апатия, раздражительность, озлобленность на коллег и клиентов, сужение и упрощение профессиональных интересов.[14]
Управляем и совместим. Это одна из самых неочевидных, часто маскируемых соискателями характеристик. У каждого специалиста есть собственные жизненные и профессиональные цели и способы их достижения. Вопрос соответствия личных целей и способов поведения корпоративным целям и способам должен решаться до принятия человека на работу. Иначе от предприятия потребуется дополнительная работа по управлению целями нового специалиста, выстраиванию приоритетов его профессиональной деятельности.[15]
Показатели несоответствия кандидата критерию «управляем и совместим»:
- поведение кандидата, манера одеваться, внешний вид, система ценностей, жизненные цели не соответствуют корпоративной культуре компании,
- слишком категоричен в своих суждениях и оценках, спорит во время собеседования, перебивает, не «слышит» вопросов, не воспринимает того, что ему говорят,
- неадекватная самооценка, амбициозность, обидчивость, нетерпимость к критике,
- непоследовательность в действиях кандидата («семь пятниц на неделе»), склонность к импульсивным необдуманным действиям, скачкообразная карьерная линия,
- ярко выраженный индивидуализм, неумение работать в команде;
Безопасен. Человек, приходящий в компанию, должен быть способен поддерживать существующие корпоративные стандарты поведения и нормы. Если обнаруживается несоответствие между нормами предприятия и работника, человек будет нести угрозу для существования организации. Он может транслировать вовне предприятия нелояльность, конфликтность, враждебность, нарушать коммерческую тайну, осуществлять преступные действия, например, воровать.[16]
Показатели несоответствия кандидата критерию «безопасен»:
- человек часто меняет места работы и не может внятно объяснить причины ухода,
- в трудовом стаже есть большие перерывы и непонятно чем занимался человек в этот период,
- рассказывает о предыдущем работодателе с обидой, агрессией, ненавистью,
- рассказывает конфиденциальную информацию о предыдущем месте работы, которая, скорее всего является коммерческой тайной,
- внешний вид не соответствует уровню доходов, заявляемому кандидатом,
- внешний вид наводит на мысль о злоупотреблении вредными привычками,
- на собеседовании сильно нервничает, мимика и жестикуляция неадекватны ситуации.[17]
Существует неформальный этический Кодекс менеджера по подбору персонала:
-
- Обеспечивать конфиденциальность информации, полученной от кандидатов; не допускать разглашения информации.
- Не позволять неуважительные высказывания о соискателях.
- При оценке кандидатов придерживаться принципов независимости и объективности, и не применять никаких специальных методов оценки и обследования кандидатов, не получив на то их согласие.
- Не предпринимать действия, которые могут повредить соискателю на его настоящем месте работы. Не проверять рекомендаций по настоящему месту работы соискателя, если он не дал на то своего согласия.
- Не принимать от кандидатов вознаграждение за их трудоустройство.
- Постоянно совершенствовать свои знания и профессиональные навыки.
1.3 Методика проведения собеседования
В практике управления персоналом выделяют четыре основных техники подбора персонала:
1. Британская – основан на получении информации о биографических данных кандидата, а именно: где и в какой семье родился кандидат, какие в ней существовали традиции и ценности, где проживал и обучался и пр. Проводит собеседование квалификационная комиссия. На основе этих данных и принимается решение о найме.[18]
2. Американская – акцент сделан на наличии у кандидата интеллектуальных и творческих способностей, которые проверяются с помощью психологического тестирования и наблюдения за претендентом в неформальной обстановке (поведение на презентации, корпоративном мероприятии, ленче и пр.).
3. Немецкая – отличается повышенным бюрократизмом. Прежде чем кандидат попадает на личное собеседование, он проходит немалое количество обязательных процедур и собирает большой пакет документов с рекомендациями известных личностей из сферы обучения, политики, науки, техники (ученые, политики, руководители известных компаний и пр.). В процессе отбора принимает участие не один ответственный представитель работодателя, а целая экспертная группа, которая рассматривает предоставленные документы.
4. Китайская – базовой ценностью для работодателей являются знания претендента об истории и культуре страны, ее литературной классике, а также письменная грамотность. Для проверки этого кандидаты пишут соответствующие сочинения. Финальным этапом отбора является сочинение на тему будущей работы. При положительном результате перечисленных отборочных этапов кандидат приглашается на личное собеседование.[19]
Наряду с использованием различных тестов, опросников и анализом рекомендаций интервью с претендентом является наиболее важным инструментом. Для того чтобы оно не превратилось в обычную беседу о жизни, проблемах, погоде и т. д., необходимо спланировать структуру интервью и продумать, с помощью каких вопросов удастся оценить, соответствует ли кандидат профилю вакансии. Сейчас в свободном доступе находится множество статей о том, как нужно вести себя на собеседовании, как правильно отвечать на вопросы, чтобы ответы соответствовали наиболее желаемым для рекрутеров. Поэтому кандидаты часто приходят на интервью подготовленными, имея заранее заученные ответы. Рекрутеры, в свою очередь, разрабатывают новые подходы к структуре и ведению собеседования, не давая кандидатам возможность использовать заготовленные ответы на стандартные вопросы.[20]
Формат интервью может быть:
- структурированным. Ведется строго по составленному заранее плану. В ходе беседы обсуждаются предварительно подготовленные вопросы и касаются они, как правило, только профессиональных компетенций. В то же время личностные характеристики и мотиваторы кандидата остаются практически без внимания;
- неструктурированным. Ведется в форме свободной беседы, заранее отмечаются только основные темы разговора. Опасностью такого формата является то, что непринужденный тон и характер интервью могут увести разговор далеко от его основной темы. Рекрутеру в данном случае необходимо уметь корректно останавливать собеседника и возвращать разговор в конструктивное русло;
- комбинированным. Наиболее оптимальный формат, в рамках которого, следуя составленному плану, оцениваются профессиональные качества кандидата, его навыки, а в свободной беседе выясняются ценности, приоритеты и мотивы.[21]
Далее рассмотрим наиболее распространенные методы проведения интервью с кандидатами.
Интервью по компетенциям. Данный метод представляет собой беседу, в ходе которой анализируется поведение кандидата в реальных рабочих ситуациях: как он принимает решения, как выходит из конфликтных ситуаций, умеет ли их сглаживать, способен ли работать в режиме часто меняющихся условий, сжатых сроков, под давлением и т. д. Применению рассматриваемого метода предшествует разработка модели компетенций, т. е. тех характеристик (навыков, умений, личностных качеств, поведенческих характеристик), которые необходимы для выполнения определенной работы. Компетенции обязаны быть измеримы и лаконично сформулированы, должна существовать возможность оценить их по определенной шкале, а не просто сказать «есть» или «нет». Для этого каждую компетенцию необходимо раскрыть и описать. Например, «делегирование» может быть интерпретировано как «умение эффективно распределять ответственность за принятие решений и соответствующие обязанности подходящим для этого подчиненным или коллегам». Для оценки каждой компетенции разрабатываются поведенческие индикаторы – стандарты поведения, которые присущи действиям человека, обладающего определенной компетенцией. Индикаторами выступают: стиль и манера поведения, реакция, действия в той или иной ситуации. Кандидата также просят рассказать о прошлом опыте работы, задавая вопросы и делая акцент именно на тех моментах, которые выступают индикаторами наличия или отсутствия компетенций, степени их развития.[22]
Приведем пример оценки компетенции «клиентоориентированность».
Описание: выявление и умение удовлетворить потребности клиента.
Поведенческие индикаторы:
- умение оперативно отвечать на все требования и запросы клиентов, соблюдая обусловленные сроки;
- знание бизнеса клиента, полное представление о положении дел на рынке, осведомленность о конкурентах;
- умение реалистично оценивать клиентские запросы и предлагать альтернативные варианты, создавая условия для успешной реализации проекта;
- умение аргументировано защищать каждый пункт проектного бюджета, предлагать решения, позволяющие рационально его оптимизировать;
- умение проводить встречи с клиентами и закреплять результаты (заранее составлен и отправлен клиенту список вопросов для обсуждения, перечень присутствующих на встрече лиц, подведен итог встречи, намечены последующие шаги, в течение 24 часов подготовлен отчет о встрече).[23]
Примеры вопросов для оценивания данной компетенции:
А) Опишите ситуацию, когда вам пришлось работать с трудным клиентом, что происходило и был ли получен обоюдно положительный результат.
Б) Есть ли клиенты, с которыми у вас сложились дружеские отношения? Как вы думаете, что этому поспособствовало?
В) Вспомните ситуацию, когда клиент отказался работать с вашей компанией из-за того, что вы лично не смогли найти с ним общий язык.
Г) Опишите ситуацию, когда вы пошли навстречу пожеланиям клиента вопреки принятым в компании правилам. Чем было обосновано ваше решение и каковы были последствия?
И прочие подобные вопросы.
Продолжительность интервью составляет в среднем два часа и зависит от количества рассматриваемых компетенций. Наиболее уместна данная методика для оценки персонала управленческого звена.
Ситуационное, или кейс-интервью. Построено на использовании ситуационных задач. Кандидату описывается рабочая ситуация, которая уже случалась или может произойти в компании/отделе, и предлагается ее решить или описать модель своего поведения. С помощью этой методики можно оценить не только квалификацию кандидата, но и его потенциал. То есть ответы претендента помогают определить, способен ли он справиться с ситуацией, в которой ранее не бывал, как быстро сможет найти оптимальное решение, будет ли это решение соответствовать принятой в компании модели поведения, какие ему потребуются инструменты и пр. Конечно же, существует риск того, что, оказавшись в реальной ситуации, кандидат поведет себя иначе под влиянием волнения от нового проекта, нового окружения и т. д. Так или иначе, направление и ход его мыслей будут одинаковыми.[24]