Файл: Управление конфликтами в организации (Теоретические аспекты конфликтов в организации).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 85
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.Теоретические аспекты конфликтов в организации
1.1 Понятие конфликта и его роль в организации
1.3 Причины возникновения и методы разрешения конфликтов в организации
2. Анализ системы конфликтами на ООО «Торговый Дом 7»
2.1 Краткая характеристика ООО «Торговый Дом 7»
2.2 Анализ причин и характер конфликтов, возникающих между сотрудниками и способы их урегулирования
3. Рекомендации по управления конфликтами в трудовом коллективе
Проведя исследование, были определены «технологии управления» по урегулированию и разрешению индивидуальных конфликтов в ООО «Торговый Дом 7». Каждой стадии соответствуют свои причины возникновения индивидуальных трудовых конфликтов, следовательно, и технологии управления. Основными технологиями управления индивидуальными конфликтами являются технология переговоров и технология посредничества.
В этой работе выявлены предупреждающие управленческие воздействия и разработаны практические рекомендации руководителям, направленные на конструктивное урегулирование и разрешение индивидуальных конфликтов, что способствует стабильности и результативному развитию ООО «Торговый Дом 7». Сам по себе конфликт не усиливает и не ослабляет организацию. Если же умело управлять конфликтом, он укрепляет и коллектив, и организацию в целом.
Список использованных источников
- Конфликтология: учебное пособие: / Е.М. Бабосов. – Минск: Тетраси-стемс, 2013. – 464 с.: (Высшее образование: Бакалавриат). ISBN 985-6577-19-5, 100 экз.
- Основы управления персоналом: Учебное пособие / А.П. Егоршин. - 4-e изд., перераб. и доп. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 352 с.- (Высшее образование: Бакалавриат). (переплет) ISBN 978-5-16-009526-4, 500 экз.
- Общее управление организацией. Теория и практика: учебник / З. П. Румянцева. – М.: Инфра-М, 2013. – 304 с. ISBN 978-5-16-010536-9, 100 экз.
- Психология управления: учебник и практикум/ А.Т. Зуб. - М.: Юрайт, 2014. - 372 с. — Серия : Бакалавр. Академический курс. ISBN 978-5-9916-8285-5, 1000 экз.
- Психология управления: учебное пособие / В.Н. Машков. – СПб.: Питер, 2015. – 403 с. ISBN 5-93134-066-1, 100 экз.
- Современные тенденции в управлении персоналом. учебное пособие. / А.В. Дейнека. - Дашков и К, 2015. - 288 c. ISBN 978-5-394-01977-7, 500 экз.
- Управление организацией: учебное пособие / Л. И. Лукичева. – М.: Омега-Л, 2014. – 360 с.: ISBN 978-5-7256-0830-4, 500 экз.
- Управление персоналом: теория и практика. Кадровая политика и стратегия управления персоналом: Учебно-практическое пособие / Л.В. Ивановская. - М.: Проспект, 2013. - 64 c. ISBN 9785392115211, 100 экз.
- Управление персоналом: толковый словарь / В.М. Маслова. - М.: Дашков и К, 2014. - 120 c. ISBN 978-5-394-00729-3, 100 экз.
- Управление персоналом: Учебник и практикум для СПО / О.М. Исаева, Е.А. Припорова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 244 c. — Серия : Про-фессиональное образование. ISBN 978-5-9916-7945-9, 500 экз.
- Управление персоналом в России: история и современность: Монография / А.Я. Кибанов, И.А. Эсаулова и др.; Под ред. А.Я. Кибанова - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 240 с.: - (Научная мысль; Менеджмент). (о) ISBN 978-5-16-010226-9, 100 экз.
- Азимов, Т. А., Безнощук, Л. Ю., Семенова Н. К. Проблемы понятия «лидерство» // Молодой ученый, — 2016. — № 7. — С. 745–747.
- Евсеенкова, Л. И., Целых, Л. А. К вопросу выбора методов управления конфликтами в организации // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания, — 2015. — № 27. — С. 190–194.
- Гребенюк, Т. А., Бусоедов И. А. Конфликтные ситуации в организации // Молодой ученый, — 2016. — №10. — С. 675-678.
- Мельников, В.И. Механизмы социальной регуляции в технологии управления конфликтом / В.И. Мельников // Менеджмент, – 2016. – № 3. – С. 12–17.
- Ткачёва Е.К. Особенности конфликтов в рганизации// Международный студенческий научный вестник, – 2015. – № 5 (часть 2). – С.54 – 59.
- Хофманн, К. М. Причины конфликтов в организациях и их урегулирование // Бизнес-образование в экономике знаний, — 2015. — № 1 (1). — С. 132–133.
- Официальный сайт ООО «Торговый Дом 7» - [электронный ресурс] – режим доступа: https://torgovyy-dom-7-3.pulscen.ru/
- Резникова О.С., Карабаш Э.Р. Управление конфликтами в организации [Электронный ресурс]// Проблемы экономики и менеджмента, - 2017. - №3 (67). - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-konfliktami-v-organizatsii-5
- Щербаков И.Д. Конфликты в организации, причины их возникновения и способы разрешения [Электронный ресурс] // Экономика и менеджмент инновационных технологий. - 2014. - № 3. - Ч. 1 - Режим доступа: http://ekonomika.snauka.ru/2014/03/4610
Приложение А
Методика О.С. Михалюка и А.Ю. Шалыто (рекомендованное)
Психологический климат первичного трудового коллектива понимается авторами как социально обусловленная, относительно устойчивая система отношений членов коллектива к коллективу как целому. Методика позволяет выявить эмоциональный, поведенческий и когнитивный компоненты отношений в коллективе. Методика направлена на выявление особенностей отражения членами коллектива сложившихся межличностных отношений и коллектива в целом с учетом эмоционального, когнитивного и поведенческого компонентов. В качестве существенного признака эмоционального компонента рассматривается критерий привлекательности на уровне понятий «нравится – не нравится», «приятный – неприятный». При конструировании вопросов, направленных на измерение поведенческого компонента, выдерживался критерий «желание – нежелание работать в данном коллективе», «желание - нежелание общаться с членами коллектива в сфере досуга». Основной критерий когнитивного компонента – переменная «знание – незнание особенностей членов коллектива».
Тестовый материал
Инструкция: «Просим Вас принять участие в исследовании, целью которого является совершенствование психологического климата в Вашем коллективе».
Для ответа на предлагаемые вопросы необходимо:
Внимательно прочитать варианты ответа;
Выбрать один из них, наиболее соответствующий Вашему мнению;
Поставить знак «+» в пустой клетке против выбранного Вами ответа.
Опросный лист |
Если бы у Вас возникла возможность провести отпуск вместе с членами Вашего коллектива, то, как бы Вы к этому отнеслись:
А) это меня бы вполне устроило;
Б) не знаю, не задумывался над этим;
В) это меня бы совершенно не устроило.
Могли бы Вы с достаточной уверенностью определить, с кем охотно общаются по деловым вопросам большинство членов Вашего коллектива?
А) нет, не мог бы;
Б) не знаю, не задумывался об этом;
В) да, мог бы.
Какая атмосфера обычно преобладает в Вашем коллективе? На приведенной ниже шкале цифра «один» соответствует нездоровой атмосфере, а цифра «девять» – наоборот, атмосфере взаимопомощи, взаимного уважения, понимания. Какой цифрой Вы бы охарактеризовали свой коллектив?
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Как Вы думаете, если бы Вы по какой-либо причине долго не работали (болезнь, декретный отпуск, пенсия и т. п.), Вы бы стремились встречаться с членами Вашего коллектива?
1 – нет;
2 – скорее нет, чем да;
3 – не знаю, не задумывался об этом;
4 – скорее да, чем нет;
- – да, конечно.
Обработка результатов, полученных при использовании методики, стандартизирована и имеет следующий алгоритм: анализируются различные стороны отношений к коллективу для каждого сотрудника в отдельности. Каждый компонент трактуется тремя вопросами, причем ответ на них принимает одну из трех возможных форм: +1; 0; –1. Следовательно, для целостной характеристики компонента, полученные сочетания ответов каждого сотрудника на вопросы по данному компоненту должны быть обобщены следующим образом:
- положительная оценка (+1). К этой категории относятся те сочетания, в которых положительные ответы (4, 5 – на ответы-утверждения; 7, 8, 9 – на ответы по шкале «1–9») даны на все три вопроса, относящиеся к данному компоненту, или два ответа положительные, а третий может иметь другой знак;
- отрицательная оценка (–1). Сюда входят сочетания, содержащие три отрицательных ответа (1, 2 – на ответы-утверждения; 1, 2, 3 – на ответы по шкале «1–9») или два ответа отрицательные, а третий может иметь другой знак;
- неопределенная (противоречивая) оценка (0). Эта категория включает такие случаи: а) на все три вопроса дан неопределенный ответ (3 – на ответы-утверждения; 4, 5, 6 – на ответы по шкале «1–9»); б) ответы на два вопроса – неопределенные, а третий может иметь другой знак; в) один ответ неопределенный, а два других имеют разные знаки.
На опросном листе вопросы 1-й, 4-й, и 7-й относятся к эмоциональному компоненту; 2-й, 5-й, 8-й – к поведенческому компоненту; 3-й, 6-й – к когнитивному (причем вопрос 3 содержит две позиции).
По группе ответов строится таблица для всех сотрудников подразделения:
Сотрудники |
Эмоциональный компонент |
Когнитивный компонент |
Поведенческий компонент |
|
1 |
||||
2 |
||||
3 |
В каждой клетке таблицы должен стоять один из знаков: +1; 0; –1.
Далее, для каждого компонента в группе подсчитывается средняя оценка по следующей формуле: Э = ((+) - (-)) / n, где (+) – количество положительных ответов, (-) – количество отрицательных ответов, n – количество участников опроса.
Полученные средние оценки могут располагаться в интервале от -1 до +1. Этот континуум подразделяется на три части: от -1 до -0.33 – отрицательные оценки; от -0.33 до +0.33 – противоречивые или неопределенные оценки и от +0.33 до +1 – положительные оценки.
В соответствии с полученными результатами должны строиться мероприятия по улучшению психологического климата в подразделении.
Приложение Б
Анкета
Социально-психологический климат и уровень конфликтности в коллективе
Инструкция:
Просим Вас выразить Ваше мнение по ряду вопросов, связанных с Вашей работой и коллективом, в котором Вы трудитесь. Ваши ответы оглашению не подлежат. Просим Вас внимательно ознакомиться со всеми вопросами и ответить на каждый из них. От искренности Ваших ответов будет зависеть правильность наших выводов. Поэтому убедительно просим Вас отнестись к данной работе внимательно.
Возможные варианты ответов указаны в анкете. Тот вариант, который выражает Ваше мнение, необходимо отметить « + » в соответствующей графе и, где требуется, укажите ваше мнение прописью.
Заранее благодарим за внимание!
1. Как бы Вы оценили свою принадлежность |
К отделу |
К организации |
1) Чувствую себя членом, частью отдела (организации) |
||
2) Участвую в большинстве видов деятельности |
||
3) Участвую в одних видах деятельности и не участвую в других |
||
4) Не чувствую, что являюсь членом отдела (организации) |
||
5) Живу и существую отдельно от отдела (организации) |
||
6) Не знаю, затрудняюсь ответить |
||
2. Перешли бы Вы в другой отдел (организацию), если бы предоставилась такая возможность (без изменения прочих условий)? |
В отдел |
В организацию |
1) Да, очень хотел бы перейти |
||
2) Скорее, перешел бы, чем остался |
||
3) Не вижу никакой разницы |
||
4) Скорее всего, остался бы в своей группе |
||
5) Очень хотел бы остаться в своей группе |
||
6) Не знаю, трудно сказать |
||
3. Каковы взаимоотношения между членами Вашего отдела (организации)? |
Отдела |
Организации |
1) Лучше, чем в большинстве коллективов |
||
2) Примерно такие же, как и в большинстве коллективов |
||
3) Хуже, чем в большинстве коллективов |
||
4) Не знаю, трудно сказать |
||
4. Какие у Вас взаимоотношения с руководством? |
Отдела |
Организации |
1) Лучше, чем в большинстве коллективов |
||
2) Примерно такие же, как и в большинстве коллективов |
||
3) Хуже, чем в большинстве коллективов |
||
4) Не знаю |
||
5. Каково отношение к работе в Вашем отделе (организации)? |
Отдел |
Организация |
1) Лучше, чем в большинстве коллективов |
||
2) Примерно такие же, как и в большинстве коллективов |
||
3) Хуже, чем в большинстве коллективов |
||
4) Не знаю |
||
6. Бывают ли в Вашем отделе (организации) конфликты? |
Отдел |
Организация |
1) Да |
||
2) Нет |
||
3) Не знаю |
||
7. Как часто бывают конфликты? |
В отделе |
В организации |
1) Часто |
||
2) Редко |
||
3) Не знаю |
||
8. Какое значение конфликты имеют для Вас лично? |
В отделе |
В организации |
1) Большое |
||
2) Не имеют значения |
||
3) Не знаю |
||
9. С чем, на Ваш взгляд, связано возникновение конфликтов? |
В отделе |
В организации |
1) С выполнением заданий |
||
2) С начислением зарплаты, премий, распределением отпусков |
||
3) С нарушением норм поведения, моральных норм, трудовой дисциплины |
||
4) С межличностными отношениями работающих на почве расхождения взглядов, характеров |