Файл: Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и траснпортных средств».pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 125
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
2.1 Основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий
Основанием для проведения оперативно-розыскных мероприятий ст. 7 ФЗ «об ОРД»[2] являются:
2.2 Усл овия дл я проведен ия оперативн о-розыск н ых м ероприятий
3.1 Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность
3.2 Обязан н ости орган ов, осуществл яющих оперативн о-розыск н ую деятел ьн ость
3.3 Права орган ов, осуществл яющих оперативн о-розыск н ую деятел ьн ость
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
13) А.Г.Маркушин.Оперативно-розыскная деятельность.Учебник.изд.:Юрайт-2016г.-400с.
3. Запросы других органов, осуществляющих ОРД. Запрос по существу представляет собой разновидность такого ОРМ, как наведение справок и заключается в направлении официального документа одного оперативного органа другому оперативно-розыскному органу. Другими органами могут быть, как оперативные подразделения и службы этого же ведомства, так и органы других федеральных министерств и ведомств, наделенных правом осуществления ОРД.
4. Постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц. К защищаемым лицам относятся судья, должностные лица правоохранительных и контролирующих органов, сотрудники, осуществляющие ОРД. В отношении защищаемых лиц может применяться целый комплекс мер безопасности, включающий в себя личную охрану, охрану жилища, выдачу специальных средств и оружия, помещение в безопасное место, обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом, перевод на другую работу, смену места жительства, замену документов. Поводом для применения мер безопасности могут быть: заявление должностного лица; обращение председателя суда либо руководителя правоохранительного органа; получение оперативной и иной информации о наличии угрозы безопасности лица.
5. Запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств. Головным исполнителем таких запросов выступает Национальное центральное бюро Интерпола в России (НЦБ Интерпола), одной из главных задач которого является оказание содействия в исполнении запросов международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств, в соответствии с международными договорами Российской Федерации. Под запросами правоохранительных органов иностранных государств, следует понимать также и запросы органов внутренних дел стран – членов СНГ.
Отдельным видом оснований является сбор данных. Сбор данных необходимых для принятия решения – получение оперативным подразделением фактической информации, которая в совокупности повлияет для положительного либо отрицательного вывода по существу вопроса. Органы, осуществляющие ОРД, собирают данные необходимые для принятия решения:
- о допуске к сведениям, составляющим государственную тайну, а также к работам, связанным с эксплуатацией объектов, представляющих повышенную опасность для жизни, здоровья людей и для окружающей среды, осуществляется подразделениями ФСБ. При оформлении допуска к государственной тайне могут собираться сведения о наличии медицинских противопоказаний, психических заболеваний, прошлых судимостях, проживании за границей близких родственников, правильности представленных анкетных данных, о совершении оформляемым лицом действий, создающих угрозу безопасности РФ;
- о допуске к работам, связанным с эксплуатацией объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, окружающей среды. Вышеперечисленными объектами могут выступать предприятия, организации (независимо от форм собственности), связанные с обращением с ядерными материалами или ядерными установками;
- о допуске к участию в оперативно-розыскной деятельности или допуске к материалам, полученным в результате ее проведения, а также об установлении отношений сотрудничества, собираются оперативными подразделениями органов, осуществляющих ОРД. Сбор данных организуется независимо от того, в какой форме это сотрудничество предпол агается – гл асн ой ил и н егл асн ой;
- по обеспечен ию безопасн ости орган ов, осуществл яющих ОРД. В н астоящее врем я дан н ом у н аправл ен ию деятел ьн ости правоохран ител ьн ых орган ов дол жн о быть удел ен о особое вн им ан ие со сторон ы государства, так к ак во м н огом это связан о с обострен н ой к оррупцион н ой обстан овк ой в ук азан н ой сфере деятел ьн ости;
- выдача разрешен ий н а частн ую детек тивн ую и охран н ую деятел ьн ость. Осуществл яется подраздел ен иям и л ицен зион н о-разрешител ьн ой работы орган ов вн утрен н их дел , к оторые проводят сбор н еобходим ых сведен ий. Орган ы вн утрен н их дел вправе устан авл ивать достоверн ость изл ожен н ых в представл ен н ых док ум ен тах сведен ий, чтобы прин ять решен ие о выдаче л ицен зий, в том числ е путем собеседован ия с граждан ин ом , претен дующим н а ее пол учен ие. Кром е того, он и обязан ы проверить его по учетам психиатрическ их и н арк ол огическ их л ечебн ых учрежден ий, оперативн о-справочн ым учетам орган ов вн утрен н их дел , устан овить причин ы увол ьн ен ия с прежн его м еста работы, а так же выявить ин ые к ом пром етирующие обстоятел ьства биографии претен ден та.
2.2 Усл овия дл я проведен ия оперативн о-розыск н ых м ероприятий
Усл овия проведен ия ОРМ - это правил а их проведен ия, обеспечивающие бал ан с, с одн ой сторон ы, ин тересов л ичн ости, им еющей право н а тайн у л ичн ой жизн и, с другой сторон ы – общества и государства, заин тересован н ых в эффек тивн ой борьбе с преступн остью, своеврем ен н ом и эффек тивн ом выявл ен ии, предупрежден ии и пресечен ии преступл ен ий, угроз ин тересам РФ.
Осн овн ая совок упн ость этих правил содержится в ст. 8 ФЗ «об ОРД»[3]. Одн ак о ею н орм ативн ая регл ам ен тация усл овий н е огран ичивается. Он и «прописан ы» и в других статьях ФЗ «об ОРД», а так же в н ек оторых н орм ах ин ых зак он одател ьн ых ак тов в обл асти ОРД.
Усл овия ОРМ м ожн о усл овн о раздел ить н а общие, отн осящиеся к о всем без иск л ючен ия ОРМ, и специал ьн ые – отн осящиеся к отдел ьн ым видам ОРМ ил и к проведен ию ОРМ в определ ен н ых усл овиях.
Выдел яют четыре общих усл овия проведен ия ОРМ.
Первым общим усл овием явл яется возм ожн ость осуществл ен ия ОРМ тол ьк о н а территории РФ, есл и ин ое н е предусм отрен о Федерал ьн ым зак он ом ил и м еждун ародн о-правовым ак том .
Вторым общим усл овием явл яется то, что граждан ство, н ацион ал ьн ость отдел ьн ых л иц и другие обстоятел ьства, перечисл ен н ые в ч. 1 ст. 8 ФЗ «об ОРД», н е явл яются препятствием дл я проведен ия в отн ошен ии н их ОРМ, есл и ин ое н е предусм отрен о Федерал ьн ым зак он ом .
Третьим усл овием явл яется допустим ость осуществл ен ия ОРМ дл я решен ия всех задач ОРД, есл и ин ое н е предусм отрен о в ФЗ «об ОРД».
Четвертое усл овие зак л ючается в допустим ости испол ьзован ия при осуществл ен ии ОРМ л юбых техн ическ их и ин ых средств, при усл овии н ен ан есен ия ущерба жизн и и здоровью л юдей и н е причин ен ия вреда ок ружающей среде ФЗ «об ОРД» ч. 3 ст. 6[4].
Специал ьн ые усл овия проведен ия ОРМ
Все специал ьн ые усл овия м ожн о усл овн о раздел ить н а четыре группы.
Первая группа содержит иск л ючен ие из второго общего усл овия и к асается особых правил проведен ия ОРМ в отн ошен ии отдел ьн ых к атегорий л иц. В зак он одател ьстве устан овл ен ы сл едующие к атегории л иц, в отн ошен ии к оторых устан овл ен ы огран ичен ия в проведен ии ОРМ:
1) Президен т РФ;
2) депутаты Государствен н ой Дум ы и Совета Федерации РФ;
2) судьи;
3) адвок аты;
5) прок уроры и сл едовател и орган ов прок уратуры и др.
Вторая группа специал ьн ых усл овий предусм отрен а в ч. 2 ст. 8 ФЗ об ОРД и к асается проведен ия ОРМ, огран ичивающих к он ституцион н ые права чел овек а и граждан ин а н а тайн у переписк и, тел ефон н ых переговоров, почтовых, тел еграфн ых и ин ых сообщен ий, передаваем ых по сетям эл ек трическ ой и почтовой связи, а так же право н а н еприк осн овен н ость жил ища.
Так ие ОРМ допуск аются тол ьк о н а осн ован ии судебн ого решен ия и при н ал ичии ин форм ации:
- о призн ак ах подготавл иваем ого, совершаем ого ил и совершен н ого противоправн ого деян ия, по к отором у производство предварител ьн ого сл едствия обязател ьн о;
- о л ицах, подготавл ивающих, совершающих ил и совершивших противоправн ое деян ие, по к отором у производство предварител ьн ого сл едствия обязател ьн о;
- о событиях ил и действиях, создающих угрозу государствен н ой, воен н ой, эк он ом ическ ой ил и эк ол огическ ой безопасн ости России.
Ан ал изируем ое усл овие дол жн о распростран яться н е тол ьк о н а ОРМ, ук азан н ых в п. 8-11 ст. 6 ФЗ «об ОРД», н о так же и н а л юбые другие, в ходе к оторых огран ичиваются отм ечен н ые к он ституцион н ые права ( н абл юден ие, сбор образцов с прон ик н овен ием в жил ище, сбор образцов гол оса путем просл ушиван ия тел ефон н ых переговоров и др.) .
Судебн ое решен ие вын осится в форм е постан овл ен ия судьи. Осн ован ия и порядок вын есен ия так ого судебн ого решен ия раск рыты в ст. 9 ФЗ «об ОРД»[5].
Кром е судебн ого решен ия дл я проведен ия ОРМ, огран ичивающих к он ституцион н ые права, н еобходим о н ал ичие ин форм ации о преступл ен иях ил и о явл ен иях, создающих угрозу дл я безопасн ости России.
Дл я пол учен ия сан к ции н еобходим о им еть ин форм ацию по определ ен н ом у к ругу преступл ен ий, – по к оторым обязател ьн о производство предварител ьн ого сл едствия. Согл асн о ч. 2 ст. 150 УПК РФ[6] производство предварител ьн ого сл едствия обязател ьн о по всем угол овн ым дел ам , за иск л ючен ием угол овн ых дел , по к оторым производится дозн ан ие ( ч. 3 ст. 150 УПК РФ) .
Третья группа - это усл овия «эк стрен н ого харак тера». В ФЗ об ОРД ук азан ы три так их к ом пл ек сн ых усл овия ( ч. 3, 6 и 10 ст. 8 ФЗ об ОРД) .
Рассм отрим первое из н их. В сл учаях, к оторые н е терпят отл агател ьства и м огут привести к совершен ию тяжк ого преступл ен ия, а так же при н ал ичии дан н ых о событиях и действиях, создающих угрозу государствен н ой, воен н ой, эк он ом ическ ой ил и эк ол огическ ой безопасн ости России, н а осн ован ии м отивирован н ого постан овл ен ия одн ого из рук оводител ей орган а, осуществл яющего ОРД, допуск ается проведен ие ОРМ, предусм отрен н ых ч. 2 ст. 8 ФЗ об ОРД ( речь идет об ОРМ, огран ичивающих к он ституцион н ые права чел овек а и граждан ин а) с обязател ьн ым уведом л ен ием суда ( судьи) в течен ие 24 ч., при этом в течен ие 48 ч с м ом ен та н ачал а проведен ия ОРМ орган , его осуществл яющий, обязан пол учить судебн ое решен ие о проведен ии так ого ОРМ л ибо прек ратить его проведен ие.
Второе из рассм атриваем ых к ом пл ек сн ых усл овий изл ожен о в ч. 6 ст. 8 ФЗ «об ОРД». В сл учае возн ик н овен ия угрозы жизн и, здоровью, собствен н ости отдел ьн ых л иц по их заявл ен ию ил и с их согл асия в письм ен н ой форм е разрешается просл ушиван ие переговоров, ведущихся с их тел ефон ов, н а осн ован ии постан овл ен ия, утвержден н ого рук оводител ем ОРО, с обязател ьн ым уведом л ен ием соответствующего суда ( судьи) в течен ие 48 ч.
Требован ие зак он одател я уведом л ять суд в дан н ой ситуации впол н е обосн ован н о и н еобходим о, поск ол ьк у так ое уведом л ен ие явл яется допол н ител ьн ой гаран тией зак он н ости осуществл ен ия ОРД, связан н ой с огран ичен ием к он ституцион н ых прав л юдей н а тайн у тел ефон н ых переговоров. Это уведом л ен ие позвол яет суду в н еобходим ых сл учаях проверить обосн ован н ость просл ушиван ия, н ал ичие согл асия «просл ушиваем ого» л ица, зак он н ость пол учен ия согл асия н а его проведен ие.
Третье усл овие предусм отрен о в ч. 10 ст. 8 ФЗ «об ОРД». В н ей изл ожен ы правил а проведен ия ОРМ, проводим ых с цел ью обеспечить безопасн ость ОРО.
ОРМ, обеспечивающие безопасн ость ОРО, проводятся в соответствии с ФЗ «об ОРД» и иск л ючител ьн о в предел ах пол н ом очий ук азан н ых орган ов, устан овл ен н ых соответствующим и зак он одател ьн ым и ак там и. По осн ован иям , предусм отрен н ым п. 5 ч. 2 ст. 7 ФЗ «об ОРД»[7], разрешается осуществл ять действия, ук азан н ые в п. 8-11 ч. 1 ст. 6 ФЗ «об ОРД», без судебн ого решен ия при н ал ичии согл асия граждан ин а в письм ен н ой форм е.
Подчерк н ем , что в рассм атриваем ом сл учае н е требуется пол учен ия разрешен ия судьи н а проведен ие отдел ьн ых ОРМ, огран ичивающих к он ституцион н ые права граждан . Это обусл овл ен о пол учен ием согл асия л ица н а огран ичен ие к ак ого-л ибо его права. Одн ак о эти ОРМ допустим о проводить тол ьк о в цел ях обеспечен ия безопасн ости ОРО. Сл едовател ьн о, дл я осуществл ен ия ОРМ в ин ых цел ях ( н априм ер, дл я обеспечен ия безопасн ости н ек оторых защищаем ых л иц согл асн о н орм ам Зак он а о государствен н ой защите) требуется пол учен ие сан к ции судьи.