Файл: Исследование источников права социального обеспечения.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 145
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
12;
Необходимо заметить, что имеется большое количество федеральных законов, регламентирующих предоставление людям социальных пособий и страховых выплат:
– Федеральный закон от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»13, который определяет виды государственных пособий гражданам, имеющим детей, порядок назначения и выплаты пособий, порядок индексации пересчета таких пособий, определяет права на государственные пособия гражданам, имеющим детей;
– Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»14, который определяет задачи, принципы данного вида страхования граждан.
Функционирует большое количество законов, регламентирующих отдельные разновидности социальных услуг, предоставляемых населению согласно организации социального обеспечения. Здесь можно выделить:
– Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»15, регламентирующий цели государственной политики в интересах детей, основные направления обеспечения прав ребенка в РФ.
Третью группу источников составляют подзаконные нормативные правовые акты, в числе которых особенное положение занимают указы Президента Российского государства в области социального обеспечения. В сфере социального обеспечения можно перечислить последующие Указы Президента России: Указ Президента РФ от 05.05.1992 № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей»16; Указ Президента РФ от 07.02.2000 № 306 «Об обеспечении деятельности конституционного суда РФ и о предоставлении государственных социальных гарантий судьям конституционного суда РФ и членам их семей»17 и прочие.
Четвертую группу источников из числа подзаконных актов составляют нормативные распоряжения Правительства Российского государства, которые определяют процедуру применения положений законов по некоторым видам социального обеспечения (пенсии, пособия, компенсации). Помимо этого, они могут закреплять вспомогательные мероприятия социальной защиты для конкретных слоев населения Российского государства, к примеру, Постановление Правительства РФ от 08.04.1999 № 393 «О гарантированном обеспечении граждан жизненно необходимыми и важнейшими лекарственными средствами, а также о некоторых условиях льготного обеспечения граждан лекарственными средствами»
18 и прочее.
Источники права социального обеспечения - это различные нормативные правовые акты, регулирующие тот комплекс общественных отношений, который составляет предмет данной отрасли права (т.е. общественные отношения в сфере социального обеспечения).
Классификация источников права социального обеспечения:
1. По юридической силе: (Международные правовые акты; Конституция Российской Федерации,ФЗ и ФКЗ, Подзаконные акты, Конституции и уставы субъектов РФ, Законы субъектов.Постановление ВС РФ).
2. По сфере их действия:
3. По органам, принявшим нормативный акт;
4. По форме акта:
5. По правовым институтам.
6. По источникам финансирования.
Конституция Российской Федерации19 определяет, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В соответствии со статьей 7 Конституции РФ в России:
1.Охраняются труд и здоровье, а также устанавливаются минимальный размер оплаты труда (МРОТ).
2. Обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, а также пожилых граждан.
3. Развивается система социальных служб.
4. Устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Первую группу источников права социального обеспечения составляют международные договоры и конвенции Международной организации труда (МОТ).
В соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора
20.
Следовательно, мы сделали вывод, что нормы международных договоров должны обладать высшей юридической силой по отношению к законам Российской Федерации. Сюда относятся нормы Международного Пакта об экономических, социальных и культурных правах человека и гражданина, который был ратифицирован Президиумом Верховного Совета СССР 18 сентября 1973 г. Важное место отводится Всеобщей декларации прав человека 1948 г.К первой группе источников также относятся Конвенции МОТ. Например, Конвенция № 117 «Об основных целях и нормах социальной политики» (1962 г.), где закрепляется важное положение, согласно которому повышение жизненного уровня рассматривается в качестве основной цели при планировании экономического развития, Конвенция № 118 «О равноправии в социальном обеспечении» (1962 г.). Важное значение, кроме конвенций, в области права социального обеспечения играют рекомендации МОТ, например, Рекомендация № 167 «О сохранении прав в области социального обеспечения» (1983 г.) и другие.
Важное место отводится Федеральному закону от 21.11.2011 № 323-ФЗ. Этот нормативный акт закрепляет право граждан на охрану здоровья различных категорий субъектов. В сфере права социального обеспечения действует большое количество нормативных актов. Однако для данной отрасли характерным является то, что отсутствует единый кодифицированный источник, регулирующий весь комплекс общественных отношений, составляющий предмет права социального обеспечения.
Третью группу составляют подзаконные нормативные акты, среди которых особое место занимают Указы Президента РФ в сфере социального обеспечения. Они имеют нормативный характер и восполняют пробелы федеральных законов.
Постановления Правительства РФ устанавливают порядок применения норм законов по отдельным видам социального обеспечения (пенсии, пособия, компенсации). Кроме того, они могут устанавливать дополнительные меры социальной защиты для конкретных слоев населения в РФ.Важную роль в нормотворчестве по социальному обеспечению в пределах своей компетенции играют министерства и ведомства. Среди них особое место занимает Министерство здравоохранения и социального развития РФ, так как оно является центральным органом федеральной исполнительной власти, осуществляющим руководство по обеспечению единой государственной политики в области социальной защиты женщин
, детей и других слоев населения, которые нуждаются в поддержке со стороны государства21.
Исходя из вышеизложенного по первой главе курсовой работы можно сделать следующие выводы.
Нормативно правовое регулирование системы социального обеспечения состоим из нескольких уровней, первый уровень которого составляют Конвенции МОТ № 117, 118, в которых регламентированы общие правила по социальному обеспечению граждан. Второй уровень системы источников права социального обеспечения составляют Конституция РФ и Федеральные законы Российской Федерации, регламентирующие основной порядок социального обеспечения, правила, выявляют субъектов правоотношении, их права и обязанности. Следующий уровень составляют Приказы и Постановления Правительства РФ, определяющими некоторые положения по социальному обеспечению, а далее следуют уже подзаконные акты, такие как приказы Фонда социального страхования, Министерства труда Российской Федерации.
Изучив источники права социального обеспечения мы сделали вывод о том, что в настоящее время система социального обеспечения России переживает переходный период. Новая система создается на базе утверждаемых Правительством РФ концепций и программ. Однако экономический кризис не позволяет реализовать их в полном объеме, поэтому преобразования проводятся по частям в зависимости от их важности для будущего функционирования системы в целом. Конституция РФ 1993 г. заложила основу источников социального обеспечения. Статьи 38−41 Конституции Российской Федерации закрепляют права человека в области социального обеспечения. Понятие источника права социального обеспечения имеет обширное значение. Это может быть Конституция РФ, федеральные, муниципальные, локальные нормативные акты, а также, не стоит забывать, о международных источниках. Введение классификации источников, в значительной мере облегчает их изучение и понимание.
Необходимо заметить, что имеется большое количество федеральных законов, регламентирующих предоставление людям социальных пособий и страховых выплат:
– Федеральный закон от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»13, который определяет виды государственных пособий гражданам, имеющим детей, порядок назначения и выплаты пособий, порядок индексации пересчета таких пособий, определяет права на государственные пособия гражданам, имеющим детей;
– Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»14, который определяет задачи, принципы данного вида страхования граждан.
Функционирует большое количество законов, регламентирующих отдельные разновидности социальных услуг, предоставляемых населению согласно организации социального обеспечения. Здесь можно выделить:
– Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»15, регламентирующий цели государственной политики в интересах детей, основные направления обеспечения прав ребенка в РФ.
Третью группу источников составляют подзаконные нормативные правовые акты, в числе которых особенное положение занимают указы Президента Российского государства в области социального обеспечения. В сфере социального обеспечения можно перечислить последующие Указы Президента России: Указ Президента РФ от 05.05.1992 № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей»16; Указ Президента РФ от 07.02.2000 № 306 «Об обеспечении деятельности конституционного суда РФ и о предоставлении государственных социальных гарантий судьям конституционного суда РФ и членам их семей»17 и прочие.
Четвертую группу источников из числа подзаконных актов составляют нормативные распоряжения Правительства Российского государства, которые определяют процедуру применения положений законов по некоторым видам социального обеспечения (пенсии, пособия, компенсации). Помимо этого, они могут закреплять вспомогательные мероприятия социальной защиты для конкретных слоев населения Российского государства, к примеру, Постановление Правительства РФ от 08.04.1999 № 393 «О гарантированном обеспечении граждан жизненно необходимыми и важнейшими лекарственными средствами, а также о некоторых условиях льготного обеспечения граждан лекарственными средствами»
18 и прочее.
1.2 Классификация источников права социального обеспечения
Источники права социального обеспечения - это различные нормативные правовые акты, регулирующие тот комплекс общественных отношений, который составляет предмет данной отрасли права (т.е. общественные отношения в сфере социального обеспечения).
Классификация источников права социального обеспечения:
1. По юридической силе: (Международные правовые акты; Конституция Российской Федерации,ФЗ и ФКЗ, Подзаконные акты, Конституции и уставы субъектов РФ, Законы субъектов.Постановление ВС РФ).
2. По сфере их действия:
-
федеральные; -
региональные -
местные; -
локальные;
3. По органам, принявшим нормативный акт;
4. По форме акта:
-
указы и распоряжения Президента РФ; -
законы; -
постановления и распоряжения Правительства РФ; -
постановления, разъяснения Минтруда РФ, Миграционной службы и др.
5. По правовым институтам.
6. По источникам финансирования.
Конституция Российской Федерации19 определяет, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В соответствии со статьей 7 Конституции РФ в России:
1.Охраняются труд и здоровье, а также устанавливаются минимальный размер оплаты труда (МРОТ).
2. Обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, а также пожилых граждан.
3. Развивается система социальных служб.
4. Устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Первую группу источников права социального обеспечения составляют международные договоры и конвенции Международной организации труда (МОТ).
В соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора
20.
Следовательно, мы сделали вывод, что нормы международных договоров должны обладать высшей юридической силой по отношению к законам Российской Федерации. Сюда относятся нормы Международного Пакта об экономических, социальных и культурных правах человека и гражданина, который был ратифицирован Президиумом Верховного Совета СССР 18 сентября 1973 г. Важное место отводится Всеобщей декларации прав человека 1948 г.К первой группе источников также относятся Конвенции МОТ. Например, Конвенция № 117 «Об основных целях и нормах социальной политики» (1962 г.), где закрепляется важное положение, согласно которому повышение жизненного уровня рассматривается в качестве основной цели при планировании экономического развития, Конвенция № 118 «О равноправии в социальном обеспечении» (1962 г.). Важное значение, кроме конвенций, в области права социального обеспечения играют рекомендации МОТ, например, Рекомендация № 167 «О сохранении прав в области социального обеспечения» (1983 г.) и другие.
Важное место отводится Федеральному закону от 21.11.2011 № 323-ФЗ. Этот нормативный акт закрепляет право граждан на охрану здоровья различных категорий субъектов. В сфере права социального обеспечения действует большое количество нормативных актов. Однако для данной отрасли характерным является то, что отсутствует единый кодифицированный источник, регулирующий весь комплекс общественных отношений, составляющий предмет права социального обеспечения.
Третью группу составляют подзаконные нормативные акты, среди которых особое место занимают Указы Президента РФ в сфере социального обеспечения. Они имеют нормативный характер и восполняют пробелы федеральных законов.
Постановления Правительства РФ устанавливают порядок применения норм законов по отдельным видам социального обеспечения (пенсии, пособия, компенсации). Кроме того, они могут устанавливать дополнительные меры социальной защиты для конкретных слоев населения в РФ.Важную роль в нормотворчестве по социальному обеспечению в пределах своей компетенции играют министерства и ведомства. Среди них особое место занимает Министерство здравоохранения и социального развития РФ, так как оно является центральным органом федеральной исполнительной власти, осуществляющим руководство по обеспечению единой государственной политики в области социальной защиты женщин
, детей и других слоев населения, которые нуждаются в поддержке со стороны государства21.
Исходя из вышеизложенного по первой главе курсовой работы можно сделать следующие выводы.
Нормативно правовое регулирование системы социального обеспечения состоим из нескольких уровней, первый уровень которого составляют Конвенции МОТ № 117, 118, в которых регламентированы общие правила по социальному обеспечению граждан. Второй уровень системы источников права социального обеспечения составляют Конституция РФ и Федеральные законы Российской Федерации, регламентирующие основной порядок социального обеспечения, правила, выявляют субъектов правоотношении, их права и обязанности. Следующий уровень составляют Приказы и Постановления Правительства РФ, определяющими некоторые положения по социальному обеспечению, а далее следуют уже подзаконные акты, такие как приказы Фонда социального страхования, Министерства труда Российской Федерации.
Изучив источники права социального обеспечения мы сделали вывод о том, что в настоящее время система социального обеспечения России переживает переходный период. Новая система создается на базе утверждаемых Правительством РФ концепций и программ. Однако экономический кризис не позволяет реализовать их в полном объеме, поэтому преобразования проводятся по частям в зависимости от их важности для будущего функционирования системы в целом. Конституция РФ 1993 г. заложила основу источников социального обеспечения. Статьи 38−41 Конституции Российской Федерации закрепляют права человека в области социального обеспечения. Понятие источника права социального обеспечения имеет обширное значение. Это может быть Конституция РФ, федеральные, муниципальные, локальные нормативные акты, а также, не стоит забывать, о международных источниках. Введение классификации источников, в значительной мере облегчает их изучение и понимание.