Файл: Дипломная работа взаимодействие школы и семьи в духовнонравственном воспитании младших школьников работу.docx
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 336
Скачиваний: 11
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
областное государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
ИВАНОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
ИМ. Д.А. ФУРМАНОВА
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЫ И СЕМЬИ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Работу выполнила:
Опарина Мария Юрьевна, студентка 4 курса очной формы обучения специальности 44.02.02
Преподавание в начальных классах
Научный руководитель:
Яськова Татьяна Владимировна, преподаватель истории и обществознания, кандидат исторических наук
Работа защищена с оценкой _____________________________ Председатель государственной экзаменационной комиссии ________________/ Шагушина Л.Н. / «_____» __________________2022 г. | «Допустить к защите» _____________________________ Председатель ПЦК гуманитарных и естественно-научных дисциплин _________________/ Яськова Т.В./ «_____» __________________2022 г. |
Иваново 2022
Содержание
Введение
В современном обществе проблема духовно-нравственного воспитания
приобретает особую актуальность. Социально-экономические и
политические изменения в нашей стране повлекли за собой изменения в
сфере духовно-нравственных ценностей человека. Взросление и развитие
современных детей происходит под влиянием негативных тенденций: книги
ушли на второй план, их место занял экран телевизора и компьютера.
Персонажи сказок, герои мультфильмов, которые смотрят современные
школьники, не всегда отличаются нравственной чистотой и высокой
духовностью. Материальные ценности во многих семьях возвышаются над
духовно-нравственными, искажаются представления о нравственных
качествах личности, нравственных нормах, таких как, патриотизм, уважение
к страшим, ответственность, справедливость, отзывчивость и доброта,
милосердие и великодушие. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (далее ФГОС НОО) отмечено: «Программа духовно-нравственного воспитания, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования должна быть направлена на обеспечение духовно-нравственного воспитания обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности».
Вопросы, связанные с определением места и роли духовно - нравственного воспитания в становлении личности сегодня волнуют всю педагогическую общественность и интеллигенцию. Среди педагогов проблемами нравственного воспитания занимались А.М. Архангельский, Н.М. Болдырев, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, И.Ф. Харламов и др. В их трудах выявляется сущность основных понятий теории духовно-нравственного воспитания, указываются пути дальнейшего развития принципов, содержания, форм, методов духовно-нравственного воспитания. Особенно остро этот вопрос стоит перед общеобразовательной школой, призванной готовить ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей.
Однако в практической педагогической деятельности духовно-нравственное воспитание часто организуется в недостаточной степени. Особенно большое значение в духовно-нравственном воспитании младших школьников имеет правильно организованное взаимодействие школы и семьи. Все это обозначило проблему исследования: каковы педагогические способы организации духовно-нравственного воспитания младших школьников в процессе взаимодействия школы и семьи? Данная проблема обусловила выбор темы исследования: «Взаимодействие школы и семьи в духовно-нравственном воспитании младших школьников».
Объект исследования: духовно-нравственное воспитание младших школьников в процессе взаимодействия школы и семьи.
Предмет исследования: педагогические способы организации духовно-нравственного воспитания младших школьников в процессе взаимодействия школы и семьи.
Цель исследования: выявить и экспериментально проверить педагогические способы организации духовно-нравственного воспитания младших школьников в процессе взаимодействия школы и семьи.
Гипотеза исследования: мы полагаем, что систематическая работа с родителями учащихся по духовно - нравственному воспитанию будет успешной, если будет использована совокупность взаимосвязанных видов деятельности по педагогическому просвещению родителей и вовлечению их в образовательный процесс.
В соответствии с проблемой, целью и предметом исследования поставлены следующие задачи:
1.Изучить научно-педагогическую литературу по теме исследования.
2.Дать сущностную характеристику изучаемого явления.
3.Раскрыть педагогическую проблему взаимодействия школы и семьи по духовно-нравственному воспитанию младших школьников.
4.Рассмотреть формы и методы работы с родителями младших школьников в организации духовно-нравственного воспитания.
6. Провести диагностику с целью определения исходного уровня сформированности духовно-нравственных качеств младших школьников.
7. Обобщить опыт использования различных форм и методов по духовно-нравственному воспитанию и развитию младших школьников в процессе взаимодействия школы и семьи.
8.Проанализировать эффективность духовно-нравственного воспитания и развития младших школьников в процессе взаимодействия школы и семьи.
Для достижения поставленной цели и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: 1) теоретические (анализ, обобщение, сравнение), 2) эмпирические (изучение литературы, наблюдение, эксперимент).
Опытно-экспериментальная база исследования: МБОУ СШ №14 г. Иваново.
Практическая значимость исследования: состоит в том, что разработанный и апробированный в ходе эмпирического исследования комплекс занятий, направленный на организацию духовно-нравственного воспитания может быть использован в практике образовательных организаций при работе с детьми младшего школьного возраста. Представленные формы взаимодействия семьи и школы в контексте указанного направления работы могут также использоваться на практике в деятельности педагогов образовательных учреждений.
Структура дипломной работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы, приложения.
Глава 1. Научно-теоретические основы работы с родителями в системе духовно-нравственного воспитания младших школьников
1.1. Сущность понятия духовно-нравственного воспитания младших школьников
Одной из задач школы сегодня является духовно-нравственное воспитание личности. И это является закономерностью, так как в жизни все больше возрастает роль нравственных, духовных начал, увеличивается сфера морального фактора. К тому же школа – это единственный социальный институт, через который проходят все граждане России.
Процесс духовно-нравственного воспитания направлен на целостное формирование и развитие личности ребенка, он предполагает формирование его отношения к Родине, обществу, труду, своим обязанностям и к самому себе. В процессе нравственного воспитания школа формирует у младшего школьника чувство товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям труда патриотизм. Задача духовно-нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили в ребенке во внутренние стимулы личности, такие, как долг, честь, совесть, достоинство. [7,с. 19]
Мыслители разных веков трактовали понятие нравственности по-разному. Еще в древней Греции в трудах Аристотеля о нравственном человеке говорилось: «Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства ... Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями человека». [4,с. 86]
У Ожегова С.И. мы видим: «Нравственность - это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами». [21,с. 964]
В.И Даль толковал слово мораль как «нравственное ученье, правила для воли, совести человека». Он считал: «Нравственный - противоположный телесному, плотскому, духовный, душевный. Нравственный быт человека важнее быта вещественного». [20,с. 411]
Стержнем воспитания, определяющим духовно-нравственное развитие, является формирование у детей правильного мировоззрения. Независимо от содержания, методов и форм воспитательной работы и соответствующих конкретных целей перед учителем всегда должна стоять задача организации нравственных отношений детей. Накапливая собственный нравственный опыт, ребёнок может ошибиться, неправильно поступить. Педагог должен помочь ему осознать и пережить ошибочность, безнравственность его поступка; разумеется, надо помочь ему не только исправить поведение, но и повлиять на направленность мотивов, вызвавших то или иное действие. Нравственное воспитание младшего школьника происходит главным образом и прежде всего в процессе обучения. Учение ребёнка только при поверхностном подходе может показаться делом сугубо индивидуальным. На самом деле урок - место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений. [3,с. 49]
Система духовно-нравственного просвещения строится концентрировано, то есть в каждом классе дети знакомятся с основными нравственными понятиями. Но от класса к классу увеличивается объём знаний, углубляется осознание нравственных понятий и представлений.
В духовно-нравственном воспитании младших школьников определяющее значение имеет личный пример учителя, его отношение к детям. Даже в мелочах, в манерах дети стараются ему подражать. Если для отношений между учителем и учениками характерны душевность, отзывчивость, заботливость, такими же будут отношения учеников между собой. Учителю следует избегать общих оценок личности каждого ученика. Школьника можно хвалить или осуждать за его поступок, но не следует оценку конкретного факта переносить на его личность в целом и говорить, что он вообще хороший или, наоборот, во всем плохой. Домашняя обстановка и отношения в семье оказывают большое влияние на нравственное развитие школьника. Вот почему важно учить родителей воспитанию детей. За нравственным развитием ребенка требуется следить так же тщательно, как и за его успехами в чтении, письме, математике.
Поэтому духовно-нравственное воспитание сегодня – это целенаправленный процесс воспитания духовных начал в ребенке, черт характера, навыков в поведении со сверстниками, старшими, привычек в общении, чтобы это стало для ребенка в последствие нравственными ориентирами в жизни.
1.2. Взаимодействие школы и семьи по духовно–нравственному воспитанию младших школьников как педагогическая проблема
Проблема взаимодействия школы и семьи имеет давнюю историю. Первые идеи совместной работы были предложены еще Екатериной II, но они не нашли конкретного выражения в нормативных документах, регулирующих деятельность народных училищ. В дальнейшем на протяжении XIX века в государственных документах (Уставах и Положениях) есть прямые указания об организации различных аспектов взаимодействия школы и семьи как равноправных сторон. [8,с. 231]
Вопросы сотрудничества школы и семьи также занимали умы представителей общественной и педагогической мысли. Педагоги и публицисты второй половины XIX в. (Н.Ф. Бунаков, П.Ф. Каптерев, В.М. Михайлов, В.А. Попов, В.Я. Стоюнин, К.Д. Ушинский, П.Д. Юркевич и др.) исследовали опыт постановки и решения проблем взаимодействия семьи и школы в процессе развития и воспитания личности в условиях семейного воспитания. Отражая исторические реалии, работы ученых рассматривают следующую логику взаимодействия педагогов и родителей: семья отвечает за религиозное, духовно – нравственное воспитание, физическое и эстетическое развитие ребенка, школа — за его образование. [6,с. 19]
В России достаточно долго существовало мнение о том, что ребёнка должны воспитывать детские учреждения и что это является их прямой обязанностью. И вплоть до сегодняшнего дня встречаются ситуации, когда школа и учитель являются главными ответчиками за все неудачи, связанные с воспитанием детей. Такой подход к оценке деятельности школы и к оценке деятельности семьи в воспитании подрастающего поколения привёл к появлению безответственности у родителей по отношению к собственным детям.
Школа всегда стремилась к тому, чтобы включить семью в воспитательный процесс. Очень часто школа пыталась и пытается брать на себя часть тех проблем воспитания, которые должна решать семья. При этом, проводя различные беседы, далеко не всегда точно зная причины происходящего в семье ученика, школа может спровоцировать новые проблемы.
По своему психологическому статусу школа и семья - противоположные полюсы. В семье всё основано на эмоциональных связях и привязанностях. Именно семья, а не школа выступает посредником между обществом и ребёнком с целью его социальной защиты. [6,с. 26]
О необходимости установления контактов с семьей в деле воспитания говорил другой педагог, В.Я. Стоюнин: «Правильное отношения между семьей и школой установятся тогда, когда отцы и матери не будут бояться школы и в отношениях с ней, будет руководствоваться полной откровенностью. Семья привяжется к школе тогда, когда увидит бескорыстные заботы и сердечное участие школы в деле, самом близком семье. Вот нравственное влияние, которое школа может иметь на семью. Пусть школа видит свое дополнение в семье, а семья – в школе». [9, с.33]
Но не стоит забывать о том, что именно школа должна помочь ребёнку взрослеть, приобретая опыт и знания. Обязанность школы - целенаправленное просвещение семьи по вопросам, связанным с воспитанием детей. Задача школы - сделать семью помощником и другом, как для самого ребёнка, так и для школы. Это возможно лишь в том случае, если школа направит свои усилия не на порицание семейного воспитания, что случается довольно часто, а на разъяснение родителям причин создавшейся проблемной ситуации и на профилактику затруднений. [9, с.34]
В современной начальной школе одним из важнейших направлений деятельности школы, как организующего центра воспитания, является объединение усилий школы, семьи и общественности. Взаимодействие семьи и школы заключается во взаимной поддержке, согласованных действиях школы и семьи. Это нашло отражение в новых стандартах начального общего образования.
В словаре С.И. Ожегова, термин «взаимодействие» означает взаимную связь явлений. Отсюда вытекает понятие «взаимная помощь», которая трактуется как взаимная помощь друг к другу. [21, с. 949]
Наиболее полную характеристику этого социально – педагогического понятия дают М.И. Рожков и Л.В. Байбородова: «Взаимодействие является универсальной формой развития, обоюдного изменения явлений,… приводящего каждое звено в новое качественное состояние. Взаимодействие отображает широкий круг процессов окружающей действительности, посредством которых реализуется причинно – следственные связи, происходит «обмен» между взаимодействующими сторонами, их взаимное изменение». [10, с. 42]
Проблема целенаправленного, логично выстроенного воспитания учащихся стоит перед школой также остро, как и перед родителями. Однако пути решения этой проблемы в школе существенно отличаются от решения данной проблемы в семье. Воспитание детей в школе не должно подменять родительское воспитание, оно должно продолжать его, а это возможно лишь в том случае, если семья доверяет школе, а школа оправдывает доверие семьи и помогает ей.
Перед школой, которая занимается вопросами образования и воспитания учащихся, стоит большая цель: она должна вооружить ребёнка знаниями по основам наук, помочь самоопределиться. Таким образом, все воспитательные средства урочной и внеурочной деятельности должны быть направлены на формирование самооценки и процесса самовоспитания. Самовоспитание и формирование самооценки без нравственного воспитания не возможны. Следовательно, нравственное воспитание учащихся должно сопровождать весь процесс обучения, оно должно быть системным и продуманным, в нём нельзя обойтись без участия родителей учеников. С помощью школы родители должны видеть положительные примеры воспитания детей в семье, учиться видеть свои ошибки, предупреждать их, прогнозировать результаты своего воспитания на будущее. Родители должны понимать, что педагоги стремятся помочь не только ребёнку, но и его семье.
Одна из важнейших особенностей детей младшего школьного возраста - податливость и внушаемость. Их доверчивость, склонность к подражанию, огромный авторитет, которым пользуется учитель, создают благоприятные предпосылки для формирования высокоморальной личности. Основы нравственного поведения закладываются именно в начальной школе. В зависимости от того, какой нравственный опыт приобретёт ребёнок, будет складываться его личность. А положительный нравственный опыт ребёнок может приобрести только в семье. [10, с. 45]
Организуя работу по нравственному воспитанию с семьёй, школа должна уделить самое серьёзное внимание просвещению родителей по формированию в их семьях нравственных законов существования семьи. К ним, в частности, относятся следующие:
1. Каждый ребёнок, живущий в семье, должен быть любим независимо ни от чего.
2. Каждый ребёнок должен жить в атмосфере искренности и доброты.
3. Ребёнок должен иметь право на разъяснение и рассуждение.
4. Исключение из правил организации жизни в семье безнравственных приёмов наказания ребёнка.
5. Закон понимания ребёнком слов «можно», «надо», «нельзя».
6. Традиции и обычаи семьи должны быть окрашены положительными эмоциями и чувствами.
7. Родители должны демонстрировать своим детям собственную работоспособность и блага, связанные с ней.
8. Закон культивирования в семье положительных привычек
9. Создание условий для общения ребёнка с нравственными людьми.
10. Родители должны демонстрировать красоту своих отношений.
Исходя из этих нравственных законов, колоссальная работа учителя по нравственному воспитанию невозможна без взаимодействия с семьёй ученика. Усилия учителя должны быть направлены на разъяснение нравственных основ воспитания ребёнка родителям, которые являются истоком формирования личности человека. Педагог и родители должны понимать, что без соблюдения нравственных норм невозможно воспитать человека, который будет достойным гражданином общества. [11, с. 112]
Огромное значение в работе с родителями младших школьников имеет заранее продуманная и чётко организованная система сотрудничества, смысл которого в создании условий для нормальной жизни ребёнка, для развития его индивидуальности в рамках школы и семьи. Это взаимодействие осуществляется по следующим направлениям.
1. Просвещение родителей по вопросам психологии и педагогики.
Чтобы психолого-педагогическое просвещение родителей вызвало у них интерес, необходимо не только предлагать актуальные темы для обсуждения, но и учитывать предложения и пожелания родителей при выборе тем для их просвещения.
2. Формирование у родителей понимания их принадлежности к школьному образовательно-воспитательному пространству.
Учитель должен в первую очередь знакомить родителей с традициями школы, её историей, достижениями в обучении и воспитании учащихся; родители должны знать, какими учителями гордится школа. Создание ситуации эффективного взаимодействия семьи и школы невозможно, если педагог не будет знакомить родителей с требованиями, которые школа предъявляет к ученикам. Также необходимо познакомить родителей с традициями проведения уроков, оформления дневников и тетрадей, с критериями оценок.
Необходимо привлекать родителей к внеклассной работе, кружковой и творческой работе.
3. Психолого-педагогическая диагностика.
Без использования психолого-педагогической диагностики невозможно спланировать воспитательную работу в коллективе учащихся, наладить работу с коллективом родителей.
Диагностические материалы, если педагог их грамотно использует, могут коренным образом повлиять на общение родителей и ребёнка в семье, изменить статус отдельных членов семьи, стратегию поведения взрослых людей по отношению к ребёнку.
Диагностика в работе с классом помогает выявить проблемные ситуации в отдельных семьях, даёт возможность учителю выбрать правильную линию поведения с родителями тех учеников, положение которых в семье чрезвычайно трудное.
4. Коррекционная работа.
Без коррекционной работы диагностическая работа с семьями учащихся не только не имеет смысла, но и вредит детям и их родителям, приводит к агрессии и конфликтам. Главным назначением коррекционной работы является оказание родителям своевременной психолого-педагогической помощи и поддержке в решении проблемных ситуаций, связанных с воспитанием ребёнка.
Чтобы коррекционная работа была эффективной, нужна активная помощь и поддержка родителей. Это же возможно лишь в том случае, если педагог будет серьёзно и настойчиво готовить родителей к осознанию значимости проблемы. [19, с. 125]
Перечисленные направления совместной деятельности учителя и семьи будут эффективными тогда, когда педагог будет использовать активные формы взаимодействия с семьями учащихся. В общении с коллективом родителей учитель должен проявить учтивость и корректность, умение сдерживать свои эмоции. Только тогда можно рассчитывать на поддержку родителей.
Таким образом, суть данной проблемы, по мнению указанных педагогов, заключается в том, что только совместное взаимодействие поможет взглянуть на проблему, как со стороны учителя, так и со стороны родителей.
1.3. Многообразие методов и форм духовно-нравственного воспитания младших школьников в процессе взаимодействия школы и семьи
Первые уроки нравственности дети получают в семье. «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому, родители - пример ему» - это слова Песталоцци. [12,с. 368] Именно семья является первым важным социальным институтом на пути нравственного становления личности. Моральные нормы общества первоначально предстают перед ребенком воплощенными во всем образе жизни семьи и, даже еще им не осознанные, усваиваются как единственно возможный способ поведения. Именно в семье происходит формирование привычек, жизненных принципов. От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы здесь находятся на первом плане, зависит, какими вырастут дети. Важно уберечь детей от злобы, нетерпимости, потери здравого смысла. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности, доброта, терпимость, честность, порядочность, умение сострадать другим людям, трудолюбие, бережное отношение к природе - вот те главные ценности, которые закладываются в раннем детстве. К сожалению, на сегодняшний день воспитанию и развитию ребёнка в семье уделяется должное внимание не всегда. Современные родители уже привыкли к личной безответственности, воспитывавшейся на протяжении последних десятилетий. В некоторых, так называемых «неблагополучных», семьях дети и вовсе предоставлены сами себе. Следовательно, важным составляющим звеном в воспитании, обучении и становлении личности ребёнка является школа. [13, с.39]
Ражина И.Н., отмечает, что педагогический смысл работы по духовно-нравственному становлению личности младшего школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор.
Сформированные навыки контроля способствуют успешному развитию нравственных качеств личности в процессе обучения и воспитания. Поэтому в работе классного руководителя необходимо использовать разнообразные методы воздействия. Данные методы воздействия можно разделить на две группы:
-
влияния, создающие нравственные установки, мотивы, отношения, формирующие представления, понятия, идеи; -
влияния, создающие привычки, определяющие тот или иной тип поведения. [17, с. 337]
Наиболее последовательной и современной представляется классификация, разработанная Щукиной Г.И., в которой выделяют такие группы методов:
-
Методы разностороннего воздействия на сознание, чувства и волю учащихся в интересах формирования у них нравственных взглядов и убеждений (методы формирования сознания личности); -
Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения; -
Методы стимулирования поведения и деятельности. [24, с.134]
Первый этап правильно организованного воспитания - знание (понимание) учащимися тех норм и правил поведения, которые должны быть сформированы в процессе воспитания, как в семье, так и в школе. Следующий этап – овладение нормами и правилами поведения. То есть осознание школьниками требуемых норм и правил поведения. Педагог должен сначала разъяснять, а затем приступать к действию, формированию заданного поведения. Далее идет этап формирования убеждений. На данном этапе знания должны перейти в убеждения: твердые, основанные на определенных принципах, взглядах, которые служат руководством в жизни (например, дети не здороваются первые с учителем, хотя знания об этой норме поведения у них есть, но нет убеждения). Еще один этап – формирование чувств. Чтобы они сформировались необходимо организовать деятельность, должны возникнуть эмоции, переживания тем самым закрепиться на эмоциональном уровне. Чтобы все этапы реализовались в полной мере необходимо мотивировать детей. [14, с.62]
Ражина И.Н., подчеркивает, что мотивы условно делятся на смыслообразующие и мотивы-стимулы. Для учителя начальных классов важной задачей является формирование смыслообразующих мотивов. Ведь, действительно, трудно воспитать, выработать какое-либо качество, не добившись, прежде всего, ясного понимания значения этого качества. К влияниям, которые создают нравственные установки, смыслообразующие мотивы, отношения, формируют представления, понятия, идеи, относятся методы, получившие общее название методов формирования сознания личности. Ими могут стать: убеждение, рассказ на этическую тему, разъяснение, этическая беседа, пример, диспут. [18, с.73]
Убеждение в воспитательном процессе, по словам Гулова А.К., достигается при использовании различных приемов и методов: чтение и анализ притч, басен, назидательных рассказов; этические беседы, разъяснения, внушения, диспуты, пример. В младших классах часто используется рассказ на этическую тему. Это яркое эмоциональное изложение конкретных фактов и событий, имеющих нравственное содержание. Воздействуя на чувства, рассказ помогает учащимся понять и усвоить смысл моральных оценок и норм поведения. Хороший рассказ не только раскрывает содержание нравственных понятий, но и вызывает у школьников положительное отношение к поступкам, соответствующим нравственным нормам, влияет на поведение. [23, с.123]
С точки зрения Керкис С.С., рассказ обязательно должен переживаться слушателями. Нужно позаботиться, чтобы впечатления от него сохранялись как можно дольше. Нередко воспитательное значение этического рассказа сильно снижается только из-за того, что сразу после него дети переходят к делу, совершенно отличному и по содержанию, и по настроению, например, к спортивному соревнованию. [25, с.18]
В своей диссертации Ражина И.Н. отмечает, что разъяснение - метод эмоционально-словесного воздействия на младших школьников. Важная черта, отличающая разъяснение от объяснения и рассказа, - ориентированность воздействия на данную группу или отдельную личность. Применение этого метода основывается на знании особенностей класса и личностных качеств членов коллектива. Для младших школьников применяются элементарные приемы и средства разъяснения: «Поступать нужно так», «Все так делают» и т.п.
Разъяснение применяется только там и только тогда, когда ребенку действительно необходимо что-то объяснить, сообщить о новых нравственных положениях, так или иначе повлиять на его сознание и чувства. Но разъяснения не нужны там, где речь идет о простых и очевидных нормах поведения в школе и обществе: нельзя резать и разрисовывать парту, грубить, плевать и т.д. Здесь необходимы категорические требования. Разъяснение применяется:
а) чтобы сформировать или закрепить новое моральное качество или форму поведения;
б) для выработки правильного отношения воспитанников к определенному поступку, который уже совершен. [26, с.46]
В работе с учащимися различных возрастных групп широко применяется этическая беседа. Этическая беседа - метод систематического и последовательного обсуждения знаний, предполагающий участие обеих сторон - воспитателя и воспитанников. Учитель выслушивает и учитывает мнения, точки зрения своих собеседников, строит свои отношения с ними на принципах равноправия и сотрудничества. Этической беседа называется потому, что ее предметом чаще всего становятся нравственные, моральные, этические проблемы. Цель этической беседы - углубление, упрочение нравственных понятий, обобщение и закрепление знаний, формирование системы нравственных взглядов и убеждений. [16, с. 58]
Волжина О.И. в своей статье утверждает, что пример - воспитательный метод исключительной силы. Его воздействие основывается на известной закономерности: явления, воспринимаемые зрением, быстро и без труда запечатлеваются в сознании, потому что не требуют ни раскодирования, ни перекодирования, в котором нуждается любое речевое воздействие. Пример действует на уровне первой сигнальной системы, а слово - второй. Пример дает конкретные образцы для подражания и тем самым активно формирует сознание, чувства, убеждения, активизирует деятельность. Когда говорят о примере, подразумевают, прежде всего, пример живых конкретных людей - родителей, воспитателей, друзей. Но большую воспитательную силу имеет и пример героев книг, фильмов, исторических деятелей, выдающихся ученых. [27]
Младшие школьники подражают тем, кто оказывает на них наиболее сильное впечатление. Согласно данным психологов, неизменную симпатию младших школьников вызывают люди смелые, волевые, находчивые, обладающие большой физической силой.
В педагогической литературе описывается и такой метод формирования сознания личности, как диспут. Он представляет собой живой горячий спор на какую-то тему, волнующую воспитанников. Диспуты ценны тем, что убеждения, мотивы вырабатываются при столкновении и сопоставлении различных точек зрения. Этот метод сложный, используется в основном в средних и старших классах. В начальной школе его можно использовать как прием, например, в этической беседе.
Важно помнить, что все перечисленные методы без целенаправленного педагогического просвещения родителей не будут эффективны. [28]
Перейдем к рассмотрению форм взаимодействия учителя и родителей.
Байбородова Л.В. дает следующую классификацию форм: коллективные, групповые и индивидуальные. Перейдем к более подробному их рассмотрению. Рассмотрим каждую из этих форм подробно:
К коллективным формам работы автор относит: родительское собрание, родительский лекторий, конференция по обмену опытом, вечер вопросов и ответов, диспут-размышление по проблемам воспитания, встреча родителей с администрацией школы, учителями класса, «День открытых дверей».
Среди групповых форм работы она выделяет: взаимодействие с родительским комитетом, групповые консультации, практические занятия для родителей с привлечением специалистов, формирование советов дел, комиссий.
Третью группу составляют индивидуальные формы работы. Это: беседа, задушевный разговор, консультация-размышление, выполнение индивидуальных поручений, совместный поиск решения проблемы, переписка. [15, с. 39]
Такой же классификацией придерживается И.Н. Ражина. Помимо выше перечисленных выделяются такие формы, как посещение семей учащихся на дому, дни консультаций родителей в школе. [17, с.343]
В последнее время появляются нетрадиционные формы работы с родителями. Так, В.П. Сергеева предлагает такие формы, как:
- семинар для родителей - эта форма, по ее мнению, способствует повышению педагогической культуры родителей.
-деловые игры в работе с родителями максимально приближает участников игры к реальной обстановке воспитания, формирует навыки быстрого принятия педагогически верных решений.
-дискуссионный родительский клуб представляет собой педагогическое мероприятие определенной тематики.
-встречи «за круглым столом», позволяет сделать общение родителей и педагогов более камерным, неформальным.
-общешкольные родительские конференции предназначены для обмена опытом воспитания.
-день открытых дверей - это комплекс ежегодно проводимых мероприятия, имеющий своей целью показать родителям, как организуется учебно – воспитательный процесс. [29, с.104]
Особой формой взаимодействия школы и семьи являются практические занятия, по мнению В.П. Сергеевой, они направлены на выработку и закрепления педагогических умений и навыков. [29, с. 106]
Одна из форм установления контактов с родителями — педагогические поручения. Н.И. Дереклеева выделяет несколько видов педагогических поручений.
Поручения, предполагающие активную воспитательную позицию, непосредственно работу с детьми (индивидуальную, групповую, коллективную), руководство кружком по интересам, детским клубом или объединением по месту жительства, спортивной секцией, техническим кружком; индивидуальное шефство, наставничество и т. д.
Поручения, предполагающие оказание организационной помощи учителю, воспитателю, - содействие в проведении экскурсий (обеспечение транспортом, путевками), в организации встреч с интересными людьми, в создании классной библиотеки, клуба любителей книги.
Поручения, предполагающие участие в развитии и укреплении материальной базы школы, в решении хозяйственных задач, - участие в оборудовании кабинетов, изготовление оборудования, приборов; помощь в ремонтных работах, в благоустройстве школы. Отмеченные поручения не исчерпывают всех видов общественной работы родителей. [30, с.121]
Установлению контактов с семьей, родителями способствует пропаганда семейного воспитания. Богатый материал в этом отношении для родителей, классных руководителей предоставляет периодическая и научно - популярная литература по семейно-школьному воспитанию. Все это классный руководитель использует в своей работе. Но все-таки его собственное слово родители слушают с особым вниманием и волнением. Радостно и приятно услышать добрые слова в свой адрес, о своем ребенке. Полезно узнать, в каких семьях успешно решают задачи воспитания, почему возникают ошибки. Социальная психология показывает, что успех в любом виде деятельности всегда оценивается в сравнении с другими людьми и получает признание, прежде всего, тогда, когда об этом сказано, открыто в присутствии других людей, в данном случае родителей.
Одной из важных и основных форм работы с родителями является классное родительское собрание. На собрании обычно обсуждаются актуальные вопросы учебно–воспитательной работы. Главная задача родительских собраний – искать совместные пути решения возникающих проблем в воспитании и обучении.
По мнению Н.Е. Щурковой «родительское собрание должно созидать духовную поддержку так, чтобы родители поверили в реальность успехов своих детей, носить характер раздумий о воспитательном процессе становления и развития личности человека» [31, с.1]
Т.В. Воликова напротив, замечает, что при проведении родительского собрания, необходимо соблюдать следующее:
1.Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учебе.
2.Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей.
3.Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т.д.
4.Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся. [11, с.114]
Таким образом, комплексное и систематическое использование педагогами в работе с семьей разнообразных форм и методов взаимодействия, позволяет родителям освоить необходимые для воспитания ребенка знания, сформировать умения анализировать и успешно разрешать часто встречающиеся в повседневной жизни проблемные ситуации с детьми, выработать способность педагогически грамотно строить взаимоотношения с собственными детьми, контролировать свою речь и действия по отношению к ним.
Выводы по первой главе
Одной из приоритетных задач является духовно-нравственное воспитание школьников. Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. В настоящее время духовно-нравственные ориентиры смяты, подрастающее поколение обвиняют в бездуховности, безверии, агрессивности. Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей, на основе духовно-нравственных принципов.
Как показала работа над первой главой, существует много определений понятия «духовно-нравственное воспитание». В научной и педагогической литературе тема духовно-нравственного воспитания освещена достаточно подробно. Духовно-нравственное воспитание сегодня – это целенаправленный процесс воспитания духовных начал в ребенке, черт характера, навыков в поведении со сверстниками, старшими, привычек в общении, чтобы это стало для ребенка в последствие нравственными ориентирами в жизни.
Выбор нужного направления, методов – это и есть первостепенная задача учителя.
Во втором параграфе главы была затронута проблема совместной работы школы и семьи. В работе по приобщению к духовно-нравственным ценностям учеников учитель должен обязательно задействовать семью. Это особенно важно, если мы хотим воспитать в ребенке все необходимые качества и скорректировать имеющиеся. Работу с родителями необходимо строить на принципах взаимного доверия, чуткости, но в то же время требовательности в соблюдении выбранного направления.
В данной главе были определены основные направления и приемы работы педагога с семьей. Это и метод разностороннего воздействия на сознание, организации деятельности и формирования опыта общественного поведения, а также методы стимулирования поведения и деятельности. Приемами, которые использует педагог, могут стать: убеждение, рассказ на этическую тему, разъяснение, этическая беседа, пример, диспут.
Комплексное и систематическое использование педагогами в работе с семьей разнообразных форм и методов взаимодействия, позволяет родителям освоить необходимые для воспитания ребенка знания, сформировать умения анализировать и успешно разрешать часто встречающиеся в повседневной жизни проблемные ситуации с детьми, выработать способность педагогически грамотно строить взаимоотношения с собственными детьми, контролировать свою речь и действия по отношению к ним.
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по духовно-нравственному воспитанию и развитию младших школьников в процессе взаимодействия школы и семьи
2.1. Диагностика исходного уровня сформированности духовно-нравственных качеств младших школьников
На основе теоретических знаний, полученных в процессе анализа научно-педагогической литературы, рассматриваемой в первой главе дипломной работы, нами была проведена опытно-экспериментальная работа, направленная на развитие духовно-нравственных качеств младших школьников в процессе взаимодействия школы и семьи.
Опытно-экспериментальная работа проводилась в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.
На констатирующем этапе были проведены:
- обоснование и разработка критериев, показателей и уровней формирования духовно-нравственных качеств младших школьников;
-определение начального уровня сформированности духовно-нравственных качеств младших школьников в стадии формирования работы;
-определение начального уровня сформированности духовно-нравственной самооценки младших школьников в стадии формирования работы;
-первичная диагностика родителей по проблеме духовно-нравственного воспитания младших школьников.
Практическая часть исследования была проведена на базе МБОУ СШ №14 г. Иваново. В исследовании приняли участие 31 учащийся 4 «Б» класса.
Цель исследования – выявить уровень сформированности духовно-нравственных качеств младших школьников.
На первом этапе исследования была проведена методика «Диагностика сформированности духовно-нравственных представлений у детей», разработанная Р.М. Калининой. Методика представлена в Приложении 1.
Учащимся было предложено продолжить каждую из предлагаемых историй («Я буду рассказывать истории, а вы их закончите, и запишите ответ на листке»), ответить на вопросы. После этого ребенку читают по очереди четыре истории (в произвольном порядке). Если ребенок не может продолжить историю или дает односложный ответ, не может оценить поступки детей, то он получает 0 баллов; 1 балл — ребенок оценивает поведение детей как положительное или отрицательное (правильное или неправильное, хорошее или плохое), но оценку не мотивирует и нравственную не формулирует; 2 балла — ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей, но не мотивирует свою оценку; 3 балла — ребенок называет нравственную норму, понимает ее значение для взаимоотношений людей и может обосновать свое мнение, правильно оценивает поведение детей и мотивирует свою оценку.
Интерпретация результатов выглядит следующим образом:
Высокий уровень (12-16 баллов): такие дети отличаются стремлением ориентироваться на интересы и потребности других людей. Часто наблюдается отказ от собственных интересов в пользу интересов других, нуждающихся в помощи. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога. Стремятся совершать нравственные поступки и побуждают других. Пытаются принимать решения согласно нравственным нормам.
Средний уровень (6-11 баллов): такие дети пытаются совершать поступки на основе нравственных норм, знают нравственные качества школьников, но часто пренебрегают нравственными нормами, не всегда учитывают интересы других.
Низкий уровень (0-5 баллов): такие дети стремятся к реализации собственных интересов без учета интересов других, предпочитают уходить от ответственности, нравственные нормы усваивают с трудом, и отсутствует желание следовать им, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, взаимоотношениях с учителем.
По результатам изучения уровня сформированности духовно-нравственных качеств на констатирующем этапе по методике «Диагностика сформированности духовно-нравственных качеств у детей» были получены результаты, представленные в Таблице 1.
Таблица 1
Уровень сформированности духовно-нравственных качеств на констатирующем этапе по методике «Диагностика сформированности духовно-нравственных качеств у детей», разработанной Р.М. Калининой.
ФИО | Уровень сформированности духовно-нравственных качеств |
Екатерина А. | средний |
Даниил А. | низкий |
Владислав А. | высокий |
Олеся Б. | высокий |
Егор Б. | высокий |
Лев Б. | высокий |
Кирилл Б. | высокий |
Мария В. | высокий |
Денис В. | средний |
Дарья Г. | высокий |
Дмитрий Д. | высокий |
Виктория Д. | средний |
Дарья З. | средний |
Виктория К. | высокий |
Вероника М. | низкий |
Денис Н. | средний |
Андрей О. | высокий |
Тимофей П. | средний |
Олег П. | средний |
Денис П. | средний |
Степан Р. | средний |
Камилла Р. | средний |
Эмилия С. | высокий |
Сергей С. | средний |
Кристина С. | низкий |
Егор С. | высокий |
Тимофей С. | высокий |
Анастасия С. | средний |
Артем Х. | низкий |
Евгения Ш. | средний |
Александр Ш. | средний |
Результаты данной методики позволили выявить, какие духовно-нравственные нормы освоены детьми, как они понимают особенности чувств окружающих людей, и предполагают выделение разных уровней освоения детьми нравственных норм и правил.
Высокий уровень развития духовно-нравственных качеств показали 13 учащихся. Дети дружелюбны, готовы прийти на помощь, умеют быть сдержанными, благодарными, проявляют уважение к старшим, трудолюбивы, инициативны, вежливы, активны в учебе и дополнительном образовании, проявляют милосердие и сострадание к окружающим, их поступки отличаются нравственностью и ответственностью. Средний уровень показали также 13 учащихся, которые не особо дружелюбны, не всегда готовы прийти на помощь, в определенных ситуациях проявляют вспыльчивость, менее благодарны, порой проявляют неуважение к старшим, время от времени грубят, менее активны в учебе и дополнительном образовании, реже проявляют милосердие и сострадание к окружающим, их поступки являются нравственными, но не во всех случаях. Низкий уровень выявлен у 5 учащихся: эти дети часто совершают проступки, за которые не хотят нести ответственность, редко испытывают желание прийти на помощь, не умеют быть благодарными, часто недружелюбны в общении, отличаются отсутствием активности в учебе и дополнительном образовании, не умеют проявлять милосердие и сострадание.
Обобщенные данные уровня развития духовно-нравственных качеств школьников на констатирующем этапе представлены в Рис. 1.
Рис. 1. Обобщенные данные уровня развития духовно-нравственных качеств на констатирующем этапе
Процентное соотношение полученных данных по уровню развития духовно-нравственных качеств на констатирующем этапе представлено в Рис.2.
Рис.2. Процентное соотношение полученных данных по уровню развития духовно-нравственных качеств на констатирующем этапе
Можно заметить, что высокий и средний уровни составили 42%,а низкий уровень лишь 16%. Наша задача превысить показатели высокого уровня.
Для диагностики уровня духовно-нравственной самооценки была применена методика «Диагностика уровня духовно-нравственной самооценки младших школьников», разработанная Н.Е. Богуславской. Методика Н.Е. Богуславской представлена в Приложении 2 .
Цель методики – определить уровень сформированности духовно-нравственной самооценки младших школьников. Учащимся предлагается указать степень согласия с представленными высказываниями (от 1 до 4) и сделать соответствующую отметку в бланках.
Обработка результатов: номера 3, 4, 6, 7 (отрицательные вопросы) обрабатываются следующим образом: ответу, оцененному в 4 балла, приписывается 1 единица, в 3 балла – 2 единицы, в 2 балла – 3 единицы, в 1 балл – 4 единицы. В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии с баллом. Например, 4 балла – это 4 единицы, 3 балла – 3 единицы и т.д.
Интерпретация результатов:
От 16 до 22 единиц – высокий уровень духовно-нравственной самооценки. Полная уверенность в своей правоте; «существует два мнения – мое и неправильное».
От 10 до 16 единиц – средний уровень духовно-нравственной самооценки. Ребенок уважает себя, но знает свои слабые стороны и стремится к самосовершенствованию, саморазвитию.
Ниже 10 единиц – низкий уровень духовно-нравственной самооценки. Такой ребенок зажат в общении. Излишняя жажда понравится всем и каждому.
Количественные результаты данного тестирования представлены в Таблице 2.
Таблица 2
Уровень сформированности духовно-нравственной самооценки на констатирующем этапе по методике «Диагностика уровня духовно-нравственной самооценки младших школьников», разработанной Н.Е. Богуславской.
ФИО | Уровень сформированности духовно-нравственной самооценки |
Екатерина А. | высокий |
Даниил А. | высокий |
Владислав А. | высокий |
Олеся Б. | высокий |
Егор Б. | высокий |
Лев Б. | низкий |
Кирилл Б. | высокий |
Мария В. | высокий |
Денис В. | средний |
Дарья Г. | высокий |
Дмитрий Д. | высокий |
Виктория Д. | низкий |
Дарья З. | средний |
Виктория К. | средний |
Вероника М. | низкий |
Денис Н. | высокий |
Андрей О. | высокий |
Тимофей П. | высокий |
Олег П. | высокий |
Денис П. | высокий |
Степан Р. | средний |
Камилла Р. | низкий |
Эмилия С. | высокий |
Сергей С. | средний |
Кристина С. | высокий |
Егор С. | высокий |
Тимофей С. | высокий |
Анастасия С. | средний |
Артем Х. | низкий |
Евгения Ш. | низкий |
Александр Ш. | низкий |