Файл: Психологический контракт и приверженность сотрудников к организации..pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 130
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРАКТА
1.1 Понятие и виды психологического контракта
1.2 Формирование психологического контракта
1.3 Особенности психологического контракта в рамках деятельности организации
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПРИВЕРЖЕННОСТИ СОТРУДНИКОВ К ОРГАНИЗАЦИИ
2.1 Сущность приверженности сотрудников
2.2 Процесс формирования приверженности к организации
Концепция приверженности к организации базируется на итернализации организационных норм, целей, ценностей и идентификации сотрудника с предприятием. Лояльность как элемент приверженности достаточно часто рассматривают в качестве принятия целей и ценностей, которые установлены в организации. Соответственно, работник продолжает содействовать финансово-хозяйственной деятельности предприятия лишь по той причине, что предполагает необходимость вести себя именно таким образом, так как конкретная модель поведения является предполагаемой, ожидаемой.
Приверженность к организации определяет, что психологическая связь между предприятием и сотрудником снижает вероятность добровольного ухода из компании. В рамках данной концепции выделяют три элемента приверженности:
- аффективная приверженность – идентификация с целями предприятия, вовлеченность и эмоциональная привязанность сотрудника к предприятию. Данный элемент обеспечивает склонность сотрудников к взаимопомощи, выдвижению идей в целях повешения эффективности трудовой деятельности;
- текущая приверженность – формируется в связи с долгосрочностью пребывания в организации, что снижает выгодность ухода сотрудника из компании;
- нормативная приверженность – необходимость продолжения трудовой деятельности, которая обеспечена ощущением обязательств сотрудника относительно предприятия.
В качестве оптимальной приверженности предполагается совокупность указанных элементов.
Соответственно, приверженность сотрудника к организации предполагает:
- эмоциональное отношение к предприятию;
- принятие ценностей, целей, правил и решений компании;
- готовность действовать требуемым образом[13].
Таким образом, сущность приверженности сотрудника к организации состоит не только в принятии и разделении целей и ценностей, внутреннего порядка и решений организации, а также в готовности эффективно осуществлять трудовую деятельность, реализовывать предполагаемую модель поведения и оставаться частью предприятия при изменении условий трудовой деятельности.
2.2 Процесс формирования приверженности к организации
Источники формирования приверженности к организации классифицируют на:
- индивидуальные особенности сотрудников;
- характеристики среды осуществления трудовой деятельности.
К индивидуальным особенностям работников относят:
- мотивы выбора конкретной работы;
- мотивация трудовой деятельности;
- ценности в сфере труда;
- трудовую этику;
- уровень образования;
- возраст;
- семейное положение;
- удаленность места жительства от организации[14].
Среди характеристик среды осуществления трудовой деятельности выделяют:
- условия оплаты труда;
- объем заработной платы;
- возможности проявления ответственности и инициативы;
- уровень стресса от трудовой деятельности;
- степень информированности коллектива;
- степень вовлеченности сотрудников в решение вопросов организации[15].
Первоначально для формирования приверженности к организации необходимо оценить степень негативных факторов, оказывающих влияние на приверженность коллектива к предприятию. Основными проблемами формирования приверженности к организации являются:
- крайне низкая информированность сотрудников относительно существенных вопросов предприятия;
- социальные проблемы защиты работников, которые не были разрешены;
- низкая эффективность системы стимулирования;
- недостаточное внимание руководителя к сотрудникам;
- неблагоприятные условия труда;
- низкий уровень качеств руководителя;
- отсутствие профессиональных перспектив;
- недостатки управления сотрудниками;
- несоответствие квалификации сотрудников выполняемой ими деятельности;
- плохой моральный климат[16].
После оценки существующих проблем необходимо выработать план действий. С учетом того, что приверженность сотрудников к организации предполагает принятие ими целей компании и возможность участия в решении проблем предприятия, выделяют следующие действия организации:
- формулирование целей и стратегии компании;
- определение проблем использования труда при реализации стратегии;
- определение приоритетов по управлению коллективом;
- выявление механизма реализации плана действий;
- утверждении плана действий;
- реализация плана;
- контроль за реализацией;
- оценка результатов реализации плана действий[17].
При формировании приверженности сотрудников к организации используют различные методы: брендинг, использование организационных СМИ и стандартов, повышение квалификации сотрудников, проведение конференций и семинаров, поощрение инициативы, проведение праздников и благотворительных мероприятий и др.
В целях управления приверженностью сотрудников к организации необходимо создание соответствующей последовательной системы, включающей следующие этапы:
- выявление потенциально приверженных кандидатов при общении с соискателями;
- установление целей и направлений управления приверженностью;
- определение объекта исследования и сроков проведения исследования;
- выбор инструментов исследования;
- непосредственное проведение исследования;
- формулирование мероприятий по повышению приверженности;
- определение основных способов повышения приверженности;
- установление типа приверженности, который на сегодняшний день существует в организации;
- разработка программы формирования приверженности сотрудников к организации;
- анализ обратной связи и совершенствование программы приверженности.
Для организации важно:
- представление сотрудникам возможности реализовать собственный потенциал;
- соблюдение режима труда и отдыха;
- обеспечение быстрого обмена сведениями на предприятии;
- повышение степени вовлеченности сотрудников в решение проблем организации[18].
Таким образом, на формирование приверженности сотрудников к организации оказывают влияние как личные характеристики, так и характеристики осуществления трудовой деятельности. При влиянии руководства на формирование приверженности к организации, прежде всего, должны быть проанализированы проблемы приверженности, существующие в коллективе, после чего осуществляется выбор сотрудников, в отношении которых будет проведено соответствующее исследование, выбраны методы и инструменты исследования, после фактического проведения исследования устанавливается тип приверженности, существующий в организации, разрабатываются и применяются программы по повышению приверженности к организации, проводится анализ итогов применения такой программы и осуществляется ее совершенствование для дальнейшего использования.
2.3 Эффективность приверженности сотрудников к организации
Для разработки системы формирования и развития приверженности к организации важно определить вид приверженности, чтобы выбрать адекватный инструмент диагностики и построить в компании эффективную систему управления приверженностью к организации.
Одним из способов обеспечения эффективности приверженности к организации выступает удовлетворение материальных и нематериальных базовых потребностей:
- высокая заработная плата;
- премии;
- бонусы по результатам работы за год;
- карьерный рост;
- льготы;
- оплата питания или выплаты компенсаций за обед;
- оплата проезда и связи;
- обучение за счет компании;
- гибкий график, отсутствие длительных командировок;
- стратегия долгосрочной занятости;
- продуктивные отношения в коллективе, наставничество;
- комфортная обстановка на рабочем месте и благоприятная атмосфера в коллективе;
- уважение и искренняя заинтересованность к личности человека;
- поздравления и вручение подарков[19].
Также на эффективность приверженности к организации оказывает влияние удовлетворение потребности в информационной обеспеченности:
- корпоративные мероприятия;
- участие в совещаниях;
- внутриорганизационные СМИ;
- обеспечение поддержки корпоративных решений.
Помимо этого, достаточно важно удовлетворение потребности в самореализации:
- вознаграждение, включающее элементы собственности;
- причастность к власти;
- связь усилий сотрудника и конечного результата, которая формирует в сознании сотрудника единство собственных целей и целей организации;
- программы участия в управлении, принятии решений;
- выражение благодарности;
- статусное вознаграждение.
Для реализации программы развития приверженности персонала необходимо выполнение следующих обязательных условий:
- заинтересованность руководителя компании в увеличении уровня приверженности своих сотрудников;
- согласие руководства организации на последующие изменения и затраты материального и нематериального плана, которые потребуются в процессе реализации программы;
- назначение конкретных ответственных за реализацию программы, за координацию усилий различных служб и подразделений;
- заинтересованность организации в долгосрочных отношениях со своими сотрудниками[20].
Таким образом, эффективность приверженности к организации прямо зависит от особенностей ее формирования у сотрудников организации, которая предполагает заинтересованность руководства в приверженности сотрудников к организации и в установлении долгосрочных отношений с сотрудниками, при чем на эффективность приверженности влияет то, в какой степени организация удовлетворяет потребности сотрудников в материальном обеспечении, в получении нематериальных благ, в информационном обеспечении и в самореализации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе исследования темы курсовой работы были сделаны следующие выводы:
- под психологическим контрактом следует понимать ожидания субъектов трудовых отношений и их взаимные обязательства, которые не выражены документально, но должны быть понятны для каждой из сторон, учитывают интересы как работника, так и работодателя при этом могут изменяться с течением времени и изменением ожиданий;
- основы психологического контракта формируются в первые шесть месяцев трудовой деятельности сотрудника в конкретной организации, после чего приобретает некоторую стабильность и для его положительного развития требуется совершение действий, которые способствуют адаптации и развитию сотрудника в рамках организации, наделения равными возможностями к самореализации сотрудников, стимулирования взаимодействия в рамках коллектива, обеспечения прозрачности финансово-хозяйственной деятельности предприятия и иных действий;
- психологический контракт в рамках деятельности организации не предполагает выражения всей совокупности прав и обязанностей работодателя и работника, но при этом указывает значительное влияние на удовлетворенность сотрудника условиями трудовой деятельности, его желание взаимодействовать с коллективом и эффективно осуществлять трудовую деятельность. Положительные стороны психологического контракта формируются при помощи: определения ожиданий в ходе подбора сотрудников; обсуждения (согласование) ожиданий в качестве части постоянного взаимодействия; применения принципа прозрачности при реализации политики организации и при применении отдельных решений; восприятия работников в качестве заинтересованных лиц, с которыми необходимо сотрудничать, отходя от контроля и принуждения;
- сущность приверженности сотрудника к организации состоит не только в принятии и разделении целей и ценностей, внутреннего порядка и решений организации, а также в готовности эффективно осуществлять трудовую деятельность, реализовывать предполагаемую модель поведения и оставаться частью предприятия при изменении условий трудовой деятельности;
- на формирование приверженности сотрудников к организации оказывают влияние как личные характеристики, так и характеристики осуществления трудовой деятельности. При влиянии руководства на формирование приверженности к организации, прежде всего, должны быть проанализированы проблемы приверженности, существующие в коллективе, после чего осуществляется выбор сотрудников, в отношении которых будет проведено соответствующее исследование, выбраны методы и инструменты исследования, после фактического проведения исследования устанавливается тип приверженности, существующий в организации, разрабатываются и применяются программы по повышению приверженности к организации, проводится анализ итогов применения такой программы и осуществляется ее совершенствование для дальнейшего использования;
- эффективность приверженности к организации прямо зависит от особенностей ее формирования у сотрудников организации, которая предполагает заинтересованность руководства в приверженности сотрудников к организации и в установлении долгосрочных отношений с сотрудниками, при чем на эффективность приверженности влияет то, в какой степени организация удовлетворяет потребности сотрудников в материальном обеспечении, в получении нематериальных благ, в информационном обеспечении и в самореализации.