Файл: Введение 4 Глава 1 Основные понятия социального обслуживания населения 7.docx
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 119
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Основные понятия социального обслуживания населения
1.1 Сущность, цели и задачи социального обслуживания населения в РФ
1.2 Система социального обслуживания населения: принципы и функции
Глава 2 Характеристика современных проблем социального обслуживания населения
2.1 Проблемы в сфере социальных услуг и анализ судебной практики
Процедура оказания государственной социальной помощи
Содержание
Введение 4
Глава 1 Основные понятия социального обслуживания населения 7
1.1 Сущность, цели и задачи социального обслуживания населения в РФ 7
1.2 Система социального обслуживания населения: принципы и функции 9
Глава 2 Характеристика современных проблем социального обслуживания населения 13
2.1 Проблемы в сфере социальных услуг и анализ судебной практики 13
2.2 Перспективы развития социального обслуживания населения Нижнего Новгорода 15
Заключение 21
Список используемых источников 23
Введение
Актуальность темы данного исследования обусловлена необходимостью улучшения социальных услуг населению, усилением социальной поддержки наиболее уязвимых слоев общества.
Государственная социальная помощь - это неотъемлемая часть правоотношений в сфере социального обеспечения граждан, призванная гарантировать соблюдение прав и свобод человека и гражданина, в частности права на достойную жизнь. Государство предоставляет социальную помощь для того, чтобы поддержать уровень жизни малоимущих, создать необходимые условия для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг, снизить уровень социального неравенства.
Современные социально-экономические и политические условия (распространение коронавирусной инфекции, резкий рост обменного курса валюты и т.п.) приводят к возникновению новых обстоятельств, способствующих утрате средств к существованию той или иной категории граждан, появлению дополнительных расходов, в результате чего, часть граждан попадает в трудные жизненные ситуации и нуждается в социальной поддержке со стороны государства. При этом такая поддержка должна осуществляться не только денежными выплатами. Система социальной помощи населению включает медицинское обслуживание, содержание и обслуживание в домах-интернатах, помощь на дому тем, кто нуждается в постороннем уходе, жилищно-коммунальное обеспечение, организация досуга и т.д. В период коронавирусной инфекции социальная помощь населению, наряду с диагностикой и лечением заболевших, становится ключевым элементом государственной социальной политики.
Указанное выше предопределило актуальность темы данного исследования.
Понятию и сущности социальной помощи, ее содержанию и правовому регулированию в современной научной литературе уделяется достаточно много внимания. В частности, данные вопросы рассмотрены такими исследователями как Новохацкая И.П., Кручек И.В., Павловская О.Ю. и др. Проблемные аспекты теории и практики социального обслуживания населения отражены в работах Парфеновой О.А., Бухаловой Н.А., Голубевой Е.Ю., Ивашкиной Ю.Ю., Карповой Е.Ю. и др. Основные тенденции развития современной российской системы социального обслуживания населения раскрыты в работах таких авторов как Майфат А.В., Шипулина Л.Н., Мигунова А.В. и др.
В качестве объекта данного исследования выступают нормы права, регулирующие вопросы предоставления социальной помощи населению в Российской Федерации.
Предметом данной работы являются формы и виды социальной поддержки населению в России.
Целью данного исследования является рассмотрение оснований предоставления социальной помощи в современной России, а также определение перспективы ее развития на примере Нижнего Новгорода.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть сущность, цели и задачи социального обслуживания населения в России;
- исследовать систему социального обслуживания населения, определить принципы и функции;
- выявить проблемы в сфере социальных услуг, провести анализ судебной практики по данному вопросу;
- определить перспективы развития социального обслуживания населения Нижнего Новгорода.
Методологическую основу исследования составили общепринятые методы научного познания явлений и общественных отношений, их взаимосвязи и взаимообусловленности. Методологический инструментарий для решения обозначенных в исследовании задач состаивли диалектический метод познания, совокупность таких общенаучных методов исследования как сравнение, анализ, синтез, а также формально-логический, сравнительно-правовой, статистический.
Практическое значение исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы в дальнейшем совершенствовании законодательства, подзаконных актов, а также в учебном процессе.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, включающих 4 пункта, заключения и списка использованных источников.
Глава 1 Основные понятия социального обслуживания населения
1.1 Сущность, цели и задачи социального обслуживания населения в РФ
Государственная социальная политика является важнейшей функцией социального государства. Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации1 Российская Федерация является социальным государством, призванным создать условия для обеспечения достойной жизни и свободному развитию человека. Социальное обслуживание, представляющее собой одну из форм социальной защиты населения в России, в настоящее время является одним из важных принципов социальной работы и организационной формой этого вида социальной деятельности2.
Понятие «социальное обслуживание» применяется также более узком (специальном) смысле, придаваемом ему Законом об основах социального обслуживания граждан3, согласно ст. 3 которого социальное обслуживание граждан – это деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам.
Целью социального обслуживания является защита населения от социально-рисковых ситуаций (потеря способности к самообслуживанию, самообеспечению, болезнь, безработица и др.) с помощью обеспечения системы мер, направленных на их предотвращение, смягчение и ликвидацию последствий посредством обеспечения достойного уровня и качества жизни.
К задачам социального обслуживания относятся4:
- реализация установленных законом социальных прав и минимальных социальных гарантий гражданам, прежде всего, в области социального обслуживания, материальной поддержки семей с детьми и др.;
- адаптация системы социального обслуживания к изменяющимся социально-экономическим условиям, включая развитие сети организаций социального обслуживания, расширение перечня предоставляемых населению социальных услуг, поддержку негосударственных форм социальной помощи, подготовку кадров социальных работников;
- совершенствование организаций социального обслуживания на основе формирования законченных социальных технологий, дифференцированного подхода к различным категориям населения и типам семей, адресной социальной помощи, непосредственно связанной с конкретными потребностями получателя;
- широкое использование активных форм социального обслуживания населения.
Нормативную правовую базу, содержащую нормы института социального обслуживания, составляют:
-
Конституция Российской Федерации; -
Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»; -
Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»1;
-
Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»1; -
Ряд иных законов, предусматривающих льготы для отдельных категориям граждан.
Усиление акцента на обеспечении адресности и доступности социальных услуг. Доступность и адресность закреплены в качестве фундаментальных принципов социальных услуг как в новом законе, так и в предыдущем, но теперь они приобретают новое значение, появляются новые сферы деятельности и механизмы для их обеспечения2.
Во многих регионах Российской Федерации созданы и реализуются государственные программы по стимулированию этого вида деятельности.
Можно выделить следующие черты и тенденции развития современной российской системы социального обслуживания населения, которые определяют ее своеобразие: многосубъектность, регионализация, стандартизация, коммерциализация, динамичность законодательства в области социального обслуживания, структуризация и информатизация, усиление акцента на обеспечении адресности и доступности социальных услуг, курс на семейно ориентированные, стационарозамещающие технологии социального обслуживания, рост требований к документационному обеспечению процедур признания граждан нуждающимися в социальном обслуживании и оказания социальных услуг, усиление межведомственного взаимодействия, увеличение контроля в сфере социального обслуживания.
1.2 Система социального обслуживания населения: принципы и функции
Рассматривая социального обслуживания через объектно-субъектный характер, стоит отметить следующее.
Предметом социального обслуживания являются отношения, возникающими между объектами и субъектами социального обслуживания, а также технологии социального обслуживания, которые используют поставщики социальных услуг в отношении получателей.
Система социального обслуживания в России состоит из следующих институтов1:
- организации социального обслуживания, находящиеся в ведении федеральных органов исполнительной власти;
- организации социального обслуживания, находящиеся в ведении субъекта РФ;
- негосударственные (коммерческие и некоммерческие) организации социального обслуживания;
- индивидуальные предприниматели, осуществляющие социальное обслуживание (Рис. 1).
Рисунок 1 - Институты социального обслуживания в России
Социальное обслуживание базируется на таких принципах, как равный и свободный доступ граждан к социальному обслуживанию, адресность, добровольность, конфиденциальность и др. (Рис. 2).
Рисунок 2 - Принципы социального обслуживания
Во вступившем в силу законе обозначены новые термины в области социального обслуживания. Среди них – «получатели социальных услуг», «поставщики социальных услуг», «стандарт социальной услуги» и другие термины (Рис. 3).
Рисунок 3 – Субъекты социальных услуг
Формы социальных услуг1:
1. Оказание услуг в домашних условиях;
2. В режиме полустационара (предоставляются органом социального обслуживания);
3. В режиме стационара (проживание определенное количество суток в организации, которая предоставляет услуги).
Рисунок 4 - Формы социального обслуживания
Таким образом, система социального обслуживание базируется на таких принципах, как равный и свободный доступ граждан к социальному обслуживанию, адресность, добровольность, конфиденциальность и др. Социальные услуги предоставляются гражданам строго в индивидуальном порядке. В этих целях разрабатывается индивидуальная программа по предоставлению социальных услуг получателям. Законодателем предусмотрено 3 формы социальных услуг: на дому, в режиме полустационара и в режиме стационара. Также выделят 8 видов социального обслуживания: бытовое, медицинское, психологическое, педагогическое, правовое, коммуникативное, трудовое, срочное. Социальное обслуживание выполняет функцию социальной помощи, консультационную, социальной коррекции и реабилитации, адаптационную, информационную.