Файл: Введение 4 Глава 1 Основные понятия социального обслуживания населения 7.docx
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 120
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Основные понятия социального обслуживания населения
1.1 Сущность, цели и задачи социального обслуживания населения в РФ
1.2 Система социального обслуживания населения: принципы и функции
Глава 2 Характеристика современных проблем социального обслуживания населения
2.1 Проблемы в сфере социальных услуг и анализ судебной практики
2.1 Проблемы в сфере социальных услуг и анализ судебной практики
Проблемы, существующие в сфере предоставления социальной помощи, можно выявить и исходя из анализа судебной практики по данному вопросу.
Так, большая часть рассмотренных дел касается неправомерности удержания с доходов ежемесячной платы за социальное обслуживание в стационарной форме (в рамках ч. 1 ст. 17 Закона № 442-ФЗ ). Как показывает судебная практика, большинство истцов при подписании дополнительных соглашений к договору в силу возраста, социального положения, состояния здоровья, отсутствия у них юридических познаний и непредставления необходимой информации относительно вносимых в законодательные акты изменений действуют под влиянием заблуждения относительно правовых последствий совершаемых ими действий1.
Часть судебных исков касается обжалования решений органов местного самоуправления в отказе от признания нуждающимися в социальных услугах в форме стационарного социального обслуживания. В частности, такой отказ был признан судом правомерным, если у лица, изъявившего желание получить такое обслуживание, имеется опекун,2 либо заявитель не захотел помещения в социальное учреждение, желая проживать в своей квартире, не является нетрудоспособным3.
Возникают ситуации, когда социальные учреждения выступают в форме истца. В частности, если лицо пользуется социальными услугами, но оплату за них не производит1.
Встречаются ситуации, когда суд принимает решение о расторжении договора о предоставлении социальных услуг в стационарной форме. Например, когда такой договор был заключен с нарушениями, а именно существенное условие договора - индивидуальная программа, с указанием конкретных услуг, которые будут предоставляться, их объем и стоимость, не были разработаны2. Либо в случае нарушения получателем социальных услуг правил внутреннего распорядка дома-интерната, являющихся частью договора предоставления социальных услуг (систематическое злоупотребление спиртными напитками, применение насилия к проживающим в доме- интернате и т.д.)3.
По результатам рассмотрения части дел, суд принимает решения и о запрете социальному учреждению осуществлять деятельность по уходу за престарелыми и инвалидами с обеспечением проживания в зданиях до полного устранения нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства4.
С целью оказания поддержки негосударственным центрам предоставления социальных услуг, а также для усовершенствования системы социального обслуживания, необходимо вести активную деятельность по реформированию и развитию наработок в этой области.
2.2 Перспективы развития социального обслуживания населения Нижнего Новгорода
В связи с выявленными проблемами в сфере социального обслуживания, необходимо создать систему управления развитием негосударственных поставщиков социальных услуг, которая будет решать следующие задачи:
- совершенствование правовой и организационной основы предоставления социальных услуг негосударственными поставщиками социальных услуг;
- финансовая, информационная, методическая и иная поддержка негосударственных поставщиков социальных услуг;
- развитие кадровых ресурсов в сфере социальных услуг, предоставляемых негосударственными поставщиками социальных услуг;
- организация эффективного взаимодействия участников рынка социальных услуг (государственный и негосударственный секторы);
- повышение осведомленности потенциальных потребителей, общественности и спонсоров о деятельности негосударственных поставщиков социальных услуг.
В целом, следует отметить, что развитие негосударственного сектора социальных услуг имеет значительный потенциал и благоприятные перспективы развития в Российской Федерации. Можно выделить 4 основных направлений совершенствования предоставления социальной помощи населению в России: Относительно территории города Нижний Новгород необходимо отметить следующее. Стратегической целью в совершенствовании социального обслуживания в Нижнем Новгороде является обеспечение высокого уровня благосостояния граждан на всех уровнях мобильности и возможностей, доступа к высококачественным социальным услугам в современных форматах и реализации справедливой и эффективной социальной политики.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Повысить доступность всех видов социальных услуг и совершенствовать систему социальных услуг согласно потребностям населения;
2. Улучшить качество жизни старшего поколения;
3. Создать комфортные условия для активной жизни, профессиональной и личной самореализации людей с ограниченными возможностями;
4. Сформировать эффективную систему социальной адаптации детей-сирот и детей, которые остались без попечения родителей;
5. Создать условия для улучшения благосостояния всех слоев населения (Рис. 6).
Рисунок 6 – Цель и задачи совершенствования предоставления социальной помощи на территории Нижнего Новгорода
Рассмотрим мероприятия, запланированные для достижения поставленных задач, на территории Нижнего Новгорода.
1. Для повышения доступности всех видов социальных услуг и совершенствования системы социальных услуг согласно потребностям населения Нижнего Новгорода необходимо:
- повысить эффективность государственных социальных учреждений, возможно с помощью структурной реорганизации; исключить из эксплуатации здания организаций социального обслуживания с IV-V степенью огнестойкости; модернизировать и развить социальную инфраструктуру и сеть организаций социального обслуживания на принципах государственно-частного партнерства (ГЧП);
- сократить дефицит в предоставлении социальных услуг населению за счет повышения доступности услуг для неправительственного сектора, в том числе за счет: расширения поддержки НКО; разделения комплексного сервиса на отдельные сервисы;
- повышения качества социальных услуг, в том числе за счет внедрения инструментов для сравнительного анализа предоставляемых услуг;
- осуществить цифровизацию системы социального обслуживания, в т.ч. модернизировать программное обеспечение системы социальной защиты в целях автоматического подключения к внешним базам данных: ЕГИССО, ГИС «Жилищно-коммунальное хозяйство» и т.д., создать электронную базу данных учета недвижимости учреждений социального обслуживания;
- улучшить транспортную доступность учреждений социального обслуживания и социальных услуг населению, в т.ч. за счет развития социального такси.
Для достижения данной цели разработаны проекты по:
- модернизации и развитию социальной инфраструктуры и сети организаций социального обслуживания на основе принципов ГЧП, предполагающий повысить инвестиционную привлекательность социальной сферы для развития качественной социальной инфраструктуры и полного удовлетворения потребностей территории Нижнего Новгорода;
- строительству нового комплекса зданий психоневрологического интерната для размещения ГБУ «Понетаевская психоневрологическая школа-интернат, предполагающий строительство психоневрологического интерната на 1000 коек. Предполагаемый период строительства - 2021-2024 гг., в качестве источников финансирования выступают средства федерального и регионального бюджетов (в соотношение 96% и 4% соответственно).
2. Для улучшения качества жизни старшего поколения необходимо стимулировать занятость старшего поколения и разработать программы активного долголетия, в т.ч.:
- обеспечить доступ пожилых граждан к информационным и образовательным ресурсам, оказать помощь в приобретении навыков компьютерной грамотности;
- поддержать некоммерческие организации, помогающие стимулировать и обеспечивать трудовую и предпринимательскую деятельность старшего поколения;
- развивать центры активного долголетия, в т.ч. с интеллектуальной и спортивной направленностью;
- разработать систему наставничества и использовать опыт старшего поколения в образовательном процессе;
- развивать систему ухода за пожилыми гражданами, в т.ч. внедрить систему долгосрочного ухода и развития волонтерских зон, профессиональных и альтернативных форм ухода (через проекты «Школы ухода», «Гостевые семьи», «Гость», «Соседская забота» и др.);
- повысить доступность и качество медицинской помощи для пожилых людей, в т.ч. создать региональные гериатрические центры;
- организовать процесс выявления пожилых людей, потерявших способность к самообслуживанию.
3. Для создания комфортной среды для активной жизни, профессиональной и личной самореализации людей с ограниченными возможностями и инвалидностью необходимо:
- реализовать меры по обеспечению высокого уровня доступности объектов инфраструктуры, общественных пространств и региональных информационных ресурсов для граждан с ограниченными возможностями и инвалидностью;
- поддержать организации, производящие медикаменты и устройства для людей с ограниченной мобильностью;
- развивать систему ухода и поддержки людей с ограниченными возможностями, в т.ч. волонтерские зоны, профессиональные и альтернативные формы ухода;
- развивать центры психологической, педагогической и специализированной медицинской помощи;
- развивать систему инклюзивного и специального образования, в т.ч. центры инклюзивного и специального образования;
- оказывать поддержку организациям, создающим современные и уникальные образовательные пространства для личной и профессиональной самореализации.
4. Для формирования эффективной системы социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей необходимо:
- содействовать укреплению и развитию института опеки, создавать программы и центры поддержки семьи и материнства для повышения ценности семьи учреждение и профилактика раннего отказа от детей;
- развивать и модернизировать инфраструктуру детских домов;
- разработать эффективный механизм социализации и интеграции в экономику детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- развивать инфраструктуру пост-международной адаптации выпускников вузов;
- обеспечивать доступность жилья и качественных жилищных условий для детей-сирот.
5. Для формирования условий для повышения благосостояния всех слоев населения необходимо:
- разработать эффективные инструменты повышения доступности товаров и услуг для работников в социально значимых сферах;
- развивать самозанятость населения и вовлекать в предпринимательскую деятельность;
- создавать стимулирующий взаимовыгодный механизм повышения заработной платы работодателями негосударственного сектора в основных секторах экономики Нижнего Новгорода;
- создавать центры и разработать меры финансовой и нефинансовой поддержки для одиноких родителей и жителей региона, находящихся в трудной жизненной ситуации;
- повысить эффективность социальной поддержки путем разработки принципа адресности и применения критериев потребности для большинства категорий получателей;
- разработать программу по обучению населения финансовой грамотности, повысить благосостояние за счет сбережений и использованию основных инструментов инвестирования.
Результатом вышеперечисленных задач и инициатив станет ежегодное увеличение реальных денежных доходов населения не менее чем на 4,5%, соответственно, существенно повысится уровень социального обслуживания населения Нижнего Новгорода.
Заключение
Исследование показало, что социальное обслуживание – это одна из форм социальной помощи со стороны государства. По социальным обслуживанием стоит понимать деятельность государства по обеспечению конституционных прав и минимальных гарантий человеку независимо от его места жительства, национальности, пола, возраста.