Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 343
Скачиваний: 6
СОДЕРЖАНИЕ
1. Понятие социального обеспечения и предмета права социального обеспечения
1.1. Понятие и сущность социального обеспечения
1.2. Понятие предмета права социального обеспечения
1.3. Понятие и виды правоотношений по социальному обеспечению
2. Правоотношения как предмет отрасли права социального обеспечения
2.2. Основания возникновения и содержание правоотношений
2.3. Влияние изменений отрасли права социального обеспечения на ее предмет
Е. Г. Азарова и Н. В. Антонова отмечают, что характеристика обеспечения в качестве «социального» подразумевает, что оно осуществляется за счет государственных средств (бюджетов различных уровней и внебюджетных социальных фондов) [11, c. 32].
Однако анализ положений ст. 39 Конституции России позволяет отнести к предмету права социального обеспечения не только отношения по социальному обеспечению за счет средств бюджетов и государственных внебюджетных фондов, но и другие виды социального обеспечения, которые финансируются из иных источников (негосударственные пенсионные фонда, собственные средства предприятий и профсоюзных организаций, благотворительных ассоциаций и фондов и др.).
Таким образом, конституционные нормы содержат потенциал для развития отношений в сфере социального обеспечения с учетом современных экономических реалий. Построение экономики рыночного типа приводит к расширению общественных отношений, попадающих в сферу правового регулирования права социального обеспечения. Многие ученые обращают внимание на эти процессы. П.Н. Байматов выделяет два основных вида отношений по социальному обеспечению – социально-страховые и отношения по социальной помощи, при этом каждый из видов подразделяет на обязательные, вытекающие из закона и не зависящие от желания сторон, и добровольные, основанные на договорных началах, включая все это в предмет права социального обеспечения [12, c. 107].
Т.К. Миронова констатируют, что «на современном этапе социальное обеспечение как системное образование высшего порядка состоит из государственной и негосударственной системы социального обеспечения» [19, c. 42].
Таким образом, предмет права социального обеспечения – общественные отношения по обеспечению нуждающихся граждан при наступлении социальных рисков за счет средств бюджетов, государственных внебюджетных фондов, благотворительности и других источников. Кроме основных отношений, в предмет права социального обеспечения включаются две группы производных отношений – процедурные и процессуальные.
1.3. Понятие и виды правоотношений по социальному обеспечению
В сфере действия права социального обеспечения существует два вида отношений:
1) социально-обеспечительные;
2) организационно-финансовые (непосредственно связанные с ними).
Социально-обеспечительное правоотношение – это индивидуализированная правовая связь между субъектами по поводу предоставления конкретного вида социального обеспечения или совершения действий, имеющих юридическое значение для установления (подтверждения) субъективного права на него, которая на основе юридического состава выражена в виде определенного сочетания взаимных прав и обязанностей.
Основные признаки социально-обеспечительного правоотношения:
1) индивидуализированная юридическая связь управомоченного и обязанного субъектов;
2) возникает по поводу конкретного предоставления или совершения юридически значимых действий, определяющих субъективное право на него;
3) юридическая связь выражается в сочетании, как правило, корреспондирующих прав и обязанностей управомоченного и правообязанного субъектов.
В действительности не существует единого, универсального социально-обеспечительного правоотношения, в которое может вступить гражданин и в его рамках получать все требуемые блага. В силу видового разнообразия благ по социальному обеспечению, особенностей порядка их предоставления законодатель предлагает субъектам множество видовых правоотношений, объединенных общей целью – необходимостью реакции государства и общества на социальные риски, присущие человеческому обществу.
Наиболее значимая классификация правоотношений – по объекту. Объектом правоотношения может выступать благо в виде материального, имеющего материальную ценность, благо в виде нематериального удовлетворения потребностей, а также благо в виде некоей поведенческой активности субъектов и ее результатов. Именно исходя из такой оценки объектов правоотношения первоначально классифицируются на материальные и процедурные. Материальные правоотношения составляют ядро системы правоотношений, а процедурные играют вспомогательную роль.
Объектом материальных правоотношений является имеющее денежную оценку материальное благо (деньги, услуги, товары). Материальные правоотношения подразделяются на отношения:
а) по денежному предоставлению, которые, в свою очередь, классифицируются по типам выплат (предоставление пенсий, пособий, компенсационных выплат, выплат по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве);
б) по натуральному предоставлению (предоставление медицинской помощи и лекарственного обеспечения, санаторно-курортного лечения; социальное обслуживание, социальная реабилитация инвалидов; предоставление государственной социальной помощи, которая может быть и в денежной, и в натуральной форме).
Кроме этого деления в каждой группе правоотношений существует свое дробление на подгруппы. Пенсии бывают страховые и государственные. Страховые пенсии подразделяются на пенсии по возрасту, инвалидности, по случаю потери кормильца. Правоотношения по обеспечению пособиями, по социальному обслуживанию тоже имеют свою классификацию.
С учетом длительности существования социально-обеспечительных предоставлений материальные правоотношения могут подразделяться на следующие виды:
1) с абсолютно определенным сроком (пособия на детей до 16 лет);
2) с относительно определенным сроком (пенсии по потере кормильца);
3) c относительно неопределенным сроком (пенсия по старости).
Объектом процедурных правоотношений являются требуемое поведение участников отношений, действия для достижения определенного результата. Эти отношения подразделяются на две группы:
а) процедурные отношения по установлению необходимых юридических фактов (инвалидность, иждивение);
б) процедурные отношения по реализации гражданином своего права на социальное обеспечение.
Хотя эти отношения носят вспомогательный характер, без них материальные отношения невозможны.
2. Правоотношения как предмет отрасли права социального обеспечения
2.1. Субъекты правоотношений
Чтобы стать субъектом правоотношений по социальному обеспечению, гражданин должен обладать правосубъектностью, состоящей из правоспособности (признаваемая законом способность иметь права и обязанности по социальному обеспечению) и дееспособности (способность осуществлять эти права и обязанности). В праве выделяют общую, отраслевую и специальную правоспособность. Субъект может становиться субъектом права вообще, субъектом конкретной отрасли и субъектом конкретных видовых правоотношений (инвалид войны).
Специальная правоспособность появляется с возникновением юридического факта, с которым законодатель связывает возможность вступления в социально-обеспечительное правоотношение определенного вида. При этом следует иметь в виду, что правоспособность не может возникать в какой-то единый для всех субъектов момент. Например, в отношении некоторых видов социального обеспечения правоспособность возникает с момента рождения, применительно к другим видам – при наличии определенных фактов (достижение определенного возраста, инвалидность, малообеспеченность).
Дееспособность как правовое явление, отражающее способность своими действиями осуществлять принадлежащие нуждающемуся права в сфере социального обеспечения, может быть реализована не в любое время и не при любых обстоятельствах, а лишь при соблюдении различных требований, предусмотренных законодательством (например, для возникновения права на пособие по нетрудоспособности необходимо заключение трудового договора). Поэтому когда говорят о дееспособности в праве социального обеспечения, имеют в виду лишь фактическую (физическую) способность лица выполнить требуемые по закону действия, т.е. реализовать свои права в процедурном правоотношении (представить заявление или иной документ, пройти переосвидетельствование). Применительно к дееспособности нуждающегося можно отметить, что все правоотношения по поводу предоставления отдельных видов социального обеспечения возникают в связи с наступлением определенных фактов, и, как правило, в праве социального обеспечения не делается четкого указания на возраст, с которого возникает дееспособность, в отличие от гражданского и трудового права [15, c. 27].
Дееспособность и правоспособность в праве социального обеспечения в силу действия юридических фактов возникают одновременно и образуют единое качество социально-обеспечительной правосубъектности. По общему правилу, в состав правосубъектности в качестве ее элемента входит и деликтоспособность, т.е. способность лица нести ответственность за правонарушения. Особенностью социально-обеспечительных правоотношений является то, что в составе правосубъектности этот элемент отсутствует. При правонарушении лицо обязано возвратить незаконно полученное обеспечение, т.е. на него, по сути, ответственность в виде какого-то обременения, наказания не возлагается. Это практически не мера ответственности, а мера защиты имущественных интересов государства (правовосстановительная санкция).
Субъекты права социального обеспечения делятся на две группы:
1) лица-получатели благ по соцобеспечению – правомочный субъект;
2) лица-представители благ (как правило, государство в лице уполномоченных органов и организаций) – обязанный субъект.
Без волеизъявления нуждающегося, по собственной инициативе орган социального обеспечения не становится субъектом конкретного правоотношения, за исключением некоторых случаев (принудительное лечение). Правосубъектность органа социального обеспечения правильнее рассматривать в качестве реализации компетенции (совокупности полномочий) в социально-обеспечительном правоотношении, поскольку он преимущественно выполняет очерченный законодателем круг обязанностей в сфере социального обеспечения, но не обладает субъективным материальным интересом в отношении определенного вида социального обеспечения или в установлении юридического факта. Особенностью правосубъектности органов социального обеспечения является то, что она всегда специальная, т.е. орган социального обеспечения управомочен осуществлять только такие действия, которые в отношении него непосредственно определены законодательством.
В процедурных правоотношениях принимают участие специфические субъекты - бюро медико-социальной экспертизы, лечащие врачи, суды.
2.2. Основания возникновения и содержание правоотношений
Основаниями возникновения, изменения и прекращения правоотношений являются юридические факты или их составы. Большинство фактов – события (инвалидность, смерть, нетрудоспособность). В процедурных отношениях значение имеют и факты-действия субъектов по назначению пенсий, пособий, по разрешению споров. В зависимости от правовых последствий юридические факты могут быть: правообразующими (достижение возраста, наличие стажа, рождение ребенка, установление инвалидности, временная нетрудоспособность и др.), правоизменяющими (изменение группы инвалидности, увеличение дохода семьи, волеизъявление пенсионера о переходе на другой вид пенсии и т.п.), правопрекращающими (смерть нуждающегося, восстановление трудоспособности, трудоустройство безработного ). С точки зрения характера действия юридические факты подразделяются на факты однократного действия (рождение, смерть) и факты-состояния (инвалидность, иждивение, родство) [17, c. 16].
Специфика правоотношений в праве социального обеспечения состоит в том, что они, как правило, возникают на основании сложного юридического состава, когда норма права связывает возникновение правоотношения с несколькими юридическими фактами (системой юридических фактов).
Для возникновения социально-обеспечительных правоотношений необходим такой фактический состав, который, как правило, включает в себя:
1) материальные юридические факты (основания и условия права на социальное обеспечение);
2) процедурные юридические факты (обращение лица за предоставлением и решение органа социального обеспечения).
Все правоотношения по социальному обеспечению имеют распределительный сознательно-волевой характер, поскольку в них граждане вступают, как правило, по своей воле (или по воле представителя интересов недееспособного гражданина).
В общей теории права под объектом правоотношения понимаются разнообразные материальные и нематериальные блага, способные удовлетворить потребности субъектов.
Объектом социально-обеспечительного правоотношения является то, на что направлено действие правовой нормы и в чем состоит интерес субъекта, т.е. материальные блага (пенсия, пособие и т.п.).