Файл: Построение организационных структур (Организационные структуры: понятие и сущность).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 115

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Эффективно выполнявшие ранее свои функции организационной структуры управления с течением времени из-за эволюционных изменений в гибкой и динамичной внешней и внутренней среде, начинают тормозить развитие компании. Поэтому изменения организационной структуры управления происходят периодически, поскольку они не обладают должной гибкостью, ориентированы на использование нормативных материалов и типовых управленческих решений

Формируя организационную структуру управления, необходимо четко сформулировать цель предприятия, достигнуть максимальной простоты структуры, обеспечить четкую передачу информации, установить единую подчиненность, ограничить количество подчиненных, ограничить количество звеньев управления, четко координировать функции линейного руководства и функциональных служб, высшим руководством координировать ответственность служб.

Структура организации должна разрабатываться сверху вниз: надо разделить организацию по горизонтали на крупные блоки, соответствующие важнейшим направлениям деятельности по реализации стратегии, определить виды деятельности линейных и штабных подразделений; установить соотношения полномочий различных должностей; возложить выполнение должностных обязанностей на конкретных лиц.

На любом предприятии имеются два типа менеджеров - линейные и функциональные. К линейным относятся менеджеры, действующие на основе единоначалия, ответственные за состояние и развитие предприятия или его подразделений (цехов, участков, бригад). Это директора, начальники цехов, мастера, бригадиры. Функциональные менеджеры ответственны за определенную подсистему управления, например, за маркетинг, управление персоналом, финансами и т.д. По месту в системе управления предприятием менеджеры занимают три уровня: высший, средний и низовой.

На каждом последующем управленческом уровне находится меньшее количество работников, чем на предыдущем.

Менеджеры высшего уровня - самая малочисленная, но наиболее влиятельная категория управляющих работников. Они определяют общие направления функционирования и развития предприятия и его крупных подразделений, принимают ключевые решения по стратегии развития и текущим делам, наделены полномочиями для принятия управленческих решений по различным проблемам хозяйственной деятельности предприятия.

Организационную структуру предприятий определяют размеры производственной деятельности компании; производственный профиль компании; сфера деятельности компании; особенности взаимодействия предприятия с партнёрами по бизнесу. Принципы формирования организационных структур: системный подход; управляемость; соответствие субъекта (руководителя) и объекта управления (подчинённого); адаптация; специализация; централизация; правовая регламентация.


Проектирование организационных структур управления осуществляется путём применения организационных форм и механизмов управления, которые оправдали себя в организациях со сходными организационными характеристиками, по отношению к проектируемой организации, обследования организации квалифицированными специалистами с привлечением ее руководителей и других работников, выработки системы целей организации и последующего анализа организационных структур с точки зрения их соответствия системе целей, разработки формализованных математических, графических, машинных и других отображений распределения полномочий и ответственности в организации, являющихся базой для построения, анализа и оценки различных вариантов организационных структур по взаимосвязи их переменных.

Основным недостатком применявшихся в прошлом методик формирования организационной структуры управления являлась их функциональная ориентация, строгая регламентация процессов управления, малая роль результатов управления. Поэтому цели и взаимодействие различных уровней системы управления в настоящее время приобретают более важное значение, что особенно проявляется при разработке организационных структур управления для корпораций, финансово-промышленных групп, акционерных обществ, а также при решении проблем качества выпускаемой продукции.

Современное развитие организационных структур характеризуется широким делегирование полномочий нижележащим структурным уровням и заменой административных методов управления экономическими, вплоть до внутрифирменной купли-продажи промежуточных результатов труда и образования внутренней конкуренции на предприятии. Эта идея и лежит в основе технологии и организационно-финансовой структуры Business Unit Management -BUM (Управление с помощью бизнес-единиц).

Система BUM основана на дивизиональном принципе управления с созданием эффективной финансовой структуры предприятия с максимальным использованием системы бюджетирования для повышения рентабельности деятельности структурных подразделений и предприятия в целом, с введением полного внутреннего хозрасчета. Финансовая структура делит организацию по центрам финансового учета, что позволяет контролировать источники возникновения доходов и расходов и максимально объективно диагностировать состояние организации.

В системе BUM у каждого руководителя подразделения появляются персональные финансовые риски. Если бонус руководителя подразделения не покрывает полученный аванс, он обязан вернуть разницу в кассу предприятия. Можно не сомневаться в том, что в ближайшем будущем мы столкнемся с большим разнообразием структур, каждая из которых будет отвечать потребностям конкретной организации.


Для повышения эффективности управления предприятию можно внести какие-либо изменения в уже существующую структуру управления или полностью изменить ее.

Организационная структура формируется, как правило, с учетом специфики и масштабов деятельности предприятия, количества рынков сбыта, размера управленческого штата и т.д. Процесс деления организации на отдельные блоки, связанные с организационным выделением и обособлением групп сложных работ называют департаментизацией.

Выбор оптимальной организационной структуры (в зависимости от особенностей и специфики деятельности предприятия) может в значительной степени повысить эффективность менеджмента и результаты деятельности в целом.

Существующая организационная структура исследуемой организации включает наиболее актуальные направления основной деятельности, однако слабо отвечает тенденциям развития бизнеса из-за недостаточной ее гибкости. В связи со слабостью горизонтальных связей данная структура не может оперативно реагировать на структурные изменения спроса, способствовать разработке новых видов услуг, открытию новых сегментов рынка, внедрению новейших технологий рекламной деятельности. Ее механизм управления недостаточно эффективно регламентирует взаимодействие структурных подразделений предприятия и их целенаправленное развитие, не обеспечивает реализацию некоторых целевых установок, а также имеет необоснованно высокие затраты на достижение стратегических целей предприятия.

В результате реализации мероприятий по совершенствованию организационной структуры ожидается рост чистой прибыли предприятия, рентабельности от основной деятельности, производительности труда, что подтверждает значительную экономическую выгоду для предприятия. Социальная эффективность проекта обусловлена увеличением числа занятых в организации, ростом средней заработной платы, ростом значимости каждого работника, привлечение его к процессу выявления и решения проблем организации, планированием его профессионального развития, обучению и повышению его квалификации.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1 Базаров, Т. Ю. Управление персоналом: учебник / Т. Ю. Базаров. - 12-е изд., стер. Москва: Академия, 2014. - 218 с.

2 Балашов, А. П. Теория организации и организационное поведение: учебное пособие / А. П. Балашов. - Москва: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2014. – 297 с.


3 Демина, Ю.В. Эффективность менеджмента и пути ее повышения / Ю.В. Демина. - Электронный журнал «Современные исследования и инновации» - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://web.snauka.ru/

4 Дятлов, А. В. Основы менеджмента: учебное пособие / А. В. Дятлов. - Ростов-на-Дону: Антей, 2014. - 258 с.

5 Зайцев, Г. Г. Управление человеческими ресурсами: учебник / Г. Г. Зайцев. - Москва: Академия, 2014. - 296 с.

6 Кабушкин, Н.И. Основы менеджмента: учеб. пособие / Н.И. Кабушкин – Минск: Новое знание. 2009. – 336 с.

7 Калинкина, М.Ю. Организационные структуры управления: теория и практика – [Электронный ресурс.] - Режим доступа: http://bmpravo.ru/show (Дата обращения 12.02.2019)

8 Климович, Л.К. Основы менеджмента: учебное пособие / Л.К. Климович. – Минск: РИПО, 2008. - 287 с.

9 Менеджмент: учебник / [Астахова Н. И. и др.]; под общ. ред. Н. И. Астаховой, Г. И. Москвитина. - Москва: Юрайт, 2014. - 422 с.

10 Организационная структура - [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.e-xecutive.ru/wiki/index.

11 Понятие организационной структуры управления- [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://port-u.ru/postroeniestruktury/ponyatieorgstruktury

12 Плотников, М. В. Менеджмент: теория, история и современность: учебно-методическое пособие / М. В. Плотников, Ю. Ю. Чилипенок. - Изд-во Волго-Вятской акад. гос. службы, 2011 - 95 с.

13 Пути повышения эффективности управления - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.assessor.ru (Дата обращения 12.02.2019)

14 Плотников, М. В. Менеджмент: теория, история и современность: учебно-методическое пособие / М. В. Плотников, Ю. Ю. Чилипенок. - Изд-во Волго-Вятской акад. гос. службы, 2011. - 95 с.

15 Радкевич, А. П. Управление человеческими ресурсами: учебное пособие / А. П. Радкевич, Т. Б. Саматова. - Ухта: УГТУ, 2014. - 166 с.

16 Стратегический менеджмент: учебно-методический комплекс / С. А. Баркалов. - Воронеж: Воронежский ГАСУ, 2013. – 199 с

17 Сивальнева, Н. Н. Финансовый менеджмент: учебное пособие / Н. Н. Сивальнева, Л. Н. Гостева, Р. М. Тайдаев. - Воронеж: Научная книга, 2013. - 204 с.

18 Управление человеческими ресурсами: учебное пособие / И. Н. Дроздов. - Владивосток: ДФУ, 2013. – 191 с.

19 Пояснительная записка к годовому отчету ООО «Адипрестиж»

Приложение 1

Виды организационных структур

Линейная

Функциональные

Линейно-штабная

Региональная

Продуктовая

Смешанная

Приложение 2

Различия организационных структур друг от друга

Организационные структуры

Отличия друг от друга

сложность

степень разделения деятельности на различные функции