Файл: Построение организационных структур (Организационные структуры: понятие и сущность).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 116

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В последние годы все больше усиливаются тенденции к специализации и разделению труда в пределах организационной структуры управления. С ростом специализации труда быстро множатся проблемы интеграции сотрудников современных предпринимательских формирований в некоторое эффективно функционирующее целое.

Для эффективного управления организацией необходимо, чтобы ее структура соответствовала целям и задачам деятельности и была приспособлена к ним. Организационная структура создает определенный каркас, который является основой для формирования отдельных административных функций, определяет структуру подцелей, служащих критерием выбора при подготовке решений в различных подразделениях. Организационная структура устанавливает ответственность подразделений организации за тщательное исследование отдельных элементов внешнего окружения и за передачу к соответствующим точкам информации о событиях, требующих особого внимания.

Повышение способности организационной системы управления обрабатывать обширную информацию и оперативно реагировать на складывающиеся ситуации может достигаться путем предоставления больших полномочий низшим уровням, перенесения центров принятия управленческих решений в места возникновения проблем, откуда поступает оперативная информация.

Анализ сущности организационных структур управления позволил уточнить понятие «организационная структура управления предпринимательским формированием». Под предпринимательским формированием понимается юридическое лицо (организация), имеющее целью удовлетворение общественных потребностей в определенных видах продукции (товаров и услуг) и получение прибыли (даже если она идет на реализацию уставных целей, не предполагающих ее распределения между участниками организации). При таком подходе под организационной структурой управления понимается деление предпринимательского формирования по видам деятельности, закрепленными за его отдельными элементами (бизнес-единицами).

Разработка стратегически эффективной организационной структуры управления является основным условием реализации выбранной стратегии адаптации предприятия к внешним условиям функционирования. В реальной практике организационного проектирования оценка эффективности необходима как для действующей организационной структуры, так и для сравнения различных вариантов ее совершенствования. Этим обусловлена актуальность выбранной темы курсовой работы.


Совершенствование организационных структур управления на предприятии представляет собой достаточно новую задачу для рыночной экономики. Научно – обоснованное совершенствование организационной структуры управления является важным условием реализации стратегических целей, кооперации, координации и контроля бизнес – процессов и ресурсов на предприятии.

Актуальность вопроса состоит в выборе адекватной организационной структуры, с учетом теории организации, позволяющей организации эффективно взаимодействовать с внешней средой, продуктивно и целесообразно распределять, и направлять усилия сотрудников, удовлетворять потребности клиентов и достигать стратегических целей.

Общие вопросы управления, цель, организационные структуры, сущность функционирования управленческих систем достаточно изучены и широко освещены в отечественной и зарубежной литературе. Но исследования показали, что влияние социального прогнозирования изменений внешней среды на эффективность управления организационной структурой с использованием новых технологий, более полный охват реализации прогнозных и аналитических функций управления требуют дальнейшего совершенствования. В этом состоит проблематика настоящего исследования.

Объектом исследования является организационная структура группы компаний «АДИМАКС торговая сеть».

Предметом исследования является влияние организационной структуры на деятельность организации, на повышение ее конкурентоспособности на рынке.

Цель курсовой работы - изложение теоретических основ и практических аспектов совершенствования организационных структур управления предприятием в рыночной экономике.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: раскрыть сущность современных организационных структур управления; охарактеризовать принципы построения организационных структур, выявить принципы и факторы формирования структуры управления производством и организационные формы управления; обосновать роль совершенствования организационной культуры в повышении конкурентоспособности современной организации, проанализировать организационную структуру конкретного предприятия.

В процессе написания курсовой работы использовались учебные пособия, монографии, публикации в отечественных журналах в области построения организационных культур.

Последовательное выполнение указанных целей и задач определили структуру курсовой работы, она состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.


1. Организационные структуры: понятие и сущность

1.1. Современные организационные структуры управления

К основным проблемам построения эффективных организационных структур управления в предпринимательских структурах отнесены: разрыв связей между целями, задачами, экономическими условиями, технико-технологическим базисом, функционально-поведенческим укладом на предприятии; неэффективное использование имеющихся ресурсов, экономические провалы и банкротство предприятий; высокие затраты времени руководства предприятий на устранение ситуаций, порожденных несоответствием организационной структуры управления и др.[7]

К основным факторам, влияющим на формирование организационной структуры предприятия, отнесены: требования рынка и стратегический выбор, цели и система функций, технологические и производственные факторы, применение информационных систем и средств техники управления, объем работ и норма управляемости, принципы организации и методы управления, поведение, личность работника и другие.

Организация управленческого учета на предприятии в первую очередь зависит от производственной и организационной структуры. [3]

Формирование оптимальной организационной структуры должно основываться на ситуационном подходе, основу которого составляет маркетинговая ориентация, человеческий фактор и концепция развития предприятия нового типа, что в совокупности будет способствовать обеспечению конкурентоспособности предприятия. При этом поддержание равновесного состояния системы управления трудовыми ресурсами осуществляется с помощью оптимизации совокупной производительной силы труда и совокупной производительной мощности. [7]

В условиях рыночной экономики важнейшим фактором нормального функционирования предприятия является управленческая деятельность. Она требует информации, которая обязана удовлетворить требования менеджеров, иметь соответствующую достоверность и оперативность. При помощи информационного обеспечения случается взаимосвязь между подразделениями, разграничение прав и ответственности каждого подразделения перед администрацией предприятия, согласованность отдельных видов деятельности в достижении целей предприятия. [7]


Информационная система подчинена потребностям организационной структуры предприятия. Организационные структуры управления характеризуются крупным разнообразием и зависят от массы факторов. [13]

Организационная структура обеспечивает согласованность отдельных видов деятельности предприятия и усилий по выполнению главных задач и целей.

Полная организационная структура предприятия зависит от следующих факторов:

- характера производства и его отраслевых особенностей, состава выпускаемой продукции, технологии производства, масштаба и типа производства, уровня технической оснащенности предприятия;

- форм организации управления: линейная, линейно-функциональная, матричная;

- соответствия структуры аппарата управления и организационной структуры;

- соотношение между децентрализованной и централизованной формами управления;

- уровня механизации и автоматизации управленческих работ, квалификации работников, эффективности их усилий. [13]

Влияние и наличие таких факторов на каждом предприятии строго индивидуальны и потому организационная структура беспрерывно совершенствуется. Число управленческих уровней в максимально гибких организационных структурах достигает четырех - пяти. Организационная структура определяет состав и соотношение разных уровней управления производством и формы этой организации.

Производственная структура предприятия показывает состав и структуру цехов, их мощь, формы построения и взаимосвязи на каждом уровне управления производством. [11]

Построение производственной структуры предприятия обусловлена типом и масштабами производства, сложностью технологических процессов, степенью и видами специализации цехов. Различаются два типа производственных структур: по продукту и по однородным технологическим операциям.

Производственная структура по продукту предполагает создание самостоятельных производственных подразделений, ориентированных на производство и сбыт определенных видов продукции.

Производственная структура по однородным технологическим операциям предполагает создание производственных подразделений, ориентированных на специальных технологических операциях на однотипном оборудовании. [11]

Конкретное хозяйственно-экономическое состояние подразделения определяется степенью его самостоятельности и предоставленных полномочий руководителю подразделения. Взаимодействие между внутренними подразделениями, и разными уровнями управления регулируется внутренним экономическим механизмом.


Понятие внутреннего экономического механизма охватывает совокупность средств и инструментов, которые целенаправленно воздействуют на создание благоприятных условий функционирования и развития как предприятия в целом, так и отдельных его звеньев. [6, с. 15-18]

К основным элементам внутриэкономического механизма относятся: планирование, стимулирование, ценообразование, учет, контроль и регулирование. Связь между элементами внутреннего хозяйственного механизма реализуется через систему показателей деятельности подразделений предприятия, показателей измерения и оценки объема продукции и исполнения работ, через состав затрат, включаемых в расходы подразделения, и выявление результатов хозяйствования.

Сопоставление видов учета показало, что управленческий учет не имеет постоянной основной структуры (такой как балансовое уравнение в финансовом учете). Производственные мощности предприятия и фактические объемы производства, цель организации учета определяют использование разных моделей управленческого учета. [6, с.18-19]

Базовая модель управленческого учета характеризуется объемом информации, поставленными перед ней целями, критериями и средствами достижения целей, составом элементов и их взаимодействием.

По степени связи финансового и управленческого учета в практике заграничных стран используют две модели: интегрированную и автономную.

Интегрированная система - система, объединяющая систематический и проблемный учет на основе обратной и прямой связи на счетах бухгалтерского учета. [7]

Систематический учет путем отражения учета производственных затрат, готовой продукции и ее реализации позволяет оценить деятельность предприятия, его финансовое состояние. Дополняя финансовую информацию данными внутренней отчетности, администрация может оценить целесообразность организации производства на любом уровне его деятельности. Из оперативных данных материально ответственных лиц определяются отрицательные и положительные отклонения от существующих стандартов. Там наиболее создаются предпосылки организации действующей системы контроля за расходами и доходами.

Считается, что предприятия, которые имеют мелкие по объему производства или предприятия, которые выпускают однородную продукцию по собственному составу, используют интегрированную систему учета. [17, с.56-58]

Автономная система - обособленное образование систематического и проблемного учета. Связь между финансовым и управленческим учетом производится при помощи как говорится, парных контрольных счетов наблюдения. [17, с.56-58]