Файл: Построение организационных структур (Организационные структуры: понятие и сущность).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 114

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Сегодня ощущается острая необходимость в научных исследованиях по проблеме оптимизации организационных структур управления, поиску новых подходов, разработке методик, обоснованию алгоритмов, позволяющих выбрать тот вид организационной структуры, который в наибольшей степени соответствует уровню развития предприятия. Отсутствие научных разработок по отмеченным аспектам проблемы или низкое их качество приводит к тому, что оптимизация структур многими предприятиями не производится или осуществляется методом проб и ошибок, что снижает результативность их хозяйственной деятельности.

Изложенные обстоятельства подтверждают целесообразность и актуальность проведения исследований по оптимизации организационных структур управления предприятиями, обоснованию новых методических подходов к решению поставленной проблемы.

Совершенствовать организационную структуру можно на основе: процессного, проектного и функционального подходов, которые позволяют полностью изменить структурные взаимосвязи компании и уточнить специализацию каждого структурного подразделения, а, следовательно, эффективно распределить компетенции сотрудников и подразделений. Процессный подход предполагает совершенствование организационной структуры управления путем преобразования сквозных и типовых бизнес-процессов, проектный подход основан на краткосрочных точечных изменениях организационной структуры. Функциональный подход в отличии от проектного и процессного подходов рассчитан не только на краткосрочные, но и долгосрочные изменения организационной структуры управления предприятием, учитывает зависимость между функциями, и процессами.

2. Традиционные структуры управления организации, их развитие и совершенствование

2.1. Краткая информация о деятельности исследуемого предприятия

Группа компаний «АДИМАКС торговая сеть» (ООО «Адипрестиж», ООО «Адимакс-сервис», ООО «Адимакс-престиж») сегодня - одно из ведущих в Республике Беларусь предприятий - дистрибьюторов аудио, видео, бытовой техники. Кроме того, компания предлагает широкий спектр бытового электронного оборудования, мелкой и крупной бытовой техники, элементов питания и многое другое. [19]


Миссия организации - делать новые технологические продукты максимально доступными конечному покупателю за счет максимального представления, передовых маркетинговых технологий и качественного обслуживания на всех уровнях. Дистрибьютор национального масштаба, компания предлагает бизнес-партнерам широкую линейку Electrical Appliances & Accessories, Electronics, Components & Accessories, конкурентоспособные цены, четкое и быстрое выполнение заказов, высокий уровень поддержки и сервиса.

Свою миссию компания определяет также как внедрение передовых информационных технологий для создания решений, позволяющих партнерам фирмы обеспечить реальное развитие их бизнеса, рост его эффективности, прибыльности и конкурентоспособности. [19]

Кредо компании:

- Философия двойного выигрыша: побеждает покупатель – побеждаем мы.

- Наилучший способ партнерства – это быть честным и правдивым во всех вопросах.

- Партнерство – это стратегически разработанные, долговременные взаимоотношения, решающие проблемы потребителя.

- Партнер, которому можно доверять.

С самого начала работы компания ориентировалась на лидеров мирового производства.

На складе компании всегда в широком ассортименте представлены аудио, видео и бытовая техника, всевозможные новинки рынка цифровой техники.

Компания «АДИМАКС» работает на рынке Республики Беларусь более 17 лет. Накоплен обширный опыт по продвижению аудио, видео и бытовой техники. Этот опыт основывается как на классическом мировом маркетинге, так и особенностях республиканского рынка. [19]

Наличие собственного транспорта позволяет охватывать в оперативном плане всю республику. «АДИМАКС торговая сеть» - зарегистрированная торговая марка. Данной торговой маркой юридически владеет фирма ООО «Адипрестиж».

Компания «АДИМАКС» сегодня это четко организованная, клиентоориентированная, оптово-розничная структура с возможностью предоставления маркетинговых, технических, сервисных, транспортных услуг и услуг обучения персонала.

Клиентская база – более 600 розничных магазинов по всей территории РБ. [19]

Компания «АДИМАКС» является эксклюзивным дистрибьютором продукции всемирно известного испанского бренда. VES (вес) – это европейское качество по доступным ценам. В 1992 году на рынок климатического оборудования Испании вышла фирма VES. Качество и популярность фирмы послужило поводом для расширения рынков сбыта, были также разработаны новые товарные линейки.

Сегодня VES почетный гость на самых авторитетных выставках по всему миру. Основной принцип стратегии развития при производстве бытовой техники VES (вес): от функциональности к дизайну.


Мы всегда радуемся, когда желания исполняются. А еще приятнее не ждать, пока они исполнятся, а создавать радостные моменты своими руками. Было бы желание, а остальное - дело техники. Простой, удобной и продуманной - такой, как техника VES Electric. [19]

Продукция бытовой техники под этой маркой в последние годы зарекомендовала себя в странах Европы, как функциональная, качественная и надежная. Фирма предлагает под этим брэндом широкий ассортимент сертифицированных товаров бытовой техники хорошего качества, в недорогом ценовом диапазоне с поддержкой гарантийных обязательств.

Указанная торговая марка имеет правовую охрану в Республике Беларусь в соответствии с международными соглашениями нашей страны (международная регистрация № 1028529) и не имеет ничего общего с марками «OPTV FIRST Family» и «TZS FIRST Austria», товары которых присутствуют сегодня на рынке РБ. [19]

Основной целью создания фирмы ООО «Адипрестиж» является удовлетворение общественных потребностей и получение прибыли.

Предприятие ведет оперативный бухгалтерский и статистический учет и отчетность в порядке, установленном действующим законодательством.

Основными задачами являются: удовлетворение потребностей населения с учетом изменения спроса, улучшения качества продукции, расширение масштабов деятельности. [19]

Высшим органом управления является общее собрание учредителей, к исключительной компетенции которого относится:

- изменение устава фирмы и изменение размера уставного капитала;

- выбор генерального директора и принятие решения о досрочном прекращении его полномочий, а также определение круга представленных ему полномочий;

- решение о реорганизации и ликвидации фирмы;

- избрание ревизионной комиссии. [16, с. 26-29]

К функциям генерального директора, как высшего руководителя организации можно отнести:

- осуществление оперативного руководства деятельностью фирмы;

- представление интересов фирмы во всех учреждениях, предприятиях, организациях, в деловых отношениях с юридическими лицами;

- распоряжение имуществом и средствами фирмы в соответствии с полномочиями, предоставленными ему уставом, решением общего собрания учредителей;

- заключение договоров, соглашений, контрактов и иных юридических сделок от имени фирмы;

- издание приказов и распоряжений в пределах своей компетенции;

- исполнение других функции для обеспечения нормальной деятельности фирмы. [10]

Непосредственно генеральному директору подчиняются:


1. заместитель, которому он вправе передать свои полномочия;

2. бухгалтерия – занимается учетом всех доходов и расходов фирмы, регулирует отношения с налоговой инспекцией, занимается расчетами с поставщиками, потребителями, с персоналом по оплате труда и выполняет другие функции, связанные со сбором, регистрацией и обобщением информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах фирмы, и их движении. Любая организация представляет собой технико-экономическую и социальную систему, которой всегда присуща организационная структура. [10]. Представим ее относительно рассматриваемого предприятия на рисунке 9.

Генеральный директор

Рисунок 9 – Организационная структура ООО «Адипрестиж»

Таким образом организационная структура фирмы представляет собой упорядоченную совокупность взаимосвязи элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях и обеспечивает функционирование и развитие организации как единого целого. [16, с. 26-29]

На структуру организации (ее тип) оказывают влияние следующие факторы:

1. Объект управления;

2. Цель управления анализируемого предприятия – построение работы, функционирования организации для дальнейшей работы на перспективу для получения прибыли и закрепления нужного места на рынке;

3. Масштаб деятельности;

4. Трудоемкость функций – у анализируемого предприятия в отношении функций управления не возникает никаких сложностей, все функции четко распределены и хорошо налажена их реализация;

5. Технология управления – нет каких-либо сложных технологий;

6. Стиль управления – управление осуществляет генеральный директор, которому присущ либеральный стиль руководства. [10]

Одной из главных задач управления является установление целей, ради достижения которых формируется, функционирует и развивается организация как целостная система. Новые предприятия начинают свой жизненный цикл со стадии создания, на которой, прежде всего, определяются цели и задачи организации. Для целей предприятия характерны следующие черты и свойства: четкая ориентация на определенный интервал времени; конкретность и измеримость; непротиворечивость и согласованность с другими целями и ресурсами; адресность и контролируемость. [10]

Как правило, организации ставят и реализуют не одну, а несколько целей, которые важны для их функционирования и развития.

Существует несколько вариантов классификации целей, которые позволяют конкретизировать задачу и использовать соответствующие механизмы и методы, наработанные для разных групп целей. [16, с. 26-29] В качестве удобного и апробированного на практике инструмента можно использовать построение целевой модели в виде древовидного графа-дерева целей. Представим его на рисунке 10.


Рисунок 10 - Дерево целей

2.2. Анализ качества и эффективности структуры управления производством на примере ООО «Адипрестиж»

Эффективность системы управления производством во многом определяется степенью реализации ее организационных резервов — понятие, которое относится как к структуре, так и к процессу управления на любой ступени и в любом звене управляющей системы. Особенность этих резервов состоит в том, что их использование не требует значительных капитальных затрат и дает реальный эффект. Эти резервы можно учесть при построении и совершенствовании организационных структур управления. [14, с. 51-52]

Для определения качества и эффективности менеджмента на предприятии, а также с целью достоверности полученных результатов в ходе проведения анализа, необходимо сформировать систему объективных показателей. Она представляет собой две группы показателей: первая группа показателей - определяют состояние и эффективность структуры управления. К ним относятся: показатели качества и эффективности управляющей структуры и показатели внутренней эффективности предприятия. [14, с. 52-53]

Прежде всего, можно выделить группу показателей, позволяющих проанализировать качество и эффективность конкретной системы управления, данным предприятием.

По определению система управления (менеджмента) - это совокупность всех элементов, подсистем и коммуникаций между ними, а также процессов, обеспечивающих целенаправленное функционирование предприятия. Система управления должна быть согласована с системой производства, которая является управляемой подсистемой, следовательно, система управления предприятием имеет соответствующую организационную структуру с помощью которой осуществляется процесс управления. [9, с. 261-269]

Иными словами, организационная структура - это схема взаимодействия должностей, функций и подчиненностей. Таким образом, анализ организационной структуры предполагает анализ иерархической и функциональной структур управления, оценку пропорциональности подразделений и уровней управления. [9, с. 261-269]

Объектами анализа иерархической структуры управления являются: состав и количество уровней в аппарате управления; соответствие между масштабами производства и возможностью управления им; степень ответственности и правомочности каждого руководителя в принятии и обеспечении реализации конкретного круга решений. [9, с. 264-269]