Файл: Построение организационных структур (Организационные структуры: понятие и сущность).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 113

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

По степени нормирования затрат выделяют: учет фактических затрат и учет стандартных затрат. Оперативность затрат - один из критериев дееспособности системы, ориентированной на повышение эффективности.

Учет фактических (прошлых) затрат заключается в формировании расходов и прибыли, для определения фактической первоначальной стоимости и прибыли от реализации единицы продукции. [17, с.56-58]

Учет стандартных затрат включает: разработку стандартов по расходам с приобретением и использованием материалов, главных фондов, затрат усилий, накладных расходов, составлению калькуляции первоначальной стоимости по нормативным затратам и учета фактических затрат с выделением отклонений от нормативов и смет.

В мировой практике такая система называется стандарт-кост. Она ориентирована на оперативность контроля за развитием образования первоначальной стоимости при потребности регулирования ее процесса. [17, с.59-64]

Любое предприятие имеет свою организационную структуру, которая определяется взаимодействием и наличием ее подразделений. Подразделения выполняют разные функции и могут иметь разное наименование: цеха, секции, отделы, службы, департаменты, отделения и т.п. Их возглавляют руководители (менеджеры, заведующие), которые отвечают за работу таких подразделений. В практике компаний, работающих в условиях рынка, наметились следующие подходы к построению аналитических счетов управленческого учета:

- по центрам появления затрат;

- по центрам ответственности за затраты, которые появляются;

- по центрам рентабельности производства отдельно взятого продукта.

Построение учета затрат согласно с организационной структурой позволяет связать деятельность каждого подразделения с ответственностью определенных лиц (рабочих, мастеров, бригадиров, руководителей участков и т.п.), оценить результаты каждого подразделения и определить их вклад в общие результаты деятельности предприятия. [17, с.64-68]

Центры появления затрат - некоторые структурные подразделения предприятия, в которых возможно организовать нормирование, планирование и учет издержек производства с целью наблюдения, контроля и управления затратами производственных ресурсов, и оценки их эксплуатации.

Система учета, в которой предусмотрено составление отчетов по данным сравнения сметных (стандартных) показателей с фактическими, называют учетом по центру ответственности. Любое отделение, возглавляемый менеджером, называется центром ответственности. [17, с.64-68]


Центр рентабельности и производства отдельно взятого продукта - разновидность центров ответственности, в которых доход является денежным выражением изготовленной продукции, расходы - денежное выражение использованных ресурсов, а прибыль - разница между доходом и расходами.

Основными предпосылками образования и организации учета по центрам затрат, ответственности и рентабельности является четкое распределение расходов на зависящие от функций какого-либо центра, постоянные и переменные, прямые затраты от величины которых максимально зависит доходность каждого изделия; калькуляция первоначальной стоимости с полным распределением затрат на уровне предприятия; отклонения в учете 3-х элементов затрат - материальных, трудовых и накладных, планирование прибыли и контроль за расходами. [17, с.68-69]

1.2. Принципы построения организационных структур управления

Для системы управления предприятием в равной степени важны задачи обеспечения эффективной деятельности в относительно детерминированных условиях, когда прогнозировать развитие дела можно с высокой степенью определенности и задач, возникающих в условиях неожиданных или существенных изменений рыночной среды, когда требуются энергичные меры по приспособлению предприятия к этим изменениям. [12, с.4-9]

Построение организационной структуры предприятий базируется на объективно необходимом принципе - нижестоящий орган подчиняется и подотчетен вышестоящему органу. Степень такого подчинения может существенно варьироваться в зависимости от принятого на предприятии членения управления на уровни. Количество уровней определяется реальным содержанием, степенью сложности производственной деятельности. Многоступенчатый характер органов управления имеют крупные и многие средние предприятия. [4, с.7-9]

Как уже указывалось выше, обязательной, одинаковой для всех случаев организационной структуры предприятия не существует. Конкретные условия (в том числе и масштабы предпринимательской деятельности) диктуют определенные решения. Разнообразные виды организационных структур и их различия представлены в приложениях 1 и 2.

В общем виде организационная структура управления должна соответствовать целевому назначению системы и функциональной структуре, предназначенной для ее реализации, но с развитием производительных сил и производственных отношений изменяются цели и содержание функций, появляются новые, поэтому необходимы периодический анализ и корректировка (рационализация) организационной структуры управления адекватно изменившимся целям и функциям с учетом таких факторов, как: [4, с.9-10]


- степень удовлетворения спроса в производимых товарах и услугах;

- соответствие числа структурных органов управления и их размеров объему работ по реализации соответствующих функций управления;

- уровень рационального разделения и кооперирования управленческого труда, т.е. рационального состава подразделений, отделов и исполнителей в организационной структуре;

- степень специализации выполнения узкого круга функций каждым органом управления;

- наличие минимально возможного числа уровней (ступеней) управления в структурном построении системы управления;

- отсутствие звеньев управления, не формирующих и не перерабатывающих информацию, а только лишь транслирующих ее сверху вниз, снизу-вверх или по горизонтали;

- отсутствие органов управления с двойным служебным подчинением;

- способность структуры быстро перестраиваться и совершенствоваться при изменении целей, задач, предпосылок их функционирования. [13]

Элементами структуры управления являются: работник управления — человек, выполняющий определенную функцию управления; орган управления — группа работников, связанных определенными отношениями, состоящая из первичных групп; первичная группа — коллектив работников управления, у которого есть общий руководитель, но нет подчиненных. [13]

Структура управления характеризуется наличием связей между ее элементами. Горизонтальные связи носят характер согласования и являются, как правило, одноуровневыми. Вертикальные связи — связи подчинения, возникают при наличии нескольких уровней управления. Вертикальные связи могут носить линейный и функциональный характер. Линейные связи означают подчинение линейным руководителям, т.е. по всем вопросам управления. Функциональные имеют место при подчинении по определенной группе проблем функциональному руководителю. [13]

Важнейшими требованиями, которым должны удовлетворять организационные структуры управления, являются: возможно меньшее число ступеней иерархической лестницы, разумная гибкость, минимум затрат времени на принятие и реализацию обоснованных решений. При этом необходимы: обеспечение адекватности организационной структуры управления внутренней структуре объекта управления; определение состава, содержания и объема функций, которые должны реализоваться в данной системе; подготовка положений о каждом структурном подразделении; установление критериев эффективности работы аппарата управления, его структурных подразделений и отдельных работников. [7]


«Структура управления организацией», или «организационная структура управления» (ОСУ) - одно из ключевых понятий менеджмента, тесно связанное с целями, функциями, процессом управления, работой менеджеров и распределением между ними полномочий. В рамках этой структуры протекает весь управленческий процесс (движение потоков информации и принятие управленческих решений), в котором участвуют менеджеры всех уровней, категорий и профессиональной специализации. Структуру можно сравнить с каркасом здания управленческой системы, построенным для того, чтобы все протекающие в ней процессы осуществлялись своевременно и качественно. Отсюда то внимание, которое руководители организаций уделяют принципам и методам построения структур управления, выбору их типов и видов, изучению тенденций изменения и оценкам соответствия задачам организаций. [7]

Под структурой управления понимается упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого. ОСУ определяется также как форма разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой осуществляется процесс управления по соответствующим функциям, направленным на решение поставленных задач и достижение намеченных целей. [7]

С этих позиций структура управления представляется в виде системы оптимального распределения функциональных обязанностей, прав и ответственности, порядка и форм взаимодействия между входящими в ее состав органами управления и работающими в них людьми. [13]

Ключевыми понятиями структур управления являются элементы, связи (отношения), уровни и полномочия. Элементами ОСУ могут быть как отдельные работники (руководители, специалисты, служащие), так и службы либо органы аппарата управления, в которых занято то или иное количество специалистов, выполняющих определенные функциональные обязанности. Есть два направления специализации элементов ОСУ: а) в зависимости от состава структурных подразделений организации вычленяются звенья структуры управления, осуществляющие маркетинг, менеджмент производства, научно-технического прогресса и т.п.; б) исходя из характера общих функций, выполняемых в процессе управления, формируются органы, занимающиеся планированием, организующие производство, труд и управление, контролирующие все процессы в организации. [13]

К структуре управления предъявляется множество требований, отражающих ее ключевое для менеджмента значение. Они учитываются в принципах формирования ОСУ, разработке которых было посвящено немало работ отечественных авторов в дореформенный период. Главные из этих принципов могут быть сформулированы следующим образом. [2, с.136-137]


1. Организационная структура управления должна прежде всего отражать цели и задачи организации, а, следовательно, быть подчиненной производству и его потребностям.

2. Следует предусматривать оптимальное разделение труда между органами управления и отдельными работниками, обеспечивающее творческий характер работы и нормальную нагрузку, а также надлежащую специализацию.

3. Формирование структуры управления надлежит связывать с определением полномочий и ответственности каждого работника и органа управления, с установлением системы вертикальных и горизонтальных связей между ними.

4. Между функциями и обязанностями, с одной стороны, и полномочиями, и ответственностью с другой, необходимо поддерживать соответствие, нарушение которого приводит к дисфункции системы управления в целом. [9, с.112-114]

5. Организационная структура управления призвана быть адекватной социально-культурной среде организации, оказывающей существенное влияние на решения относительно уровня централизации и детализации, распределения полномочий и ответственности, степени самостоятельности и масштабов контроля руководителей и менеджеров. Практически это означает, что попытки слепо копировать структуры управления, успешно функционирующие в других социально-культурных условиях, не гарантируют желаемого результата. [7]

Понятие организационной структуры тесно связано с такими понятиями, как соотношение ответственности и полномочий, централизация и децентрализация, ответственность и контроль, нормы управляемости, организационная политика фирмы, модели и проектирование организационных структур. Организационная структура управления опирается на основные принципы управления:

- принцип иерархичности уровней управления — каждый нижестоящий уровень контролируется вышестоящим и подчиняется ему;

- принцип целеполагания — ОСУ должна прежде всего отражать цели и задачи организации, а, следовательно, быть подчиненной производству товаров или услуг;

- принцип соответствия — в ОСУ должен реализовываться принцип соответствия полномочий и ответственности работников, с одной стороны, и квалификации, и уровня культуры — с другой (именно с помощью ОСУ реализуется система ответственности и полномочий); [11]

- принцип разделения труда — ОСУ должна обеспечить оптимальное разделение труда между органами управления и объемом их полномочий;

- принцип ограничения полномочий — полномочия руководителей ограничиваются миссией и целями организации, факторами внешней среды, уровнем культуры, традициями и нормами;