Файл: Отчет о прохождении производственной практики (тип научноисследовательская работа).docx
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 253
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Конкурентоспособность в области кредитных банковских услуг имеет определенную специфику, и некоторые важные детали подлежат отдельному рассмотрению. В первую очередь эффективность и, как следствие, конкурентоспособность банка характеризует достаточность капитала.
В современных условиях на рынке действует большое количество фирм, которые фальсифицируют свою финансовую отчетность, поэтому особое внимание государственными органами уделяется капиталу банка (в частности отношение капитала 1 уровня к капиталу 2 уровня).
Специфика банковской деятельности также заключается в сильной зависимости от репутации и имиджа. Эта особенность обоснована тем, что кредитные и финансовые операции неразрывно связаны с рисками различного уровня, и, естественно, клиент захочет доверить свои денежные средства агенту, который зарекомендовал себя надежным и безопасным. Следовательно, мы можем отнести к одним из факторов конкурентоспособности банка его рейтинг по надежности и рейтинг доверия среди потенциальных и настоящих клиентов [8, с.21].
Репутация. Такой фактор является неосязаемым, но вместе с тем очень важным. Учитывая специфику рынка финансовых и кредитных операций, которые постоянно напрямую связаны с большим количеством рисков различного рода, репутация является важным фактором конкурентоспособности банка наряду с финансовой устойчивостью. Репутация может быть определена различными способами. Например, существует такой показатель, как «гудвилл», т.е. нематериальное благо, которое представляет собой оценку деятельности субъекта. Гудвилл рассчитывается как превышение стоимости покупки компании над стоимостью его чистых активов на момент покупки. Также способом определения репутации банка могут быть различные рейтинги и оценки как от экспертов, так и от потребителей [8, с.22].
Экономия, которая обусловлена ростом масштаба производства. Крупные начальные вложения, направленные на поддержку инфраструктуры информационных и цифровых технологий и поиск альтернативных решений для ряда однотипных проблем помогают стандартизировать и упростить многие процессы внутри компании (в том числе для клиента) и, как следствие, минимизировать издержки.
Экономия, которая обусловлена широким спектром услуг. Синергетический эффект можно обеспечить с помощью сбора и обработки информации о клиенте и его потенциальных потребностях, которые могут быть удовлетворены с помощью организации, в которой он уже обслуживается. Эффективность управления такой информацией можно максимизировать с помощью создания специальных баз данных, которые будут подлежать обязательной обработке [32, с.283].
Важно подчеркнуть, что достаточно часто конкурентоспособность банка отождествляют с его финансовой устойчивостью, т.к. последняя является важнейшим показателем результативности и качества его деятельности. Однако не стоит забывать о подходе, при котором финансовая устойчивость банка – один из элементов конкурентоспособности банка и рассматривается в комплексе.
Любой из рассмотренных факторов конкурентоспособности банка может стать его конкурентным преимуществом. Рассмотрев факторы внешнего окружения и внутренней среды, можно утверждать, что конкурентоспособность организации представляет собой совокупность, с одной стороны, характеристик самого коммерческого банка, а с другой, характеристик внешних факторов, влияющих на него. Уровень конкурентоспособности банка определяет его способность эффективно функционировать на современном рынке банковских услуг и в текущих экономических, политических и социальных условиях.
Методы оценки конкурентоспособности коммерческого банка
В экономической литературе излагаются разные методологические подходы к оценке конкурентоспособности коммерческих банков. Больше всего они базируются на методиках оценки состояния коммерческого банка, прежде всего финансового, или его деятельности, как устойчивость и надежность, достаточно полно описанных в специальных источниках. Такие методики различаются по источникам получения информации, охвату направленности банковской деятельности и учету ее среды, виду используемых показателей, инструментарию построения, технология расчета
Алгоритм поэтапной оценки, позволяющий оценить уровень конкурентоспособности банков, который может быть так же использован для оценки конкурентоспособности отдельно взятого коммерческого банка, в том числе и в динамике, предложен Ю.В. Разумовой (рис.1).
Возможная реакция коммерческих банков на возникновение фактора
Возможное проявление фактора
Рис.1. Алгоритм оценки конкурентоспособности коммерческих банков по методике Ю. В. Разумовой [28, с.230]
Достоинствами данного метода оценки конкурентоспособности коммерческих банков являются четко сформулированные этапы оценки развития конкурентной среды, рекомендованы апробированные методы оценки показателей и тенденций на каждом этапе, а также рекомендован доступный для широкого круга лиц источник информации и сгруппирован набор показателей для анализа, что упрощает ее применение.
Кроме того, данный алгоритм может быть использован для любого отдельно взятого коммерческого банка для выявления текущего положения на рынке, факторов способных повлиять на деятельность коммерческого банка, а также внутренних возможностей для разработки и реализации стратегии по поддержке или повышению его конкурентоспособности.
В настоящее время методы оценки интегральной конкурентоспособности особенно популярны, поскольку конкурентоспособность банка является интегральной характеристикой, состоящей из множества параметров, в том числе финансовых показателей.
Необходимость формирования интегральных оценок конкурентоспособности кредитной организации возникает в связи с тем, что частные показатели, описывающие определенные явления, не позволяют получить комплексное представление об уровне развития и позициях, занимаемых коммерческим банком.
Другой причиной необходимости формирования интегральных оценок является желание понять процессы, происходящие в кредитной организации, и их причины. Только анализируя совокупность частных показателей, можно выявить причины роста или снижения ресурсной базы, уровня доходности активов, доходности и финансового положения коммерческого банка. Отечественные ученые предлагают ряд различных методик, основные из которых базируются на интегральной оценке конкурентоспособности банка.
В частности, методика С. А. Черновой, М. Ю. Алиевой, предлагают построение интегральной оценки на основе показателей конкурентоспособности банковских услуг, места банка на рынке банковских услуги и возможности банка по удержанию позиций на рынке (рис.2).
Система показателей
Рис.2. Структурно-логическая схема формирования критериев и показателей конкурентоспособности коммерческого банка по методике С. А. Черновой и М. Ю. Алиевой [35, с.95]
Особенностью данной методики является использование комбинации методов многомерного сравнительного анализа, методов качественной статистики и методов агрегирования показателей для оценки конкурентоспособности банков.
Другим методом интегральной оценки конкурентоспособности банка является авторская методика, предложенная Н. Н. Куницыной и В.С. Краюшкиным. Условно пошаговые элементы предлагаемой методики оценки конкурентоспособности коммерческого банка представлены на рисунке 3.
Рис.3. Методика интегральной оценки конкурентоспособности коммерческого банка Н. Н. Куницыной и В.С. Краюшкина [17, с.304]
Анализируя рассмотренные методы, можно сделать вывод, что не существует идеального способа оценки конкурентоспособности, у каждого есть свои достоинства и недостатки, каждый из методов учитывает одни факторы и не учитывает другие. Большее количество методик основано на труднодоступной информации, вызывает сложности в расчетах показателей либо недоступно для изучения.
Таким образом, каждая кредитная организация выбирает свой способ для анализа, либо выбирает совокупность методов оценки конкурентоспособности, для более точного определения уровня экономической безопасности банка.
Однако из вышеперечисленных методов конкурентоспособности, по нашему мнению, наиболее эффективным является метод, предложенный Н. Н. Куницыной и В.С. Краюшкиным, который позволит оценить как стратегическую позицию банка на рынке, так и уровень экономической безопасности, выявить основные угрозы и риски в деятельности кредитной организации и в результате разработать меры, направленные по повышение конкурентоспособности банка.
Заключение
На основании рассмотренного теоретического материала по исследованию теоретических аспектов финансовой устойчивости предприятия, ее оценки и методов управления было установлено, что сегодня эффективность финансово-банковской системы представляется одним из важнейших путей обеспечения не только международной конкурентоспособности, но и экономической безопасности страны. Конкуренция на финансовом рынке представляет собой динамичный процесс соперничества субъектов конкуренции, которые оказывают схожие или взаимозаменяемые финансовые услуги и стремятся обеспечить себе прочное положение на рынке, характеризующееся высокой отдачей на капитал в обозримом будущем
По результатам обобщения литературных источников и синтеза наиболее характерных особенностей конкурентоспособности субъектов конкурентной борьбы можно дать следующее определение категории «конкурентоспособность банка»: это комплексная сравнительная характеристика банка, которая определяется его имеющимся конкурентным потенциалом для реализации имеющихся и создания новых конкурентных преимуществ, что позволяет обеспечить ведущую конкурентную позицию на рынке банковских услуг в условиях конкурентной борьбы. В данном определении как основные составляющие элементы конкурентоспособности определены конкурентный потенциал, конкурентные преимущества и конкурентная позиция, что позволит обосновать аналитический инструментарий оценки конкурентоспособности банка и обеспечить адаптацию банковского учреждения до изменения условий функционирования вследствие усиления конкурентной борьбы на рынке банковских услуг путем реализации соответствующих конкурентных стратегий.
Основными факторами, оказывающими влияние на состояние конкурентной среды на российском финансовом рынке, являются имидж коммерческого банка; рыночная доля коммерческого банка; стабильность финансово-экономического положения коммерческого банка на рынке; маркетинговая деятельность (реклама, глубина исследований); политика организации во внешней предпринимательской среде, а также потребительские характеристики самой банковской услуги (банковского продукта). Под конкурентоспособностью банковского продукта (услуги) понимают его потребительскую характеристику, которая отражает степень ее соответствия общественной потребности с точки зрения затрат на ее удовлетворение.
Анализ методик оценки конкурентоспособности коммерческого банка выявил, что не существует идеального способа оценки конкурентоспособности, у каждого есть свои достоинства и недостатки, каждый из методов учитывает одни факторы и не учитывает другие. Одной из эффективных методик является методика, предложенная Н. Н. Куницыной и В.С. Краюшкиным, которая позволит оценить как стратегическую позицию банка на рынке, так и уровень его экономической безопасности. Данная методика будет использована в дальнейшем для написания выпускной квалификационной работы.
Список использованных источников
-
Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Справочно-правовая система Консультант Плюс -
Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 (ред. от 14.07.2022) «О банках и банковской деятельности» -
Указ Президента РФ от 21.12.2017 N 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции» -
Инструкция Банка России от 06.12.2017 N 183-И (ред. от 22.04.2020) «Об обязательных нормативах банков с базовой лицензией» -
Указание Банка России от 03.04.2017 N 4336-У (ред. от 27.11.2018) «Об оценке экономического положения банков» -
Указание Банка России от 11.06.2014 N 3277-У (ред. от 26.12.2017) «О методиках оценки финансовой устойчивости банка в целях признания ее достаточной для участия в системе страхования вкладов» -
Балашова Р. И. Генезис сущности конкурентоспособности предприятия // Менеджер. – 2019. – №2 (80). – С.159-169. -
Блинов А.О. Имидж организации как фактор ее конкурентоспособности /A.О. Блинов, В.Я. Захаров // Менеджмент в России и за рубежом. – 2020. – № 4. – С.20-22. -
Блынду О. В. Факторы, формирующие имидж банка // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – Т. 18. – С. 15-19. -
Болдырева Н. П. Теория оценки конкурентоспособности: учебное пособие / Н. П. Болдырева, Н. В. Болдырева. - 2-е изд., стер. – М.: ФЛИНТА, 2019. - 146 с. -
Вешкин Ю. Г. Экономический анализ деятельности коммерческого банка: учебное пособие / Ю. Г. Вешкин, Г. Л. Авагян. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2020. – 432 с. -
Герасимова Е. Б. Финансовый анализ. Управление финансовыми операциями: учебное пособие / Е. Б. Герасимова, Д. В. Редин. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2021. – 192 с. -
Головачев А. С. Конкурентоспособность организации: учеб. пособие / А. С. Головачев. – Минск: Выш. шк., 2022. – 319 с. -
Еремеева Н. В. Конкурентоспособность товаров и услуг: учебник и практикум для вузов / Н. В. Еремеева. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2022. – 242 с. -
Жоламанова М. Т., Изимова С. А. Современные методы оценки конкурентоспособности коммерческого банка. [Электронный ресурс]//Молодой ученый. – 2020. – №10. – С. 226-232. -
Краюшкин В. С. Управление конкурентоспособностью коммерческого банка: автореф. дис. канд. экон. наук: 08.00.10 / Краюшкин Владислав Сергеевич. − Ставрополь, 2019. – 26 с. -
Куницына Н.Н., Краюшкин В.С. Разработка методики интегральной оценки конкурентоспособности коммерческого банка // Мир науки, культуры, образования. – 2019. – №3. – С. 303-306. -
Куприянова Л. М. Финансовый анализ: учебное пособие / Л.М. Куприянова. – М.: ИНФРА-М, 2021. – 157 с. -
Ламбен Ж.-Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок. Стратегический и операционный маркетинг / Ж.-Ж. Ламбен; пер. с англ. – СПб.: Питер, 2021. – 625 с. -
Лифиц И. М. Конкурентоспособность товаров и услуг: учеб. пособие для академического бакалавриата / И. М. Лифиц. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2018. – 392 с. -
Лукаш Ю. А. Маркетинг как составляющая обеспечения конкурентоспособности: учебное пособие / Ю. А. Лукаш. – М.: Флинта, 2022. - 125 с. -
Мануйленко В. В. Модели оценки экономического капитала коммерческого банка: монография / В. В. Мануйленко. – М.: Финансы и Статистика, 2021. – 264 с. -
Мануйленко В. В. Система оценки достаточности капитала коммерческого банка: монография / В. В. Мануйленко, Н. Н. Куницына. - М.: Финансы и Статистика, 2021. – 319 с. -
Маракулин М.В. Управление компромиссами как фактор конкурентоспособности компании / М.В. Маракулин // Менеджмент в России и за рубежом. – 2019. – № 4. – С. 25-31. -
Методики оценки конкурентоспособности коммерческого банка: российский и зарубежный опыт [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/metodiki-otsenki-konkurentosposobnosti-kommercheskogo-banka-rossiyskiy-i-zarubezhnyy-opyt -
Пасечникова Л. В. К вопросу об эффективности деятельности регионального банка (на примере АО «БАНК ОРЕНБУРГ»): монография / Л. В. Пасечникова, И. В. Зенченко, О. В. Киселева. – 2-е изд., стер. – М.: Флинта, 2022. – 198 с. -
Портер М. Е. Конкурентная стратегия: методика анализа отраслей и конкурентов: учебно-практическое пособие / М. Е. Портер. – 7-е изд. – М.: Альпина Паблишер, 2019. – 453 с -
Разумова Ю.В., Пикула Е.И., Волочаева А.Ю. Конкурентоспособность региональных коммерческих банков: обоснование исследовательских вопросов // Фундаментальные исследования. – 2020. – № 9-1. – С. 228-236. -
Рожнова А. В. Анализ определения конкурентоспособности предпринимательских структур // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – Т. 39. – С. 3286–3290. -
Румянцева Е. Е. Экономический анализ: учебник и практикум для вузов / Е. Е. Румянцева. – М.: Юрайт, 2021. – 381 с. -
Толпегина О. А. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учебник и практикум для вузов / О. А. Толпегина. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2022. – 610 с. -
Управление конкурентоспособностью: учебник для вузов / Е. А. Горбашко [и др.]; под редакцией Е. А. Горбашко, И. А. Максимцева. – 2-е изд. – М.: Юрайт, 2022. – 407 с. -
Фомичев В. И. Управление качеством и конкурентоспособностью: учебник для вузов / В. И. Фомичев. – М.: Юрайт, 2022. – 156 с. -
Царев В.В. Оценка конкурентоспособности предприятий (организаций). Теория и методология: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления / В.В. Царев, А.А. Кантарович, В.В. Черныш. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2020. – 799 с. -
Чернова С. А., Алиева М. Ю. Методические подходы к оценке конкурентоспособности региональных коммерческих банков // Известия Уральского государственного экономического университета. – 2021. – №1. – С.89-99. -
Шелкунова Т. Г., Гаглоева К. А. Банковская конкуренция и конкурентоспособность: сущность, понятие, специфика // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). – СПб.: Заневская площадь, 2020. – С. 141-145 -
Шершнева Е. Г. Диагностика финансового состояния коммерческого банка: учеб. пособие. Екатеринбург. ун-та, 2019. – 88 с. -
Эзрох Ю. С. Методические основы конкурентоспособности коммерческого банка: автореф. дис. канд. экон. наук: 08.00.10 / Эзрох Юрий Семенович; Новосибирск: 2020. – 32 с.