Файл: Отчет о прохождении производственной практики (тип научноисследовательская работа).docx
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 259
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая организация высшего образования
«МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра экономики и управления
ОТЧЕТ
о прохождении производственной практики
(тип: научно-исследовательская работа)
Наименование профильной организации: | Газпромбанк» (Акционерное общество); филиал «Уральский», операционный офис 026/2089 |
Срок прохождения практики: | с «27» июня 2022г. по «10» июля 2022 г.. |
Руководитель практики: | __ _______________ (от профильной организации, ФИО полностью, подпись) |
Руководитель практики: | _____ (от ВУЗа, ФИО полностью, подпись) |
Студент группы: | ММ19Э171 |
Курс, форма обучения: | 3 курс, _заочная__ форма |
Направление подготовки: | 38.03.01 Экономика |
__________________________________________
(ФИО студента; подпись)
Дата защиты отчёта: | ____________________________________________ |
Оценка за прохождение практики: | ____________________________________________ |
Москва 2022г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 2
1. Актуальность темы ВКР, цель и задачи, объект, предмет и методы исследования 3
2. Выводы по результатам анализа научной литературы по теме исследования 6
Заключение 23
Список использованных источников 25
Введение
Целью производственной практики (тип: научно-исследовательская работа) выступал сбор необходимых материалов для написания выпускной квалификационной работы.
Для достижения указанной цели во время практики решались следующие задачи:
-
выбрать тему ВКР и проблематику НИР; -
разработать план-содержание научно-исследовательской работы; -
сформулировать цели и задачи исследования; -
сформулировать объект и предмет научного исследования; -
сформулировать актуальность темы исследования; -
изучение научных трудов отечественных и зарубежных авторов в проблемной области экономики, связанной с выбранной темой исследования; -
характеристика степени изученности и разработанности проблемы; -
обоснование и характеристика эмпирической базы исследования; -
отбор и систематизация научной литературы по теме исследования; -
подготовка отчета о НИР.
По результатам практики выбрана актуальная тема ВКР: «Пути повышения конкурентоспособности фирмы (на примере АО «Газпромбанк»)».
Основную часть отчета НИР составляют выводы по результатам анализа отобранной научной литературы по теме исследования.
1. Актуальность темы ВКР, цель и задачи, объект, предмет и методы исследования
Актуальность. Главным механизмом прогресса в условиях рыночной экономики является конкуренция. Именно это условие стимулирует организации к развитию и совершенствованию своего предложения, поскольку от него напрямую зависят такие факторы, как финансовые показатели деятельности, позиция на рынке, репутация среди клиентов и партнеров. Следовательно, мы можем назвать конкуренцию одной из основных причин активной работы над продуктом, предлагаемым потребителю.
Развитие конкуренции во всех сегментах экономики, в том числе на финансовом рынке, является одним из приоритетных ориентиров современной стратегии экономического развития Российской Федерации. Указом Президента Российской Федерации от 21.12.2017 № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции» активное содействие развитию конкуренции определено приоритетным направлением деятельности государства в сфере экономики. Конкуренция является одним из важнейших факторов повышения эффективности рынка, стимулирующим его институты к совершенствованию бизнес-моделей, применению инновационных решений, более полному удовлетворению запросов потребителей
Таким образом, исследование на данную тему является актуальным, так как в такой сфере деятельности, как банковское дело, конкурентоспособность организации становится одним из важнейших вопросов управления, поскольку данный рынок развивается очень динамично.
Степень научной разработанности проблемы. Теоретико-методологические вопросы финансово-кредитного рынка и банковских услуг освещены в работах Н.П. Абаевой, А. Г. Баталова, Г. О. Самойлова, Д. Н. Владиславлева, С. А. Гурьянова, Е. Ф. Жукова, Л. В. Конаковой, Н. Б. Куршаковой, Н. Ю. Попова, Р. Стефенсон, Э. А.Уткина, В. И. Хабарова. Вопросы, посвященные отдельным аспектам повышения конкурентоспособности банков, рассмотрены в трудах И. Андреева, О. И. Лаврушина, С. А. Левина, Ю. С. Масленченкова, Г. О. Самойлова, Е. Н. Смольяниновой, Э. А. Уткина. Изучение работ указанных авторов показало, что в современной научной литературе с разной степенью разработанности освещаются отдельные аспекты обозначенной проблемы повышения конкурентоспособности. Однако важно отметить, что многие исследования повышения конкурентоспособности на финансовом рынке носят устаревший характер, значительно отличающихся от передовых банковских технологий, применяемых современными кредитными учреждениями. Таким образом, некоторые теоретические, методологические и практические вопросы повышения конкурентоспособности
банков остаются недостаточно разработанными
Цель исследования. Целью выпускной квалификационной работы является поиск путей повышения конкурентоспособности фирмы.
Задачи исследования. Поставленная цель определила следующие задачи:
-
исследовать понятие и сущность конкуренции и конкурентоспособности фирмы; -
рассмотреть факторы, влияющие на конкурентоспособность коммерческого банка; -
изучить методы оценки конкурентоспособности коммерческого банка; -
дать организационно-экономическую характеристику коммерческого банка; -
проанализировать экономические показатели, влияющие на конкурентоспособность коммерческого банка; -
провести комплексную оценку конкурентоспособности коммерческого банка; -
разработать мероприятия по повышению конкурентоспособности коммерческого банка и обосновать их экономическую эффективность.
Предмет исследования – конкурентоспособность фирмы – коммерческого банка.
Объект исследования – уровень конкурентоспособности АО «Газпромбанк» (Банка ГПБ (АО)).
Теоретико-методологической базой исследования выступали законодательные и нормативные акты кредитно-банковской сферы, материалы периодической экономической печати и материалы научно-практических конференций, монографические исследования отечественных и зарубежных ученых, творческие разработки научных коллективов по теме исследования.
Эмпирическую базу исследования составили материалы Центрального Банка РФ, официальные отчетные данные исследуемой кредитной организации за 2019-2021 гг.
Методы исследования. Методологической основой исследования выступили экономический анализ, стратегический анализ, наблюдение, сравнение, измерение, анализ
Практическая значимость проведенного исследования заключается в разработке рекомендаций по совершенствованию механизма повышении конкурентоспособности банка.
2. Выводы по результатам анализа научной литературы по теме исследования
Понятие и сущность конкуренции и конкурентоспособности фирмы
Конкуренция – это соперничество фирм, функционирующих на конкретном рынке, которое влияет на ценовую, товарную и сбытовую политику. Она представляет собой состязание между участниками рыночного процесса, нацеленное на получение экономической прибыли. Конкуренция побуждает к эффективным действиям на рынке, вынуждая разрабатывать более широкий ассортимент продуктов и услуг по более привлекательным ценам и лучшего качества, чтобы максимально удовлетворять меняющиеся потребности потребителей.
В тесной взаимосвязи с таким сущностным явлением рыночной экономики как конкуренция находится конкурентоспособность, то есть способность организации осуществлять конкурентную борьбу с другими экономическими субъектами. Понятию конкурентоспособности авторы уделяют достаточно много внимания, по этой причине можно найти целое множество определений данного явления (табл.1).
Таблица 1
Определения понятия «конкурентоспособность»
Автор | Определение |
1 | 2 |
Р. И. Балашова [7, с.159] | Возможность предприятия конкурировать на рынке с производителями и продавцами аналогичных товаров посредством обеспечения ряда характеристик товара |
A.О. Блинов, B. Я. Захаров [8, с.20] | Под конкурентоспособностью понимается способность создать такое превосходство над конкурентами, которое позволяет достичь поставленных целей |
А. С. Головачев [13, с.19] | Конкурентоспособность организации – умение организации проектировать, производить и реализовать на рынке товар (услугу) наиболее успешно и полно по сравнению с предприятием-конкурентом, удовлетворяя потребности рынка и обеспечивая получение прибыли, расширенное воспроизводство, экономическое и социальное развитие. |
Продолжение таблицы 1
1 | 2 |
Н.П. Болдырева [10, с.12] | Конкурентоспособность – это способность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами в условиях конкретного рынка |
М. Портер [27, с.18] | Конкурентоспособность – свойство товара, услуги, субъекта рыночных отношений выступать на рынке наравне с присутствующими там аналогичными товарами, услугами или конкурирующими субъектами рыночных отношений |
А. В. Рожнова [29, с.3286] | Совокупность элементов, характеризующих положение компании во внешней среде, преобразующихся в конкурентные преимущества, что позволяет занимать лидирующие позиции на рынке, повышать уровень прибыльности и достигать целей |
В.В. Царев, А.А. Кантарович, В.В. Черныш [34, с.22] | Обобщающий итоговый показатель устойчивой работы компании, который включает в себя результаты деятельности самых разных производственных, вспомогательных и управленческих подразделений, подсистем и привлеченных ресурсов |
Рассмотренные выше определения конкурентоспособности толкуются по-разному, но означают одно и то же. Однако наиболее емким и отражающим суть конкуренции, на наш взгляд, является следующее определение: конкуренция – это борьба независимых друг от друга экономических субъектов за ограниченные экономические ресурсы. Это экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворяя разные потребности покупателей.
Заметим, что многие авторы смешивают категории конкурентоспособности различных уровней, что является недопустимостью, в частности конкурентоспособности продукции (товаров, работ, услуг) и предприятия. Под конкурентоспособностью продукции следует понимать свойство продукции (товара, работы, услуги), характеризующееся степенью соответствия стоимости потребления (то есть цены потребления, и эксплуатации в процессе производственного или личного потребления) потребительной стоимости (полезности для потребителя) [10, с.23]. Основными причинами недопустимости сведение конкурентоспособности предприятия к конкурентоспособности его продукции являются:
-
различие в продолжительности жизненного цикла предприятие и производимой им продукции. Жизненный цикл предприятия, как правило, является более продолжительным, то есть за период его функционирования может смениться несколько поколений продукции. Вместе с тем порой жизненный цикл продукции значительно превышает период деятельности предприятия (например, в случае банкротства и реорганизации компании); -
оценка конкурентоспособности предприятия охватывает всю номенклатуру (ассортимент) продукции, а конкурентоспособность продукции относится к каждому конкретному ее виду. То есть конкурентные преимущества предприятия обеспечиваются не столько конкурентоспособностью отдельных видов его продукции, сколько их оптимальным сочетанием [10, с.24].
Конкурентоспособность предприятия (фирмы) относится к субъекту конкурентоспособности более высокого уровня и как следствие является более емким понятием, то есть включает большее количество анализируемых параметров. По мнению Н. В. Еремеевой, многообразие существующих подходов к данному понятию объясняется разнонаправленностью целей исследования, способов и уровней исследования, спецификой условий анализа конкурентоспособности и т. д. [14, с.20].
Обобщая вышеперечисленные тезисы, мы можем сказать, что наиболее успешными участниками рынка, то есть более конкурентоспособными будут являться те, чье предложение будет наиболее выгодным для потребителя, а также актуальным с точки зрения технологий и современных тенденций в данной сфере.