Файл: Особенности маркетинга в различных сферах экономической деятельности (теоретические аспекты).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 82

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

С развитием маркетинга как науки стали появляться и новые термины, в последнее время маркетинг стали разделять на вертикальный (vertical) и латеральный (lateral), так же называемый вторичным. При этом, данные виды не имеют конкретного определения, скорее описывая их особенности и характерные методы на практике. Вертикальный маркетинг берет за основу уже существующие идеи и привносит в них новое (например, изменения размера упаковки товара, выпуск привычного товара с новыми вкусовыми свойствами, создание упрощенных форм оплаты товара). Вторичный же маркетинг призван использовать только новые идеи. При этом, это как правило комбинация нескольких идей (например, шоколад, в виде яйца + сюрприз в виде желтка = киндер сюрприз; любовь людей к котикам + желание выпить кофе= котокафе).

Последнее десятилетие показывает интересную тенденцию в применении маркетинга на уровне регионов и городов различных стран. Здесь речь идет о повышения деловой и туристической притягательности регионов с помощью использования потенциала территориального маркетинга. Территориальный маркетинг направлен на создание и поддержание положительного образа, престижа территории в целом; привлекательности сосредоточенных на территории природных, материально-технических, финансовых, трудовых, организационных, социальных и других ресурсов, а также возможностей для реализации и воспроизводства таких ресурсов.

В последние годы все отчетливее проявляется тенденция использования концепции маркетинга на межстрановом уровне. В этой ситуации используется термин "мегамаркетинг", предполагающий стратегическую координацию экономических, политических и психологических подходов для выхода на определенный, часто закрытый для товаров других стран, рынок. Например, компания Тойота чтобы обеспечить себе выход на громадный рынок арабских стран организовала успешное сотрудничество с деловыми кругами ОАЭ.

Организации, присутствующие на многих зарубежных рынках, как правило, ведущие крупномасштабный бизнес, в первую очередь транснациональные компании, все активнее в своей деятельности используют глобальный маркетинг. При этом весь мир рассматривается как один единый глобальный рынок, на котором его региональные и национальные различия не играют решающей роли. Производственные мощности размещаются в различных странах, создаются всемирные логистические системы и финансовые потоки.


3.2 Маркетинг в современной России

Каждому человеку, так или иначе связанному с экономической деятельностью, очевидна чрезвычайно важная роль маркетинга в современной России. Маркетинг стал отдельно преподаваемой дисциплиной, а знание его инструментов делает из выпускников востребованных специалистов.

В советское время понятия конкуренции предприятий не существовало, руководителям не приходилось задумываться об увеличении прибыли, так как сами предприятия были в собственности у государства, но не у частных лиц. В современных реалиях, наоборот, руководители не могут осуществлять управление, не имея на своем предприятии собственной маркетинговой службы, в зону ответственности которой входит обеспечение товарной, ценовой политики и разработка стратегий по продвижению товаров. Наблюдения в течение последних двух десятилетий показывают что общепринятое определение маркетинга 4 P (Product, price, place, promotion) становится все менее эффективным, как единственный вариант и требует подключения взаимодействия всех субъектов рынка.

Особенность сегодняшнего состояния российской экономики оказывает влияние на стратегию, выбираимую предприятием и организацией. Та или иная концепция маркетинга может быть задействована в зависимости, с одной стороны, от насыщенности конкретного сегмента рынка и с другой - от накала конкурентной борьбы.

Таким образом, предприниматель должен получить актуальную информацию и выбрать подходящую концепцию маркетинга.

Как показывает практика, для российских реалий подходят все пять концепций маркетинга. Серьезный менеджмент должен вовремя модернизировать производство, чтобы устаревшие оборудование и технологии не тормозили рост производительности труда и развитие бизнеса.

Важно не упускать из внимания также и модернизацию товара и услуг, чтобы сохранять и преумножать конкурентоспособность. Однако при всех остальных равных условиях выиграет тот, кто будет по мере необходимости совершенствовать усилия по продвижению и проталкиванию своих товаров и услуг на рынок.

Для крупных компаний, являющихся флагманами на отечественном рынке, необходима стратегия социального маркетинга для наработки и поддержания имиджа корпоративной социальной ответственности. Общественность должна видеть и знать, что компания заботится не только о своей выгоде и прибыли, но и о повышении благосостояния граждан, об улучшении экологической обстановки окружающей среды и об удовлетворении интересов потребителей.


По мере заполнения того или иного рынка должен меняться и акцент в маркетинговой политике предприятия [16, c.210].

Передовые современные тенденции развития в сфере маркетинга множественны и разноплановы. Без сомнения, маркетинг ощущает на себе влияние глобализации современной социально-экономической жизни, ее многочисленные факторы и проявления. Вместе с тем в каждом этносе, в каждой социальной группе маркетинг учитывает их уникальность и непохожесть, с одной стороны, и идентичность - с другой.

Все более сильное влияние на маркетинг оказывает растущая информатизация социума. В маркетинговых отношениях усугубляется их индивидуализация, налицо тенденция к дезинтермедиации - прямому общению производителей с потребителями. Вместе с тем появляются кардинально новые типы посредников в маркетинге, а в цепочке продвижения товаров ее основные участники - производители, посредники и потребители - все чаще меняются ролями и реальнее понимают необходимость стратегического партнерства, так что конкурентоспособность в маркетинге все больше начинает определяться партнероспособностью. Россия, в настоящее время, не догнала многие развитые страны по уровню маркетинга, но его развитие здесь осуществляется гораздо более быстрыми темпами.

Так, если в 1998 г. на маркетинговые исследования в России было затрачено всего 36 млн долл., то в 2008 г., по данным исследования Гильдии маркетологов, - уже примерно 160-165 млн, а это почти пятикратный рост.

За последние 15 лет в России появилось немало профессиональной литературы по маркетингу, в т.ч. далеко не только переводной. Развивается маркетинговая периодика, набирают силу маркетинговые интернет-сайты. Получили общественное признание несколько серьезных профессиональных маркетинговых организаций, среди которых - Российская ассоциация маркетинга, уже упоминавшаяся Гильдия маркетологов, ряд близких по духу организаций сферы маркетинговых коммуникаций. Заработал подкомитет по маркетингу в составе комитета по потребительскому рынку Торгово-промышленной палаты РФ, а в конце 2009 г. в ТПП России создан подкомитет по маркетингу и повышению конкурентоспособности регионов.

Сейчас трудно найти в России вуз, где студенты не изучали бы маркетинг, а по данным Учебно-методического объединения по маркетингу, более сотни российских вузов уже готовят профессионалов по специальности 061500 - "Маркетинг".

Маркетинг стал одним из самых популярных направлений подготовки магистров делового администрирования - МВА. Развивается и совершенствуется законодательное поле маркетинга [16, c.212].


Таким образом, есть основания предполагать, что XXI в. внесет в содержание понятия "маркетинг", в терминологию, историю развития и практику маркетинга еще много нового и полезного для человечества в целом и для населения и экономики России, для все большего комфорта, благополучия, свободы, социальной справедливости и гуманизации обменных отношений.

Заключение

Маркетинг - это результат планирования и осуществления задумки, ценообразования, продвижения и реализации идей, товаров и услуг с помощью обмена, удовлетворяющего цели частных лиц и предприятий.

В данном определении выделяются четыре составляющих:

1) влияние менеджмента (актуализация целей и планирование, удовлетворение спроса);

2) совокупность управляемых элементов маркетинговой деятельности (продукт (замысел), цена, распределение (реализация) и продвижение);

3) объекты, с помощью которых достигается удовлетворение спроса и поставленных целей (товары, услуги, идеи, организации, люди, территории);

4) метод удовлетворения спроса (обмен).

Следовательно, обобщая выше сказанное, наиболее подходящим является определение: "маркетинг - управление удовлетворением спроса путем торговли".

В настоящее время действия организаций и их руководителей не могут сводиться к простому реагированию на происходящие перемены. Все шире признается неотъемлемость осознанного управления изменениями, в основе которой лежит научно обоснованная процедура их опережающего предвидения, регулирования, приспособления к целям организации, к изменяющимся внешним условиям. Точно так же и сама организация должна адекватно реагировать на изменения во внешней среде.

Для воплощения в жизнь маркетинговых мероприятий фирме необходимо создать четыре системы:

- маркетинговой информации;

- планирования маркетинга;

- организации службы маркетинга;

- маркетингового контроля.

Современным инструментом управления развитием организации в условиях нарастающих изменений во внешней среде и связанной с этим неопределенности является методология стратегического управления.

Как показывает практика, организации и предприятия, осуществляющие комплексное стратегическое планирование и управление, ведут более успешную деятельность и их прибыльность существенно выше средней по отрасли. Многие руководители, имеющие опыт планирования, и просто энергичные люди не добиваются желаемого успеха из-за того, что распыляют свои силы, стремясь охватить как можно больше рынков, произвести как можно больше отличных друг от друга продуктов и удовлетворить потребности различных групп клиентов. Для достижения успеха же, напротив, важны целенаправленная концентрация сил и корректно выбранная стратегия. Иными словами: кто лучше планирует свою стратегию, тот быстрее достигает успеха.


Маркетинговая деятельность является необходимой, если она осуществляется в среде, реализующей институты и принципы рыночной экономики.

Маркетинговая деятельность является успешной, если ее осуществляют высококвалифицированные специалисты на фирме с высокой организационной культурой. Организационная культура и уровень квалификации специалистов, действующих во многих рыночных секторах экономики России, до сих пор не соответствует требуемому уровню.

Вышеописанное позволяет определить особенности маркетинговой деятельности России. Сужение сферы маркетинговой деятельности, обусловленное отсутствием во многих секторах экономики необходимой рыночной среды. В рыночных секторах экономики России высокая результативность маркетинговой деятельности характерна для малого количества предприятий. Низкий уровень корпоративной культуры и недостаточное количество квалифицированных кадров являются основными причинами снижения результативности маркетинговой деятельности.

Список использованной литературы

1. Аренков И.А. Бенчмаркинг и маркетинговые решения/ Аренков И.А., Багиев Е.Г. - СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 2007. - 452 с.

2. Багиев Г.Л. Методы получения и обработки маркетинговой информации/ Багиев Г.Л. - СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 2006. - 568 с.

3. Василенко Л.А. Рынок информационных услуг: Учебное пособие/ Василенко Л.А. - М.: РАГС, 2006. - 508 с.

4. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, практика и методология/ Голубков Е.П. - М.: Финпресс, 2002. - 382 с.

5. Голубков Е.П. Основы маркетинга: Учебник/ Голубков Е.П. - М.: Финпресс, 2005. - 674 с.

6. Гольдштейн Г.Я. Инновационный менеджмент/ Гольдштейн Г.Я. - Таганрог: Из-во ТРТУ, 2004. - 566 с.

7. Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента/ Гольдштейн Г.Я. - Таганрог: ТРТУ, 2005. - 362 с.

8. Гольдштейн Г.Я. Стратегический менеджмент/ Гольдштейн Г.Я. - Таганрог: ТРТУ, 2005. - 404 с.

9. Градов А.П. Маркетинг как стратегия предпринимательской деятельности/ Градов А.П. - СПб.: ЛПИ, 2001. - 426 с.

10. Зверинцев А.Б. Коммуникационный менеджмент/ Зверинцев А.Б. - СПб.: Союз, 2006. - 560 с.

11. Имери В. Как сделать бизнес/ Имери В. - Киев: Комиздат; Диалектика

12. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент/ Котлер Ф. - СПб: Питер Ком, 2000

13. Котлер Ф. Основы маркетинга/ Котлер Ф. - М.: Прогресс, 2001. - 522 с.

14. Линтон И. Маркетинг / Линтон И. - Мн.: Амалфея, 2006. - 450 с.

15. Мерсер Д. Управление предприятием/ Мерсер Д. - М.: Прогресс, 2005