Файл: Особенности маркетинга в различных сферах экономической деятельности (теоретические аспекты).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 81
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты изучения маркетинговой деятельности
1.1 Понятие и сущность маркетинга
1.3 Основные виды маркетинговой деятельности
2. Маркетинг в различных сферах деятельности
2.1 Маркетинг в отраслях промышленности
2.2 Маркетинг в социально-культурной сфере
3. Современные тенденции маркетинговой деятельности
3.1 Тенденции развития маркетинга
Введение
Актуальность выбранной темы. Главные составляющие маркетинга как предмета исследования - цели, принципы, функции, методы, внутренняя и внешняя среда. Маркетинг, как доминирующая система управления, предполагает поиск возможностей постоянного сокращения элементов неопределенности, нестабильности и риска в оценках, решениях и действиях.
В процессе маркетинговой деятельности осуществляется выбор наиболее приемлемых рынков сбыта и потребителя и способа контроля над ними. Признавая рынок и потребителей объектами управления, надо принять во внимание, что они в значительной мере сами управляют деятельностью предприятия. Следовательно, маркетинг правомерно рассматривать и как управляющую, и как управляемую систему.
Управление маркетингом вызывает сложности в связи с тем, что на маркетинговую деятельность предприятия оказывают влияние множество разнообразных факторов, которые довольно сложно предсказать и предвидеть, но благодаря актуальному мониторингу проблем и управлению все элементы маркетинга объединяются в систему.
В современном развитии производства маркетинг рассматривается как лидирущая функция управления, определяет не только рыночную, но и производственную политику предприятия. Задача комплексной системы управления, основанной на принципах маркетинга, - обеспечение решения поставленных предприятием целей (научно-технических, производственных, коммерческих и сбытовых) с учетом имеющихся ресурсов (материальных, финансовых, людских и др.).
Маркетинг, как система управления, и как особая деятельность в частности должна обеспечивать:
надежную, корректную, достоверную информацию о рынке сбыта, структуре и динамике потребности и спроса, предпочтениях и желаниях потребителей, то есть информацию о внешних условиях функционирования предприятия;
разработка и производство определенного товара, ассортимента, который отвечает требованиям рынка в большей степени, чем товар конкурентов, удовлетворяет спрос, решает проблему потребителя;
необходимое воздействие на потребителя, на спрос, на рынок, позволяющее осуществить максимально возможный контроль в сфере реализации.
Маркетинг, как инструмент стимуляции принятия необходимых хозяйственных решений по различным вопросам производственной, научно-технической, финансовой и сбытовой политике, должен занимать ведущее место в системе управления предприятием.
Степень разработанности темы. Данная тема подробно изучена известными маркетологами, как российскими, так и зарубежными.
Целью курсовой работы является изучение маркетинга в различных сферах деятельности предприятия и влияние на рынок сбыта.
Для достижения поставленной цели необходимо реализовать следующие задачи:
- изучить понятие и сущность маркетинга;
- рассмотреть функции и цели маркетинга;
- определить основные виды маркетинговой деятельности;
- исследовать маркетинг в отраслях промышленности;
- изучить маркетинг в социально-культурной сфере;
- проанализировать маркетинг в сфере услуг;
- рассмотреть тенденции в развитии маркетинга;
- исследовать актуальную информацию о маркетинге в России в настоящее время.
Объектом исследования является маркетинговая деятельность.
Предметом исследования является механизм маркетинговой деятельности и его влияние в различных областях деятельности человека.
Теоретико-методологическую основу курсовой работы составили монографии, учебные пособия, статьи периодической печати на выбранную тему.
Практическая значимость работы. Данную работу можно использовать для ознакомления с теоретическими основами маркетинга, а также с особенностями маркетинговой деятельности в промышленной, социально-культурной сфере и сфере услуг.
Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, трех частей с подпунктами, заключения и списка использованной литературы. В первой части изучаются теоретические аспекты маркетинга. Во второй части рассматриваются особенности маркетинга в различных сферах деятельности. В заключительной третьей части исследуются тенденции развития маркетинговой стратегии, в частности в России.
маркетинг промышленность услуга отрасль
1. Теоретические аспекты изучения маркетинговой деятельности
1.1 Понятие и сущность маркетинга
Под маркетингом (marketing) понимается такая система управления предприятия , которая направлена на мониторинг и учет спроса и потребностей рынка для более обоснованной и четкой ориентации производственной деятельности фирмы на выпуск актуальных и конкурентоспособных видов продукции в заблаговременно установленных объемах и соответсвующих определенным техническим и экономическим характеристикам. При этом прогнозируется, что реализация конкретной ассортиментной структуры вероятно обеспечит фирме наиболее высокую прибыль и уверенное положение на рынке [5, c.167].
Потребитель выдвигает свои требования к продукту, его технико-экономическим характеристикам, количеству, срокам поставки (прежде всего машин и оборудования) и тем самым создает предпосылки для распределения рынка между производителями. Более значительной становится конкуренция, борьба предприятий за своего потребителя. Это вынуждает производителей тщательнее и более углубленно изучать конкретных потенциальных потребителей и вероятные запросы рынка, который предъявляет высокие требования к качеству и конкурентоспособности производимой продукции. Следует что производитель продукции заранее обозначает конкретные направления и цели перед научно-техническими разработками, требуя, чтобы их проекты отвечали определенным условиям, рассчитывает вероятные издержки производства, стоимость, определяет наиболее оптимальную технологию производства, включая межфирменную и внутрифирменную кооперацию.
Требования к продукту, устанавливаемые потребителем, обусловливают необходимость применения наиболее подходящих структур управления, сочетания в управлении принципов централизации и децентрализации, более полного учета требований потребителей в производственной программе, обеспечения ускорения научно-технического прогресса и повышения конкурентоспособности, осуществления программно-целевого подхода к выработке и принятию управленческих решений. При этом остро встает вопрос обеспечения эффективного взаимодействия на разных уровнях управления таких функций, как маркетинг, планирование, контроль, организация, руководство. Особое значение приобретают стимулирование производства новых видов продукции, усиление роли договорных отношений и заключение контрактов, где заранее фиксируются все обязательства поставщика продукции, возлагаемые на него покупателем (потребителем).
Маркетинговая деятельность предприятия выступает как объективная необходимость ориентации научно-технической, производственной и сбытовой деятельности фирмы (предприятия) на учет рыночного спроса, потребностей и требований потребителей. Таким образом выявляется и постоянно возрастает тенденция к планомерной организации производства в целях повышения эффективности функционирования фирмы в целом и ее хозяйственных подразделений.
Вектор маркетинговой деятельности фирмы направлен, прежде всего, на то, чтобы достаточно обоснованно, принимая во внимание запросы рынка, устанавливать конкретные текущие и главным образом долговременные (стратегические) цели, методы их достижения и существующие источники ресурсов хозяйственной деятельности; определять ассортимент и качество производимой продукции, ее приоритеты, оптимальную структуру производства и желаемую прибыль.
Маркетинг является составной частью менеджмента, представляющего систему управления предприятием" на основе современных методов в целях постоянного совершенствования его работы и достижения максимального конечного хозяйственного результата на рынке.
Таким образом, менеджмент, подразумевает под собой две основы: инновации и маркетинг. В нынешнее время во всем мире доминирущую роль стал играть именно маркетинг, обеспечивающий процесс согласования реальных возможностей предприятия с требованиями рынка в целях максимального удовлетворения потребителей, учета интересов предприятия и, конкретно, покупателей [10, c.87].
Примечательным является то, что маркетинг нельзя ввести в действие указом президента или постановлением другого органа власти. Он внедряется в деловую жизнь, когда в нем появляется потребность. Хотя рынок в России только начинает формироваться, перед каждым банком, предпринимателем, каждой компанией встают вопросы: какой пакет услуг предлагать и какой клиентуре, что конкретно производить, исходя из имеющегося потенциала, для кого выпускать продукцию (кем будет конечный потребитель), какие цены устанавливать в продаже, какой уровень качества производимых товаров и оказания услуг, обслуживания клиента и потребителя необходим при постоянно растущей конкуренции и т.д. Ответы на них дает маркетинг [10, c.88].
Следовательно, понятие и сущность маркетинга заключается в следующем: производить и продавать нужно только то, что требуется рынку, а не навязывать покупателю то, что уже произведено.
1.2 Функции и цели маркетинга
К функциям маркетинга относятся:
- комплексное изучение и прогнозирование рынка, его особенностей и требований, так же как и всей внешней по отношению к фирме среды;
- актуальная оценка фирмой своих производственных, сбытовых, экспортных и других возможностей;
- разработка долгосрочной стратегии маркетинговой деятельности с определением ее целей, задач, ресурсов и механизма практической реализации;
- разработка товарной политики, менеджмент ассортимента товаров и услуг исходя из требований рынка и возможностей предприятия;
- формирование спроса и стимулирование сбыта (ФОССТИС);
- планирование и организация логистики и сбыта;
- управление маркетинговой деятельностью и контроль за нею.
Реализация этих функций создает условия для успешной хозяйственной деятельности банков и предприятий.
Маркетинг - магистральная хозяйственная функция фирмы - означает совокупный подход ко всей производственно-сбытовой деятельности, с четко обозначенными целями и скрупулезно разработанными мерами по их достижению, с соответствующим организационно-управленческим, материальным, финансовым и техническим механизмом для реализации запланированного.
Универсальной формулы или схемы организации работы в сфере маркетинга не существует, как и не существует единой схемы для построения системы маркетинга. Обозначим основные цели маркетинговой деятельности.
Во-первых, это обеспечение оптимального баланса между спросом и предложением продукции определенного вида и ассортимента благодаря своевременному реагированию на его динамику и маневрированию имеющимися ресурсами.
Во-вторых, это - формирование системы договорных и рыночных отношений со всеми элементами и структурами производства и потребления как на внутреннем, так и на внешнем рынке.
В-третьих, влияние на процесс производства с целью стимулирования, обновления и усовершенствования ассортимента и улучшения качества выпускаемой продукции.
И в-четвертых - это активный поиск новых рынков сбыта (рыночных сегментов, окон и ниш), расширение уже существующих, достижение оптимального уровня социально-экономической эффективности рыночных отношений.
Цели маркетинга определяют и его основные принципы, в частности:
- производство продукции базируется на детальном знании нужд покупателей (клиентов), внутренней и внешней рыночной ситуации, реальных возможностей производителя;
- максимально возможное удовлетворение потребностей покупателей достигается путем обеспечения их всеми необходимыми средствами для решения конкретных проблем, что достигается изучением спроса и реализацией товаров и услуг на конкретных рынках в запланированных объемах, в намеченные сроки;
- обеспечение прибыльности производства и коммерческой деятельности благодаря постоянной разработке и практической реализации новых научно-технических идей для подготовки и обеспечения производства перспективных для рынка товаров, услуг;
- единство стратегии и тактики поведения рыночных экономических структур в целях активного приспособления к изменяющимся потребностям покупателей при одновременном воздействии на их формирование и стимулирование.
Современному маркетингу свойственно не только оказывать воздействие на запросы потребителя непосредственно с помощью рекламных кампаний или иными путями, но так же конкретно влиять на изменения их пожеланий, имеющиеся пристрастия и предпочтения. При этом, стоит отметить, что времена рынка производителей ушли в прошлое, ранее именно они играли главную роль. Для современной экономики наиболее свойственна ситуация рынка потребителей, когда не покупатели ищут товар, а производители товаров, услуг конкурируют за покупателей, таким образом, покупатель занял главенствующую позицию. [6, c.127].