Файл: Функции и принципы отрасли права социального обеспечения (Понятие социального обеспечения).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 119
Скачиваний: 2
4. Источники права социального обеспечения
Термин «источник права» чаще всего имеет два значения:
1) раскрывает основание создания права. Государство выступает в основном правообразующей силой, которая закрепляет в праве волю и интересы народа.
2) квалифицирует его юридическую природу. В данном смысле оно определяет результаты правотворческой деятельности.
Источник права – это исходящие от государства или официально признаваемые им формы выражения и закрепления норм права (см. рис. 5).
Рис. 5
Для российского права индивидуально то, что основными его источниками являются утвержденные нормативные правовые акты. В отличие от других правовых актов нормативные акты рассчитаны на неоднократное применение.
Источники права социального обеспечения – это различные нормативные правовые акты, которые регулируют тот комплекс общественных отношений, составляющий предмет данной отрасли права (то есть общественные отношения в сфере социального обеспечения).
В источниках права социального обеспечения Российской Федерации отражены материальные условия жизни нашего общества, при изменении материальных условий, меняются и источники права социального обеспечения. В нынешнее время это происходит довольно часто, в связи с чем, российское законодательство в области социального обеспечения быстро обновляется. Устаревшие нормативные акты права социального обеспечения отменяются или видоизменяются и дополняются, либо принимаются новые, более прогрессивные, которые соответствуют рыночным отношениям.[24]
Наиболее практическое значение имеет классификация источников права социального обеспечения, по их юридической силе и по органам, которые их принимают.
Основания классификации источников права социального обеспечения считается:
а) по степени их важности и субординации, то есть по юридической силе:
- законы Российской Федерации;
- подзаконные акты Российской Федерации.
б) по сфере их действия:
- федеральные;
- субъектов Российской Федерации (областные и краевые);
- отраслевые;
- муниципальные;
- локальные.
в) по органам, которые приняли нормативный акт;
г) по форме акта:
- законы;
- указы и распоряжения Президента Российской Федерации;
- постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации;
- постановления, разъяснения Министерства труда Российской Федерации, Миграционной службы и другие.
д) по правовым институтам.
По степени важности и субординации
Законы обладают высшей юридической силой и имеют приоритет по сравнению с любыми другими нормативными правовыми актами. Данное явление объясняется тем, что законы принимаются высшим законодательным (представительным) органом власти Российской Федерации, в том числе ее субъектов. По Конституции Российской Федерации вопросы регулирования отношений в области социального обеспечения относятся к совместной компетенции Российской Федерации, в том числе ее субъектов (пункт «ж» часть 1 статья 72).
Законы делятся на: конститутивные, кодифицированные и текущие. Основным законом является Конституция Российской Федерации.
Конститутивным законом считается Декларация прав и свобод человека и гражданина, которая была принятая 22 ноября 1991 года постановлением Верховного Совета РСФСР.
Кодифицированный акт в области социального обеспечения представляет собой Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Текущие законы касаются отдельных институтов права социального обеспечения. По форме акта источники права социального обеспечения делятся на законы, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, а также постановления и разъяснения Министерства труда Российской Федерации, Миграционной службы и других государственных органов.
По сфере действия
Как уже упоминалось выше, источники права социального обеспечения по сфере действия делятся на федеральные, субъектов Российской Федерации (областные и краевые), отраслевые, муниципальные и локальные.
Разновидностью классификации по сфере действия является круг лиц, на которых распространяются отдельные нормы законодательства о социальном обеспечении. В таком случае следует иметь в виду, что дифференциацию в праве социального обеспечения можно проводить в зависимости от объективных производственных факторов, природно-климатических условий, либо с учетом субъективных особенностей (например, женщины, инвалиды, дети, пожилые люди).[25]
Подводя краткий итог параграфу, можно утверждать, что источники права социального обеспечения – это различные нормативные правовые акты, регулирующие тот комплекс общественных отношений, который составляет предмет данной отрасли права.[26]
Правоотношения социального обеспечения
Правоотношения в сфере социального обеспечения – это урегулированные нормами права фактические отношения, по поводу предоставления денежных выплат, услуг, а также льгот, которые возникают между государственными органами (учреждениями и иными уполномоченными государством лицами) и физическими лицами, имеющими на них право.
Суть системы правоотношений составляют материальные правоотношения, поскольку именно в них, в какой – то мере, удовлетворяются потребности лиц, пострадавших от социального риска, в финансовых средствах, в охране здоровья, а также в содержании нетрудоспособных гражданах. Такие правоотношения являются относительными, так как правами и обязанностями наделяются оба их субъекта.
Отличительная особенность социально – обеспечительных правоотношений заключается в том, что участвующий в них гражданин (или семья) при соблюдении установленных законом условий наделен субъективным правом на получение пенсии, пособия, субсидии, а также услуг или льгот, а государственный орган (учреждение или иное уполномоченное государством лицо) должен ее предоставить.[27]
Материальные правоотношения по социальному обеспечению являются имущественными, поскольку они возникают по поводу предоставления физическим лицам материальных благ в виде пенсий, пособий и услуг. Такие правоотношения складываются в рамках трех организационно – правовых форм: обязательного социального страхования, государственного социального обеспечения и государственной социальной помощи.
Внутри таких форм материальные правоотношения можно классифицировать по объектам (то есть видам обеспечения) на:
а) пенсионные;
б) по поводу пособий и иных социальных выплат;
в) по оказанию бесплатной медицинской помощи, бесплатному и льготному лекарственному обеспечению;
г) по бесплатному и льготному социальному обслуживанию.
Существуют пенсионные правоотношения по выплате назначенной пенсии:
а) по старости;
б) за выслугу лет или военной службы;
в) по инвалидности;
г) по случаю потери кормильца;
д) социальной.
Гражданам, которые подлежат обязательному пенсионному страхованию, законом о пенсионном страховании предусмотрена возможность добровольного вступления в правоотношения по данному страхованию. Так, добровольно вступить в такие правоотношения вправе следующие категории граждан:
а) российские граждане, работающие за пределами территории Российской Федерации, уплачивающие страховые взносы в Пенсионный Фонд России;
б) физические лица, которые уплачивают страховые взносы за то физическое лицо, за которое не осуществляется уплата страховых взносов страхователем;
в) застрахованные лица, осуществляющие в качестве страхователей уплату страховых взносов, рассчитанных исходя из стоимости страхового года, в части, превышающей установленный законом размер страхового взноса[28];
г) физические лица в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии[29];
д) физические лица в целях уплаты страховых взносов в Пенсионный Фонд России за себя, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации, на которых не распространяется обязательное пенсионное страхование, согласно Закону о пенсионном страховании.
Однако данная классификация является слишком обобщенной и, соответственно, требует конкретизации. В частности, в зависимости от специфики юридических фактов, а также с учетом источников финансирования (см. рис. 6,7) пенсионные правоотношения, можно объединить в следующие группы: по выплате трудовых (страховых) пенсий (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца); по выплате пенсий за выслугу лет и других видов государственных пенсий за счет средств федерального бюджета; по выплате социальных пенсий (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца).
Правоотношения по поводу выплаты пособий очень разнообразны. Их также можно классифицировать по объектам. Так, например, правоотношения в связи со страховыми пособиями: по временной нетрудоспособности; по беременности и родам; при рождении ребенка; на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и другие.
При заболевании, утрате трудоспособности и в других случаях ухудшения здоровья возникают материальные правоотношения по оказанию различных видов бесплатной медико-социальной помощи для населения: диспансерного наблюдения; первичной медико-санитарной помощи; скорой медицинской помощи; лечения на дому, в стационарных учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения, а также в частных клиниках за счет средств обязательного медицинского страхования, по предоставлению лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения бесплатно или по льготным тарифам и другой помощи.
Большим многообразием отличаются и правоотношения по социальному обслуживанию: бесплатное или льготное, в том числе со скидкой, социальное обслуживание на дому; содержание в стационарных учреждениях социальной защиты; профессиональное обучение и трудоустройство лиц с ограниченными возможностями; обеспечение инвалидов транспортными средствами; протезирование и так далее.[30]
В реальной действительности не существует единого правоотношения по социальному обеспечению, позволяющего физическому лицу реализовать свое субъективное право сразу на все виды выплат и услуг.
Рис. 6
Но при наступлении определенных юридических фактов физическое лицо может быть субъектом нескольких правоотношений, существующих в одно и то же время. Так, инвалиды Великой Отечественной войны могут одновременно являться субъектами нескольких правоотношений – по поводу выплаты трудовой пенсии по старости, пенсии по инвалидности по государственному пенсионному обеспечению, а также по социальному обслуживанию.[31]
Материальные правоотношения различаются по юридическим фактам, срокам действия, субъектам, объектам и содержанию.
Большинство правоотношений по социальному обеспечению возникают, изменяются или прекращаются при наличии сложного юридического состава, то есть совокупности установленных законом юридических фактов (событий и действий).
Рис. 7
Из чего следует, что отсутствие хотя бы одного из необходимых фактов в юридическом составе препятствует возникновению или изменению правоотношения. Завершаться правоотношения могут и при наступлении единичного юридического факта (например, смерти получателя).[32]
По срокам действия правоотношения по социальному обеспечению принято делить на три группы:
- правоотношения, прекращающиеся однократным исполнением обязанностей (все виды правоотношений по поводу единовременных пособий; правоотношения по протезированию; по поводу экспертизы трудоспособности и других правоотношений);
- правоотношения с точно известным сроком существования во времени (пенсионные правоотношения по случаю потери кормильца – до достижения несовершеннолетним иждивенцем совершеннолетия, то есть 18 лет, учащимся 23 лет; все виды правоотношений по поводу назначения пособий на детей и так далее);
- правоотношения с относительно неопределенным сроком существования во времени (пенсионные правоотношения по старости, по инвалидности; правоотношения в связи с выплатой пособий по временной нетрудоспособности; правоотношения по содержанию инвалидов и престарелых в домах-интернатах и других правоотношений).
Из этого следует, что содержание правоотношения по каждому виду социального обеспечения определяется нормами права социального обеспечения, а в процессуальных правоотношениях по спорам еще и нормами административно – процессуального или гражданско – процессуального права.[33]