Файл: Функции и принципы отрасли права социального обеспечения (Понятие социального обеспечения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 121

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Право социального обеспечения представляет собой самостоятельную отрасль в системе российского права, которая сформировалась во второй половине XX века.

На сегодняшний день, право социального обеспечения развивается на основе новых принципов и концепций, охватывающее новые группы отношений, которые изначально находились за пределами данной отрасли права. Сформировалась новая государственная система социального обеспечения.

Переход Российской Федерации к рыночной экономике существенно отразился на системе социального обеспечения. Новая система складывается на базе концепций и программ, утвержденных Правительством Российской Федерации.[1]

Право социального обеспечения образуется за счет системной интеграции:

1. норм конституционного права (в части формирования основополагающих императивов правового регулирования в соответствующей сфере);

2. норм трудового права (в части определения трудового стажа и других оснований, связанных с трудовыми отношениями);

3. норм административно права (в части установления компетенции органов государственной власти и местного самоуправления и их должностных лиц по реализации прав граждан в сфере социального обеспечения);

4. норм гражданского права (в части установления базовых начал регулирования отношений между сторонами социального страхования и других договоров, предметом которых является предоставление услуг по социальному обеспечению);

5. финансового (в том числе налоговое и бюджетное) права (в части установления механизмов финансирования исполнения обязательств по социальному обеспечению);

6. норм, которые не входят в какие-либо другие отрасли, кроме права социального обеспечения (в части установления субъективных прав граждан на социальное обеспечение).[2]

Конституция Российской Федерации с 1993 года закрепляет права человека в области социального обеспечения.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждому человеку гарантируется социальное обеспечение по возрасту в случае болезни, в том числе инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законодательством. Любой гражданин имеет право на охрану здоровья и предоставления ему медицинской помощи. При этом медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам абсолютно бесплатно за счет соответствующего бюджета, страховых взносов и других финансовых поступлений. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.[3]


1. Понятие социального обеспечения

Право социального обеспечения – это отрасль российского права, которая представляет собой совокупность норм и правовых институтов, регулирующих отношения по материальному обеспечению из государственных целевых внебюджетных фондов социального назначения, а также за счет средств государственного бюджета лиц, застрахованных по обязательному государственному страхованию или нуждающихся в государственной социальной помощи и обслуживании.

Иными словами, социальным обеспечением считается форма распределения материальных благ с целью удовлетворения жизненно важных личностных потребностей (физических, социальных или интеллектуальных) пожилых людей, больных, детей, иждивенцев, потерявших кормильца, безработных, всех членов общества в целях охраны здоровья и нормального воспроизводства рабочей силы за счет специализированных фондов, создаваемых в обществе на страховой основе, или ассигнований государства в случаях и на условиях, установленных законом Российской Федерации.[4]

Так как социальное обеспечение осуществляется за счет средств, специ­ально предназначенных для таких целей, в зависимости от источника денежных средств, необходимо отличать два вида социального обеспе­чения:

- государственное социальное обеспечение – это обеспечение, осуществляемое за счет средств бюджетов всех уровней, а также внебюджетных госу­дарственных социальных фондов;

- негосударственное социальное обеспечение – это обеспечение, осуществляемое за счет средств отдельных юридических и (или) физических лиц.

В зависимости от порядка формирования денежных средств го­сударственное социальное обеспечение может осуществляться в раз­личных организационно-правовых формах (см. рис.1), таких как:

а) государственное социальное страхование, осуществляемое за счет страховых взносов, в размерах и порядке, определенных законодатель­ством России;[5]

б) государственное социальное обеспечение, осуществляемое за счет бюджетных средств, в том числе государственная социальная помощь малоимущим гражданам страны.[6]

Рис. 1


Независимо от источника финансовых средств государственное со­циальное обеспечение может осуществляться в различных видах:

1) денежные выплаты, такие как: пенсии, пособия, компенсации, матери­альная помощь и так далее;

2) натуральная помощь – это одежда, обувь, лекарственные препараты, продукты питания; технические приспособления для инвалидов – слуховые ап­параты, костыли, кресла-коляски и многое другое);

3) услуги и льготы (содержание в домах-интернатах для пре­старелых и инвалидов, в детских домах, социальное обслуживание на дому и так далее).[7]

Социальное обеспечение состоит из нескольких групп общественных отношений. Первая группа – это группа отношений по формированию финансовых средств, которая направляется на социальное обеспечение. Вторая группа – это отношения по организации управления социальным обеспечением. Третья группа – это отношения по непосредственному предоставлению гражданам соответствующих видов обеспечения за счет специальных денежных средств, предназначенных (выделяемых государством) на эти цели.

К участникам первой группы относятся компетентные государственные органы, правомочные организации, а также работодатели, и в отдельных случаях сами граждане, которые уплачивают страховые взносы, например, в Пенсионный фонд Российской Федерации на свое будущее пенсионное обеспечение. (Такая группа общественных отношений регулируется нормами финансового права.)

Ко второй группе отношений относятся организационные, управленческие отношения, возникающие между соответствующими компетентными органами и организациями по вопросам социального обеспечения. (Такие отношения регулируется нормами административного права.)

В третью группу отношений можно отнести отношения, по поводу социального обеспечения отдельных категорий граждан, которые предоставляются им в разных формах и видах в случаях и на условиях, установленных в Российском законодательстве. (Они регулируются нормами права социального обеспечения.)[8]

По субъектам социального обеспечения можно выделить:

  1. граждане нетрудоспособного возраста:

- пенсионеры, включая инвалидов и одиноких людей; 

- дети, включая подростков.

2) граждане трудоспособного возраста:

- безработные;

- временно нетрудоспособные;

- люди с ограниченными возможностями (инвалиды);

- многодетные семьи;

- малообеспеченные граждане.

Признание права социального обеспечения самостоятельной отраслью отнюдь не означает, что процесс ее формирования уже завершен. Бесспорно, завершение этого процесса должно сопровождаться принятием обособленного кодификационного законодательного акта, закрепляющего систему отрасли. Такой акт в законодательстве Российской Федерации еще не принят. Непрерывные изменения в социально – экономической сфере объективно обусловливают преобразовательные процессы, происходящие в системе права. Их результатом становится образование новых подсистем внутри отрасли, новых отраслей и даже комплексных межотраслевых правовых образований[9].


При формировании понятия социального обеспечения необходимо учитывать также, что оно является проявлением социальной политики государства и в данном этапе его развития. Изменение социальных преимуществ неизбежно влечет за собой и изменение в содержании понятия социального обеспечения. Так, например, социальная политика СССР 70-х и 80-х годов была направлена на неуклонный рост народонаселения. Поэтому социальное обеспечение в тот период предусматривало выплату пособий многодетным матерям.

Довольно актуальным является также вопрос о делении системы права на отрасли частного и публичного права. В современной юридической литературе к отраслям публичного права относят: государственное, административное, финансовое, уголовное, процессуальное право, а к отраслям частного права приравнивают гражданское, трудовое, семейное право и такие комплексные отрасли, как торговое, предпринимательское, банковское право и так далее. Соответственно, возникает вопрос, к какой из этих групп может быть отнесено право социального обеспечения? В данном случае, если исходить из того, что из недр отраслей выделились нормы, которые впоследствии стали относится к праву социального обеспечения, то однозначного ответа на вышепоставленный вопрос дать нельзя. Выше говорилось, что такие нормы включались в трудовое, а также в административное право. Следовательно, необходимо при этом учитывать, что при всей важности и принципиальности деления права на частное и публичное, критерии такого деления неоднозначны, а границы достаточно условны и, к сожалению, размыты.

Для публичного права характерны черты жесткой централизации правового регулирования и императивность, которая не оставляет места для усмотрения субъектов. Одним из критериев признания отношений публично-правовыми, считается участие в них в качестве одной из сторон государства. С таких позиций можно говорить о праве социального обеспечения, как об отрасли публичного права. Вместе с тем, на современном этапе развития общества появляются новые приемы регулирования, которые допускают сочетание централизованного регулирования отношений по социальному обеспечению граждан, не только с региональным и территориальным, но и корпоративным. Одним из проявлений такого регулирования, считают социально-партнерские соглашения, которые заключены на всех уровнях – от федерального уровня до локального.[10]


2. Предмет, метод, система права социального обеспечения

Каждая отрасль российского права имеет свой предмет (см. рис. 2), позволяющий разграничить одну отрасль права от другой, свидетельствуя о ее самостоятельности среди других отраслей. Такое явление означает, что существуют обособленные группы общественных отношений, которые характеризуются определенным внутренним единством и имеют свои особые критерии.[11]

Рис. 2

В предмет права социального обеспечения входят следующие отношения:

а) отношения по пенсионному обеспечению;

б) отношения по социальному обслуживанию;

в) отношения по выплате пособий;

г) отношения по бесплатному медицинскому обслуживанию и так далее.

Вместе с тем, к вышеперечисленным отношениям относятся также:

- процессуальные отношения – это отношения по разрешению споров по пенсионному обеспечению, возникающих между участниками отношений;

- процедурные отношения – это отношения, возникающие в связи с установлением или проверкой фактов, имеющих значение для предоставления тех или иных видов социальной защиты, таких как, например, установление инвалидности.

Индивидуальность права социального обеспечения, как отрасли обосновал советский ученый В.С. Андреев на международном симпозиуме по социальному обеспечению, проходившем в Праге в 1966 году. Он изложил понятие предмета и метода, а также разработал принципы права социального обеспечения.

В.С. Андреев предложил относить к предмету права социального обеспечения отношения, которые обладали следующими отличительными чертами:

– особый субъектный состав (одним из субъектов этих отношений являлся гражданин, а другим, соответственно государство, в лице его органов управления либо профсоюзов, наделенных государством соответствующими полномочиями, или органов колхозов);

– алиментарный характер отношений;

– особые источники финансирования – это фонды для нетрудоспособных граждан, средства, ассигнуемые на просвещение и здравоохранение.

В советском законодательстве правовое явление алиментация была основой алиментных обязательств в семейных отношениях. В научный оборот трудового права данный термин был введен, в тот момент, когда нормы о социальном обеспечении трудящихся еще не отделились от трудового права и были частью его; обозначение таким термином особого характера отношений, принципиально отличающихся от, собственно, трудовых, имело практическое значение. И все же термин «алиментация» ни тогда, ни на данный момент, когда самостоятельность права социального обеспечения, как отрасли, уже никем не оспаривается, и соответственно, не используется в законодательной деятельности.