Файл: Функции и принципы отрасли права социального обеспечения (Понятие социального обеспечения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 120

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Отсутствие прямой зависимости между принципообразующим статусом тех или иных юридических начал и их нормативной формой не позволяет сформулировать их исчерпывающий состав. Практически любое их перечисление будет носить в значительной степени условный характер, поскольку в любом из таких юридических начал можно выделить наиболее важные аспекты, для целей правового регулирования в конкретной сфере. Эти аспекты во многом определяют вербальное обозначение общеправовых принципов.[19]

Общеправовые принципы (охватывают все отрасли права и право в целом):

- принципы законности;

- юридического равенства граждан перед законом;

- гуманизма;

- единства прав и обязанностей;

- социальной справедливости.

1. Демократизм – это нормы права, которые принимаются при участии широких слоев населения:

а) непосредственно (путем проведения референдума);

б) через избираемых депутатов в законодательных органах;

в) опосредованно (при обсуждении законопроектов, когда свое мнение может высказать любой желающий);

2. Социальная справедливость – прежде всего, означает, что все граждане имеют равные правовые возможности для достижения определенных результатов в той или иной сфере деятельности. В то же время, в отношении малообеспеченных (больных, пенсионеров, многодетных, сирот и других физических лиц) принимаются законы, позволяющие создать им достойный уровень жизни. Такой принцип означает также, что в случае нарушения установленных в обществе правил наступает соответствующая юридическая ответственность;

3. Единство прав и обязанностей – свидетельствует о том, что право, как единое целое содержит в себе и права, и обязанности. Любое субъективное право может быть реализовано лишь при исполнении соответствующей обязанности другого субъекта правоотношения. Так, например, право на пенсию означает, что соответствующее должностное лицо, службы социального страхования, обязано решить данный вопрос по существу. Право на жизнь означает, что государство в лице законодательных и исполнительных органов обязано принимать меры по защите и охране данного важнейшего человеческого блага, и это делается, в частности, посредством деятельности органов внутренних дел;

4. Под понятием «законности» подразумевается реализация права или обязанности, которые основываются на строгом соблюдении установленной процедуры (например, право в первоочередности на жилье предполагает предварительное оформление ордера (права собственности) на квартиру и других необходимых документов, а если таковой очередник самовольно завладеет квартирой (недвижимостью), то будет за это отвечать, несмотря на наличие права на жилье; пресечение правонарушения в торговле на рынке без разрешения, предполагает наложение административного взыскания, но никак, (например, не применение огнестрельного оружия);


5. Гуманизм - означает, что право закрепляет идею человека, как высшей ценности, отражает уважительное отношение к человеку, вне зависимости от его социального и любого иного положения.

К отраслевым принципам, которые и в настоящее время считаются основными, хотя и не в полном объеме, относят принципы:

а) всеобщности социального обеспечения;

б) разнообразия права социального обеспечения;

в) социального обеспечения за счет государственных и общественных средств;

г) обеспечения высоких стандартов качества социального обеспечения.

Все сформулированные принципы права социального обеспечения, так или иначе закреплены в нормативных актах и являются действующими.[20]

Отраслевые принципы социального обеспечения – это исходные положения, которые отражают специфику отношений в той или иной отрасли (принцип свободы расторжения договора в трудовом праве, принцип разделения властей – в конституционном праве и так далее).

Отраслевые принципы распространяются на какую-либо отдельную отрасль права:

- в гражданском праве на принцип равенства сторон;

- в уголовном праве на презумпцию невиновности;

- в трудовом праве на принцип свободы труда;

- в земельном праве на принцип целевого характера использования земли;

- в административном праве на принцип субординации.

Содержание отраслевых принципов позволяет уяснить суть прав и обязанностей граждан и органов, предоставляющих обеспечение.

Принцип связи обеспечения, как правило, с трудом распространяется на пенсионные отношения, а также на отношения по обеспечению пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и другое.

К специальным нормам, закрепляющие данный принцип, в первую очередь, относятся нормы о трудовом (страховом) стаже. Роль общего и специального трудового (страхового) стажа в социальном обеспечении заключается в наличие стажа определенной продолжительности (наряду с какими - либо другими условиями), являясь основанием возникновения субъективного права на обеспечение. На размер обеспечения влияет продолжительность общего и специального трудового стажа.

Принцип обеспечения не только самих физических лиц, но и для их семей закреплен в нормативных правовых актах в виде норм о круге обеспечиваемых и о размерах обеспечения.

К первой группе относятся нормы о пенсионном обеспечении по потери кормильца. В данном случае законодательство предусматривает широкий круг членов семьи, которые имеют право на пенсию. К ним также относятся нормы о пособиях по уходу за больными членами семьи работника, о пособиях на детей и многое другое.


Во вторую группу входят правовые нормы, определяющие размеры обеспечения с учетом состава семьи граждан, которые подлежат обеспечению. Такие нормы функционируют в сфере пенсионного обеспечения по старости и инвалидности, обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности и на детей.[21]

Принцип свободы приобретения гражданами своих прав и распоряжения ими выражает суть правового положения граждан в праве социального обеспечения. Правовые отношения по социальному обеспечению складываются только при наличии волеизъявления физического лица, поскольку в юридическом составе, который служит основанием для их возникновения, волеизъявление в форме подачи заявления в соответствующий орган социального обеспечения, который является обязательным элементом. Соответствующие нормы содержатся в других актах отраслевого законодательства. Без такого волеизъявления возникновение правовых отношений практически невозможно. Названный признак отличает правоотношения по социальному обеспечению от иных видов правоотношений, таких как административных.

Законодательство, в большинстве случаев, не ограничивает каким – либо сроком обращение физических лиц за обеспечением. Они могут обратиться в соответствующие органы в любой момент после возникновения права на тот или иной вид обеспечения. Это подчеркивает неотъемлемость прав граждан на разные виды обеспечения и их личный характер.

Важный элемент рассматриваемого принципа – это возможность для граждан выбирать различные варианты обеспечения. То есть, при наличии у граждан права одновременно на два или более вида обеспечения, они могут по своему усмотрению выбрать тот или иной вид. Так, лицам, имеющим одновременно право на различные пенсии, назначается и выплачивается одна из них по их выбору.

Возможность выбора различных вариантов обеспечения заключает в себе также юрисдикцию граждан выбирать заработок, из которого начисляется обеспечение, за наиболее благоприятные для них периоды.

Принцип приоритета, в обеспечении некоторых категорий граждан, отражает существующую в социальном обеспечении дифференциацию, а также особую заботу общества и государства о людях, которые нуждаются в повышенном внимании, в силу их особых заслуг (инвалиды и участники Великой Отечественной войны (ВОВ), воины – афганцы, участники ликвидации последствий радиационных катастроф и так далее), физиологических причин (дети, женщины, молодежь), семейного положения (многодетные семьи, неполные семьи), условий труда и многое другое. С учетом вышеперечисленных причин в законодательстве закреплены льготы и преимущества для отдельных категорий граждан по сравнению со всеми остальными.


Законодательством введено льготное пенсионное обеспечение лицам, ставших инвалидами в период Великой Отечественной войны, а также приравненных к ним лиц. Они имеют льготы и в предоставлении других видов социального обеспечения.

Приоритет в социальном обеспечении граждан, пострадавших от радиационных воздействий, проявляется в целой системе льгот, которые предусмотрены законодательством: бесплатная медицинская помощь, санаторно-курортное лечение, льготные условия по выплате пособий по временной нетрудоспособности, льготная оплата коммунальных услуг и жилой площади, бесплатный проезд на транспорте, льготное пенсионное обеспечение и тому подобное.

Социальное обеспечение женщин также является приоритетным, оно заключается как в особых видах обеспечения, так и в льготах при предоставлении обычных видов обеспечения. Беременным женщинам и женщинам-матерям назначаются и выплачиваются пособия по беременности и родам, при рождении детей, по уходу за детьми, в первые годы их жизни. Льготы в пенсионном обеспечении выражаются в пониженных, по сравнению с мужчинами, требованиях к пенсионному возрасту и трудовому стажу.[22]

Межотраслевые принципы – это исходные положения, подчеркивающие общность и специфику нескольких смежных отраслей права, таких как, например, принцип личной ответственности – в уголовном и административном праве; принцип состязательности – в процессуальных отраслях права и так далее. Существование межотраслевых принципов связано с необходимостью внутрисистемного согласования юридических предписаний, предупреждения их дублирования и поддержания гибкости в правовом регулировании. Эти принципы конкретизируют содержание общих принципов права соответственно специфике однородных отношений нескольких родственных отраслей, обеспечивая их внутреннее единство. Так, принцип равенства всех субъектов права перед законом и судом конкретизируется в принципе состязательности процессуальных отраслей права. В то время как одни и те же межотраслевые принципы проявляются неодинаково даже в родственных смежных отраслях права, решая специфические задачи отрасли относительно предмета их регулирования. С этой целью достаточно сопоставить принцип состязательности в уголовном и гражданском процессе.

Межотраслевые принципы распространяются на несколько смежных или родственных отраслей права. Например, для уголовно – процессуального, гражданско – процессуального, административно – процессуального и арбитражно – процессуального права характерны принципы:


- процессуальное равенство участников обеих сторон;

- гласность судебного разбирательства, в том числе через СМИ;

- состязательность;

- презумпция невиновности.

Для отраслей уголовно – правового комплекса (уголовное право, уголовно-процессуальное право, уголовно-исполнительное право) характерны следующие принципы:

- неотвратимость наказания;

- индивидуализация наказания;

- экономия уголовной репрессии (наказание должно быть не суровее, чем требуется для достижения его цели).

Правовой институт – это совокупность правовых норм, которые регулируют одну сторону (участок) качественно однородных общественных отношений.

По своему содержанию институты права бывают:

- простые;

- сложные.

Простой институт включает в себя юридические нормы одной отрасли права. Таковы, например, институт прекращения брака в семейном праве (статья 16-17 Семейного кодекса Российской Федерации (СК РФ)), институт залога в гражданском праве (статья 334-358 Гражданского Кодекса Российской Федерации), проведения игр и пари (статья 1062 Гражданского Кодекса Российской Федерации).

Сложный, или комплексный институт права, представляющий собой совокупность норм, которые входят в состав различных отраслей права, но в свою очередь, регулируют взаимосвязанные родственные отношения. Типичным примером является институт собственности, который включает нормы конституционного, гражданского, семейного, административного и некоторых иных отраслей права. Комплексный институт, хотя и включает нормы различных отраслей права, но, тем не менее, характеризуется единым предметом регулирования. Так, отношения по возмещению вреда регулируются нормами гражданского и трудового права. Это свидетельствует о том, что комплексный институт не произвольное объединение норм. Его существование обусловлено специфическими потребностями правового регулирования некоторых видов общественных отношений.[23]

Принципы институтов и субинститутов права социального обеспечения, в отличие от общеправовых и отраслевых, чаще всего, формулируются в законодательных актах, унифицирующих нормы данных институтов и субинститутов.

Институциональный уровень имеют, в частности, принципы пенсионного обеспечения, образованные из совокупности принципов субинститутов государственного пенсионного обеспечения и трудовых пенсий и закрепленные в соответствующих федеральных законах.