Файл: Функции и принципы отрасли права социального обеспечения (Понятие социального обеспечения).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 125
Скачиваний: 2
Употребление термина «алиментация» применительно к предмету права социального обеспечения, который создает возражения принципиального характера, так как он скрадывает истинную экономическую природу отношений, входящих в предмет. Во-первых, в систему отношений, регулируемых данной отраслью права, включаются отношения по социальному обеспечению сотрудника (в том числе его семьи) в порядке обязательного социального страхования; во-вторых, социальное обеспечение гражданина, как члена общества осуществляется без учета его трудового вклада.
Таким образом, в первом случае отношения не способны считаться алиментарными (то есть такими, когда обеспечение предоставляется безвозмездно, безэквивалентно и без каких – либо встречных обязательств со стороны обеспечиваемого), так как финансирование социального обеспечения осуществляется не за счет бюджетных средств, а за счет средств страхователей и самих застрахованных граждан. При этом не имеет значения разрыв во времени между уплатой страховых взносов и получением того или иного вида социального обеспечения конкретным сотрудником, потому как в основу системы социального страхования положен принцип солидарности самих застрахованных и солидарности поколений. С определенной долей условности, алиментарными можно считать лишь отношения по социальному обеспечению человека, как члена общества, поскольку в этом случае указанные выше признаки присутствуют.
Второй проблемой, связанной с определением предмета отрасли социального обеспечения, была обозначена проблема выделения в рассматриваемом предмете стержневых отношений, которые составляли бы его основание. В.С. Андреев считал такого рода пенсионные отношения, а другие отношения называл тесно связанными с пенсионными. На момент дискуссии такая проблема представлялась актуальной, но на сегодняшний день какого-либо теоретического или практического значения она не имеет.
Третья проблема, ни в науке, ни на практике так и не была разрешена. Связана она с определением видов конкретных общественных отношений, которые бесспорно входят в предмет права социального обеспечения. В процессе прошедших дискуссий были высказаны полярные точки зрения по данному вопросу. Полярность заключалась в том, что одни исключали из предмета общественные отношения, которые для большинства ученых и практиков были неотъемлемой его частью, например отношения по содержанию детей в детских дошкольных учреждениях (по мнению В.В. Караваева), отношения по социальному обеспечению в порядке государственного социального страхования (по мнению В.И. Смолярчук); другие же необоснованно расширяли предмет этой отрасли, включая в него как отношения, возникающие в связи с формированием фондов социального обеспечения, так и отношения по организации управления социальным обеспечением (по мнению М.И. Полупанова).
Право социального обеспечения необходимо рассматривать в трех основных значениях, таких как:
1. отрасль российского права;
2. наука;
3. учебная дисциплина.
Методом права социального обеспечения считается совокупность приемов и способов, с помощью которых государство регулирует правовые отношения в этой сфере (см. рис. 3).
Рис. 3
Методы права социального обеспечения необходимо различать в зависимости от того, в каком значении используется понятие «право социального обеспечения». Так, если под правом социального обеспечения подразумевается отрасль российского права, то ей характерны методы правового регулирования, а именно: императивный, в котором преобладает предписание и запрет и диспозитивный, в котором, соответственно, преобладает дозволение. У права социального обеспечения, как науки, имеются свои методы – методы научного исследования, которые можно разделить на общенаучные методы и специально-научные методы (историко-правовой, сравнительно-правовой (компаративный), социологический и так далее). У права социального обеспечения, как учебной дисциплины, свои методы – педагогические.[12]
Основными элементами метода права социального обеспечения, через которые проявляются его особенности, такие как:
а) специфичность способов правового регулирования социально-обеспечительных отношений;
б) особенность юридических фактов, порождающих, изменяющих и прекращающих правоотношения по социальному обеспечению;
в) способы установления прав и обязанностей субъектов;
г) способы защиты нарушенных субъективных прав и обеспечения исполнения обязанностей субъектов, включая меру их ответственности;
д) порядок разрешения споров между субъектами отношений.[13]
Специфика первого элемента отраслевого метода – это способ правового регулирования социально-обеспечительных отношений, которые проявляются в наличии и сочетании централизованного и нецентрализованного способов установления прав и обязанностей субъектов данных отношений.
Особенности второго элемента отраслевого метода права социального обеспечения проявляются и в юридических фактах, обусловливающих возникновение, изменение и прекращение социально-обеспечительных правоотношений.
Третьему элементу метода права социального обеспечения характерны способы установления прав и обязанностей субъектов, которым, в свою очередь, присущи специфические способы определения содержания правоотношений. Права и обязанности субъектов в данной отрасли могут устанавливаться не только нормативным, но и договорным путем.
Особенностью четвертого элемента метода права социального обеспечения считаются способы защиты субъективных прав и обеспечения исполнения обязанностей субъектов, проявляющиеся в разнообразии способов и их использования в разных сочетаниях (комбинациях).[14]
Пятым элементом отраслевого метода правового регулирования может признаваться существующий порядок разрешения споров. В таком случае, защита субъективных прав в социальном обеспечении законодательно осуществляется в административном и (или) судебном порядке. Административный порядок предполагает рассмотрение спорного вопроса органом, непосредственно оказывающим социальное обеспечение. Если его решение не устраивает заявителя, то он обращается в вышестоящий орган, которому подчинен или подведомствен нижестоящий орган.[15]
Вместе с тем, по утверждению Е.Е. Мачульской, медицинские и социальные услуги предоставляются на основании договора.
«У каждого из нас есть карточки обязательного медицинского страхования – и вот такая карточка означает, что в отношении нас есть договор обязательного медицинского страхования». – подчеркнуто Е.Е. Мачульской.
Можно ли сказать, что есть «договорный метод» регулирования. Если есть договор – всегда ли можно считать, что это договорный метод или договор – это просто юридический факт, на основании которого возникают эти отношения.
Так, Мачульская Е.Е. считает, что в данном случае нет договорного метода. Такой договор считается типовым, в котором стороны не могут изменить ни перечень услуг, ни качество услуг, ни уплачиваемые тарифы, поскольку это все регулируется в нормативном порядке. Договор – это лишь дополнительный юридический факт, который необходим для возникновения соответствующих правоотношений.
С помощью дозволений устанавливаются основные права человека в области социального обеспечения. Так, например, норма о том, что право на получение пенсии имеют мужчины, достигшие 60 летнего возраста, а женщины возраста 55 лет. Дозволение заключается в том, что физическое лицо никто не принуждает обращаться в Пенсионный Фонд Российской Федерации, для получения пенсии. Таким образом, если гражданин не обратился в уполномоченный орган, для оформления пенсии, то она и не будет ему назначена.
Физическое лицо само определяет, когда обратится за пенсией. При наличии права на несколько видов социального обеспечения, человек самостоятельно выбирает тот вид, который захочет, но, как правило, тот, который больше по размеру.
С развитием государственной социальной помощи, органы социальной защиты приобрели право на осуществление проверки материального и имущественного положения гражданина, обратившегося за социальной помощью. В таком случае они действуют по своему усмотрению, а именно, смотрят на сколько лицо нуждается в социальной помощи и, соответственно, определяют размер выплаты с учетом финансовой возможности субъекта.[16]
Отношения по социальному обеспечению граждан в денежной форме и по предоставлению различных социальных услуг составляют «ядро» предмета права социального обеспечения. Процедурные и процессуальные отношения являются производными от таких отношений и самостоятельно существовать не могут.
В систему пенсионных отношений в настоящее время включаются следующие виды пенсий: по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет и социальные пенсии.
В системе отношений по обеспечению пособиями выделяют такие пособия как:
- по временной нетрудоспособности, по беременности и родам;
- женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности;
- по случаю рождения ребенка;
- по уходу за ребенком до полутора лет;
- на детей до 16 лет;
- по безработице;
- на погребение;
- женам военнослужащих, а также иные виды пособий.
Система отношений по обеспечению компенсационными выплатами включает:
- компенсации физическим лицам, осуществляющим уход за малолетним ребенком до достижения им возраста трех лет;
- компенсационные выплаты лицам, осуществляющим уход за лицом, достигшим 80 – летнего возраста, инвалидом первой группы, престарелым, нуждающимся по заключению врача в постоянном постороннем уходе;
- компенсационные выплаты неработающим женам (мужьям) военнослужащих, проживающим вместе с супругом (супругой) в местностях, где они не могут выполнять свою трудовую деятельность в связи с отсутствием возможности трудоустройства;
- компенсационные выплаты на питание детей, обучающихся в государственных, муниципальных общеобразовательных учреждениях, в том числе в учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования;
- компенсационные выплаты студентам и аспирантам, находящимся в академических отпусках по медицинским показаниям;
- компенсационные выплаты беженцам и вынужденным переселенцам;
- компенсационные выплаты физическим лицам, находящимся в вынужденных отпусках без сохранения заработной платы;
- компенсационные выплаты на детей, находящихся под опекой и попечительством в приемной семье.[17]
Подводя итоги данному параграфу, можно отметить, что большинство норм права социального обеспечения имеют управомочивающий характер, что обусловливается природой опосредуемых ими общественных отношений. Они создают реальные предпосылки для удовлетворения жизненно важных потребностей граждан в старости, при нетрудоспособности, потере кормильца и при наступлении других социальных рисков. При этом используется разрешительное регулирование: субъектам правоотношений дозволяется только то, что прямо предусмотрено нормами.
Систему отрасли права следует отличать от системы законодательства. Система законодательства, в свою очередь, с разной степенью обобщения оформляет и закрепляет систему отрасли. Так, систему законодательства можно определить, как совокупность нормативных актов о социальном обеспечении, обладающих внутренним единством и взаимосвязью, которая отражает структуру отрасли права.
Наиболее последовательное выражение, структура отрасли получает в едином, консолидированном нормативном акте типа Основ законодательства или кодекса Российской Федерации. К сожалению, такого нормативного акта в области социального обеспечения до сих пор не принято. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 года являются кодифицированным законом, но они содержат лишь нормы, определяющие условия и порядок оказания медицинской помощи.[18]
3. Принципы права социального обеспечения
Принципы права представляют собой сформулированные в его нормах или вытекающие из их содержания основополагающие образы, определяющие процессы формирования права и его реализации (см. рис. 4).
Рис. 4
В теории права сложились базовые подходы к классификации принципов права. В рамках такой классификации обычно выделяют общеправовые, отраслевые принципы, межотраслевые принципы, а также принципы институтов (субинститутов).
Общеправовые принципы определяют первоосновные характеристики всей правовой системы государства. Термин "общеправовые принципы" приобрел достаточно широкое применение в практике Конституционного Суда Российской Федерации. Как следует из его установлений, такие принципы подлежат применению независимо от закрепления их в конкретных нормативных актах.