Файл: Себестоимость продукции и методика ее определения, на примере ОАО «АЗП» на базе системы «ГАЛАКТИКА».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 142

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Учет затрат вспомогательных производств и общехозяйственных затрат осуществляется в соответствии с разделом VII отраслевой инструкции №371 от 17.11.98 г. в следующем порядке:

  1. Расчет себестоимости и списание затрат вспомогательных производств:
    1. Распределение общепроизводственных затрат цехов вспомогательного производства. Данные затраты распределяются двумя методами:
      • Прямой—затраты относятся целиком на себестоимость конкретной услуги цеха;
      • Пропорциональный — распределение затрат на услуги цеха производится пропорционально сумме издержек по определенному перечню статей затрат.
    2. Работы и услуги внутризаводского характера, выполняемые вспомогательными производствами в порядке оказания взаимных услуг друг другу, общехозяйственным подразделениям и на общепроизводственные расходы основного производства списываются по плановой себестоимости (произведение потребленного количества услуги/работ на плановую цену услуги/работы) и отражаются в ведомости №9 (BUH_1). Плановые цены по видам продукции рассчитываются и предоставляются ежемесячно финансово-экономическим отделом;
    3. Списания затрат вспомогательного производства. В течение отчетного месяца на основании первичных документов собираются расходы по цеху и отражаются в разработочной ведомости №12 (BUH_2) в соответствии с номенклатурой калькуляционных статей затрат и в разрезе видов продукции (услуг) вырабатываемых (оказываемых) цехом. В конце месяца собранные затраты по цеху распределяются на затраты основных, вспомогательных и общехозяйственных подразделений в соответствии с количеством оказанных услуг, отраженных в отчете цеха.
    4. Списание затрат услуг вспомогательных производств на реализацию сторонним организациям. Данное списание происходит по фактической себестоимости услуги, которая определяется как частное между фактической суммой затрат по цеху и общим количеством выработанных услуг.

Количество потребляемых работ или услуг между цехами (тепло, вода, стоки, электроэнергия, ремонт, азот, сжатый воздух, транспорт и т.д) указано в отчетах вспомогательных производств по направлениям оказываемых услуг или выполненных работ. Отчеты составляются в натуральных единицах (Маш/час, тыс.м3, Г/кал, Квт/час и т.д) оперативными службами (службы: главного механика, главного энергетика, главного теплотехника, экологической безопасности и т.д) и сдаются в ЦБ.

  1. Общепроизводственные расходы основного производства распределяются между технологическими установками (переделами) пропорционально сумме затрат по обработке в соответствие с п.п. 3.39 отраслевой инструкции №371.

В соответствии с Положением по Учетной Политике для целей бухгалтерского учета расходы собранные на счете 26 «Общехозяйственные расходы), в конце месяца списываются в полной сумме на счет 90 «Продажи». Выходные формы по учету фактических затрат (сметы по ЦЗ, распределение затрат подразделений вспомогательного производства, свод затрат) аналогичны плановым формам.

В целях повышения качества управленческого учета и планирования, было утверждено Указание №174-У от 27 мая 2004 года. Указание содержит общекорпоративные справочники элементов и статей затрат; рекомендации по выделению центров затрат; описание методов распределения услуг обслуживающих и вспомогательных цехов, общехозяйственных и общепроизводственных затрат, на затраты подразделений основного производства которые должны использоваться в управленческом учете затрат на производство продукции. Отличия между управленческим учетом и существующим бухгалтерским учетом состоит, прежде всего, в целях каждого из учетов, уровне детализации информации, методах сбора фактических затрат по местам их возникновения.

В управленческом учете предполагается формировать полную себестоимость выработки товарной продукции, при этом производится:

1) оценка сырья;

2) калькулирование стоимости полуфабрикатов (форма CAL_6);

3) расчет затрат на приготовление товарной продукции (форма CAL_7);

4) расчет полной себестоимости товарной продукции (форма CAL_8).

Так как для плановых и фактических расчетов по традиционной методике и по методике управленческого учета используется одна и та же первичная информация о планируемых и фактически произведенных расходах, итоговые суммы плановой и фактической сметы расходов рассчитанной по существующей (бухгалтерской) и управленческой методике в целом по заводу будут одинаковыми. Но итоговые суммы каждой из смет расходов по центрам затрат и суммы по отдельным статьям свода затрат могут отличаться.

Требования к системе

Требования к системе в целом

Основные бизнес-процессы и функции в области управления издержками производствами


На основе характеристики объекта автоматизации, приведенного в разделе 3, были выделены и сведены в таблицу 4.1 бизнес-процессы и бизнес-функции, которые подлежат полной или частичной автоматизации в рамках единой системы управления издержками производства. В данной таблице управление издержками показано как цельная система, которая существует внутри системы более высокого уровня. При этом следует учитывать то, что в ОАО «АЗП» уже проведена автоматизация ряда процессов, которые служат поставщиками информации для системы управления издержками.

Таблица 4.1

Бизнес-процессы и бизнес-функции системы управления издержками производства

Бизнес-процесс

Бизнес-функция

Ответственное подразделение

Примечание / Возможное действие в системе

1.

Нормирование

1.1

Разработка норм потребления утилит на технологические нужды в основном производстве (тепло, вода, электроэнергия, промстоки, катализаторы, реагенты и т.д.) исходя объемов выработанной продукции

Оперативные службы

Ввод и корректировка нормативов, норматив имеет состояние «на согласовании»

1.2

Разработка норм потребления утилит на технологические нужды (вода, электроэнергия и т.д.) во вспомогательном производстве исходя из выпуска продукции

)

ФЭО проверяет экономическую обоснованность норм

Ввод нормативов в действие

1.4

Разработка норм потребления по общепроизводственным затратам, зависящих от характера потребления. Теплоэнергия на обогрев помещений - на кв. метр, питьевая вода, стоки на человека и т.д.

2.

Моделирование производственного процесса

2.1

Создание и поддержание в актуальном состоянии модели производства

Производственный оОтдел

Характеристики нефти, полуфабрикатов и товарной продукции, рецептуры смешения компонентов для получения товарных нефтепродуктов и т.д.

2.2

Ведение общекорпоративных классификаторов

Технологический отделел

Ведение справочников сырья, полуфабрикатов и готовой продукции.

3.

Планирование основных производственных процессов

3.1

Создание плана производства

Производственный отдел

Формирование плана производства: материальные балансы

3.2

Расчет количества тепла, воды, электроэнергии, катализаторов, реагентов для цехов основного производства

ФЭО,оперативные службы

Формирование количественных показателей по расходу утилит в основном производстве

Расчет выполняется исходя их нормативов рассчитанных в п.1.1 и показателей по сырью, рассчитанных в п.3.1

4.

Подготовка массива входной информации для планирования расходов

4.1

Расчет общего количества потребляемых по всему предприятию тепла, воды, электроэнергии, стоков, реагентов и т.д. в разрезе центров затрат

Оперативные службы,ФЭО

Ввод в систему количественных показателей в разрезе Центров затрат (ЦЗ).

Пояснения по расчету количественных показателей см. на рис.1

4.2

Расценивание утилит получаемых со стороны

ФЭО

Ввод плановых цен по утилитам

4.3

Формирование заявок по статьям, за которыми закреплены центры ответственности

Оперативные службы

Ввод планируемых затрат по конкретной статье в денежном выражении с разбивкой по ЦЗ

4.4

Формирование «цеховых» заявок по статьям затрат, расходы на которые подразделения заявляют самостоятельно

Производственные подразделения

ввод планируемых затрат по конкретному ЦЗ в денежном выражении с разбивкой по статьям

5.

Планирование издержек производства

5.1

Расчет стоимости утилит

расчет затрат по утилитам в денежном выражении (4.2 * 4.1)

5.2

Формирование смет по ЦЗ

ФЭО

Создание первичных смет (без расценивания внутризаводского оборота)

для ЦЗ основного и вспомогательного производства на основе п.4.1-4.4 и п.5.1

5.2

Формирование общей сметы затрат

ФЭО

Расчет общей сметы затрат на основе п.4.1-4.4 и п.5.1 или на основе 5.2

5.4

Расчет себестоимости услуг вспомогательного производства

ФЭО

Калькулирование себестоимости услуг вспомогательного производства

Формирование смет для ЦЗ вспомогательного производства с учетом внутризаводского оборота

Расчет себестоимости услуг вспомогательного производства на сторону

5.5

Расчет себестоимости продукции, работ и услуг основного производства

ФЭО

Расчет себестоимости переработки 1 тонны сырья

Создание калькуляций по установкам*

Формирование смет для ЦЗ основного производства с учетом внутризаводского оборота

Расчет себестоимости компонентов *

Расчет себестоимости товарной продукции *

6.

Формирование производственных отчетов

6.1

Отчетность по фактическому движению сырья, полуфабрикатов и готовой продукции

Подразделения основного производства

Производственный отдел

Отчеты предоставляются в ПЭО ежемесячно

Формирование сводных ведомостей движения за период

Ввод в Систему отчетов в натуральном выражении**

6.2

Отчетность по выработке и распределению услуг вспомогательного производства

Подразделения вспомогательного производства

Ввод в Систему отчетов в натуральном выражении

7.

Отчетность по закупкам со стороны

7.1

Отчетность по закупленным со стороны услугам

Оперативные службы

Ввод в Систему актов выполненных работ в денежном выражении

7.2

Распределение закупленных услуг по ЦЗ

Оперативные службы

Ввод по статьям закупки услуг, за которые отвечает Оперативная служба распределения по ЦЗ в денежном выражении

8.

Списание материально- производственных запасов в производство

8.1

Списание материалов в производство

Кладовщики цеховые

Ввод в Систему актов на списание

8.2

Выдача спецодежды работникам предприятия

Персонал склада спецодежды

Ввод в Систему документов по выдаче спецодежды (СИЗ)

9.

Формирование информации о фактических расходах на счетах бухгалтерского учета

9.1

Расчет амортизационных отчислений по объектам ОС

ЦБ

Формирование проводок вида Д20…./К02 с аналитикой по ЦЗ

9.2

Расчет заработной платы и отчислений

ЦБ

Формирование проводок вида Д20…./К70 и

Д20…./К69 с аналитикой по ЦЗ

9.3

Учет затрат на покупку работ и услуг

ЦБ

Формирование проводок вида Д20…./К60 (на основе актов п. 7.1)

9.4

Учет списания материалов в производство

ЦБ

Формирование проводок вида Д20…./К10 (на основе актов и документов . 8.1 и 8.2)

9.5

Учет командировочных расходов

ЦБ

Формирование проводок вида Д20…./К71

9.6

Расчет платежей налогового характера

ЦБ

Формирование проводок вида Д20…./К68

9.7

Учет прочих затрат в составе себестоимости

ЦБ

Формирование проводок вида Д20…./К76,97,96,05,29 и т.д.

10.

Расчет фактических затрат на производство

10.1

Расчет себестоимости услуг вспомогательного производства

ЦБ

Формирование фактических смет для ЦЗ вспомогательного производства и расчет фактической цены услуг

10.2

Расчет себестоимости переработки 1 тонны нефти

ЦБ

Расчет себестоимости переработки 1 тонны нефти

10.3

Расчет себестоимости товарной продукции*

ЦБ***, ПЭО

Калькулирование продукции .Расчет себестоимости готовой продукции

11.

Закрытие затратных счетов в бухгалтерском учет

11.1

Распределение общепроизводственных, общехозяйственных затрат и отражение распределения услуг вспомогательных цехов

ЦБ

формирование проволок по кредиту 25,26 и 23 счетов

11.2

Отнесение затрат основных цехов на себестоимость переработки 1 тонны сырья

ЦБ

формирование проволок по кредиту 20 счета


* Используется для целей управленческого учета и в случае полной или частичной работы на собственном сырье

** Отчетность по движению сырья, полуфабрикатов и готовой продукции поступает в ПЭО ежедневно, предполагается что ПЭО будет вносить в Систему итоговые данные за месяц

*** ЦБ в случае переработки собственного сырья

Теплоэнергия

Вода

на технологию

по нормам 1.1 – Кол 1

на технологию

по нормам 1.1 – Кол 1

на обогрев помещений

по нормам 1.4 – Кол 2

на производство теплоэнергии (пара, горячей воды)

по нормам 1.2 исходя из ОбщКолТепло - Кол 3

ИТОГО тепла

ОбщКолТепло

на хознужды

по нормам 1.4 – Кол 2

Итого воды

ОбщКолВода

Кол 1 - Количественные показатели по нормируемым затратам основного производства должны поступить из п.3.2.

Кол 2 - Количественные показатели по затратам общепроизводственного/общехозяйственного характера по нормам п.1.4

Кол 3 – для ряда утилит (вода и электроэнергия) нормы п.1.2 * количество необходимое на выработку, например теплоэнергии

КолОбщ =Кол1+Кол2+Кол3

Рис. 1 Пояснения к п. 4.1 – на примере Расчета общего количества технической воды

Особенности организации управления издержками производства в ОАО «АЗП»

На основе данных таблицы 4.1 можно выделить 7 (семь) крупных блоков ввода и обработки информации:

1) ведение справочников норм расхода утилит ;

2) формирование плана производства (производственного баланса) - производственное планирование;

3) формирование (ввод) массива входной информации для составления плановых смет и калькуляций оперативными службами;

4) обработка «входных» данных и получения плановых смет и калькуляций;

5) ввод массива информации (первичных учетных и оперативных документов) по движению материально-технических ресурсов;

6) получение информации о расходах собранных на счетах бухгалтерского учета (амортизация, услуги, работы, материалы, заработная плата). В рамках управления издержками необходим только механизм переброски данных собранных на счетах бухгалтерского учета в систему управления издержками;


7) обработка данных по п.5 и 6 и получение фактических смет и калькуляций;

Весь массив входной информации должен закрываться для корректировки в тот момент, когда плановый отдел возьмет данные в обработку.

Для обеспечения данного требования возможны 2-а варианта реализации:

1) все заявочные документы поступают от служб в состоянии - «оформляемые». После проверки ПЭО переводит их в состояние «в обработку». При необходимости корректировки данных ПЭО меняет статус заявок обратно в состояние «оформляемые». Права на изменение статуса есть только у персонала ПЭО.

2) Система самостоятельно отслеживает взятие данных в обработку (без использования статусных признаков). Если заявка имеет ссылочную связь со сметой, то заявка закрывается на редактирование.

** В версии 7.12 системы Галактика данная возможность не предусмотрена. Требуется доработка функциональных возможностей.

Рассмотрим некоторые из указанных блоков ввода и обработки информации.

Обработка «входных» данных и получение плановых смет и калькуляций

Первоначально формируются первичные сметы центров затрат и выполняется постатейный свод затрат (расходная часть плана доходов и расходов)

На основе первичных смет выполняется полная калькуляция себестоимости продукции, работ и услуг предприятия:

  • Распределение общепроизводственных затрат во вспомогательном производстве;
  • Калькуляция себестоимости услуг и распределение затрат вспомогательных цехов;
  • Распределение общехозяйственных затрат;
  • Калькуляция себестоимости продукции и распределение затрат цехов основного производства;

В системе должна быть предусмотрена возможность копирования схем калькулирования.

Возможные варианты баз и методов распределения затрат будут подробно рассмотрены ниже в разделе требований к настройкам системы

Формирование оперативных документов по движению материально-производственных ресурсов и фактическим затратам

Информация по фактическому движению сырья, полуфабрикатов и готовой продукции в настоящее время должна вноситься в систему в режиме ручного ввода. Фактические отчеты по выработке и распределению в натуральном выражении услуг цехов вспомогательного производства должны вноситься в систему оперативными службами.

На основе фактических отчетов и информации по движению сырья, готовой продукции и полуфабрикатов должен формироваться фактический производственный баланс.