Файл: Себестоимость продукции и методика ее определения, на примере ОАО «АЗП» на базе системы «ГАЛАКТИКА».pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 142
Скачиваний: 2
Учет затрат вспомогательных производств и общехозяйственных затрат осуществляется в соответствии с разделом VII отраслевой инструкции №371 от 17.11.98 г. в следующем порядке:
- Расчет себестоимости и списание затрат вспомогательных производств:
- Распределение общепроизводственных затрат цехов вспомогательного производства. Данные затраты распределяются двумя методами:
- Прямой—затраты относятся целиком на себестоимость конкретной услуги цеха;
- Пропорциональный — распределение затрат на услуги цеха производится пропорционально сумме издержек по определенному перечню статей затрат.
- Работы и услуги внутризаводского характера, выполняемые вспомогательными производствами в порядке оказания взаимных услуг друг другу, общехозяйственным подразделениям и на общепроизводственные расходы основного производства списываются по плановой себестоимости (произведение потребленного количества услуги/работ на плановую цену услуги/работы) и отражаются в ведомости №9 (BUH_1). Плановые цены по видам продукции рассчитываются и предоставляются ежемесячно финансово-экономическим отделом;
- Списания затрат вспомогательного производства. В течение отчетного месяца на основании первичных документов собираются расходы по цеху и отражаются в разработочной ведомости №12 (BUH_2) в соответствии с номенклатурой калькуляционных статей затрат и в разрезе видов продукции (услуг) вырабатываемых (оказываемых) цехом. В конце месяца собранные затраты по цеху распределяются на затраты основных, вспомогательных и общехозяйственных подразделений в соответствии с количеством оказанных услуг, отраженных в отчете цеха.
- Списание затрат услуг вспомогательных производств на реализацию сторонним организациям. Данное списание происходит по фактической себестоимости услуги, которая определяется как частное между фактической суммой затрат по цеху и общим количеством выработанных услуг.
- Распределение общепроизводственных затрат цехов вспомогательного производства. Данные затраты распределяются двумя методами:
Количество потребляемых работ или услуг между цехами (тепло, вода, стоки, электроэнергия, ремонт, азот, сжатый воздух, транспорт и т.д) указано в отчетах вспомогательных производств по направлениям оказываемых услуг или выполненных работ. Отчеты составляются в натуральных единицах (Маш/час, тыс.м3, Г/кал, Квт/час и т.д) оперативными службами (службы: главного механика, главного энергетика, главного теплотехника, экологической безопасности и т.д) и сдаются в ЦБ.
- Общепроизводственные расходы основного производства распределяются между технологическими установками (переделами) пропорционально сумме затрат по обработке в соответствие с п.п. 3.39 отраслевой инструкции №371.
В соответствии с Положением по Учетной Политике для целей бухгалтерского учета расходы собранные на счете 26 «Общехозяйственные расходы), в конце месяца списываются в полной сумме на счет 90 «Продажи». Выходные формы по учету фактических затрат (сметы по ЦЗ, распределение затрат подразделений вспомогательного производства, свод затрат) аналогичны плановым формам.
В целях повышения качества управленческого учета и планирования, было утверждено Указание №174-У от 27 мая 2004 года. Указание содержит общекорпоративные справочники элементов и статей затрат; рекомендации по выделению центров затрат; описание методов распределения услуг обслуживающих и вспомогательных цехов, общехозяйственных и общепроизводственных затрат, на затраты подразделений основного производства которые должны использоваться в управленческом учете затрат на производство продукции. Отличия между управленческим учетом и существующим бухгалтерским учетом состоит, прежде всего, в целях каждого из учетов, уровне детализации информации, методах сбора фактических затрат по местам их возникновения.
В управленческом учете предполагается формировать полную себестоимость выработки товарной продукции, при этом производится:
1) оценка сырья;
2) калькулирование стоимости полуфабрикатов (форма CAL_6);
3) расчет затрат на приготовление товарной продукции (форма CAL_7);
4) расчет полной себестоимости товарной продукции (форма CAL_8).
Так как для плановых и фактических расчетов по традиционной методике и по методике управленческого учета используется одна и та же первичная информация о планируемых и фактически произведенных расходах, итоговые суммы плановой и фактической сметы расходов рассчитанной по существующей (бухгалтерской) и управленческой методике в целом по заводу будут одинаковыми. Но итоговые суммы каждой из смет расходов по центрам затрат и суммы по отдельным статьям свода затрат могут отличаться.
Требования к системе в целом
Основные бизнес-процессы и функции в области управления издержками производствами
На основе характеристики объекта автоматизации, приведенного в разделе 3, были выделены и сведены в таблицу 4.1 бизнес-процессы и бизнес-функции, которые подлежат полной или частичной автоматизации в рамках единой системы управления издержками производства. В данной таблице управление издержками показано как цельная система, которая существует внутри системы более высокого уровня. При этом следует учитывать то, что в ОАО «АЗП» уже проведена автоматизация ряда процессов, которые служат поставщиками информации для системы управления издержками.
Таблица 4.1
Бизнес-процессы и бизнес-функции системы управления издержками производства
Бизнес-процесс |
Бизнес-функция |
Ответственное подразделение |
Примечание / Возможное действие в системе |
||
---|---|---|---|---|---|
1. |
Нормирование |
1.1 |
Разработка норм потребления утилит на технологические нужды в основном производстве (тепло, вода, электроэнергия, промстоки, катализаторы, реагенты и т.д.) исходя объемов выработанной продукции |
Оперативные службы |
Ввод и корректировка нормативов, норматив имеет состояние «на согласовании» |
1.2 |
Разработка норм потребления утилит на технологические нужды (вода, электроэнергия и т.д.) во вспомогательном производстве исходя из выпуска продукции |
||||
) |
|||||
ФЭО проверяет экономическую обоснованность норм |
Ввод нормативов в действие |
||||
1.4 |
Разработка норм потребления по общепроизводственным затратам, зависящих от характера потребления. Теплоэнергия на обогрев помещений - на кв. метр, питьевая вода, стоки на человека и т.д. |
||||
2. |
Моделирование производственного процесса |
2.1 |
Создание и поддержание в актуальном состоянии модели производства |
Производственный оОтдел |
Характеристики нефти, полуфабрикатов и товарной продукции, рецептуры смешения компонентов для получения товарных нефтепродуктов и т.д. |
2.2 |
Ведение общекорпоративных классификаторов |
Технологический отделел |
Ведение справочников сырья, полуфабрикатов и готовой продукции. |
||
3. |
Планирование основных производственных процессов |
3.1 |
Создание плана производства |
Производственный отдел |
Формирование плана производства: материальные балансы |
3.2 |
Расчет количества тепла, воды, электроэнергии, катализаторов, реагентов для цехов основного производства |
ФЭО,оперативные службы |
Формирование количественных показателей по расходу утилит в основном производстве Расчет выполняется исходя их нормативов рассчитанных в п.1.1 и показателей по сырью, рассчитанных в п.3.1 |
||
4. |
Подготовка массива входной информации для планирования расходов |
4.1 |
Расчет общего количества потребляемых по всему предприятию тепла, воды, электроэнергии, стоков, реагентов и т.д. в разрезе центров затрат |
Оперативные службы,ФЭО |
Ввод в систему количественных показателей в разрезе Центров затрат (ЦЗ). Пояснения по расчету количественных показателей см. на рис.1 |
4.2 |
Расценивание утилит получаемых со стороны |
ФЭО |
Ввод плановых цен по утилитам |
||
4.3 |
Формирование заявок по статьям, за которыми закреплены центры ответственности |
Оперативные службы |
Ввод планируемых затрат по конкретной статье в денежном выражении с разбивкой по ЦЗ |
||
4.4 |
Формирование «цеховых» заявок по статьям затрат, расходы на которые подразделения заявляют самостоятельно |
Производственные подразделения |
ввод планируемых затрат по конкретному ЦЗ в денежном выражении с разбивкой по статьям |
||
5. |
Планирование издержек производства |
5.1 |
Расчет стоимости утилит |
расчет затрат по утилитам в денежном выражении (4.2 * 4.1) |
|
5.2 |
Формирование смет по ЦЗ |
ФЭО |
Создание первичных смет (без расценивания внутризаводского оборота) для ЦЗ основного и вспомогательного производства на основе п.4.1-4.4 и п.5.1 |
||
5.2 |
Формирование общей сметы затрат |
ФЭО |
Расчет общей сметы затрат на основе п.4.1-4.4 и п.5.1 или на основе 5.2 |
||
5.4 |
Расчет себестоимости услуг вспомогательного производства |
ФЭО |
Калькулирование себестоимости услуг вспомогательного производства Формирование смет для ЦЗ вспомогательного производства с учетом внутризаводского оборота Расчет себестоимости услуг вспомогательного производства на сторону |
||
5.5 |
Расчет себестоимости продукции, работ и услуг основного производства |
ФЭО |
Расчет себестоимости переработки 1 тонны сырья Создание калькуляций по установкам* Формирование смет для ЦЗ основного производства с учетом внутризаводского оборота Расчет себестоимости компонентов * Расчет себестоимости товарной продукции * |
||
6. |
Формирование производственных отчетов |
6.1 |
Отчетность по фактическому движению сырья, полуфабрикатов и готовой продукции |
Подразделения основного производства Производственный отдел |
Отчеты предоставляются в ПЭО ежемесячно |
Формирование сводных ведомостей движения за период Ввод в Систему отчетов в натуральном выражении** |
|||||
6.2 |
Отчетность по выработке и распределению услуг вспомогательного производства |
Подразделения вспомогательного производства |
Ввод в Систему отчетов в натуральном выражении |
||
7. |
Отчетность по закупкам со стороны |
7.1 |
Отчетность по закупленным со стороны услугам |
Оперативные службы |
Ввод в Систему актов выполненных работ в денежном выражении |
7.2 |
Распределение закупленных услуг по ЦЗ |
Оперативные службы |
Ввод по статьям закупки услуг, за которые отвечает Оперативная служба распределения по ЦЗ в денежном выражении |
||
8. |
Списание материально- производственных запасов в производство |
8.1 |
Списание материалов в производство |
Кладовщики цеховые |
Ввод в Систему актов на списание |
8.2 |
Выдача спецодежды работникам предприятия |
Персонал склада спецодежды |
Ввод в Систему документов по выдаче спецодежды (СИЗ) |
||
9. |
Формирование информации о фактических расходах на счетах бухгалтерского учета |
9.1 |
Расчет амортизационных отчислений по объектам ОС |
ЦБ |
Формирование проводок вида Д20…./К02 с аналитикой по ЦЗ |
9.2 |
Расчет заработной платы и отчислений |
ЦБ |
Формирование проводок вида Д20…./К70 и Д20…./К69 с аналитикой по ЦЗ |
||
9.3 |
Учет затрат на покупку работ и услуг |
ЦБ |
Формирование проводок вида Д20…./К60 (на основе актов п. 7.1) |
||
9.4 |
Учет списания материалов в производство |
ЦБ |
Формирование проводок вида Д20…./К10 (на основе актов и документов . 8.1 и 8.2) |
||
9.5 |
Учет командировочных расходов |
ЦБ |
Формирование проводок вида Д20…./К71 |
||
9.6 |
Расчет платежей налогового характера |
ЦБ |
Формирование проводок вида Д20…./К68 |
||
9.7 |
Учет прочих затрат в составе себестоимости |
ЦБ |
Формирование проводок вида Д20…./К76,97,96,05,29 и т.д. |
||
10. |
Расчет фактических затрат на производство |
10.1 |
Расчет себестоимости услуг вспомогательного производства |
ЦБ |
Формирование фактических смет для ЦЗ вспомогательного производства и расчет фактической цены услуг |
10.2 |
Расчет себестоимости переработки 1 тонны нефти |
ЦБ |
Расчет себестоимости переработки 1 тонны нефти |
||
10.3 |
Расчет себестоимости товарной продукции* |
ЦБ***, ПЭО |
Калькулирование продукции .Расчет себестоимости готовой продукции |
||
11. |
Закрытие затратных счетов в бухгалтерском учет |
11.1 |
Распределение общепроизводственных, общехозяйственных затрат и отражение распределения услуг вспомогательных цехов |
ЦБ |
формирование проволок по кредиту 25,26 и 23 счетов |
11.2 |
Отнесение затрат основных цехов на себестоимость переработки 1 тонны сырья |
ЦБ |
формирование проволок по кредиту 20 счета |
* Используется для целей управленческого учета и в случае полной или частичной работы на собственном сырье
** Отчетность по движению сырья, полуфабрикатов и готовой продукции поступает в ПЭО ежедневно, предполагается что ПЭО будет вносить в Систему итоговые данные за месяц
*** ЦБ в случае переработки собственного сырья
Теплоэнергия |
Вода |
|||
на технологию |
по нормам 1.1 – Кол 1 |
на технологию |
по нормам 1.1 – Кол 1 |
|
на обогрев помещений |
по нормам 1.4 – Кол 2 |
на производство теплоэнергии (пара, горячей воды) |
по нормам 1.2 исходя из ОбщКолТепло - Кол 3 |
|
ИТОГО тепла |
ОбщКолТепло |
на хознужды |
по нормам 1.4 – Кол 2 |
|
Итого воды |
ОбщКолВода |
Кол 1 - Количественные показатели по нормируемым затратам основного производства должны поступить из п.3.2.
Кол 2 - Количественные показатели по затратам общепроизводственного/общехозяйственного характера по нормам п.1.4
Кол 3 – для ряда утилит (вода и электроэнергия) нормы п.1.2 * количество необходимое на выработку, например теплоэнергии
КолОбщ =Кол1+Кол2+Кол3
Рис. 1 Пояснения к п. 4.1 – на примере Расчета общего количества технической воды
Особенности организации управления издержками производства в ОАО «АЗП»
На основе данных таблицы 4.1 можно выделить 7 (семь) крупных блоков ввода и обработки информации:
1) ведение справочников норм расхода утилит ;
2) формирование плана производства (производственного баланса) - производственное планирование;
3) формирование (ввод) массива входной информации для составления плановых смет и калькуляций оперативными службами;
4) обработка «входных» данных и получения плановых смет и калькуляций;
5) ввод массива информации (первичных учетных и оперативных документов) по движению материально-технических ресурсов;
6) получение информации о расходах собранных на счетах бухгалтерского учета (амортизация, услуги, работы, материалы, заработная плата). В рамках управления издержками необходим только механизм переброски данных собранных на счетах бухгалтерского учета в систему управления издержками;
7) обработка данных по п.5 и 6 и получение фактических смет и калькуляций;
Весь массив входной информации должен закрываться для корректировки в тот момент, когда плановый отдел возьмет данные в обработку.
Для обеспечения данного требования возможны 2-а варианта реализации:
1) все заявочные документы поступают от служб в состоянии - «оформляемые». После проверки ПЭО переводит их в состояние «в обработку». При необходимости корректировки данных ПЭО меняет статус заявок обратно в состояние «оформляемые». Права на изменение статуса есть только у персонала ПЭО.
2) Система самостоятельно отслеживает взятие данных в обработку (без использования статусных признаков). Если заявка имеет ссылочную связь со сметой, то заявка закрывается на редактирование.
** В версии 7.12 системы Галактика данная возможность не предусмотрена. Требуется доработка функциональных возможностей.
Рассмотрим некоторые из указанных блоков ввода и обработки информации.
Обработка «входных» данных и получение плановых смет и калькуляций
Первоначально формируются первичные сметы центров затрат и выполняется постатейный свод затрат (расходная часть плана доходов и расходов)
На основе первичных смет выполняется полная калькуляция себестоимости продукции, работ и услуг предприятия:
- Распределение общепроизводственных затрат во вспомогательном производстве;
- Калькуляция себестоимости услуг и распределение затрат вспомогательных цехов;
- Распределение общехозяйственных затрат;
- Калькуляция себестоимости продукции и распределение затрат цехов основного производства;
В системе должна быть предусмотрена возможность копирования схем калькулирования.
Возможные варианты баз и методов распределения затрат будут подробно рассмотрены ниже в разделе требований к настройкам системы
Формирование оперативных документов по движению материально-производственных ресурсов и фактическим затратам
Информация по фактическому движению сырья, полуфабрикатов и готовой продукции в настоящее время должна вноситься в систему в режиме ручного ввода. Фактические отчеты по выработке и распределению в натуральном выражении услуг цехов вспомогательного производства должны вноситься в систему оперативными службами.
На основе фактических отчетов и информации по движению сырья, готовой продукции и полуфабрикатов должен формироваться фактический производственный баланс.