Файл: Себестоимость продукции и методика ее определения, на примере ОАО «АЗП» на базе системы «ГАЛАКТИКА».pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 141
Скачиваний: 2
Все АРМы внутри подсистемы являются смежными. Подсистема должна сопрягаться на уровне входных данных с участками автоматизации: «Складской учет», «Потребление услуг», «Учет расчетов по заработной плате» .
Требования по использованию классификаторов
В процессе эксплуатации АРМа используются каталоги:
- Каталог подразделений;
- Каталог элементов затрат;
- Каталог статей затрат;
- Каталог типов цен;
- Каталог матценностей (в том числе сырья; полуфабрикатов и готовой продукции);
- Каталог услуг.
Требования к организационному обеспечению
Сотрудники АЗП, использующие подсистему «Управление себестоимостью» и обеспечивающие его функционирование (предоставление необходимой информации) должны руководствоваться:
- Указание управляющей компанией №174-У от 27 мая 2004;
- Инструкция утвержденная приказом №371 министерства топлива и энергетики от 17 ноября 19 ноября 1998г;
- разработанными в процессе пусконаладочных работ инструкциями и регламентами по работе с подсистемой "Управление себестоимостью".
Условия эксплуатации подсистемы
Подсистема «Управление себестоимостью» взаимодействует с другими участками автоматизации.. В таблице 4.6 приведен список участков автоматизации, с которыми взаимодействует подсистема «Управление себестоимостью»
Таблица 4.6
Участок автоматизации |
Используемый модуль |
Предмет автоматизации |
Складской учет |
Управление снабжением, Складской учет |
Отпуск ТМЦ со склада в производство |
Потребление услуг |
Управление набжением |
Учет первичных документов по закупке услуг. Отнесение затрат по услугам на себестоимость продукции |
Движение ресурсов в производстве |
Учет в производстве |
Учет движения материалов, сырья, реагентов, катализаторов и полуфабрикатов в производстве |
Расчеты с персоналом по заработной плате |
Заработная плата |
Расчет заработной платы, начислений и удержаний. |
Планирование затрат |
Галактика (Контроллинг) |
Сбор заявок по отдельным статьям затрат от подразделений, ответственных за отдельные статьи сметы (службы и цеха) Формирование плановых смет и калькуляции по центрам затрат и производственным подразделениям |
Отражение фактических затрат на производство готовой продукции |
Галактика (ФРО, Основные средства, Нематериальные активы, Хозоперации, Касса) |
Отражение по счетам бухгалтерского учета фактических затрат на производство готовой продукции |
Состав и содержание работ по созданию системы
Полный перечень работ по вводу в промышленную эксплуатацию подсистемы «Управление себестоимостью» оформляется в качестве заданий к каждому этапу выполнения договорных условий. В таблице 5.1 приведены основные этапы:
Таблица 5.1
Этап/работа |
Ответственный |
Обследование бизнес-процессов управления себестоимостью и разработка отчета об обследовании |
Исполнитель |
Разработка проектного решения и модели |
Исполнитель |
Разработка ЧТЗ на подсистему автоматизации управления себестоимостью |
Исполнитель |
Разработка инструкции по ведению НСИ |
Исполнитель |
Ввод в базу данных системы «Галактика» НСИ |
Заказчик |
Настройка бюджетов затрат и шаблонов бюджетов |
Заказчик |
Разработка схемы отражения операций движения полуфабрикатов, готовой продукции и услуг вспомогательного производства |
Заказчик |
Настройка операций формирования фактического производственного баланса |
Исполнитель |
Разработка схемы формирования планового производственного баланса |
Исполнитель |
Настройка пользовательских баз распределения затрат |
Заказчик |
Настройка схем калькулирования плановых и фактических данных для бухгалтерского и управленческого учета |
Исполнитель |
Настройка операций выгрузки фактических данных из проводок бухгалтерского учета в бюджеты бухгалтерского и управленческого учета |
Исполнитель |
Разработка группировок статей затрат для получения выходных форм |
Заказчик |
Разработка инструкции пользователя подсистемы (для каждого АРМа в составе объекта автоматизации) |
Исполнитель |
Разработка инструкция администратора подсистемы |
Исполнитель |
Проведение инструктажа пользователей и администратора подсистемы с фиксацией результатов в протоколе |
Исполнитель |
Проведение опытной эксплуатации подсистемы |
Исполнитель/ Заказчик |
Рассмотрение замечаний по результатам опытной эксплуатации подсистемы |
Исполнитель |
Настройка отчетных форм |
Исполнитель |
Приложение 1 к Техническому заданию
Блок-схема. Система планирования и учета себестоимости
Приложение 2 к Техническому заданию
Требования к структуре и составу классификаторов
Предполагается использование трех основных единых для бухгалтерского и управленческого учета каталогов нормативно – справочной информации:
1) Каталог элементов и статей затрат
2) Каталог калькуляционных статей затрат;
3) Каталог подразделений (Центров затрат);
Основой для формирования каталогов НСИ ОАО «АЗП» являются общекорпоративные каталоги: а) Центры затрат завода и методы их распределения; б) Элементы и статьи затрат, места их возникновения и методы планирования, которые приведены в Приложении 6 настоящего ТЗ
Кроме вышеуказанных каталогов НСИ предполагается повсеместное использование Корпоративного Плана счетов Планирования и Финансовой Отчетности (далее План счетов ПФО) для Обществ, входящих в Группу Компаний ЮКОС. Использование плана ПФО предполагается путем использование кодов/ссылок на коды ПФО по каждой из статей (элементу) затрат. Справочник кодов ПФО представлен в отдельном файле Каталоги НСИ.xls на листе «ПФО»
Каталог элементов и статей затрат – в отдельном файле - Каталоги НСИ.xls лист «Элементы и статьи НПЗ». Каталог элементов и статей основан на общекорпоративном каталоге статей и элементов и плане ПФО.
В колонке «код статьи ПФО» указывается код в общем случае, префикс кода Р020 для учета затрат по подразделениям (центрам затрат) общехозяйственного назначения изменяется на P040
Особые требования к каталогу: предполагается многоуровневая структура каталога с возможностью получения в отчетных формах сумм по нескольким уровням, например
05 |
Прочие затраты |
агрегирование из подчиненных статей |
|||
|
01 |
Услуги сторонних организаций
|
агрегирование из подчиненных статей |
||
|
|
01 |
Услуги по ремонту * |
агрегирование из подчиненных статей |
|
|
|
|
01 |
Услуги по текущему ремонту |
сумма |
|
|
|
02 |
услуги по капитальному ремонту |
сумма |
|
|
02 |
Услуги по техобслуживанию(эксплуатации) оборудования, зданий и сооружений |
агрегирование из подчиненных статей |
Каталог калькуляционных статей затрат (таблица 1 Приложения 2) – используется при калькулировании себестоимости (плановой и фактической) по установкам (в управленческом учете для получения себестоимости компонентов нефтепродуктов и товарной продукции) и по услугам вспомогательного производства.
Существует общий для основного, вспомогательного производства и подразделений общехозяйственного назначения каталог калькуляционных статей, но в зависимости от вида производства используется разный набор статей. Так в калькуляциях по установкам основного производства большинство статей не расписывается, статья входит в калькуляцию общей суммой). В сметах вспомогательного производства, которые одновременно служат для калькуляции себестоимости единицы услуг вспомогательного производства, применяются более подробные калькуляционные статьи.
Каталог центров затрат представлен ниже в таблице 2 Приложения 2, так же основан на общекорпоративном каталоге.
Особые требования: как минимум двухуровневая структура справочника, с возможностью получения отчетных форм по нескольким центрам затрат. Например, общий свод по УТИМ и отдельно по каждому из центров затрат:
ЦЗ УТИМ (Общепроизводственные)
ЦЗ УТИМ Колонна автобусов длинной до 7,5 м
ЦЗ УТИМ Колонна автобусов длинной свыше 7,5 м
ЦЗ УТИМ Колонна грузовых автомобилей
ЦЗ УТИМ Колонна грузоподъемных механизмов и СДМ
ЦЗ УТИМ Колонна легковых автомобилей
ЦЗ УТИМ Колонна специальных автомобилей
ЦЗ УТИМ РММ
Каталоги НСИ приводятся в виде, предполагаемом к использованию на предприятии на момент обследования, в дальнейшем возможны изменения (добавления или удаления отдельных статей, подразделений, изменения их названий). Окончательный состав каталогов НСИ будет утвержден специальным распоряжением.
Таблица 1 Приложения 2
КАТАЛОГ Калькуляционных статей затрат
Наименование калькуляционной статьи |
Примечание |
|
1. Сырье |
||
2. Вспомогательные материалы |
||
а) катализаторы |
||
б) реагенты |
||
в) прочие вспомогательные материалы |
||
3. Топливо на технологические нужды |
||
а) жидкое топливо |
||
б) газообразное топливо |
||
4.Энергетические затраты |
||
а) пар котлов-утилизаторов |
||
б) теплоэнергия |
||
в) электроэнергия |
||
г) сжатый воздух |
||
д) азот |
||
е) вода техническая |
||
ж) вода оборотная |
||
з) вода химочищенная |
||
5. Услуги промышленного характера |
Покупные услуги |
|
6. Заработная плата основная и дополнительная |
ЗП основных производственных рабочих |
|
7. Отчисления на соцстрах |
Основных производственных рабочих |
|
8. Расходы на подготовку и освоение производства |
Пуско-наладочные работы |
|
9. Общепроизводственные расходы |
||
9.1 Амортизация оборудования |
||
9.2. Капитальный и текущий ремонт оборудования |
||
9.2.1 Капитальный ремонт оборудования |
||
а) материалы на капремонт |
||
б) услуги сторонних организации |
||
9.2.2 Текущий ремонт оборудования |
||
а) заработная плата основная и дополнительная |
ЗП ремонтного персонала |
|
б) отчисления на соцстрах |
Ремонтного персонала |
|
в) материалы на текущий ремонт |
||
9.3 Эксплуатация и обслуживание оборудования |
||
а) материалы для эксплуатации |
||
б) услуги РМЦ |
||
в) покупные услуги по обслуживанию оборудования (например, по обслуж. КИПи А) |
||
9.4 Транспортные расходы |
||
10. Прочие общепроизводственные расходы |
||
10.1 содержание аппарата управления цехом |
ЗП административно-управленческого персонала |
|
10.2 отчисления на соцстрах |
Административно-управленческого персонала |
|
10.3 амортизация зданий, сооружений, инвентаря |
||
10.4 ремонт зданий и сооружений |
||
10.5 содержание зданий и сооружений |
||
а) материалы на хознужды |
||
б) энергия на освещение |
||
в) горячая вода на отопление |
||
г) вода на хоз.нужды |
||
10.6 расходы на охрану труда |
||
а) талоны на молоко |
||
б) спецодежда |
||
10.7 испытания, опыты и рацпредложения |
||
10.8 прочие расходы |
||
10.9 прочие денежные расходы |
||
11. Прочие производственные затраты |
||
11.1 Стоки (услуги канализации и биохимочистки) |
||
11.2 Услуги ВПСГ |
||
11.3 Страхование |
||
11.4 Регенерация МЭА |
||
12. Общезаводские |
Таблица 2 Приложения 2
КАТАЛОГ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ (ЦЕНТРОВ ЗАТРАТ)
Код |
Наименование |
01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12 |
Производство гидростабильного бензина 20120 Производство очищенного пироконденсата 20120 Производство бензола 20130 Производство ПВД 20123 Производство полуфабрикатов ПВД 20123 Производство полиэтиленовой пленки 20123 Производство этилена-пропилена (ЭП-300) 20125 Производство сжиженных газов 20128 Производство стирола 20126 Производство этилбензола 20140 Производство полистирола 20127 Производство полуфабрикатов полистирола 20127 |
Приложение 3 к Техническому заданию
Отчетные формы, используемые в процессе управления издержками производства
Наименование блока форм |
Тип |
Подразделение ответственное за формирование |
Описание блока форм |
|
PD |
План доходов и расходов |
Сводная |
ПЭО |
п.3.1.4, файл Формы_IN .doc |
IN |
Блок входной информации для планирования плана доходов и расходов |
Входные |
Оперативные подразделения, цеха |
п. 3.1.4 Таблица 2 файл Формы_IN .doc |
CAL |
Сметы и калькуляции |
Расчетные |
ПЭО – плановые и фактические по управленческому учету ЦБ – фактические по бухучету |
п. 3.1.5 файл Формы_CAL .doc |
FAC |
Фактические затраты в натуральных показателях |
Входные |
Оперативные подразделения, цеха |
Формы аналогичны плановым, но с фактическими показателями файл Формы_IN .doc |
BUH |
Формы бухгалтерской отчетности |
Расчетные |
ЦБ |
п.3.1.7 файл Формы_BUH .doc |
UPR |
Формы управленческого учета |
Расчетные |
ПЭО |
п.3.1.9 файл Формы_UPR .doc |