Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 197
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кузбасский государственный технический университет имени Т. Ф. Горбачева»
Кафедра производственного менеджмента
КУРСОВАЯ РАБОТА
Теория менеджмента
На тему "Контроль как функция менеджмента"
Выполнил студент группы ОУБз-201
Цибульский Г. В.
№ 207286
Руководитель Савосин И. В.
Кемерово 2022
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение……………………………………………………....3
1. Контроль как функция менеджмента……………………5
1.1. Понятие контроля……………………………………….5
1.2. Методы контроля………………………………………..8
1.2.1. По объему……………………………………………...8
1.2.2. По периодичности……………………………………..9
1.2.3. По уровню управления……………………………….13
1.3. Функции контроля……………………………………....14
1.4. Этапы процесса контроля.............................................15
1.5. Требования, предъявляемые к контролю.....................19
1.6. Контроллинг: понятие, сущность, концепция..............21
2. Решение кейса "Тайный Покупатель"..............................23
Заключение............................................................................28
Список источников информации..........................................29
ВВЕДЕНИЕ
Как правило, мы понимаем менеджмент как умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения людей. Менеджмент (управление) - процесс осуществления руководства над подчиненными в самых разнообразных системах организации. Управление является процессом, потому что работа по достижению целей с помощью других – это комплекс взаимосвязанных действий, а не какое-то единовременное действие, в свою очередь функции являются суммой этого процесса, они очень важны для успеха организации. В системе менеджмента существуют следующие функции:
1) организационная функция;
2) функция планирования;
3) функция мотивации;
4) функция контроля.
В условиях современного производства контроль является одной из самых необходимых функций менеджмента на предприятии, его совершенствование приводит к снижению издержек обращения предприятия. На деятельность организации оказывают влияние разнообразные факторы внутренней и внешней среды, действие которых предвидеть с достаточной степенью вероятности не всегда представляется возможным. Не всегда удается предугадать поведение людей. Реализация планов происходит не совсем согласно задуманному. Организация должна уметь адаптироваться к постоянным изменениям окружающей среды. Благодаря выполнению функции контроля у руководства появляется возможность обнаружить собственные ошибки и ошибки персонала, а также определить, достигнуты ли поставленные цели. Контроль сводится к сравнению фактических результатов с установленными стандартами и к принятию в случае необходимости мер. Это означает, что контроль следует рассматривать как самостоятельную функцию управления, т.е. особый вид деятельности, имеющий целевую направленность, определенное содержание и способы его осуществления.
В наше время в организациях мы встречаем большое количество неграмотного персонала. Причем неграмотность зависит не только от воспитания, но и от осуществления контроля над подчиненными. Некоторые руководители относятся к контролю безответственно, а ведь от этой функции управления зависит самое главное - качество выполненной работы. Повышение значения контрольной функции на предприятиях необходимо, поскольку без нее не могут быть реализованы другие функции менеджмента, такие как: планирование, организация и мотивация.
Цель работы: определить роль контроля в менеджменте.
Объектом работы является процесс управления.
Предмет работы: роль контроля в менеджменте.
Задачи работы:
1. Рассмотреть функцию контроля как неотъемлемую часть процесса менеджмента.
2. Оценить необходимость ведения контроля в менеджменте.
3. Разработать решение кейса "Тайный покупатель"
Методы работы:
Изучение и анализ литературы, материалов в сети интернет и на электронных носителях, мысленный эксперимент, решение практического задания.
1. КОНТРОЛЬ КАК ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ
1.1 Понятие контроля
Слово «контроль» как правило, вызывает негативные ассоциации. Для многих людей контроль, в основном, означает ограничение, принуждение, несамостоятельность и т. д., в общем, все то, что противоречит нашим представлениям об индивидуальной свободе.
В этой связи, контроль относится к числу тех функций управления, сущность которых понимается чаще всего неправильно. Если спросить «что же означает контроль для менеджера» чаще всего люди ответят вам, - это то, что позволяет удерживать подчиненных в определенных рамках. В принципе - это правильно. Одним из аспектов контроля действительно является обеспечение подчинения чему-то. Но представлять контроль исключительно как ограничения, исключающие возможность действий, наносящих вред организации и заставляющие каждого вести себя строго дисциплинированно, - означало бы упустить из виду основную задачу управления.
Контроль - это процесс, обеспечивающий достижение целей организации. Он необходим для обнаружения и разрешения возникающих проблем раньше, чем они станут слишком серьезными, и может также использоваться для стимулирования успешной деятельности.[9, с. 227]
В процедуре контроля выделяются три четко различимых этапа, на каждом из которых реализуется комплекс специальных мер (рис. 1.1).
.
Рис. 1.1
Руководители приступают к осуществлению функции контроля с того самого момента, когда они сформулировали цели и задачи и создали организацию. Контроль очень важен для успешного функционирования организации. Невозможно объединить деятельность каких либо групп без контроля, поскольку в этом случае начинается хаос
Контроль - это критически важная и сложная функция управления. Одна из важнейших особенностей контроля, которую следует учитывать в первую очередь – его всеобъемлемость. Он должен охватывать все ступени организации. Каждый руководитель, даже если никто ему специально этого не поручал, должен осуществлять контроль как неотъемлемую часть своих должностных обязанностей.
Функция контроля - это такая характеристика управления, которая позволяет выявить проблемы и скорректировать соответственно деятельность организации до того, как эти проблемы перерастут в кризис. [1, с. 6]
Наиболее важная причина необходимости осуществления контроля заключается в том, что любая организация обязана обладать способностью вовремя фиксировать свои ошибки и исправлять их до того, как они повредят достижению целей организации. Необходимость проведения контроля показана на рис. 1.2
Положительной стороной контроля является всемерная поддержка всего того, что является успешным для деятельности организации. Сравнивая реально достигнутые результаты с запланированными, руководство организации получает возможность определить, где организация добилась успехов, а где потерпела неудачу. Другими словами, один из важных аспектов контроля состоит в том, чтобы определить, какие именно направления деятельности организации наиболее эффективно способствовали достижению ее целей. Именно так мелкие фирмы определяют, в каких областях им расширяться и заключать контракты, какая из входящих в их состав фирм должна получить большую долю ресурсов, а какую следует продать или расформировать. Определяя успехи и неудачи организации и их причины, мы получаем возможность достаточно быстро адаптировать организацию к динамичным требованиям внешней среды и обеспечить тем самым наибольшие темпы продвижения к установленным целям организации.
Рис. 1.2
1.2. Методы контроля
1.2.1. По объему
Контроль по объему может быть детальным и факторным. Детальный контроль возникает там, где сотрудники работают непосредственно «на глазах» руководителя. Есть опасность, что детальный контроль превратится в мелочную опеку, которая будет раздражать сотрудников и, кроме этого, отнимать много времени как у самого руководителя, так и его подчиненных.
Этот контроль приводит к тому, что многие работники постепенно теряют самостоятельность, сомневаясь в своих силах. Они становятся неуверенными в себе, и, боясь брать на себя ответственность, начинают обращаться к руководителю по многим мелким вопросам. Спустя какое-то время руководителю самому придется делать то, что раньше делали его сотрудники.
Для того чтобы иметь представление о результатах рабочего процесса не нужно контролировать абсолютно все. Вполне достаточно держать под контролем основные факты, от которых зависят результаты в основных видах деятельности. Искусство руководства как раз и заключается в том, чтобы умело разработать факторную сеть контроля. Для этого необходимо, во-первых, определить перечень возможных слабых звеньев во взаимодействии работников между собой и, во-вторых, продумать систему наблюдения за ходом работ каждого.
Процесс контроля осуществляется разными руководителями по-разному. Одни пытаются контролировать все процессы в организации, а некоторые не контролируют абсолютно ничего. Чтобы правильно определить объем контроля, следует учитывать степень развития коллектива, а именно: чем ниже уровень знаний и опыта работников, тем объемней должен быть контроль, и, наоборот, чем выше их профессионализм, тем больше обязанностей должен делегировать руководитель, в том числе он должен отказываться от некоторого объема контроля, взамен на самоконтроль. [7, с. 36]
1.2.2. По периодичности
По времени осуществления и назначению можно выделить три разновидности контроля (рис 1.3).
Некоторые наиболее важные виды контроля организации могут быть скрыты среди других функций управления. Так, например, хотя планирование и создание организационных структур редко относят к процедуре контроля, они как таковые позволяют осуществлять предварительный контроль над деятельностью организации. Поскольку этот вид контроля осуществляется до фактического начала работ, он называется предварительным
Рис 1.3
Основными средствами осуществления предварительного контроля является реализация определенных правил, процедур и линий поведения. Поскольку они вырабатываются для обеспечения выполнения планов, то строгое соблюдение этих правил и линий поведения - это способ убедиться, что работа развивается в заданном направлении. Предварительный контроль предшествует активной деятельности организации и осуществляется по трем направлениям.
Первое направление предварительного контроля — проверка учредительных документов и управленческих решений. При этом необходимо выяснить:
• соответствуют ли они по форме и содержанию установленным требованиям;
• утверждены ли надлежащим образом;
• разъяснены ли всем причастным к ним лицам.
Кроме того, на данном этапе важно установить, насколько четко составлены должностные инструкции, сформулированы и доведены до подчиненных цели организации и т.п.
Второе направление предварительного контроля — оценка персонала. При этом проверяются деловые и профессиональные знания и навыки кадров, необходимые для работы в организации. Во многих организациях контроль персонала продолжается и после приема на работу, в ходе дополнительного обучения.
Третье направление предварительного контроля — состояние материальных и финансовых ресурсов организации.
Очевидно, что сделать качественную продукцию из плохого сырья или отсутствия средств на его приобретение невозможно. Поэтому проверяется соответствие качества сырья установленным стандартам, а также наличие финансовых ресурсов для обеспечения производственного процесса.
Следовательно, основная задача предварительного контроля — проверить готовность организации к началу работы.