Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 134
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЯПОНИИ И ЕЕ РОЛЬ В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ
1.1. Общая характеристика Японии и ее место в мировом хозяйстве
1.2. Природно-ресурсная потенциал страны и территориально-отраслевая структура японского хозяйства
2. Современные тенденции в развитии экономики
2.1. Феномен японской экономики и его формирование
2.2. Тенденции и перспективы развития японской национальной экономики на современном этапе
3. ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ ЯПОНИИ. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ ЯПОНИИ И РОССИИ
3.1. Современные внешнеэкономические связи Японии
3.2. Внешнеэкономические связи Японии и Российской Федерации
Крупнейшим индустриальным районом Японии остается также Западный район (Кансай), в котором расположен самый крупный энергетический узел страны. В промышленном производстве Кансая ведущее положение занимает тяжелая промышленность: металлургия, машиностроение, химия, судостроение, военные отрасли. Промышленный город Осака знаменит своими судостроительными верфями, производством авиамоторов, электротехники, велосипедов, стекольными заводами и т.д.
Территориально-экономическая характеристика Японии показывает огромный потенциал развития социальной, экономической и внешнеполитической сфер жизни страны. Но какой из перечисленных факторов оказывает наибольшее влияние на успех экономического развития страны? Об этом мы поговорим во второй главе курсовой работы.
2. Современные тенденции в развитии экономики
Сохраняя роль мирового лидера по многим важнейшим направлениям научно-технического прогресса, Япония при этом демонстрирует чрезвычайно высокую степень адаптации к постоянно меняющимся условиям развития экономики. Эти перемены происходят не просто на базе технологических инноваций, но в непрерывном и весьма сложном взаимодействии техники, технологии и экономических и социально-политических факторов.
2.1. Феномен японской экономики и его формирование
В первой половине XX века Япония проводила политику милитаризма и экспансии. Отсутствие природных ресурсов японцы пытались компенсировать за счёт захвата территорий ряда восточных азиатских стран[16].
Но в результате Второй мировой войны Страна Восходящего Солнца потерпела сокрушительное поражение и после ядерных ударов по Хиросиме и Нагасаки 2 сентября 1945 года была вынуждена подписать Акт о безоговорочной капитуляции. Страна была оккупирована «союзными войсками»[17].
За время войны была уничтожена значительная часть японского экономического потенциала, существенно разрушен жилой фонд, прекратились поставки заграничного сырья. Промышленное производство снизилось до уровня 1926 года, общий ущерб оценивался в 1,3 трлн. Йен. Развитие страны было откинуто на добрый десяток лет.
Восстановление с помощью американской модели[18]: победа США была воспринята японской элитой как доказательство эффективности американской модели устройства общества и экономики. Вчерашний воинственный самурай в мгновение ока сменил «меч на орало». Император публично отрёкся от божественного происхождения, женщины получили избирательное право, возродились профсоюзы, появилась директива о политических и религиозных свободах, была разрешена деятельность оппозиционных партий, включая социалистов и коммунистов.
В 1947 году одна из самых воинственных стран в истории приняла новую конституцию, в которой определила для себя курс на пацифизм и либеральною демократию. Одновременно с этим в 1946-1949 годах по плану экономиста Вольфа Ладежинского была проведена земельная реформа. Крупное землевладение было уничтожено, крестьяне перестали брать землю в аренду – они стали её собственниками.
Вслед за тем в 1949-1950 годах американский банкир Джозеф Додж разработал план стабилизации японской экономики (так называемая «линия Доджа») посредством «шоковой терапии». Для преодоления инфляции была проведена жёсткая налоговая реформа, в основу которой лёг принцип прогрессивного подоходного налога. Вместо субсидирования промышленников правительство направило помощь банкам, которые стали выдавать компаниям кредиты под свою ответственность.
На многих крупных предприятиях была заморожена выплата и без того мизерной зарплаты, прошла волна массовых увольнений, японцы туго затянули пояса. Был установлен жёсткий курс йены к доллару (360 к 1). Результатом проведения реформ в русле «линии Доджа» стало принятие бездефицитного госбюджета, стабилизация йены и постепенное налаживание внешней торговли.
Свободное плавание
На момент окончания оккупации (апрель 1952 года) экономика государства была практически полностью восстановлена. Япония стала среднеразвитой страной. Перенеся на Японию опыт плана Маршалла, американские организации и фирмы, наряду с европейцами, приглашали японские делегации на бизнес-курсы, где делились практическими знаниями о своих производственных технологиях.
Японцы оказались столь же удивительно обучаемы, как когда-то древние римляне. Американский опыт позволил эффективно реконструировать устаревшие области промышленности. Промышленность переключилась с трудоёмких отраслей (лёгкая промышленность, текстиль) на капиталоёмкие (тяжёлая промышленность), а потом и на наукоёмкие. Локомотивом экономического развития страны послужила обрабатывающая промышленность.
При этом японцы пошли путём активного импорта иностранной техники и технологии.
В период с 1950 по 1971 годы было приобретено свыше 15 тысяч патентов и лицензий (по большей части в США). Вместо громадных финансовых и временных затрат на исследования, японцы скупали права на разработанный продукт и часто производили его усовершенствование. К концу 60-х годов Япония создала практически универсальную отраслевую структуру промышленного производства, использующую самые новые технологии производства продукции.
Яркий пример: американский концерн «Du Pont» 11 лет разрабатывал процесс производства нейлона, затратив на это 25 млн. долл., японская компания «Toyo Rayon» купила патент на его производство за 7,5 млн. долл. При этом японцы выплачивали эту сумму в течение 1951— 1959 годов, получив за эти годы на экспорте нейлона доход в размере 90 млн. долларов.
Востоковед Всеволод Овчинников: «После войны японцы убедили американцев, что они сами перестроят свою крайне милитаризованную экономику. Однако по существу она так и осталась госкапиталистической. Суть японского чуда — в удивительном взаимном доверии верховной власти и большого бизнеса. В Японии государство сообща с большим бизнесом вырабатывало экономическую стратегию. Они четко определяли приоритеты развития страны. На первом этапе упор был сделан на развитии металлургии, судостроения, нефтехимии. Создали самую передовую в мире металлургию, стали выплавлять 100 млн тонн стали. Япония превратилась в первую судостроительную державу мира, строили танкеры водоизмещением 200—300 тысяч тонн. Чтобы у себя перерабатывать нефть, начали развивать нефтехимию. На втором этапе приоритеты были отданы бытовой электротехнике и автомобилестроению. Надо было сломать сложившийся стереотип — до Второй мировой войны японские товары были дешевыми, но некачественными. Ценой огромных усилий на своих транзисторах, на своих телевизорах, а потом — автомобилях они убедили мир, что японское — значит качественное».
«Золотые 60-е»
Период быстрого экономического роста между 1955 и 1961 проложил дорогу к так называемым «Золотым шестидесятым», вторая декада которых обычно ассоциируется с «японским экономическим чудом». В 1965 году Японский номинальный ВВП был оценен в немного больше, чем $91 млрд. Через пятнадцать лет, в 1980 году, номинальный ВВП взлетел до рекордных $1,065 триллиона.
Объем японского экспорта в 1957—1973 годах вырос почти десятикратно. Япония буквально засыпала мир автомобилями, судами, оптикой, электрооборудованием, швейными машинами, радиоприемниками, фотоаппаратами и телевизорами. По ряду важных видов продукции Япония вышла на второе место после США. При этом зависимая от экспорта сырья и топлива Япония ввозила необработанное сырьё и проводила у себя полный цикл его переработки.
В этот же период активно развивался автомобильный и морской транспорт. На каждый из них пришлось по 40% перевозок внутренних грузов. Уже к 1971 году Япония превратилась в одну из крупнейших автомобильных стран мира, в которой насчитывалось свыше 12 млн. автомобилей, а общий тоннаж морского флота (включая гигантские танкеры) превысил 30 млн. тонн. В обеих отраслях это был второй показатель в мире после США.
Как результат, в период с 1950 по 1973 год среднегодовые темпы роста экономики Японии составляли порядка 10-11%. Это был самый высокий показатель среди развитых стран. Начавшийся с середины 1950-х годов рекордный рост экономики продолжился до нефтяного кризиса 1973 годах, за это время ВВП Японии увеличился в 6,5 раз, а объём промышленного производства более чем в 10 раз.
Этот исторический феномен в дальнейшем будет охарактеризован как Японское экономическое чудо.
Стремительные темпы роста в кратчайшие сроки позволили Японии не только полностью восстановиться после поражения в войне, но и выйти на второе место по экономической мощи, последовательно обойдя Францию, Италию, Канаду, Великобританию, ФРГ, СССР и уступая лишь США.
Отличительными чертами «Японского экономического чуда» были:
объединение производителей, поставщиков ресурсов, сбытчиков продукции и банков в тесно связанные группы, называемые кэйрэцу — крупные корпоративные конгломераты и холдинги;
взаимовыгодные отношения предпринимателей с правительством;
гарантия пожизненной занятости в больших корпорациях;
активное профсоюзное движение.
Причины рекордной результативности
Среди причин «чуда» — низкие налоги и интенсивное освоение японской наукой новых технологий, информация о которых до Второй мировой войны в Японию почти не поступала из-за изоляционной политики властей.
Японцы не нашли простой секрет. Залогом успеха стал целый ряд самых различных факторов:
реформы американской оккупации
кредиты США
политическая стабильность
грамотная техническая перестройка
освоение японской наукой новых технологий
ориентация на экспорт
поддержка национального производителя
японский менталитет
дешевизна рабочей силы
доверие банковской системе
контроль над внешней торговлей
Американцы, нанёсшие японцам самый большой вред, фактически принесли и максимальную пользу. Результатом проведения американских реформ стала стабилизация политической ситуации в стране и постепенное налаживание внешней торговли. На раннем этапе немаловажную роль сыграло отсутствие армии, что позволило существенно снизить налоги. Согласно японской конституции, военные расходы не могут превышать 1% валового национального продукта.
В дальнейшем особенности японской экономической модели, в частности «кэйрецу», не позволили иностранцам (включая США) занять нишу на внутренних рынках страны. Кэйрецу являет собой крупные объединения различных холдингов и корпораций вокруг мощного банка, который финансирует все компании группы и фактически исключает возможность их поглощения прочими участниками рынка. Кроме того, данная система – успешная модель защиты от экспансии иностранных компаний.
Особое внимание следует уделить японскому менталитету. Японцы всегда были обособленной нацией с многовековой практикой построения общества в соответствии со строгой иерархией. Это отразилось и на современных деловых взаимоотношениях внутри страны. Так, для Японии было характерно пожизненное закрепление работника к предприятию.
Это достигалось как общепринятым жизненным укладом, так и экономическими факторами. У новичка всегда была максимально низкая зарплата, которая росла с годами за выслугу лет. По своей сути фирма — это вторая семья. От самого предприятия японцы получают пенсию одним единственным платежом, по принципу 1 месячный оклад за каждый проработанный год.
И конечно же, нужно отметить особенность государственного регулирования экономики. Непосредственно государству принадлежит примерно треть всех основных производственных фондов, формирующих ~30% ВВП. При этом экономическим планированием занято управление, состоящее из представителей финансовых групп и корпораций, а не политики из парламента. Поэтому планы исполняются неукоснительно: санкции за нарушения пойдут не от государства, а от собратьев по ремеслу, что значительно страшнее.
Японский финансовый пузырь: прекращение «чуда» относят к 1985 году, когда Япония подписала знаменитые Плаза-соглашения (по имени отеля, в котором они подписаны), в результате которых йена выросла в 1,5 раза, а темп экономического роста в Японии упал с 8% до 2%.
Во второй половине 1980-х годов финансовая дерегуляция, эйфория относительно перспектив экономики и монетарное ослабление, проведенное Банком Японии, вкупе с большими сбережениями привели к агрессивной спекуляции на фондовом рынке и рынке недвижимости. Фондовый индекс Nikkei 225 достиг своего исторического максимума 29 декабря 1989 года, составив на закрытии 38 915,87 пунктов. Плюс к тому, банки стали выдавать более рискованные кредиты[19].
В конце 1989 года Министерство финансов, приняв во внимание неустойчивость финансового пузыря, резко подняло процентные ставки. Пузырь лопнул, последовал массивный крах на фондовом рынке, вслед за ним долговой кризис, что, в свою очередь привело к кризису в банковском секторе.