Файл: Разработка системы защиты персональных данных на.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 210

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ОБОЗНАЧЕНИЯ СОКРАЩЕНИЙ

ВВЕДЕНИЕ

1. ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ

1.1 Законодательные основы защиты персональных данных

Классификация угроз информационной безопасности персональных
данных.

Общая характеристика источников угроз в информационных системах персональных
данных

Характеристика Банка и его деятельности

1.6 Устройство и угрозы локальной вычислительной сети Банка

1.7 Средства защиты информации

1.8 Организационные меры защиты

1.9 Цикл обработки персональных данных

2. РАЗРАБОТКА МЕР ЗАЩИТЫ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ В БАНКЕ

2.1 Мероприятия по защите локальной вычислительной сети банка и информационной системы персональных данных В сети ПАО «Витабанк» есть ярко выраженные слабые места, используя которые злоумышленники могут получить полный доступ к сети банка и перехватить над ней контроль, после чего смогут беспрепятственно украсть, изменить или удалить персональные данные клиентов или сотрудников Банка.Так как сеть Банка представляет собой один единственный сегмент, то для минимизации рисков проникновения злоумышленников в сеть Банка, её необходимо разделить на несколько сегментов с использованием технологии виртуальных сетей.Концепция технологии построения виртуальных сетей (VLAN) заключается в том, что администратор сети может создавать в ней логические группы пользователей независимо от того, к какому участку сети они подключены. Объединять пользователей в логические рабочие группы можно, например, по признакам общности выполняемой работы или совместно решаемой задачи. При этом группы пользователей могут взаимодействовать между собой или быть совершенно невидимыми друг для друга. Членство в группе можно изменять, и пользователь может быть членом нескольких логических групп. Виртуальные сети формируют логические широковещательные домены, ограничивая прохождение широковещательных пакетов по сети, так же, как и маршрутизаторы, изолирующие широковещательный трафик между сегментами сети. Таким образом, виртуальная сеть предотвращает возникновение широковещательных штормов, так как широковещательные сообщения ограничены членами виртуальной сети и не могут быть получены членами других виртуальных сетей. Виртуальные сети могут разрешать доступ членам другой виртуальной сети в случаях, где это необходимо для доступа в общие ресурсы, типа файловых серверов или серверов приложений, или где общая задача, требует взаимодействия различных служб, например кредитных и расчетных подразделений. Виртуальные сети могут создаваться по признакам портов коммутатора, физических адресов устройств, включаемых в сеть и логических адресов протоколов третьего уровня модели OSI. Преимущество виртуальных сетей состоит в высокой скорости работы коммутаторов, так как современные коммутаторы содержат специализированный набор интегральных схем специально разработанных для решения задач коммутации на втором уровне модели OSI. Виртуальные сети третьего уровня наиболее просты в установке, если не требуется переконфигурация клиентов сети, наиболее сложны в администрировании, т.к. любое действие с клиентом сети требует либо переконфигурации самого клиента либо маршрутизатора, и наименее гибки, так как для связи виртуальных сетей требуется маршрутизация, что увеличивает стоимость системы и снижает ее производительность.Таким образом, создание виртуальных сетей в Банке предотвратит атаки типа ARP-spoofing. Злоумышленники не смогут перехватить информацию, проходящую между сервером и клиентом. При проникновении в сеть злоумышленники смогут просканировать не всю сеть Банка, а только сегмент сети в который они получили доступ.При проникновении в сеть Банка злоумышленники в первую очередь будут сканировать сеть для поиска критически важных узлов сети. Этими узлами являются: Контроллер домена; Proxy сервер; Почтовый сервер; Файловый сервер; Сервер приложений. Так как в Банке локальная сеть будет организована с использованием технологии виртуальных сетей, злоумышленники не смогут без дополнительных действий обнаружить эти узлы. Для того чтобы усложнить злоумышленникам поиск критически важных узлов локальной сети и запутать их, а в дальнейшем изучить стратегию злоумышленников при проведении атаки в сети нужно использовать ложные объекты, которые будут привлекать злоумышленников. Эти объекты называются Honeypot.Задача Honeypot – подвергнуться атаке или несанкционированному исследованию, что впоследствии позволит изучить стратегию злоумышленников и определить перечень средств, с помощью которых могут быть нанесены удары по реально существующим объектам безопасности. Реализация Honeypot может представлять собой как специальный выделенный сервер, так и один сетевой сервис, задача которого – привлечь внимание взломщиков.Honeypot представляет собой ресурс, который без какого-либо воздействия на него ничего не делает. Honeypot собирает небольшое количество информации, после анализа которой строится статистика методов, которыми пользуются взломщики, а также определяется наличие каких-либо новых решений, которые впоследствии будут применяться в борьбе с ними.Например, веб-сервер, который не имеет имени и фактически никому не известен, не должен, соответственно, иметь и гостей, заходящих на него, поэтому все лица, которые пытаются на него проникнуть, являются потенциальными взломщиками. Honeypot собирает информацию о характере поведения этих взломщиков и об их способах воздействия на сервер. После чего специалисты отдела информационной безопасности собирают информацию об атаке злоумышленников на ресурс и разрабатывают стратегии отражения атак в будущем.Для контроля входящей из сети Интернет информации и обнаружения
угроз информационной безопасности на этапе их передачи по сети, а также обнаружения активности злоумышленников, проникнувших в локальную сеть Банка необходимо на границе сети установить систему предотвращения вторжений.Система предотвращения вторжений – программная или аппаратная система сетевой и компьютерной безопасности, обнаруживающая вторжения или нарушения безопасности и автоматически защищающая от них.Системы предотвращения вторжений можно рассматривать как продолжение Систем обнаружения вторжений, так как задача отслеживания атак остается одинаковой. Однако, они отличаются в том, что система предотвращения вторжений отслеживает активность в реальном времени и быстро реализует действия по предотвращению атак.Системы обнаружения и предотвращения вторжений подразделяются на: Сетевые системы предотвращения вторжений – анализируют трафик, направленный в сеть организации, проходящий в самой сети или направленный к конкретному компьютеру. Системы обнаружения и предотвращения вторжений могут быть реализованы программными или программно-аппаратными методами, устанавливаются на периметре корпоративной сети и иногда внутри нее. Персональные системы предотвращения вторжений – это программное обеспечение, которое устанавливается на рабочие станции или серверы и позволяет контролировать деятельность приложений, а также отслеживать сетевую активность на наличие возможных атак. Для развёртывания в сети Банка была выбрана сетевая система предотвращения вторжений.Рассматривались сетевые системы вторжений компаний IBM, Check Point, Fortinet, Palo Alto, так как заявленный функционал производителей этих систем подходил под требования отдела информационной безопасности Банка.После развёртывания тестовых стендов и проведения тестирования систем предотвращения вторжений была выбрана система производства компании Check Point, так как она показала наилучшее быстродействие, лучшую подсистему обнаружения вирусного программного обеспечения, передаваемого по локальной сети, лучший инструментарий по протоколированию и журналированию важных событий и цене приобретения.Система предотвращения вторжений компании IBM была отвержена из-за стоимости устройств, превышающей бюджет отдела информационной безопасности на покупку системы предотвращения вторжений.Система предотвращения вторжений компании Fortinet была отвержена из-за неполного срабатывания при выполнении сотрудниками отдела информационной безопасности тестов по передаче заражённых файлов и недостаточно информативного инструментария журналирования важных событий.Система предотвращения вторжений компании Palo Alto была отвержена из-за недостаточно информативного инструментария журналирования важных событий, чрезмерной сложности работы с системой и работе в большей степени как маршрутизатор.Для внедрения в локальную сеть была выбрана система предотвращения вторжений компании Check Point. Эта система показала высокий уровень обнаружения
угроз информационной безопасности, гибкие настройки, возможность расширения функционала за счёт приобретения дополнительных программных модулей, имеет мощную систему журналирования важных событий и мощный инструментарий по предоставлению отчётов о происшествиях, с помощью которого можно гораздо проще расследовать произошедшие инциденты информационной безопасности.Для внедрения в локальную сеть Банка выбрана модель Check Point 4600.Характеристики модели системы предотвращения вторжений Check Point 4600 представлены в таблице 2.Таблица 2. Характеристики модели системы предотвращения вторжений Check Point 4600.

2.2 Программные и аппаратные средства защиты

2.3 Базовая политика безопасности

3. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1



Процесс реализации угрозы в общем случае состоит из четырех этапов:

  • сбора информации;

  • вторжения (проникновения в операционную среду);

  • осуществления несанкционированного доступа;

  • ликвидации следов несанкционированного доступа.

На этапе сбора информации нарушителя могут интересовать различные сведения об ИСПДн, в том числе:

  • о топологии сети, в которой функционирует система. При этом может исследоваться область вокруг сети (например, нарушителя могут интересовать адреса доверенных, но менее защищенных хостов). Существуют утилиты, осуществляющие параллельное определение доступности хостов, которые способны просканировать большую область адресного пространства на предмет доступности хостов за короткий промежуток времени.;

  • о типе операционной системы (ОС) в ИСПДн. Можно отметить метод определения типа ОС, как простейший запрос на установление соединения по протоколу удаленного доступа Тelnet, в результате которого по «внешнему виду» ответа можно определить тип ОС хоста. Наличие определенных сервисов также может служить дополнительным признаком для определения типа ОС хоста;

  • о функционирующих на хостах сервисах. Определение сервисов, исполняемых на хосте, основано на методе выявления «открытых портов», направленном на сбор информации о доступности хоста.

На этапе вторжения исследуется наличие типовых уязвимостей в системных сервисах или ошибок в администрировании системы. Успешным результатом использования уязвимостей обычно является получение процессом нарушителя привилегированного режима выполнения (доступа к привилегированному режиму выполнения процессора), внесение в систему учетной записи незаконного пользователя, получение файла паролей или нарушение работоспособности атакуемого хоста.

Этот этап развития
угрозы, как правило, является многофазным. К фазам процесса реализации
угрозы могут относиться, например: установление связи с хостом, относительно которого реализуется
угроза; выявление уязвимости; внедрение вредоносной программы в интересах расширения прав и др.

Угрозы, реализуемые на этапе вторжения, подразделяются по уровням стека протоколов TCP/IP, поскольку формируются на сетевом, транспортном или прикладном уровне в зависимости от используемого механизма вторжения. К типовым
угрозам, реализуемым на сетевом и транспортном уровнях, относятся такие как:


  • угроза, направленная на подмену доверенного объекта;

  • угроза, направленная на создание в сети ложного маршрута;

  • угрозы, направленные на создание ложного объекта с использованием недостатков алгоритмов удаленного поиска;

  • угрозы типа «отказ в обслуживании».

К типовым
угрозам, реализуемым на прикладном уровне, относятся
угрозы, направленные на несанкционированный запуск приложений, 
угрозы, реализация которых связана с внедрением программных закладок, с выявлением паролей доступа в сеть или к определенному хосту и т.д. Если реализация
угрозы не принесла нарушителю наивысших прав доступа в системе, возможны попытки расширения этих прав до максимально возможного уровня. Для этого могут использоваться уязвимости не только сетевых сервисов, но и уязвимости системного программного обеспечения хостов ИСПдн.

На этапе реализации несанкционированного доступа осуществляется достижение цели реализации
угрозы:

  • нарушение конфиденциальности (копирование, неправомерное распространение);

  • нарушение целостности (уничтожение, изменение);

  • нарушение доступности (блокирование).

На этом же этапе, после указанных действий, как правило, формируется так называемый «черный вход» в виде одного из сервисов, обслуживающих некоторый порт и выполняющих команды нарушителя. «Черный вход» оставляется в системе в интересах обеспечения: возможности получить доступ к хосту, даже если администратор устранит использованную для успешной реализации
угрозы уязвимость; возможности получить доступ к хосту как можно более скрытно; возможности получить доступ к хосту быстро (не повторяя заново процесс реализации
угрозы). «Черный вход» позволяет нарушителю внедрить в сеть или на определенный хост вредоносную программу, например, «анализатор паролей» – программу, выделяющую пользовательские идентификаторы и пароли из сетевого трафика при работе протоколов высокого уровня). Объектами внедрения вредоносных программ могут быть программы аутентификации и идентификации, сетевые сервисы, ядро операционной системы, файловая система, библиотеки и т.д.

Наконец, на этапе ликвидации следов реализации
угрозы осуществляется попытка уничтожения следов действий нарушителя. При этом удаляются соответствующие записи из всех возможных журналов аудита, в том числе записи о факте сбора информации.

    1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Характеристика Банка и его деятельности


ПАО «Витабанк» – финансово-кредитная организация Банковской системы Российской Федерации, осуществляющая финансовые операции с деньгами и ценными бумагами. Банк оказывает финансовые услуги физическим и юридическим лицам.

Основные направления деятельности — кредитование юридических и частных лиц, обслуживание счетов корпоративных клиентов, привлечение средств населения во вклады, операции на валютном и межбанковском рынках, вложения в облигации и векселя.

Банк осуществляет свою финансовую деятельность с 1 августа 1990 года, на основе Генеральной лицензии Банка России на осуществление банковской деятельности № 356.

В Банка имеется три информационные системы персональных
данных:

  • информационная система персональных
данных сотрудников Банка – позволяет идентифицировать 243 субъекта персональных
данных;

  • информационная система персональных
данных системы контроля и управления доступом – позволяет идентифицировать 243 субъекта персональных
данных;

  • информационная система персональных
данных автоматизированной банковской системы – позволяет идентифицировать 9681 субъекта персональных
данных.



    1. Базы персональных данных


В Банке необходимо защищать сразу несколько информационных персональных
данных, а именно:

  • информационную систему персональных
данных сотрудников Банка;

  • информационную систему персональных
данных системы контроля и управления доступом;

  • информационную систему персональных
данных автоматизированной банковской системы.



1.5.1 Информационная система персональных данных сотрудников организации


ИСПДн сотрудников Банка используется для начисления сотрудникам Банка заработной платы, автоматизации работы сотрудников отдела по работе с персоналом, автоматизации работы сотрудников бухгалтерии Банка и решения других кадровых и бухгалтерских вопросов. Состоит из базы данных 1С «Зарплата и управление персоналом», расположено на отдельном автоматизированном рабочем месте с возможностью подключения к рабочему месту по сети. АРМ расположен в кабинете отдела по работе с персоналом. На автоматизированном рабочем месте установлена операционная система Microsoft Windows XP. Подключение к сети Интернет на АРМ отсутствует.


Персональные данные, обрабатываемые в ИСПДн:

  • Фамилия, имя, отчество;

  • Дата рождения;

  • Пол;

  • Серия и номер паспорта;

  • ИНН;

  • СНИЛС;

  • Номер телефона;

Право работать с программным обеспечением 1С «Зарплата и управление персоналом» и базой данных персональных
данных имеют:

  • Главный бухгалтер;

  • Заместитель главного бухгалтера;

  • Начальник отдела по работе с персоналом;

  • Сотрудник, ответственный за начисление заработной платы сотрудникам Банка.

Доступ к автоматизированному рабочему месту имеют:

  • Системные администраторы, для администрирования автоматизированного рабочего места и программного обеспечения 1С «Зарплата и управление персоналом» и базы данных персональных
данных;

  • Сотрудники подразделения, ответственного за информационную безопасность Банка, для администрирования системы защиты информации АРМ.

В ИСПДн сотрудников банка могут выполняться следующие функции:

  • Автоматизированное удаление персональных
данных;

  • Ручное удаление персональных
данных;

  • Ручное добавление персональных
данных;

  • Ручное изменение данных;

  • Автоматизированный поиск персональных
данных.

В информационной системе персональных
данных хранятся данные, позволяющие идентифицировать 243 сотрудника Банка.

После достижения целей обработки персональных
данных сотрудника
, его персональные данные удаляются из ИСПДн.

1.5.2 Информационная система персональных данных системы контроля и управления доступом


Информационная система персональных
данных системы контроля и управления доступом используется для хранения персональных
данных сотрудников и посетителей Банка, имеющих доступ в различные помещения Банка. ИСПДН системы контроля и управления доступом используется отделом безопасности Банка. База данных ИСПДн установлена на АРМ, находящимся в комнате охраны отдела безопасности. На АРМ ИСПДн установлена операционная система Microsoft Windows 7, в качестве системы управления базой данных используется СУБД Microsoft SQL Server 2012. АРМ ИСПДн не имеет доступ в локальную сеть, а также не имеет доступ в сеть Интернет.

В ИСПДн хранятся следующие персональные данные:

  • Фамилия, имя, отчество;

  • Фотография сотрудника.

Право работать с ИСПДн системы контроля и управления доступом имеют:

  • Начальник отдела безопасности Банка;

  • Заместитель начальника отдела безопасности Банка;

  • Сотрудники отдела безопасности Банка.

Доступ к автоматизированному рабочему месту системы контроля и управления доступом имеют:

  • Системные администраторы, для администрирования автоматизированного рабочего места и программного обеспечения 1С «Зарплата и управление персоналом» и базы данных персональных
данных;

  • Сотрудники подразделения, ответственного за информационную безопасность Банка, для администрирования системы защиты информации АРМ.

В ИСПДн сотрудников банка могут выполняться следующие функции:

  • Автоматизированное удаление персональных
данных;

  • Ручное удаление персональных
данных;

  • Ручное изменение данных;

  • Ручное добавление персональных
данных;

  • Автоматизированный поиск персональных
данных.

В информационной системе персональных
данных хранятся данные, позволяющие идентифицировать 243 сотрудника Банка.

После достижения целей обработки персональных
данных сотрудника, его персональные данные удаляются из ИСПДн.

1.5.3 Информационная система персональных данных автоматизированной банковской системы


Информационная система персональных
данных автоматизированной банковской системы предназначена для автоматизации работы большинства работников банка. Она позволяет повысить производительность труда сотрудников. В качестве автоматизированной банковской системы используется комплекс программных продуктов «ЦФТ-Банк», произведённых группой компаний «Центр финансовых технологий». В качестве системы управления базой данных используется программное обеспечение компании Oracle. ИСПДн развёрнута на сервере Банка, операционная система установленная на сервере – Microsoft Windows Server 2008 R2. ИСПДн автоматизированной банковской системы подключена к локальной вычислительной сети банка, но не имеет доступ в сеть Интернет. Подключение пользователей к базе ИСПДн производится с помощью программных продуктов «ЦФТ-Банк» с выделенных виртуальных терминалов. Каждый пользователь имеет в ИСПДн свой логин и пароль.