Файл: Понятие и виды толкования правовых норм (Понятие и задачи толкования правовых норм).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 113

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

К задачам толкования относятся следующие:

- раскрытие содержания нормативного правового акта, то, что выразил в нем законодатель;

- толкование должно обеспечить правильное и одинаковое исполнение толкованной нормы во всех случаях, на которые она рассчитана. Толкование призвано устранять неясности и противоречия, которые могут возникать в процессе применения этой нормы;

- толкование должно закрепить юридическими нормами фактические условия жизни;

- толкование должно устанавливать действие правового акта.

Целью толкования обычно является не только абстрактное понимание смысла нормативно-правового акта, а познание акта и нормы для правильного и на ее основе решения конкретной жизненной ситуации. Толкование законов и других нормативные актов является одним из средств укрепления законности, ее обеспечения. Каким бы справедливым не был закон, без верного и всестороннего его толкования невозможно укрепление законности. Недостаточно верное и всестороннее толкование норм права, и, в результате, неправильное их использование способно привести к очень серьезным проблемам при исполнении закона в жизни. Устранение проблем понимания, создание условий правильной реализации права и является главной задачей актов толкования права. Толкование в правовом государстве должно служить цели правильного, точного, единообразного понимания и применения законов, цели выявления той сути закона, которую законодатель вложил в словесную формулировку. Важной мыслью, которой должно быть проникнуто все учение о толковании нормативных правовых актов, является идея постоянного укрепления законности и ее охраны.[9]

Юридическое толкование – выступает в качестве одного из видов познания, т.е. сложного процесса мыслительной деятельности, в результате которой происходит переход от незнания к знанию, воспроизводится действительная, истинная картина объективного мира. Однако в отличие от других видов познания (теоретического, обыденного, бытового) юридическое толкование представляет собой специальное познание, которое осуществляется в целях практической реализации права. К специальному познанию в области права относится также деятельность суда, других правоприменительных органов по установлению фактических обстоятельств дела.[10]

Юридическое толкование приобретает еще более существенное значение при применении права, когда оно становится элементом властно-государственной деятельности, определяющей обязательные юридические последствия при решении юридического дела. Здесь соединяются вместе, сходятся в одном фокусе и уточненные юридические знания, и правовая культура, и юридическое искусство. Именно поэтому одним из самых надежных показателей высококачественной работы юриста-профессионала является такой уровень его профессиональной подготовки, который позволяет ему "с ходу" полно и точно толковать какие угодно законы, иные правовые акты.


Следует различать толкование - разъяснение и толкование - уяснение. Оба эти процесса тесно взаимосвязаны. При этом уяснение всегда предшествует разъяснению, а не наоборот. Но не всегда за уяснением автоматически следует разъяснение. Последнее может и не наступить. Это зависит от конкретных обстоятельств.

При толковании - уяснении норма права толкуется субъектом для себя. Такое толкование представляет собой определенный мыслительный процесс, происходящий в сознании толкователя, и оно не получает какого-либо внешнего выражения, не фиксируется в каком-либо акте. Данный процесс не является юридическим процессуальным действием. Подобное толкование может даваться не только официальным должностным лицом, но и рядовым гражданином. Оно не является обязательным для других.[11]

При толковании - разъяснении, осуществляется не только мыслительный процесс, но и совершается реальное юридическое действие, находящее внешнее выражение в специальных актах, которые называются актами толкования, т.е. оно имеет документальное оформление. Это толкование не только для себя, но и для других. Причем оно имеет обязательное значение для всех заинтересованных лиц. Разъяснение нормы вправе давать лишь уполномоченные на то органы и должностные лица. Рядовые граждане такой прерогативой не располагают. Понятно, что любое разъяснение может быть осуществлено лишь после уяснения толкуемой нормы.

Толкование правовых норм выполняет следующие функции.

Познавательная функция. Следует из самого содержания, сути толкования, в ходе которого субъекты познают право, содержание правовых норм.

Конкретизационная функция. Толкование правовых актов направлено также на их конкретизацию и уточнение с учетом конкретной правовой ситуации.

Регламентирующая функция. Процесс нормативной регламентации общественных отношений завершается толкованием в форме официального разъяснения. Физические и юридические лица, а так же органы государственной власти и должностные лица, в процессе применения права, должны руководствоваться как юридическими нормами, так и актами их официального толкования.

Правообеспечительная функция. Акты толкования необходимы для обеспечения единства и эффективности правоприменительной деятельности. Таковы, например, разъяснения Центрального банка России о единообразном применении подзаконных актов ЦБ РФ иными банками.

Функция сигнализаторская. Толкование правовых норм позволяет обнаружить недостатки в нормативных актах как технического так и юридического характера. Для законодателя это является сигналом о необходимости улучшения проблемных норм. Так, очень показательно и необходимо толкование при коллизии правовых норм, когда разные нормы, с разным противоречивым содержанием регулируют одни и те же общественные отношения. При толковании таких норм открываются не только сами противоречия, вызванные коллизией, но и их причины: просчет правотворца, несвоевременное обновление законодательства, действие актов, которые уже утратили законную силу, сохранение устаревших норм при создании новых, разница в нормах международного и национального права и др.


2. Виды толкования правовых норм

2.1. Виды и способы толкования правовых норм

Выделяются несколько видов толкования, среди них толкование по субъекты и по объему.

Остановимся на данных видах толкования подробнее.

Толкование законов, подзаконных актов и иных норм права выражается в форме официального акта уполномоченного на то органа власти, а также в рекомендаций и советов, которые не имеют официального статуса и осуществляются общественными организациями или отдельными лицами, что составляет существенную сторону проблемы толкования. Уполномоченному органу или лицу для осуществления разъяснений необходимо, уяснить содержание толкуемого нормативного акта, однако это является лишь необходимой предпосылкой для толкования.[12]

Любое физическое лицо, также как и орган государственной власти вправе разъяснять норму права или нормативный акт в целом, но юридические последствия такого разъяснения всегда различны.

В связи с этим выделяют два основных вида толкования.

Толкование, которое осуществляется уполномоченными на то и компетентными органами, формально связывает исполнителей толкуемой нормы, закрепляется в специальном акте и носит обязательный для исполнения характер, именуется как официальное. Такое толкование ориентирует применителей права на тождественное понимание правовых норм и их однообразное применение.

Толкование, которое дается субъектами, не имеющими официального статуса и не обладающими по долгу службы полномочиями толковать правовые нормы, называется неофициальным. Неофициальное толкование не несет в себе обязательного для всех характера, не содержится в официальных актах и сила такого толкования заключается только лишь в его убедительности и правильности.

Официальное толкование, которое осуществляется уполномоченными на то государственными органами и органами судебной власти делятся на два вида: нормативное (общее) и казуальное (индивидуальное) толкование.

Нормативное толкование – это официальное разъяснение правовой нормы уполномоченным органом, которое обязательно для всех лиц и органов, прямо попадающее под юрисдикцию этого органа и распространяющееся на все виды случаев, предусмотренных разъясняемой правовой нормой. Нормативное толкование обеспечивает тождественное и верное проведение в жизнь предписаний этой нормы. Например разъяснения пленума Верховного суда России нижестоящим судам по применению того или иного закона. Данные разъяснения не могут считаться самостоятельными источниками права (например, быть положенными в основу приговора), однако они способствуют правильному пониманию других источников. В юридической литературе встречается определение результатов нормативного толкования как квази-источников права.


Официальное нормативное толкование также делится на два вида. Аутентичное (авторское) толкование - официальное разъяснение, которое дается от органом, установившим толкуемую правовую норму.

Второй вид, легальное (разрешенное, делегированное) толкование, которое осуществляется не самими нормотворческими органами, а другими уполномоченными на то государством. Аутентическое толкование представляет собой раскрытие воли законотворца, сформулированной в норме права и ее конкретизация. В некоторых случаях нормативно-правовые акты, на практике вызывающие неясности или противоречиво применяемые, официально разъясняются путем нормативного толкования самим органом, издавшим этот акт. Акт нормативного толкования несет в себе такую же юридическую силу и аналогичную форму внешнего выражения, как и толкуемый акт.[13] Случаи такого толкования достаточно редки.

Легальное толкование необходимо осуществлять в рамках компетенции органа, который производит разъяснение. Его обязательная сила распространяется на тех субъектов, которые подпадают под юрисдикцию органа, который толкует норму.

В основе официального (легального) толкования лежит научный подход к изучению существующего права. Пленум Верховного Суда РФ имеет право давать такое толкование. Эти руководящие разъяснения осуществляются по проблемам судебной практики на основании дел, рассматриваемых судами и являются итогом их обобщения. В них толкуются вопросы, вызывающие сомнения и неясности у судов, порождающие разобщенность в отправлении правосудия, юридические ошибки и неправильные решения.

Казуальное толкование это разъяснение смысла правовой нормы, осуществляемое судебными или иными компетентными органом в рамках рассмотрения конкретного дела и являющееся формально обязательным лишь при разрешении такого дела. В результате такое толкование не имеет общеобязательной силы. Судебные органы в дальнейшем не имеют права основываться на нем при разрешении иных дел. Такое толкование содержится в специальных указаниях разъясняющего характера, в актах надзора юрисдикционных и административных органов. Так, например, в определениях судов вышестоящих инстанций четко толкуется смысл применяемой нормы права или судья в процессе уголовного заседания разъясняет участникам процесса статью, предусматривающую уголовную ответственность.

Неофициальное толкование происходит, когда разъяснение смысла законов и иных нормативных актов могут даваться не только определенными компетентными на то органами, но и общественными организациями, крупными государственными и общественными деятелями, учеными, а также любыми другими гражданами в их повседневной жизни. Такие разъяснения не являются юридически значимыми. Акты неофициального толкования не принадлежат к числу юридических фактов и не влекут юридических последствий.


Неофициальное толкование по внешней форме выражения может быть как устным (разъяснение какой-либо формы права адвокатом, судьей, прокурором в ходе приема граждан, на лекциях и т.д.), так и письменным (в периодической печати, в различных комментариях). Примерами данного толкования являются комментарии к Гражданскому, Уголовному, иным кодексам, законам, выпускаемые НИУ. Такое разъяснение оказывает значительное влияние на правовую жизнь общества, в первую очередь на правотворческий и правореализационный процессы через правосознание соответствующих субъектов.[14]

Среди видов неофициального толкования можно выделить так называемое обыденное толкование, осуществляемое гражданами в быту, повседневной жизни, а также профессиональное, например разъяснение законов адвокатом-практиком и т.д. Наконец, весьма важным видом неофициального толкования является так называемое доктринальное (научное) толкование, осуществляемое наукой права. Его сила не в формальной обязательности, а в убедительности, в авторитете тех лиц и организаций, которые осуществляют это толкование. Будучи тесно связано с практикой, оно призвано улучшать качество применения закона, укреплять законность.

В связи с результатом толкования различают буквальное (адекватное), расширительное (распространительное) и ограничительное.

Буквальное толкование - наиболее типичный и часто встречающийся вид толкования, когда «дух» и «буква» закона совпадают, т.е. словесное выражение нормы права и ее действительный смысл идентичны, или полностью совпадают. Однако так бывает не всегда. В силу объективных или субъективных причин словесное выражение воли законодателя и действительное содержание этой воли, выраженной в правовой норме, могут не совпадать. В таких случаях как исключение может применяться расширительное или ограничительное толкование.

При расширительном толковании действительный смысл и содержание правовой нормы шире, чем ее словесное выражение. Например, законодатель часто использует термин «закон» (судьи независимы и подчиняются только закону). Но истинный смысл слова «закон» состоит в том, что в этом случае имеются в виду все нормативно-правовые акты, а не только акты высших органов власти. То же самое касается и термина «судьи», поскольку имеются в виду и народные заседатели, и присяжные.

Ограничительное толкование применимо в тех случаях, когда действительный смысл нормы права уже, чем ее словесное выражение. Например, в норме права записано: «Все несовершеннолетние дети обязаны содержать нетрудоспособных родителей». Однако не все дети обязаны это делать. От этой обязанности освобождаются нетрудоспособные дети, а также дети, которых родители не содержали и не воспитывали. В данном случае сужается круг субъектов, подпадающих под действие правового предписания.