Файл: Оптимизация моральнопсихологических основ служебной деятельности военнослужащих контрактной службы.docx
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 100
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Здоровое МПС обеспечивает решение разнообразных по уровню боевых задач. Если боец демонстрирует неопределенность в МПС, это требует проведения с ним специальной работы, направленной на формирование МПС. Однозначно не должны допускаться к выполнению боевых задач подразделения с нездоровым МПС. Определенная работа должна быть направлена на определение причин данного положения. Возможно, при этом требуется смена руководства, переформирование воинского коллектива, оказание психологической помощи военнослужащим.
2) С целью определения способностей к прогнозированию нами применялся одноименный тест «Способность к прогнозированию» (СП) Л. А. Регуш. Факторная модель способности к прогнозированию, лежащая в основе опросника, выявляет глубину, гибкость, аналитичность, осознанность, перспективность, доказательность мышления. Эти качества мышления составляют шкалы теста СП. Дополнительная шкала – склонность к риску.
3) Для определения адаптивных способностей, нервно-психической устойчивости, моральной нормативности нами применен многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ) А. Г. Маклакова и С. В. Чермянина.
МЛО-АМ определяет нервно-психическую устойчивость (НПУ), выявляет адаптивные способности (АС = ЛАП), моральную нормативность (МН), коммуникативные особенности (КС). Стенирование переводит сырые баллы в стены. Далее подсчитываются показатели НПУ, КС, МН [17] в соответствии с уровнями (Рис.4):
Рисунок 4 – Интерпретация основных шкал методики «Адаптивность»
Итоговая оценка ЛАП определяется как сумма баллов по трем шкалам: НПУ + ЕС + МН (Рис.5).
Рисунок 5 – Интерпретация адаптивных способностей по шкале «ЛАП» методики «Адаптивность»
4) С целью оценки выраженности поведенческих тенденций военнослужащего мы применили методику «Лист прилагательных» Т. Лири в адаптации С. В. Забегалиной. В общей сложности испытуемых оценили по 8 фрагментов видеороликов, выбрав по крайней мере 4 прилагательных из списка из 32 прилагательных, которые, по их мнению, наиболее адекватно описывали позицию актера, показанную во фрагменте.
Шесть шкал опросника определяют регуляторные процессы планирования (Пл), программирования (Пр), моделирования (М),
оценки результатов (Ор), а также регуляторно-личностные свойства — гибкость (Г) и самостоятельность (С). Некоторые из 46 утверждений характеризует сразу две шкалы. Единая шкала «Общий уровень саморегуляции» (ОУ) выявляет уровень сформированности индивидуальной системы саморегуляции.
Таблица 1 отражает интерпретацию результатов.
Таблица 1 – Интерпретация результатов методики «Стиль саморегуляции» В. И. Моросановой
6) Для оценки когнитивных стилей мы применили методику К. Готтшальдта «Включенные фигуры».
Общеустановлено влияние когнитивных стилей на результативность [3].
Полезависимый когнитивный стиль в большей степени социально-ориентирован и чувствителен к средовым воздействиям, вместе с тем являясь более теплым, дружелюбным, тактичным внимательным, психологически совместимым, адаптируемым, особенно воспринимаемым другими. Поленезависимый стиль рассматривается другими как требовательный, амбициозный, надменный, бесчувственный, «холодный», резкий в общении, предпочитающий одиночество, ценящий размышление и ориентированный на дело, больше интересующийся идеями и принципами, чем людьми [3].
Методика К. Готтшальдта представляет 30 листов-бланков с простой и сложной геометрическими фигурами, причем простая является частью сложной. В течение 10 с испытуемый видит простую фигуру и не видит сложной. Затем включается секундомер и открывается сложная фигура, простая закрывается. Определяется показатель времени, когда испытуемый утверждает, что увидел простую фигуру. Стиль определяет количество правильных ответов; общее время на выполнение 30-ти заданий (в минутах); отношение количества правильных ответов к времени выполнения. Чем выше продуктивность правильных ответов и чем меньше общее время, тем более выражен поленезависимый стиль.
Методика К. Готтшальдта ориентирована на выявление самого стиля, а не степени его рациональности.
7) Для оценки пластичности/ригидности мышления военнослужащих мы применили методику «Уровень пластичности-ригидности мыслительных процессов» А. Лачинса.
Ригидность есть неспособность или затрудненность изменения субъективной программы действий в объективно требующих перестройки условиях. Пластичность - легкость перестройки. Выделяют когнитивную (перестройку представлений и восприятий с адекватным принятием решения), мотивационную и аффективную виды ригидности.
С целью получения выводов о значимой взаимосвязи был использован критерий Спирмена. Обработка результатов осуществлялась в пакете фирмы StatSoft STATISTICA., версия 10.0.
Заключение
Учитывая, что процесс адаптации к военной службе представляет собой взаимодействие между контрактником и социальной средой, которая его окружает, его можно разделить на личностные и внешние факторы. Личные факторы включают социальные опыт, отношение к военной службе, общее образование, способность заниматься определенной профессией, темперамент и черты характера. Внешние факторы включают боевое дежурство, караульную службу, учебный процесс, психологическую подготовку, методы руководства у младших командиров и командное взаимодействие.
В этом смысле оптимизация морально-психологических основ служебной деятельности военнослужащих контрактной службы должна быть направлена как на личностный и профессиональный рост контрактника, так и на совершенствование внешних условий, к которым относят постоянное обучение младших офицеров, которые, по общему признанию, часто являются наиболее важным звеном во всей системе командования и в спецоперациях, постоянный анализ и выявление военным психологом уровня морально-психологического состояния контрактников, постоянное совершенствование со стороны командования внешних обеспечивающих условий эффективной службы.
Таким образом, профессионализм контрактника зависит не только от внутренних условий, определяющих его как профессионала и личность, но и от внешних морально-психологических основ его служебной деятельности.
Вместе с тем, так как в окружении солдата непосредственно сосуществуют три слоя - макросоциальный (мировое сообщество, вооруженные силы, местное население, враг), микросоциальный (коллектив военнослужащих, воинская часть) и эргономический (природно-географическая, техническая и технологическая среда), - объектом психологической поддержки контрактника следует считать динамичную, саморазвивающуюся систему, включающую воинскую часть и командование в целом, а не только отдельного солдата или военную группу.
Список использованных источников
-
Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности- М., 1980. - 229 с. -
Асямов C.B. Профессионально-психологический тренинг сотрудников ОВД. - Ташкент, 2002. -
Богомаз, С.А. Когнитивный стиль полезависимость-поленезависимость: индивидуальные различия, обусловленные целеустремленностью [Текст] /С.А. Богомаз// Теоретическая и экспериментальная психология, 2011, Т. 4, № 4. - С. 5–12. -
Борисова Е.М. О роли профессиональной деятельности в формировании личности // Психология формирования и развития личности. -М.: Наука, 1981. - С. 157-159. -
В Минобороны считают переход на контрактную армию «дорогим удовольствием» // ТАСС. 01 октября 2020 г. [Электронный ресурс] – URL: https://tass.ru/armiya-i-opk/9601407 (дата обращения 19.12.2022). -
Гороховатский Л. Ю. Психолого‐педагогическое сопровождение служебной деятельности военнослужащих контрактной службы // Социокультурные процессы и глобализация: материалы Международной конференции «Глобальный мир: гуманитарный кризис или момент развития» / гл. ред. К. В. Султанов. – СПб.: Изд‐во СПб Политех. ун‐та, 2008. – С. 209‐219. -
Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А., Урбанович А. А., Шабуневич Б. Б. Военная психология и педагогика // Современная военная психология: хрестоматия / сост. А. А. Урбанович. – Минск: Харвест, 2003. – С.8‐24. -
Еруков О.П. Психология и педагогика высшей военной школы: учеб. пособ. / О.П. Еруков, И.Д. Афонин. Монино: ВВА им. Ю.А. Гагарина, 2010. – 446 с. – С. 168. -
Зибров Г.В., Колосова Л.А. и др. Психология и педагогика высшей военной школы. Воронеж: Министерство обороны РФ: ВВВАИУ, ВИРЭ, 2005. – 414 с. – С.112. -
Зимняя И. А. Педагогическая психология: учеб. пособие. – Ростов н/Д.: Феникс. – 1997. – 477 с. -
Зиньковская С.М. Системное изучение человеческого фактора в опасных профессиях: Автореф. дисc. ... докт. психол. наук — М.: РУДН, 2007. -
Караяни А. Г., Сыромятников И. В. Прикладная военная психология. — СПб.: Питер, 2006. — 480 с. -
Ковалев А.Г. Личность воспитывает себя [Текст] / А. Г. Ковалев. - М: Политиздат, 1983. - 266 с. -
Колосова Л. А., Томилов А. А., Беляев Р. В., Сергиенко А. И. Морально-психологическое обеспечение деятельности войск в боевых условиях как система // Военная мысль. - 2019. - №2. – с. 79-86. – С.80. -
Крупнов А.И. К вопросу о классификации свойств личности и черт характера // Личность в межкультурном пространстве. Материалы Межвузовской научной конференции. - М.: РУДН, 2005. -с. 159-163. -
Крупнов А.И. Системно-диспозиционный подход к изучению личности и ее свойств // Вестник РУДН. Серия: «Психология и педагогика». — 2006. — № 1 (3). - С. 63—73. -
Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ) А.Г. Маклакова и С.В. Чермянина. [Электронный ресурс] – URL: https://hr-portal.ru/tool/mnogourovnevyy-lichnostnyy-oprosnik-adaptivnost-mlo-am-ag-maklakova-i-sv-chermyanina (дата обращения 09.01.2023). -
Холодная, М.А. Когнитивные стили как проявление своеобразия индивидуального интеллекта. – Киев: УМК ВО, 1990. – 75 с. -
Шадриков В. Д. Психология деятельности и способности человека: учебное пособие для вузов [Текст] / В. Д. Шадриков. - М.: Логос, 1996. -462 с. -
Щукина Г. И. О структуре деятельности. – СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 1997. – С.111‐114. -
Global firepower 2022. [Электронный ресурс] – URL: https://www.globalfirepower.com/ (дата обращения 19.12.2022).