Файл: Отчет объект бд, предназначенный для печати данных. С каждым объектом работают в отдельном окне, причем предусмотрено два режима работы 1 оперативный режим когда просматривается, изменяется, выбирается информация.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчет по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 53

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Требования к базе данных.

База данных предназначена для формирования меню и заказов клиентуры ресторана. Система должна вести учет первичной документации, учет работников и самой клиентуры, а также формировать необходимые отчеты. Главным назначением базы является автоматизированная деятельность ресторана.

База данных может работать на одном компьютере или в локальной сети. Основной режим работы – диалоговый, т.е. пользователь работает с базой данный, используя объекты форм поля, кнопки, списки, получая при этом необходимые отчеты в Ravе Designer, используя для этого специальные шаблоны. Необходимо предусмотреть поиск, отбор и сортировку документов, используя и другие критерии к базе данных.

1. Реляционная модель базы нормализована и состоит из 6 таблиц.

2. Приложение БД имеет удобный для пользователя интерфейс, выполненный в одном стиле.

3. Для разработки приложения выбрана среда разработки Delphi. Delphi – это продукт Borland International для быстрого создания приложений.

Высокопроизводительный инструмент визуального построения приложений включает в себя настоящий компилятор кода и предоставляет средства визуального программирования, несколько похожие на те, что можно обнаружить в Microsoft Visual Basic или в других инструментах визуального проектирования. В основе Delphi лежит язык Object Pascal, который является расширением объектно-ориентированного языка Pascal. В Delphi также входят локальный SQL-сервер, генераторы отчетов, библиотеки визуальных компонентов, и прочее хозяйство, необходимое для того, чтобы чувствовать себя совершенно уверенным при профессиональной разработке информационных систем или просто программ для Windows-среды. Преимущества Delphi по сравнению с аналогичными программными продуктами:

  • Создаваемые с помощью Delphi программы могут работать не только под управлением Windows, а сама она относится к классу инструментальных средств ускоренной разработки программ (RAD);

  • быстрота разработки приложения;

  • высокая производительность разработанного приложения;

  • низкие требования разработанного приложения к ресурсам компьютера;

  • наращиваемость за счет встраивания новых компонент и инструментов в среду Delphi;

  • возможность разработки новых компонент и инструментов собственными средствами Delphi (существующие компоненты и инструменты доступны в исходных кодах);

  • удачная проработка иерархии объектов. [В.В Фаронов Delphi программирование на языке высокого уровня СПБ7].


  1. Для реализации приложения по автоматизации обслуживания посетителей ресторана мы выбрали СУБД Paradox 7. Принцип хранения данных в Paradox сходен с принципами хранения данных в dBase — каждая таблица хранится в своем файле (расширение *.db), MEMO- и BLOB-поля хранятся в отдельном файле (расширение *.md), как и индексы (расширение *.px).

  2. Однако, в отличие от dBase, формат данных Paradox не является открытым, поэтому для доступа к данным этого формата требуются специальные библиотеки. Так как в этой ситуации доступ к данным осуществляется только с помощью «знающих» этот формат библиотек, простое редактирование подобных данных по сравнению с данными открытых форматов типа dBase существенно затруднено. В этом случае возможны такие недоступные при использовании «открытых» форматов данных сервисы, как защита таблиц и отдельных полей паролем, хранение некоторых правил ссылочной целостности в самих таблицах — все эти сервисы предоставляются Paradox, начиная с:

  3. первых версий этой СУБД. Достоинства данной СУБД заключаются в том, что она содержит:

  • Средства манипуляции данными Paradox и dBase.

  • Средства создания форм, отчетов и приложений.

  • Средства визуального построения запросов.

  • Средства публикации данных и отчетов в Internet и создания Web-клиентов.

  • Corel Web-сервер.

  • ODBC-драйвер для доступа к данным формата Paradox из Windows-приложений.

  • Средства для доступа к данным формата Paradox из Java-приложений.

Работа с приложением организована с помощью меню, расположенного на главном окне, обеспечив тем самым быстрый доступ пользователя ко всей информации, хранящейся в базе данных. Приложение позволяет выполнять следующие операции с данными:

  • ввод данных; в отдельных случаях, с проверкой вводимых данных и выдачей соответствующих сообщений в случае ошибок при вводе данных;

  • удобный просмотр, сортировку, поиск и фильтрацию данных;

  • формирование запросов и получение с помощью них необходимой информации из БД (в том числе и запросы с группировкой).

  • формирование печатной формы (отчётов).

Функционирование приложения ориентировано на конечного пользователя, удобно в работе и выполняет все необходимые для пользователя действия. Таким образом, пользователь может просматривать, добавлять и удалять записи о сотрудниках, клиентах и заказах. Также он может осуществлять поиск необходимой информации, составлять отчёты. Также пользователь может настраивать интерфейс программы согласно собственным предпочтениям, изменяя расположение компонентов на форме, шрифт надписей, подписи на кнопках и т.д. Кроме того, он может располагать окна формы по своему усмотрению.



6. Проектирование базы данных. Концептуальная модель базы данных



Концептуальная модель представляет объекты и их взаимосвязи без указывания способов их физического хранения. Таким образом, концептуальная модель является, по существу, моделью предметной области. При проектировании концептуальной модели должна происходить структуризация данных и выявление взаимосвязей между ними без рассмотрения особенностей реализации и вопросов эффективности обработки. Проектирование концептуальной модели основано на анализе задач, стоящих перед рекламным агентством. Концептуальная модель включает описания объектов и их взаимосвязей, представляющих интерес в рассматриваемой предметной области и выявляемых в результате анализа данных.

Чтобы построить необходимую нам модель, мы привели все имеющиеся данные к третьей нормальной форме, в результате чего получили следующие сущности:

  • Блюда.

  • Виды блюд.

  • Персонал.

  • Должности.

  • Постоянные клиенты.

  • Заказы.

Модель строим на логическом уровне (см. рис. 2). Из рисунка 2 видно, что в модели проставлены связи. Рассмотрим их подробнее:

- Таблица «Виды блюд» и таблица «Блюда» - установлена связь «один-ко-многим» при помощи первичного ключа «Код вида»;

- Таблица «Должности» и таблица «Персонал» - установлена связь «один-ко-многим» при помощи первичного ключа «Код должности»;

- Таблица «Блюда» и таблица «Заказы» - установлена связь «один-ко-многим» при помощи первичного ключа «Код блюда»;

- Таблица «Персонал» и таблица «Заказы» - установлена связь «один-ко-многим» при помощи первичного ключа «Код работника»;

- Таблица «Постоянные клиенты» и таблица «Заказы» - установлена связь «один-ко-многим» при помощи первичного ключа «Код клиента».



Рис. 2. Концептуальная модель данных


7. Датологическая (реляционная) модель базы данных



Датологическая модель БД – модель логического уровня, представляющая собой отображение логических связей между элементами данных, независимо от их содержания и среды хранения.

На этапе датологического проектирования строится логическая структура БД. При этом происходит преобразование исходной инфологической модели в модель данных, которая поддерживается конкретной СУБД. После этого производится проверка адекватности даталогической модели, отображаемой предметной области. Конечным результатом даталогического проектирования является описание структуры БД на языке описания данных конкретных СУБД.



Рис. 3. Датологическая модель данных

8. Физическое проектирование базы данных



Анализ сущностей концептуальной модели, их атрибутов и связей позволяет сделать вывод: каждая сущность может быть представлена отдельной таблицей, причем все они уже находятся в третьей нормальной форме. Таблицы базы данных создаются с помощью утилиты BDE Administrator в программе Database Desktop. Таблицы имеют тип Paradox 7. Создадим папку, где будут хранится созданные таблицы и пропишем путь к ней в BDE (Borland Database Engine) Administrator для создания аллиаса. Структура таблиц проста, в ней создаются связи по первичному и по индексным полям между таблицами.

В таблице Menu представлен весь ассортимент блюд. Структура таблицы (поля, их типы и назначение) представлена на рисунке 4. Всем полям назначен атрибут Required Field (требование обязательного существования значения у поля на момент его запоминания в БД), кроме поля Kod_bluda, поскольку это поле автоинкрементное, заполнение его значением производится автоматически при запоминании новой записи. С помощью элемента Secondary Indexes задали необходимые индексы (Kod_vida, по данному полю будет осуществлена фильтрация в таблице), а посредством элемента Refrential Integrity – ссылочную целостность, установив при этом возможность каскадных изменений и удалений.


Рис. 4. Структура таблицы «Меню»
В таблице Personal (рис. 5) первичным ключом является поле Kod_rabotnika, а вторичный индекс присвоен полю Kod_dolgnosti (по нему происходит связь с таблицей Dolgnosti, а также будет осуществлена сортировка в таблице) и полю Familiya (по нему будет осуществлен поиск в таблице).


Рис. 5. Структура таблицы «Персонал»

В таблице Dolgnosti (рис. 6) первичным ключом является поле Kod_dolgnosti (по нему происходит связь с таблицей Personal).



Рис. 6. Структура таблицы «Должности»
В таблице Postoyanue_klientu (рис. 7) первичным ключом является поле Kod_klienta (по нему будет осуществлен поиск в таблице).


Рис. 7. Структура таблицы «Постоянные клиенты»
В таблице Vidu_blud (рис. 8) первичным ключом является поле Kod_vida (по нему происходит связь с таблицей Menu).


Рис. 8. Структура таблицы «Виды блюд»

В таблице Zakazu (рис. 9) первичным ключом является поле Nom_p/p, а вторичный индекс присвоен полю Kod_bluda (по нему происходит связь с таблицей Menu) и полю Kod_rabotnika (данное поле будет включено в отчет Rave).


Рис. 9. Структура таблицы «Заказы»
9. Создание приложения для работы с базой данных. Разработка функциональной модели СУБД
Все описанные таблицы, составляющие основу базы данных, функционируют в рамках созданной системы управления базой данных ”Restaurant”. Приложение для работы с СУБД “Restaurant” создано средствами среды программирования Delphi 7.0. Модуль «Справочные таблицы» является основным модулем разрабатываемой программы. Его назначение – предоставление пользователю возможности выбора дальнейшего действия. Он позволяет загрузить другие модули, настроить СУБД согласно желаниям пользователя или осуществить выход из СУБД. Модули «Персонал», «Постоянные клиенты», «Ассортимент блюд», «Заказы» позволяют просматривать и редактировать соответствующие справочники, то есть осуществлять добавление, удаление, изменение и сохранение записей справочника. Из модуля «Ассортимент блюд» можно сформировать отчет (в виде меню), а из модуля «Заказы» формируется отчет в виде чека заказа. То есть это уже операционные таблицы Модуль «Файл» является справкой приложения. В модуле «О программе» можно просмотреть информацию о программном продукте. В модуле «Об авторе» содержится информация о разработчике приложения. Модуль «Выход» осуществляет завершение работы программы. Разработка экранных форм ввода-вывода и отчетов. При разработке СУБД “Restaurant” были разработаны экранные формы ввода/вывода исходных данных и результатов обработки, а также печатаемых отчётов. При запуске приложения мы видим, как процесс загрузки главной формы скрывает заставка. Она активна в течение 5 секунд. Затем открывается главное окно приложения.